Урок по математике по теме "Доли" 3 класс
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме
Урок по математике по теме "Доли" 3 класс. В этом файле только конспект урока. Презентация к уроку идет в отдельном файле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3kl_doli.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Доля. Сравнение долей.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедиапроектор
- карточки для работы в парах
- карточки для фронтальной работы
- плакат «Алфавит»
- м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
- презентация к уроку
- полоски для практической работы
- 2 макета с изображением торта
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Подготовка рабочих мест.
- Позитивный настрой на работу.
- Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
- Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
- Формулирование темы и целей урока.
- Изучение новых знаний и способов действий.
- Постановка проблемы, введение нового понятия.
- Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
- Первичная проверка понимания изученного.
- Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
- Поиск долей в пословицах.
- Применение знаний и способов действий.
- Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
- Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
- Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
- Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
- Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия деятельности.
- Зафиксировать новое знание.
- Организовать рефлексивный анализ деятельности.
- Самооценка деятельности.
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места. | Личностные (Действие смыслообразования) | |
2.Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока | 1) Актуализация опорных знаний. Устный счет. - Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила. _ Запишите только ответы в строчку, через запятую. * Число 25 разделить на 25. * На сколько число 26 больше, чем 9? *Во сколько раз число 48 больше 8? *Число 7 увеличьте на 6. *Число 7 увеличьте в 4 раза. * Число 25 уменьшите на 6. *Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см.. *Число 5 увеличьте в 3 раза. - Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось? 2) Формулирование темы и целей урока. -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. - Посмотрите м/ф! -Почему рассердился волк? -В чем его ошибка? -Что получил каждый из животных мультфильма? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске) Формулирование цели и темы урока -Так какая тема нашего урока? - Какую цель перед собой поставим? (одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать») - Учиться образовывать и называть …? - Учиться сравнивать …. | 1 - А 17 - П 6 - Е 13 - Л 28 - Ь 19 – С 10 - И 15 - Н Апельсин Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин» -Ему не досталось апельсина. -Он не умеет дружить. -Дольку апельсина -Доли. -Узнать что такое доля. ДОЛИ | Познавательные (общеучебные) Коммуникативные Регулятивные (целеполагание) |
3.Изучение новых знаний и способов действий | 1) Постановка проблемы, введение нового понятия. -А как это разделить на доли? Что такое доля? На доске: Беру яблоко и говорю: -С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? -Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли? -Почему? -А как правильно разрезать? -Какой вывод можно сделать? На доске: -Как второе яблоко правильно разрезать на доли? Держу в руках две половинки и спрашиваю: -На сколько равных долей разрезано яблоко? -А если я возьму одну из двух долей? - Как назовем долю? - Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: ¼ - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли» - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д. На доске: «Одна какая» 2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей. -А теперь вы разделите одну полоску на две доли. - Как сделаем? - Сколько таких долей во всей полоске? - Какие они между собой? - Заштрихуйте часть. - Как назовем долю? - Кто сможет написать название второй части? - Что обозначает эта запись? - Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли. - Как это сделать? - Какие доли между собой? - Заштрихуйте одну четвертую долю. - Напишите на этой части её обозначение. - Что обозначает эта запись? - Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды? - Какие доли между собой? - Как назвать одну долю? - Как записать её название математически? - Что обозначает эта запись? - Заштрихуйте долю и запишите её название. | -Доля-это часть. -Разрезать. -Нет. -Нет. Части не равные. -Части должны быть равные. -Доля-это равная часть. -Сначала разрезать пополам -На две доли. Одна доля из двух. Вторая. На четыре. Четвертая (Дети сначала предлагают свои варианты записи.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) Перегнем полоску пополам. Две Равные Одна вторая ½ Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть Сложить пополам, а затем еще раз пополам. Равные ¼ Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть Ответы детей. Проверка практическим способом. Равные. Одна восьмая ⅛ Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.) | Познавательные (общеучебные |
4. Первичная проверка понимания изученного | 1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам. Слайды 2 – 15 - На сколько долей разделена фигура? - Какие они между собой? - Сколько долей? - Как назвать одну долю? - Запишите. - Как по другому назвать ½, 1/3, ¼. 2) Поиск названия долей в пословицах - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах. * Один блин и тот пополам. * Один улей – улей, а пять – пасека. * Семеро одного не ждут. | Равные Запись в тетрадях и самопроверка по слайду. ½ 1/5 1/8 | Регулятивные (контроль, коррекция) Познавательные |
5. Применение знаний и способов действий | 1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей. - Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой. Выставить две модели тортов. - На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - На сколько равных долей разрезали торт мальчикам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - Чьи куски будут больше? - А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты? 2) практическая работа в сравнении долей полосок. - Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока. - Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас. Положите доли рядом для сравнения. - Расположите доли в порядке возрастания. - Какая доля самая маленькая? Самая большая? - Почему? Вывод о сравнении долей. 3) первичное закрепление умения сравнивать доли. Работа по слайдам 17 - 20 и запись неравенств в тетрадях. - Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой? - А если мышек будет 4? - А на восемь мышек? - Сравните получившиеся доли. - Объясните, почему вы так решили. - Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой? - А если подружек будет 6? - Сравните доли. - Объясните, почему вы так решили. 4) Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей. - Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше? - Почему? Докажите! Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения. - Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем? 5) Работа в парах. - Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания. Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась? -Какое правило применяли для выполнения задания? Резерв. Продолжение парной работы. - Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами. | - На 12. 1/12 Записать на доске. На сколько равных частей разделили. Ск. долей взяли. На 16. 1/16 Записать на доске. На сколько равных частей разделили. Ск. долей взяли. Варианты ответов детей. Запись на доске и в тетрадях ½ ¼ ⅛ ⅛ < ¼ < ½ Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля Запись дробей и неравенств в тетрадях 1/2 1/4 1/8 1/2 > 1/4 > 1/8 Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля 1/3 1/6 1/3 > 1/6 Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля Девочек. 1/12 > 1/16 Повторение правила Лучше меньше, но с друзьями. Звезда. Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля | Познавательные (действие постановки и решения проблем) Регулятивные (контроль, коррекция) Коммуникативные |
6. Подведение итогов. 7. Рефлексия | 1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7 2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены? - Что такое доля? - Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли? - Что обозначают числа в записи дробей? - Как сравнить доли? Урок целей достиг. - Где вы можете использовать полученные новые знания? Вернемся к м/ф «Апельсин». - На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть? Слайд 22 - Какие это будут части? Самооценка успешности | Равные части. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля При угощении, делении поровну. Равные | Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...
Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России»)(урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел
Цель урока: Формирование умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...
Мультимедийная презентация урока по математике в 1 классе по учебнику Т.Е.Демидова,С.А.Козлова «Математика» (система «Школа 2100»)
Мультимедийная презентация по математике 1 класс....
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.
Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...
Описание открытого урока по математике в 1 классе (VIII вид) по теме: «Число 5. Цифра 5. Урок проведен учителем начальных классов ГБОУ школы №439 Шатохиной М.В.
Задачи урока:Образовательные:получение числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5;построение натурального ряда чисел;написание цифры 5;состав числа 5, все случаи сложения и соответств...