№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1. | Самоопределе ние к деятельности. /2 мин/
Цель:
Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть вас мы очень рады!
Прозвенел звонок – начинается урок. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья.
В этом классе все друзья?
Да!
Я, ты, он, она, - вместе дружная семья?
Да!
Посмотри-ка на себя,
На соседа справа, на соседа слева.
В этом классе все друзья?
Да!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым? - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?
Учитель предлагает занять свои рабочие места.
- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?
Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока:
« С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
Не будем терять времени. ( Слайд 2)
| Стоят в круге.
Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.
Хором дополняют реплику учителя.
Диалог в круге.
- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д.
Садятся за парты.
Объясняют смысл высказывания.
|
Личностные УУД:
самоопределение |
2. | Актуализация знаний .
/5 мин./
Цель:
Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | Ведёт подводящий диалог.
( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить.
-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение.?
-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.
1)6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0
4) 264·10 5) 92· 100 6) 532·300
( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) (Слайд 3) | Участвуют в диалоге.
- Можно посчитать треугольники.
- Можно выявить закономерность.
1) табличное умножение
2) внетабличное умножение
( разбиваем на разрядные слагаемые)
3) умножение на нуль
4) увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10
5) приём умножения на 100
6) затрудняются | Познавательные УУД:
- Общеучебные;
- Логические;
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
3. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
/5 мин/
Цель:
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | 1. Ведёт побуждающий диалог.
- Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике?
Побуждает к осознанию темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.
2. Стимулирует к деятельности.
Предлагает два варианта:
- Первый : Сама покажу вам приём умножения.
Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.
- Какой вариант выберете вы и почему?
| Участвуют в диалоге.
- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями)
Формулируют тему урока.
-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
Дети предпочитают « открывать» новое знание сами.
|
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы
- поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли; |
4 | . « Открытие» детьми нового знания.
/9 мин./
Цель:
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Организует деятельность.
- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4)
- У кого есть предположения, как можно его вычислить?
- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?
- Какой закон математики вы применили? ( Слайд 5)
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Какой способ мы можем ещё использовать?
- Умеем мы это правильно делать?
- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6)
2.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.
- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?
- Откройте учебники на стр.9, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.
- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.
- Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? ( Слайд № 7)
- Сейчас объясним приём умножения на доске.
3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.
- У кого другая запись?
4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения.
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
Выводит алгоритм на экран. (Слайд 8) |
Выдвигают гипотезы:
- устно
- на калькуляторе
- столбиком.
-Нет.
Объясняют приём умножения.
532·300= 532·(3·100)= 532·3·100=159600
- Сочетательный закон.
- Не всегда.
- Решение столбиком.
-Нет.
Дети формулируют тему и учебную задачу урока.
- Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.
Пытаются решить пример самостоятельно.
- В учебнике.
Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.
Называют произведение в треугольнике.
Объясняют приём умножения.
- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.
- Пошаговое выполнение действий.
Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.
Одна пара зачитывает.
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю нули.
4.Читаю ответ.
| Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
5. | Первичное закрепление с проговарива-
нием.
/5 мин./
Цель:
Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1.Организует работу по закреплению нового знания.
Фронтальная работа с проговариванием вслух.
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.9 №41 – 1 строчка)
К доске вызывает сначала « сильного» ученика, затем «слабого».
- Понятен ли вам этот вычислительный приём?
- Как проверить, что вы его усвоили?
Даёт инструктаж по выполнению задания.
- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. ( 735 ·500 6307 · 40)
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг.
Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.
- Передайте карточку соседу.
Выводит ответы к заданию на экран.
( Слайд 9)
- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.
- Верните карточку владельцу.
- Совпал ли ваш прогноз с результатом?
|
Два ученика работают у доски, остальные в тетради.
- Решить примеры самостоятельно.
Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски.
- Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.
- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./ | КоммуникативныеУУД:
Умение выражать свои мысли;
Регулятивные УУД:
Овладение алгоритмом умножения;
|
6. | Взаимоконтроль с проверкой по эталону.
/3 мин./
Цель:
-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
|
|
| Регулятивные УУД:
Прогнозирование;
Самоконтроль;
Коррекция;
Коммуникативные УУД:
Учебное сотрудничество; |
7. | Физминутка
1 мин | Музыкальная пауза |
|
|
8. | Включение нового в систему знаний и повторения.
/7 мин./
Цель:
- закрепить умение решать текстовые задачи;
- применение нового способа действия;
- создание ситуации успеха. | Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.
- Внимание на экран. ( Слайд 10) Перед вами 4 задания.
- Какое из них далеко от темы нашего урока?
А) 736·300 6 324· 50
Б) 6 895+ 72 456 + 658
В) 784 · 600 + 2 907 · 30
Г) х· 4= 432·30
Осталось 3 задания.
- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.. Выполните его.
/ Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/
- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.
- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. ( слайд 11-13)
2. Организует работу над задачей.
- Вернёмся к учебнику. Задача № 43.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
- Как удобнее записать условие задачи?
- Правильно, в виде таблицы.
/В ходе работы составляется таблица/ (Слайд 14)
| Кол-во в 1 кор.
| Кол-во кор.
| Всего штук
| карандаши
| 12шт.
| 40 к.
| ?
? 560 шт.
| фломастеры
| ? шт.
| 10 к.
|
|
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные?
- А сейчас посмотрите на 3 столбик. Ваши предположения, что можно узнать, используя данные 3 столбика?
- Внимание на 2 строку таблицы. Используя эти данные, можем ответить на вопрос задачи?
|
Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.
Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.
А – выполнить умножение столбиком
В- вспомнить порядок действий и вычислить.
Г- решить уравнение.
Выбирают и выполняют задание.
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.
1 ученик записывает решение задачи на доске.
| Познавательные УУД:
- анализ с целью выделения главных признаков;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение и поиск необходимой информации;
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;
-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- самооценка.
|
9. | Рефлексия учебной деятельности.
/ 3 мин./
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности;
- Осознание метода построения границ применения нового знания. | Благодарит ребят за работу.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постаралась.
Вам понравилось, друзья?
- Вспомните девиз нашего урока.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
- Какая тема нашего урока?
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Чему новому научились?
- Достигли мы успеха?
На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.
Давайте поспешим, друзья.
Записать задания.
А дома…
Приложить прошу
Максимум старания. (Слайд 15)
Проводит инструктаж домашнего задания.
С 9 № 42 – обязательный для всех
№ 47 – предлагаю тем, кто не боится трудностей.
Оценивание работы учащихся
- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.
- Почему ты так считаешь?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
-Перед вами лежат ладошки. Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению.
- Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось.
Это УСПЕХ сегодняшнего урока.
- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Вам девчонки и мальчишки –
Всем спасибо за урок. (Слайд 16)
|
проговаривают девиз урока.
Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.
- Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
- Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
- Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
-Достигли.
Записывают задание в дневники.
Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.
Раскрашивают « ладошки» и крепят на доску.
Высказывают своё мнение. |
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания;
|