Урок математики Тема: Табличное сложение
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
На данном уроке учащиеся учатся складывать числа с переходом через десяток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - Табличное сложение | 50.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Федорова Алла Геннадьевна, учитель начальных классоа МОУ Гимназия №1 г.Бежецк Тверская область
Технологическая карта изучения темы
Предмет | математика |
Класс | 1 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-деятельностная |
Тема | Табличное сложение. |
Цель | Образовательные: Создать условия для овладения обучающимися знаниями табличного сложения, где результат получается больше 10; Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Основные термины, понятия | модель числа, десяток, целое, часть, складываем по частям, слагаемое, слагаемое, целое. |
Планируемый результат | |
Предметные умения - иметь представление о понятиях десяток, модель числа; - уметь дополнять числа до 10; - уметь прибавлять по частям; - уметь строить в тетради схему задачи; - уметь выполнять сравнение сумм не вычисляя. -уметь решать простые и составные задачи; | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная | Основные: Книгопечатная продукция Т.Е. Демидова. Математика. 1 класс. Часть 3. Дополнительные: -технические средства обучения -компьютер -медиапроектор -индивидуальные доски, маркеры -еженедельник (для самооценки) -презентация к уроку -тетрадь -электронная физминутка -алгоритм самооценки |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология обучения
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые умения |
Организационный
Актуализация опорных знаний
Постановка учебной проблемы Формулирование проблемы, планирование
Открытие нового знания Первично закрепление Тренировочные упражнения Применение нового знания Рефлексия учебной деятельности | Обучающиеся проговаривают стихотворение, проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» Отгадывают загадки Называют два основных шага для открытия нового знания, Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем Учащиеся записывают состав чисел первого десятка на карточках, сверяем правильность выполнения с доской. Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают его правильность Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Обучающиеся выполняют вычисления вслух, объясняют, какое выражение не смогли решить. Обучающиеся испытывают затруднение при ответе на вопрос. - Мы таких примеров ещё не решали. Как находить такие суммы? - Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются. Слушают и смотрят картинку с данным этапом . Проговаривают название этапа с учителем. Как находить такие суммы? Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются. Обучающиеся высказывают свои предположения. Слушают и смотрят картинку с данным этапом . Проговаривают название этапа с учителем. Обучающиеся высказывают предположение, что и в первом и во втором выражениях мы складывали одни и те же числа. От перестановки слагаемых значение суммы не меняется. Удобнее складывать, когда первое слагаемое больше, чем второе, тогда его легче дополнить до 10. Слушают и смотрят картинку с данным этапом Проговаривают название этапа с учителем. Учащиеся под руководством учителя выполняют музыкальную физминутку Объяснения детей. Заменим число 3 суммой чисел 2 и 1, потому что к 8 прибавить 2, получится 10 и потом еще добавим 1, получится 11. Обучающиеся доказывают правильность своих рассуждений. Выполняют задания в группах. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Обучающиеся высказывают свои предположения. Первое слагаемое и слева, и справа одинаковые, значит будем сравнивать вторые слагаемые. Второе слагаемое заменим на 4 и 2, потому что удобнее к 6 прибавить 4, получится 10. Потом добавим еще 2, получится 12. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Обучающиеся определяют уровень сложности каждой из получившихся задач. Выбирают уровень, соответствующий их умениям и знаниям. Записывают решение выбранной задачи. Проверяют правильность решения по образцу (каждый берет карточку с решением задачи). Заменить число пять на слагаемые 3 и 2, потому что удобнее к 7 прибавить 3, получится 10. Потом добавим еще 2, получится 12. В Стране Математики 12 населённых пунктов. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопрос учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли Обучающиеся выполняют задания в парах применяют алгоритм, проверяют друг у друга.
Делают самооценку в еженедельниках. Обучающиеся выполняют работу на клеточной бумаге, проверяют с эталоном. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Показывает данный этап на картинке. Организует актуализацию умений выполнять задания на знание состава числа первого десятка, на нахождение части и целого. Организует обобщение актуализированных знаний Показывает картинку следующего этапа. Предлагает задание нового вида, организует выполнение учащимися пробного учебного действия, фиксирует индивидуальные затруднения учащихся . Показывает картинку следующего этапа Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование индивидуального затруднения Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует диалог для усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи Устраняет затруднения. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Показывает движения под музыкальную физминутку Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднения, работу над ошибками. Организует самопроверку. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Проводит разбор задачи ранее изученного вида Опирается на уровни, соответствующие умениям и знаниям учащихся. Организует проверку задачи. Организует выполнение учащимися работы на новое знание. Организует выявление места и причины затруднения, Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Добрый день, ребята! Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте школьные принадлежности. - Почему это важно? Слайд 1 Мы отправляемся на поиски сокровищ, а сокровища – это наши знания и они лежат в заколдованном сундучке, готовы? На чем мы будем путешествовать вы узнаете, если отгадаете загадку: Он в безбрежном океане Туч касается крылом Развернется- под лучами Отливает серебром (самолет) Слайд 2 А чтобы узнать как называется страна, в которую мы совершим путешествие вы узнаете, если правильно расставите в порядке возрастания цифры с соответствующими на них буквами. (Страна Математика) Слайд 3 В путь! Посмотрите на доску, чему будет посвящён урок? Дети: ОНЗ - Какие основные два шага мы должны сделать? Ответы детей. - А сейчас мы были на 1 этапе. Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). Итак, мы пристягнулись. Давайте посмотрим, где мы пролетаем. 1.Это остров с волшебными домиками, где живут цифры. Повторим состав чисел 7, 8, 9, 10. Слайд 4 Молодцы! 2.А, чтобы вылететь с этого острова и долететь до следующего, вы должны выполнить цепочку вычислений. Слайд 5 Молодцы! 3.Посмотрите, перед нами остров сказочных деревьев. Задание: дополни каждое число до 10. Слайд 6-7 Молодцы! -Что мы сейчас делали? Как называется этот этап? Как называется следующий этап? А теперь мы на острове «Открытия нового знания» Помогите Лисичке найти значения выражений. 3 + 4 10 + 3 7 + 3 9 + 2 Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Ученики: Будем учиться искать значение похожих сумм. Будем учиться складывать числа, сумма которых больше 10. Слайд 8
Что мы делали? Как называется следующий этап? Медвежонок-математик. Слайд 9 Для того чтобы прибавить к девяти 2, сначала 9 дополним до 10, то есть заберём одну часть и переместим её к девяти. У нас осталась еще одна часть, и мы ее добавляем к десятку и получаем одиннадцать. 9 + 2 = 11 ______________________ 9 + 1 + 1 = 10 + 1 = 11 Какой план при вычислении суммы? Как называется следующий этап? Выдвижение гипотезы. - Какие у вас есть предположения, мысли? Слайд 10
2+9. 2 + 9 = 11 _______________________ 2 + 8 + 1 = 10 + 1 = 11 Учитель: Для того, чтобы прибавить к двум девять, сначала 2 дополним до 10, то есть заберём одну часть от второго слагаемого и переместим её к первому слагаемому. У нас осталась еще одна часть, мы её добавляем к десятку и получаем одиннадцать. Расскажите, почему суммы равны? Учитель: Каким способом удобнее находить значение суммы? составление алгоритма
-Как называется этот этап? Физкультминутка. На острове «Чунга-чанга» Слайд 11 Остров называется «Складываем по частям». Слайд 12 Нужно найти значения выражений на туловищах лебедей. Как мы будем считать? 8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 10 + 1 = 11 2 1 7 + 4 = 7 + 3 + 1 = 10 + 1 = 11 3 1 6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 10 + 1 = 11 4 1 Как называется следующий этап? Посмотрите, пожалуйста, на доску, наши мостики через речку сломались, Слайд 13 Сможем ли мы их починить при помощи математических знаков «>», «<», «=», чтобы перейти на другую сторону реки? Слайд 12. . 6 + 6 > 6 + 5 7 + 4 < 7 + 5 8 + 4 > 8 + 3 Учитель: Найдите значение выражения 6 + 6. Как будем считать? Аналогичная работа проводится в числовыми выражениями самостоятельно 7 + 4, 8 + 3. Применяем алгоритм. Как называется следующий этап? Вот мы и добрались до страны под названием Математика Слайд 14 В этой стране есть волшебный замок. Что нам мешает увидеть этот замок? Слайд 15. Ученики: Высокий забор. Учитель: Чтобы ворота открылись, вам необходимо решить математическую задачу из учебника Слайд 16 В Стране Математики 3 деревни, 4 посёлка и 5 городов. Сколько всего населённых пунктов в Стране Математики? Что мы должны сделать, чтобы решить задачу? Ученики: Составить схему. Учитель: Что нам известно? Ученики: Известны части 3,4,5, а нам нужно найти целое. Учитель: Как найти целое, зная части? Ученики: Сложить части. Учитель: Сколько различных способов можно использовать, чтобы решить данную задачу? Ученики: 4 + 3 + 5 5 + 3 + 4 4 + 5 + 3 и т.д. 3 + 4 + 5 = 7 + 5 Учитель: Как к 7 + 5? Вот мы и у замка. Слайд 17 Как называется следующий этап? Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Попробуйте заполнить пропуски. Работа в парах 6 + 7 7 + 6 А теперь откроем сундучок. Слайд 18 Чтобы открыть сундук, нам нужен ключ. Диктант по клеткам. 2клетки вниз, 8 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка верх, 1 клетка вправо,1 клетка вниз,2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо. Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат флажки зеленого, желтого и красного цвета. Если на уроке все задания были легкими, вы научились складывать числа, сумма которых больше десяти и вам было интересно, прикрепите на наш кораблик зеленый флажок; если не все задания показались вам легкими, прикрепите желтый, а если вам было сложно на уроке и требуется помощь, прикрепите красный. Слайд 19 Молодцы! Спасибо за урок. Слайд 20
| Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: - знать что такое десяток; -знать способы сложения чисел с переходом через разряд; - уметь складывать числа с переходом через десяток в пределах 20; - уметь ориентироваться в тетрадке; - знать состав чисел первого десятка, Метапредметные (УУД): познавательные: - выполнять анализ; обобщение; регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: - знать способ сложения чисел с переходом через разряд; - уметь выполнять сложение по частям; - уметь находить значение суммы с переходом через разряд. Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли. Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке Предметные: - владеть способом сложения чисел с переходом через разряд; - владеть складыванием чисел по частям; Познавательные УУД: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммукативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: Уметь работать по коллективно составленному плану . Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. РегулятивныеУУД: -уметь проговаривать последовательность действий на уроке. -уметь выполнять работу по предложенному плану -уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . Предметные - уметь определять по изученным признакам является ли текст задачей; - уметь решать простые и составные задачи. -уметь составлять схемы к задачам; -уметь находить части и целое. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Математика.Тема урока: "Табличное сложение". (ОС Школа 2100)
Презентация (самоанализ урока). Конспеткт урока....
УРОК МАТЕМАТИКИ Тема : «ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 20 БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ РАЗРЯД».
Цель урока: 1. Закрепить умения математических действий сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд...
Конспект урока математики. Тема: «Поразрядное сложение единиц»
Конспект урока математики.Тема: «Поразрядное сложение единиц»...
Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ»
Урок разработан в игровой форме. На уроке все задания направлены для закрепления знаний таблицы сложения; развития навыков счёта, умений сравнивать именованные числа, решать простые и составные задачи...
Конспект урока математики. Тема: "Письменное сложение трехзначных чисел" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом сложения трехзначных чисел; отработка вычислительных навыков, отработка умения решать задачи.Планируемые результаты:Предметные: Знать алгоритм сложен...
Конспект урока математики, тема: «Алгоритм сложения трехзначных чисел», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка сложения чисел в пределах 1000.Планируемые результатыПредметные: - Знать алгоритм письменного сложения в пределах 1000; - Уметь выполнять сложе...
Открытый урок математики. Тема "Прием сложения для случаев вида 26+4"
Тип урока: комбинированныйФормы и методы обучения:Объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, фронтальная, парная....