Скорость, время, расстояние.
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Фёдорова Марина Анатольевна

Знакомство детей с понятиями скорость, время, расстояние. Взаимосвязь между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urok1.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Скорость, время, расстояние.

Цели: дать представление о таких понятиях, как скорость, время, расстояние;

учить детей вычислять задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; воспитывать интерес к точным наукам, дисциплинированность, умение работать в команде; развивать внимание, мышление, память, практические навыки вычисления скорости, времени, расстояния.

Оборудование: плакат с изображением автодрома; карточки с изображением спортивных машин; карточки трёх цветов: красные, синие, жёлтые – с выражениями, значение, которых должны соответствовать номерам машин трёх цветов: красного, жёлтого и синего.

                   

Ход урока

1. Организационный момент.

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

2.Повторение изученного материала.

Ребята, сегодня у нас непростой урок – мы с вами побываем на гонках « V -1»( Формула – 1). У нас с вами будет три команды: 1 -й ряд ( красные), 2-й ряд( синие), 3-й ряд (жёлтые).Каждому участнику каждой команды присваивается свой номер. Давайте определимся с номерами машин. Участник соревнования сейчас получит карточку с выражением, найдя значение которого, должен подойти ко мне и получить гоночную машину своего цвета.

Красные                                       Синие                              Жёлтые

35- 34=                                     67:67=                                   1*1=

18:9=                                         48-46=                                  29-27=

3*1=                                          27:9=                                     21:7=

21 -17=                                     2*2=                                       39:9=

100:25=                                   40:8=                                       65 -60=

3*2=                                         36:6=                                         34-28=

49:7=                                        71-64=                                      53-46=

( Ребята, решив выражения, подходят к учителю и получают карточку с машинкой соответствующего цвета с соответствующим номером; таким образом, у каждого участника окажется на руках свой автомобиль)

Ребята, как и «Формуле», на каждое новое соревнование команда выставляет 3-х участников. Приготовьтесь к первому заезду.

Посмотрите на доску. Здесь вы видите 3 дистанции. Сейчас участники каждой команды будут по очереди выходить к доске к своей дистанции, решать выражение и прикреплять свой автомобиль на участке, который прошли. Остальные участники команды преодолевают дистанцию самостоятельно в тетради. Начинаем 1-й заезд.

1 –я дистанция (красная)

! -------------------------! ---------------------! ----------------------------------------!

43067*6(258402)     37296:7(5328)          58402+5328(263730)

2-я ( синяя)

! --------------------------! ---------------------------! ---------------------------------------!

51235*3(153705)       24156:9(2684)                153705-2684(151021)

3-я (жёлтая)

! -------------------------! -----------------------------! -------------------------------------!

84327*5(421635)       37888:8(4736)                  421635+4736(426371)

( Учащиеся выполняют задание в тетрадях и у доски)

Ребята, первой у нас пришла команда ( называю) ряда. Все участники, проверьте свои ответы с теми, что на доске.

2. Работа над новым  материалом.

Ребята, давайте представим, что красный автомобиль у нас проехал 100м за 4 сек, а синий – 90м за 3 сек. Красный автомобиль затратил больше времени, однако он преодолел и большее расстояние.

- Как узнать, какой гонщик ехал быстрее?

( Узнать, сколько каждая машина проехала за одну секунду).

- Правильно, для этого мы каждое расстояние разделим на затраченное время и узнаем, сколько проехал каждый автомобиль за 1 сек.

100:4=25(м)

90:3=30(м)

- У нас получилось, что красный автомобиль за 1 сек. Проезжал 25м, а синий 30м. Так какой автомобиль двигался быстрее?

(Синий)

Значит, мы можем сказать, что красный автомобиль двигался со скоростью 25м/с, а синий 30м/с.

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.

Следовательно, чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время. Скорость можно измерять в таких единицах, как метр в секунду, метр в минуту, километр в час.

Давайте решим задачу. Жёлтый автомобиль проехал 400км за 5 ч. С какой скоростью он ехал?

Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?

(Да)

Что для этого нужно сделать?

(400:5=80км/ч)

Таким образом, мы можем сказать, что скорость, время и расстояние взаимосвязаны. Ребята, давайте подумаем, как мы можем найти расстояние, которое преодолела машина, если нам известна её скорость и время?

(Умножим скорость на время)

Давайте вернемся на автогонки. Решим задачу. Участвуя в гонках, автомобиль в первый час проехал 150км, выехав на прямую трассу, в следующий час он смог преодолеть 250км, в третий час машина проехала ещё 200км. С какой  средней скоростью двигался автомобиль?

- О чём задача?

(О гонках)

Давайте запишем условие задачи. Что нам известно?

(В 1ч -150км

Во 2 ч-250км

В 3ч – 200км)

Что нужно узнать?

(Среднюю скорость автомобиля)

Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

(Нет)

Что мы можем узнать в первом действии?

(Сколько всего километров проехал автомобиль: 150+250+200=600(км).)

Как мы узнаем среднюю скорость?

(600:3=200км/ч)

Что вы запишите в ответе?

(Средняя скорость автомобиля – 200км/ч.)

Мы с вами хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем.

Качу, лечу

Во весь опор.

Я сам – шофер

И сам – мотор. 

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль!

Ребята, мы снова на гонках и начинается второй заезд. Команды выставляют по 3 участника, у которых остались автомобили. Участники по очереди должны будут выходить к доске, заполнять каждый свою таблицу и прикреплять свой автомобиль на графе, которую выполняли.

Таблица для красных.

Средняя скорость

Время

Расстояние

10км/ч

…(3ч)

30км

…(125км/ч)

250км

85км/ч

…(340км

Таблица для синих.

Средняя скорость

Время

Расстояние

…(60км/ч)

360км

5км/ч

…(37ч)

185км

175км/ч

…(350км)

Таблица для жёлтых.

Средняя скорость

Время

Расстояние

95км/ч

…(475км)

…(35км/ч)

245км

6км/ч

…(10ч)

60км

В третьем заезде участвуют гонщики, чьи машины стоят все ещё в гаражах на ваших партах. Вы все знаете, что любой гонщик должен точно знать, где можно прибавить скорость,  а где необходимо её  уменьшить – к примеру, на поворотах. Так вот ваша задача – правильно решить неравенства.

Поворот для красных

34*5…355:5           345+90…48*4

Поворот для синих

764-375…67*6                 645:5…37*3

Поворот для жёлтых

795:5…865-698                   59*4…208+48

3. Подведение итогов    

Наши гонки «V- 1» успешно завершены. Все вы показали хорошие результаты, победила дружба. Ребята, понравился вам наш урок?

 Что нового мы с вами научились делать?

( Находить скорость, если известно время и расстояние)

Скажите, а что такое скорость?

( Расстояние, пройденное в единицу времени)

А как взаимосвязаны между собой скорость, время и расстояние?

( Если мы знаем время и расстояние, то всегда можем найти скорость, если мы знаем скорость и время, то всегда можем найти расстояние, если знаем скорость и расстояние, то всегда можем узнать время.)

Домашнее задание

Решить дома задачу: « Гонщик на соревнованиях развил скорость до 300км/ч. Какое расстояние он преодолеет, если не будет снижать скорость 5ч?» Или самостоятельно придумать задачу, в которой нужно было бы найти расстояние, которое проехал автомобиль.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл

Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...

Скорость, время. расстояние

Закреплять умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами. Повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое...

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Скорость. Время. Расстояние.

Цели: - сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения; - выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоя...

Итоговые тесты - необходимый набор знаний к концу 3 четверти в 4 классе (понятия скорость, время, расстояние, взаимосвязь, единицы измерения, односложные задачи на скорость, простейшие примеры на вычисления)

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию тесты, в которых собраны 30 вопросов, примеров и задач (односложных), с которыми ученики, оцениваемые на "удовлетворительно", предпоаложительно должны спра...

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...

Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи...