Время как единица измерения.
статья по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Время как единица измерения.
Здравствуйте, я Шнуркова Людмила Николаевна, учитель начальных классов ГОУ СОШ №996. Работаю по образовательной системе «Школа 2100». Мои дети очень хорошо написали мониторинг. Но надо сказать, с этим набором детей мне повезло, мне достались думающие дети, и не просто думающие, а те, которые хотят брать и добывать знания, поэтому моя задача им только давать эти знания. Хочу поделиться с вами некоторыми интересными моментами, которые использую при изучении темы «Время».
На уроках математики в начальной школе рассматриваются такие величины как длина, площадь, масса, объём и время. Самой трудной для изучения величиной является время. Ребёнку важно почувствовать течение времени – в этом может помочь:
- режим дня;
- ведение календаря природы;
- воспроизведение последовательности событий при чтении сказок, рассказов, просмотра фильмов.
Начиная с 1-го класса можно уже сравнивать временные промежутки.
- Что длится дольше урок или перемена?
- Учебная четверть или зимние каникулы?
- День ученика в школе или рабочий день родителей?
Дальше мы приступаем к сравнению возраста людей и овладеваем понятиями: старше – моложе – одинаковые по возрасту.
- Сестре 7 лет, а брат на два года старше сестры. Сколько лет брату?
- Сколько лет будет каждому из них через три года?
Также желательно использовать табель-календарь при нахождении продолжительности событий (при изучении года, месяца, недели).
- Учитель называет начало и конец летних каникул, учащиеся, подсчитывают число дней или месяцев по календарю (для быстрого подсчёта надо вспомнить, что в неделе семь дней).
Необходимые сведения даются детям и входе текущей работы. Например, при записи в тетрадях даты «30 ноября» им сообщается, что 30 ноября это последний день месяца, что ноябрь – последний месяц осени, что завтра начинается декабрь – первый месяц зимы.
Полезно установить с детьми, что продолжительность урока равна 45 минут, что перемена длится 10 минут, что за одну 1 минуту средним шагом можно пройти 60-70 метров или просчитать не очень быстро от 1 до 60. Необходимо систематически давать ученикам задание для самостоятельного измерения времени дома: сколько времени (у каждого) требуется на то, чтобы встать и собраться в школу, сколько времени он тратит на приготовление домашних заданий, какова продолжительность рабочего дня родителей? Эти упражнения, развивая временные представления детей, имеют и большое воспитательное значение. Нужно приучать детей беречь время, рационально его использовать.
На уроках я часто использую проблемные вопросы, с этого часто начинаю урок.
- Например, детям предлагается прослушать две мелодии. Одна из них длится 1 минуту, а другая 55 секунд. После прослушивания дети должны определиться какая мелодия длится дольше. Это задание вызывает затруднение, мнения детей расходятся, чувствуется интерес к проблеме. Тогда учитель предлагает во время прослушивания мелодии считать сколько раз будет двигаться стрелка. В процессе этой работы дети выясняют, что при прослушивании первой мелодии стрелка двигалась 60 раз и прошла полный круг, т.е. мелодия длилась одну минуту. Вторая мелодия длилась меньше, т.к. пока она звучала стрелка двигалась 55 раз. После этого учитель сообщает детям, что каждый «шажок» стрелки это отрезок времени, который называется секунда. С этого можно начать урок по теме «секунда».
В 3-х, 4-х классах для привлечения к данной теме можно и даже нужно коснуться истории вопроса.
- Такие едины, как год и сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда – придуманы человеком
- Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются «вертятся».
В ходе урока я использую загадки, поговорки, пословицы, презентации, интересные вопросы (10 дней – 1 декада, 3 месяца – квартал)
- Квартал – это какая часть года?
- Какие месяцы составляют первый квартал?
- Сколько декад в январе, мае?
При изучении измерения времени по часам, с точностью до минуты, необходимо использовать модель циферблата с подвижной часовой и минутной стрелками, настольные часы (историческая справка: о солнечных, водяных, песочных, огненных, биологических часах). В классе необходимо иметь демонстрационную модель и желательно модели малых размеров у каждого ученика. Однако, соответствующие навыки не могут быть выработаны в одинаковой мере хорошо у всех учащихся. Работу следует продолжать на других уроках, естественно окружающего мира , истории (лента времени), литературного чтения (распределение пунктов плана в определённой последовательнос-
ти, определение продолжительности жизни того или иного писателя или поэта).
К моменту ознакомления с часом и минутой учащиеся уже имеют представления о долях единицы. Это нужно использовать, знакомя детей с такими выражениями, как «четверть третьего», «половина десятого», «без четверти три» и т.д. для этого на модели циферблате часов мелом нужно провести два диаметра, делящие циферблат на четыре четверти. Это поможет иллюстрировать смысл соответствующих выражений.
Усвоению отношений между единицами времени помогает таблица мер, которую следует повесить в классе на некоторое время.
В 4-ом классе мы рассматриваем простейшие случаи сложения и вычитания величин, выраженных в единицах времени. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях рекомендуем давать вычисления в сопоставлении:
30 мин 45сек – 20мин 58сек;
30м 45 см – 20м 58см;
30ц 45кг – 20ц 58кг;
Для развития временных представлений используем решение задач на вычисление продолжительности событий, его начала и конца. Вначале простейшие задачи на вычисление времени в пределах года (месяца) решаются в помощью календаря, а в пределах суток – с помощью модели часов, затем постепенно отказываемся от моделей.
Надо помнить, что:
Временные представления у детей развиваются долго в процессе длительных наблюдений, жизненного опыта, изучения других величин.
Удачи всем и новых свершений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Время и единицы его измерения
Невозможно представить себе современную жизнь без точных часов. Современные еди...
Итоговые тесты - необходимый набор знаний к концу 3 четверти в 4 классе (понятия скорость, время, расстояние, взаимосвязь, единицы измерения, односложные задачи на скорость, простейшие примеры на вычисления)
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию тесты, в которых собраны 30 вопросов, примеров и задач (односложных), с которыми ученики, оцениваемые на "удовлетворительно", предпоаложительно должны спра...
Время. Единица измерения времени: секунда
Время. Единица измерения времени: секунда...
Внеклассное мероприятие по математике на тему: «Время. Единицы измерения времени»
Цели:1. Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся; развитию кругозора, процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.2....
Открытый урок математики по теме "Время. Единицы измерения времени" 4 класс Школа России
Закреплять единицы времени, учить устанавливать соотношение между единицами измерения времени...
Презентация к уроку математики по теме "Время. Единицы измерения времени"
Закрепить единицы измерения времени...