| Этапы работы | Содержание этапа | Время |
1. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные. | - Добрый день! Я рада видеть вас на уроке математики! (Слайд 2) Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Математика! - Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. (Слайд 3) - Ребята, подумайте, на какую оценку вы хотели бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях.
| 3 мин.
|
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель, которую учитель ставит перед учениками: показать (продемонстрировать) умение правильно решать задачи на нахождение вместимости. Цели, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно решать текстовые задачи арифметическим способом (с опорой на схемы, краткие записи и др. модели) на нахождение вместимости, выявить затруднения в деятельности учащихся. Методы организации работы: фронтальный опрос. Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка. | - Дома вы должны были решить 2 задачи на нахождение вместимости. Задача № 298. Вместимость какого предмета вы определяли? (Кастрюли) Что было известно о вместимости кастрюли? (15 стаканов) Вместимость кастрюли в каких единицах измерения надо было определить? (В чашках) Что было известно о соотношении чашек и стаканов? (4 чашки=5 стаканов) Все справились с задачей? Что помогло в решении задачи? (Построение модели) 1 ученик идет к доске и строит модель и записывает решение задачи. - 15:5=3 (раза)
- 4х3=12 (ч.)
Ответ: 12 чашек. - Задача № 299. О вместимости чего говорится в задаче? (Куба) Что знаем о сторонах куба? (Одинаковые) Прочитайте 1 вопрос задачи. Как на него ответили? (60:2=30см) Прочитайте 2 вопрос. Как на него ответили? (60:3=20 см) Прочитайте 3 вопрос. Как на него ответили? (60:4=15 см) - Поставьте себе отметку карандашом на полях, а мне покажете смайликом. | 5 мин. |
3.
А) | Изучение нового учебного материала. Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о понятии «вместимость». Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать работу по повторению сведений о понятии «вместимость», создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Метод: беседа. | - С каким новым понятием мы познакомились на прошлом уроке математики? (Вместимость) - Что такое вместимость? (Вместимость-это объем жидкости, которая заполняет данный сосуд.) - На прошлом уроке мы решали задачи на нахождение вместимости с помощью каких предметов? (Чашки, стаканы, банки, вёдра.)
| 2 мин. |
Б) | Определение темы и постановка целей урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать тему и цели урока. Цель, которую ставит перед собой учитель: подвести учащихся к формулировке темы и определению целей урока. Метод: беседа.
| - Ребята, у меня на доске на карточках записаны слова: весы, длина, сантиметр, масса, линейка, вместимость, килограмм. Разбейте эти слова на группы и объясните свой выбор. (1 группа – масса, весы, килограмм. 2 группа – длина, линейка, сантиметр.) - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения массы – килограмм. Длину измеряем линейкой, единица измерения – сантиметр. Почему слово вместимость не отнесли ни к одной группе? (Не знаем единиц измерения). – Рассмотрите на доске изображения сосудов (ведро блюдце, кастрюля кружка) – Назовите сосуд с самой маленькой вместимостью. С большой. – Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости (блюдце, кружка, банка, ведро) – Если мы верно выполнили задание, то перевернув эти изображения, мы узнаем тему нашего урока. (Литр) Прочитайте в учебнике на стр. 88 вторую часть темы. (Сколько литров?) (Слайд 4) – Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое литр. Научиться решать задачи с новой единицей измерения – литр.)
| 3 мин. |
В) | Совместное открытие новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: получить представление о единице вместимости – литре. Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение знаний о «литре». Методы: иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, работа с учебником. | Учитель показывает две литровые банки. – Ребята, можете ли вы сказать какова вместимость данных банок? (мнения ребят разошлись) 1) Практическая работа. Один ученик измеряет маленьким стаканом, а другой стаканом побольше. – Как вы думаете, какой будет результат одинаковый или нет? (Разный) – Почему результат оказался разным, ведь банки одинаковые? (Измеряли разными емкостями) – Как же узнать точно вместимость данных банок? (Нужна специальная единица измерения емкости) – Что значит специальная – стандартная, принятая в математике. – Может быть вы догадались, о какой единице измерения емкости идет речь (Высказывания учащихся) – Как мы можем проверить свои предположения? Что на уроке нам помогает? (Учебник) 2) Работа по учебнику стр.88. – Прочитаем № 300 стр. 88 до картинок. – О чем беседовала Маша и Миша? – Что же такое ЛИТР? (Единица вместимости). - Ребята, у слова литр поставлена звездочка, что это значит? (Посмотреть в словарике). - Прочитаем определение термина «литр» в словаре на стр. 118. - Прочитайте вопрос ниже картинок. (Слайд 5) - А знаете ли вы откуда произошло слово «литр»? (Слайд 6) Термин "литр" введён в честь француза Клода - Эмиля - Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, в частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители также занимались производством винных бутылок. В 1763 г. на 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром. | 7 мин. |
4. | Физминутка. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение. Цель, которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий. | (Слайд 7) Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
| 1 мин. |
5. | Закрепление учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться решать задачи на нахождение вместимости, выраженной в литрах. Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать деятельность учащихся по применению умения решать задачи на нахождение вместимости, выраженной в литрах. Методы: объяснительно – иллюстративный, работа с учебником. | Решение задач. № 301. – О чем задача? (О соке) – В чем был сок? (В пакетах) – Одинаковые ли были пакеты? (Литровые, двухлитровые) – Сколько упаковок с литровыми пакетами? (3) – По сколько штук было в каждой упаковке? (По 12 пакетов) – Сколько упаковок с двухлитровыми пакетами? (2) – По сколько пакетов было в этих упаковках? (По 8 пакетов) Запишем краткое условие задачи. (Ученик работает у доски) Литровых – 3 упаковки по 12 п. Двухлитровых – 2 упаковки по 8 п. | ? л |
– Чтобы узнать общую вместимость всех привезенных пакетов сока, что нужно знать? (Сколько литровых пакетов и двухлитровых) - Как вычислить число литровых пакетов (12 . 3 = 36 (п.)) - Как вычислить число двухлитровых пакетов (8 . 2 = 16 (п.)). - Как после этого можно вычислить общую вместимость: (1 . 36 + 2 . 16 = 68 (л)). Запись решения задачи самостоятельно. Самопроверка по слайду 8. Оцените свою работу. (Показ смайлика) № 302 Самостоятельное чтение задачи. – О чем задача? (О молоке) – О каких трех величинах говориться в задаче? (Цена, количество, стоимость) – Какие числовые данные известны? Расставим их в таблице. Ученик работает у доски. Цена | Количество | Стоимость | 15 руб./л | ? л | ? (100 руб.) |
- Как найти количество товара, если известны стоимость и цена? (Надо стоимость разделить на цену) - Решение запишите самостоятельно. Самопроверка по слайду 9. Оцените свою работу. (Показ смайлика) | 10мин. |
6. | Физминутка для глаз. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять усталость и напряжение с глаз. | Смотрит вправо – никого Смотрит влево – никого. Раз-два, раз-два – Закружилась голова. Глазки закрывали, Глазки отдыхали. Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим, да-да-да. Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза, Отдыхать пришла пора.
| 1 мин. |
7. | Самостоятельная работа. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться применять полученные знания. Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на применение нового знания. Метод: разноуровневая самостоятельная работа.
| (Слайд 10) Задача для 1 уровня. В трех одинаковых бидонах 93 литра молока. Сколько литров молока в пяти бидонах такой же вместимости?
Задача для 2 уровня. В бочке на 24 л кваса больше, чем в бидоне. Сколько литров кваса в бидоне, если в бочке его в 5 раз больше, чем в бидоне? (Каждую задачу решают на обратной стороне доски ученики). Проверка. Самооценка. | 7 мин. |
8. | Подведение итогов урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Цель, которую ставит перед собой учитель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока. Метод: беседа. | (Слайд 12) - Какие цели мы ставили в начале урока? – Мы достигли этих целей? – Поднимите руку, кто запомнил, что такое литр? - Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание? – Какие трудности возникали? – Кто на уроке был самый активный? – Оцените свою работу на уроке. Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока? Выставление отметок активно работавшим ученикам на уроке.
| 3 мин. |
9. | Рефлексия. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: дать оценку своему эмоциональному состоянию. Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо - эмоционального состояния. | (Слайд 13) - С каким настроением вы уйдете с урока? (Учащиеся показывают смайлики)
| 1 мин. |
10. | Задание на дом. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания. Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | № 303. | 2 мин. |
11. | Резервный материал. | (Слайд 11) Задача на смекалку. - Стоят 6 стаканов в ряд, первые 3 из них с водой. Не переставляя стаканы, сделай так, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались. |
|