Технологическая карта урока математики по теме "Число и цифра 8"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Литвиненко Татьяна Анатольевна

Методическая разработка урока представлена в виде технологической карты с описанием УУД на каждом этапе урока введения нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Число и цифра 8».

Тема

Число и цифра 8

Тип урока

Урок введения нового знания

Цель темы

Познакомить учащихся с цифрой 8. Учить правильно писать цифру 8 и соотносить цифру и число предметов. Совершенствовать навыки счета предметов.  Продолжить формирование умений работать по образцу и ориентироваться в тетради. Развивать умение анализировать и сравнивать.

Задачи

Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий.

Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре.

Совершенствовать умения сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.

Умения

Предметные:

Читать число 8 и записывать цифру 8; Уметь находить число 8 в числовом ряду; Уметь соотносить цифру и число предметов; Уметь вести счет предметов.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: 

Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: 

Выполнять задания с использованием материальных объектов; Выполнять задания на основе рисунков и схем;

Выполнять действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные:

Учиться  работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.

Планируемый результат

Ученики должны узнать название числа 8.

Ученики должны научиться  записывать цифру 8.

Уметь находить число 8 в числовом ряду.

Уметь соотносить цифру и число предметов.

Уметь вести счет предметов.

Основные понятия

 Число

 Цифра

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Учебник  А. Л. Чекин «Математика», 1 кл., 1 ч.

Методическое пособие, тетрадь для самостоятельной работы №1. Захарова О. А., Юдина Е. П.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этапы урока

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  

Мотивация (самоопределение)

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап.  Мотивация.

-  Кто  из вас готов отправиться за новыми знаниями?

(Ответы детей: мы все готовы).

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Личностные УУД

Особое внимание уделяется на оказание помощи во время работы героям учебника или соседу по парте.

I этап.  Мотивация.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Нам нужно научиться сотрудничать с соседом по парте и уважать его мнение.

II этап. Актуализация знаний.

Цель:

1)упражняться в написании цифр в порядке возрастания: от 1 до 7;

2) вывести тему и цели урока.

Работать с информацией, представленной на рисунке.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по рисунку.

Организовать  индивидуальную работу по заданию.

II этап. Актуализация знаний.

Упражнение в написании цифр (Джинн).

-Назовите цифры, которыми жонглирует Джинн.

-Запишите эти цифры в порядке возрастания.

-Какое число будет следующим по счёту в числовом ряду?

Какой цифрой записывается число 8?

(Фронтальная проверка)

Познавательные УУД

Выполнять задание на основе рисунка;

Строить объяснение в устной форме.

II этап. Актуализация знаний.

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока. (Число и цифра 8)

-Чему нам нужно сегодня научиться? (считать предметы и правильно писать цифру 8)

Познавательные УУД

Владение общими приёмами выполнения заданий.

III этап.

Пробное действие с новым материалом

Цель:

1)Фиксация индивидуально

го затруднения

2)Совершенствование навыков счёта предметов.

Работать с информацией, представленной в учебнике, с целью  поиска и выделения необходимой информации;

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать индивидуальную работу и работу в паре для  совершенствования навыков счёта предметов.

III этап.

Пробное действие с новым материалом

с. 80 № 1

Дети показывают на пальцах 5 и 3. Сколько всего ног у паука-крестовика? (8)

-Выложите красными фишками число очков, выпавших на верхнем кубике (5). Синими фишками – число очков, выпавших на нижнем кубике (3).

-Сколько очков выпало на двух кубиках вместе? (8)

-Расскажите, где вам встречалось число 8? (8 ног у осьминога)

Познавательные УУД

Выполнять задание на основе рисунка;

Проводить классификацию;

Строить объяснение в устной форме.

III этап.

Пробное действие с новым материалом

- Нарисуйте 8 кругов в ряд. Первый круг раскрась красным цветом, а последний - синим.

- Каким цветом раскрашен восьмой круг?

-Сколько кругов расположено между третьим и седьмым кругами?

Работа в паре

- Проверьте, справился ли с заданием ваш сосед по парте?

Коммуникативные УУД

Научиться сотрудничать с соседом по парте.

- А знаете ли вы, каким знаком обозначают число ВОСЕМЬ?

- Так чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (писать цифру 8)

Познавательные УУД

Строить логическую цепь рассуждений.

IV этап.

Построение проекта

Цель:

1) познакомить учащихся с названием и обозначением числа 8. 2)Выявление места и причины затруднения.

3)составить алгоритм написания цифры 8

4) учить учащихся писать цифру 8 по алгоритму с комментирова-

нием

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Организовать работу по учебнику

Организовать работу в тетради.

Оценивать правильность выполнения задания.

Организовать работу в паре.

IV этап.

Построение проекта

Зад.2. с. 80 – читает учитель.

- Посмотри, каким знаком обозначают число ВОСЕМЬ.  Этот знак называют цифрой 8. С помощью него можно записать, что на верхнем рисунке 8 предметов.

- Найди среди знаков  цифру 8 и положи на неё красные фишки.

- Сколько раз тебе встретилась цифра 8? (3 раза)

- Для того чтобы научиться правильно писать цифру 8 нужно действовать пошагово (составление алгоритма написания цифры 8):

Цифра 8 состоит из двух элементов: верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведём вправо и вверх, закругляем, касаясь правой и верхней стороны клетки, ведём вниз к началу овала и далее вниз влево. Закругляем, не касаясь правой стороны клетки, ведём до середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

Зад.4 с 81.

- Рассмотри, как пишется цифра 8, обозначающая число ВОСЕМЬ, и поучись ее правильно писать.

(работа в п/т с. 97 № 1)

- Запиши по порядку числа о 0 до 8.

- Назови число, которое следует сразу за числом 7. Запиши его.

- Сравните написанную вами цифру 8 с образцом в учебнике.

Регулятивные УУД

Задание,  ориентирующее школьника на проверку правильности выполнения задания.

Контроль деятельности по результатам выполнения задания по алгоритму.

Познавательные УУД

Формулирование правила написания на основе существенных признаков.

IV этап.

Построение проекта

Зад.5 с. 81

Работа в паре.

- Найди и покажи соседу по парте на рисунке 8 предметов, а он покажет тебе оставшиеся.  

-Сколько предметов показал тебе сосед? (2)

Коммуникативные УУД

Взаимодействие с соседом по парте.

Личностные УУД

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам посредством системы заданий.

Познавательные УУД

Выполнение задания на основе рисунка.

V этап.

Самостоятель-

ная работа с применением нового знания.

Цель:

1)закрепить умение правильно писать цифру 8.

2)получение арифметической основы (состава) числа 8 как значение суммы.

 

Учитывать степень сложности задания  и определять для себя возможность/невозмож-

ность его выполнения.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом.

Контролировать работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

V этап.

Самостоятельная работа с применением нового знания.

с. 81 № 6

-Каким по счёту слева нарисовано яблоко? (шестым)

-Если дорисовать одну грушу слева, каким будет яблоко по счёту слева? (седьмым)

-А каким будет яблоко по счёту слева, если дорисовать грушу не слева, а справа? (шестым)

Слева или справа нужно дорисовывать груши, чтобы яблоко стало восьмым по счёту слева? (слева)

Сколько груш для этого нужно дорисовать? (2) Поставьте нужное количество фишек слева, чтобы яблоко стало восьмым по счёту слева.

-Составьте и запишите сумму и её значение. (6 + 2 = 8)

- Как можно превратить яблоко в восьмое при счёте справа? (дорисовать справа 3 груши)

- Составьте и запишите данную сумму и её значение (5 + 3 = 8).

Регулятивные УУД

Проверка правильности выполнения задания по алгоритму.

Предметные

Составление и запись сумм со значением 8. Запись цифры 8.

V этап.

Самостоятельная работа с применением нового знания.

п/т с. 101 № 10

-На каждой полоске дорисуй столько кругов, сколько нужно, чтобы их стало 8. Справа на клетчатом поле запиши суммы и их значения

5 + 3 = 8

4 + 4 = 8

3 + 5 = 8

2 + 6 = 8

1 + 7 = 8

Регулятивные УУД

Проверка правильности выполнения задания по алгоритму.

Познавательные УУД

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Предметные

Составление и запись сумм со значением 8.Запись цифры 8.

VI этап.

Включение нового знания в систему знаний

Цель:

1) закрепить умение составлять суммы со значением 8.

2) закрепить умение  вести счет предметов.

3)закрепить умение писать цифру 8.

Работать с информацией, представленной в п/т.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Формулировать на основе анализа ответы вывод по изученной теме.

Оценивать правильность выполнения задания.

Организовать работу в паре.

Оказать помощь при формулировании вывода по изученной теме.

VI этап.

Включение нового знания в систему знаний

п/т с. 103 № 14

Чтобы вычислить, сколько лягушек на трёх кочках, составь все возможные суммы. Запиши соответствующее действие сложения.

8 = 3 + 4 + 1

8 = 3 + 1 + 4

8 = 4 + 3 + 1

8 = 4 + 1 + 3

8 = 1 + 3 + 4

8 = 1 + 4 + 3

-Какой вывод мы можем сделать? (от перемены мест слагаемых значение суммы не изменяется)

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации на основе иллюстрации и образца.

VI этап.

Включение нового знания в систему знаний

- Посмотрите на числовой ряд.

 - На каком месте в числовом ряду находится число 8?

- Какой цифрой можно обозначить число 8?

- Чем отличается число от цифры?

- Какие суммы со значением 8 можно составить?

Вывод:

Число ВОСЕМЬ мы записываем с помощью математического знака ЦИФРЫ 8.

Познавательные УУД

Владение общими приёмами выполнения заданий.

Построение логической цепи рассуждений.

VII. Самооценка. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Самооценка. Рефлексия деятельности.

Закончи предложение по схеме:

- Сегодня на уроке:  

                                                                               

                                                                                                  запомнил … и знаю …

                                                                       Я                           научился

                                                                                                  смог

Примерные ответы детей:

Я запомнил, как пишется цифра 8 и знаю, что означает число ВОСЕМЬ.

Я научился писать цифру 8.

Я смог составить суммы со значением 8.

- Теперь я умею: …

записывать цифру 8;

находить число 8 в числовом ряду;

вести счет предметов;

составлять суммы со значением 8.

.

Познавательные УУД

Выполнение задания на основе схемы

- Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока математики в 1 классе по теме: "Волшебные цифры".

Пример технологической карты урока Учитель ________________________________________________________________ Предмет: математика Тема: «Волшебные цифры» Цели:формировать умения реша...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 9" УМК "ПНШ"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованием ОУ....

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число 6, цифра 6"

Урок рассчитан на учащихся 1-ого класса, разработан на основе УМК «Перспектива», по учебнику   Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика» 1 класс 2015Программа курса: Рабочие про...

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."...

Технологическая карта урока математики.Тема "Число и цифра 5". УМК « Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о числе 5, умение записывать его, складывать и вычитать в пределах 5;Формирование представления о пятиугольникеДид...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...