"Число 0. Цифра 0."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок по математике для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matem_1_klass.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по математике.

Класс: 1

Тема:«Число 0. Цифра 0.»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Создать условия для формирования представления о числе 0 и обозначения его цифрой 0.

Обучающий аспект: Формировать представление  о числе 1, цифре 1, его месте в натуральном ряду чисел; на основе наблюдения, сравнения вывести свойства числа 0.

Развивающий аспект:  Учить сравнивать и обобщать; формировать умение ставить цель.

Воспитательный аспект: Формировать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Планируемые результаты. Формирование УУД.

Познавательные: Выявлять свойства нуля, применять данные свойства при  сложении и вычитании чисел; правильно писать цифру 0; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: Формулировать свои мысли;

Регулятивные:  Формировать действия целеполагания.

Коммуникативные:  Умение выражать свои мысли.

Основные понятия:  Число  и цифра 0. Свойства числа 0.

Ресурсы: Учебник Л.Г.Петерсон «Математика» 1 класс. 2 часть.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

На каждом уроке математики мы раскрываем новые тайны. Готовы ли вы сегодня к новым открытиям?

- Да

III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового:

Цель – Познакомить учащихся с числом и цифрой 0; развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

- Предлагаю выполнить задание:

На доске:

3

1

- Какое задание нужно выполнить?

4

2

6

(проблема!)

- Вы смогли выполнить задание полностью?

- Почему не смогли написать выражение?

- А у вас есть предположения, как обозначить пустое множество, пустоту?

- Откуда вы знаете про это число?

- Значит, тема урока - … Чему мы научимся на этом уроке?

- Давайте сравним число 0 с другими изученными числами.

- Что обозначает число 0?

- А как мы его будем обозначать?

- Где будет стоять число 0 в числовом ряду?Как его отметить на числовом отрезке? Почему?

- Есть ли у него «соседи» ? Состав числа? Почему?

- Зная, что  число 0 обозначает отсутствие предметов, выполним равенства. Открываем учебники на стр.30 (переложили закладки).

 Мы узнаем волшебные свойства 0.

Работа с комментированием:

В первом мешочке было три треугольника, надо прибавить пустой мешочек.

- А если мешочки поменять местами?

- А всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число? Почему?

- Давайте, любое число обозначим буквой а и попробуем обобщить наше свойство.

На доске появляется первое свойство 0.

а+0=а        0+а=а

- Придумайте примеры к этому свойству.

- Теперь рассмотрим следующее действие.

В мешочке было 2 кружочка, ничего не берем, потому  что пустой мешочек. Будет все равно 2 кружочка.

- Какой вывод можно сделать?

На доске: а - 0=а

- Можно проверить -  правильно ли это утверждение? Как?

 - Продолжим работу. В мешочке два овала, теперь надо взять два овала. Разность - ничего нет. Почему?

-Сформулируйте свойство.

На доске: а - а =0

- Проверим на примерах это свойство.

- Молодцы. Мы узнали свойства 0?А как вы думаете, помогут ли они нам?

        

- Написать выражение.

Выходят  учащиеся для выполнения задания.

- Нет. К последнему заданию не смогли написать выражение.

- Потому что на другой стороне нет числа, там пусто.

Варианты ответов.

- Число и цифра 0.

Ответы детей.

- Пустоту, пустое множество, ничего.

- Цифрой 0.

Дети высказывают свои мысли:

- Число 0 будет стоять в начале отрезка, числового ряда, потому что он меньше всех остальных чисел.

Ответы детей.

Вывод: 0 - обозначает  пустое множество. Число 0 обозначают на письме цифрой 0. Начало числового отрезка надо обозначать цифрой 0.        

Работа на доске с мешочками и фигурами с комментированием:

В первом мешочке 3 фигуры, кладем 3 треугольника, во втором – пустое множество, значит – будет все равно 3 треугольника.

Дети рисуют фигуры в учебниках-тетрадях, записывают выражение цифрами. 3+0=0

- Если слагаемые поменять местами, то сумма не изменится. 0+3=3

- Да.

Вывод: Если к числу прибавить 0, то получится то же число. Если к 0 прибавить число, получится то же число.

Дети проговаривают это свойство подбирают примеры к этому свойству.

- Вычитание.

Работа на доске с комментированием:

В первом мешочке было 2 кружочка, должны взять 0, значит ничего не берем, останется все равно 2 кружочка.

Дети рисуют фигуры и записывают выражения.

Вывод: Если из числа вычитаем 0, то будет то же самое число.

- Да. Вместо а ставим любое число.

Дети придумывают свои примеры.

Работа у доски с комментированием:

В мешочек кладем два овала, теперь нужно взять с мешочка два овала. Берем эти фигуры  и ничего не останется.

- Взяли такое же количество,  столько же предметов.

Вывод. Если из числа отнять то же самое число , то будет 0

Дети выполняют задание. Учитель записывает примеры на доске.

- Да.

А теперь немножко отдохнем.

Физминутка:

- Сели поудобнее,

- Закрыли глаза.

- Открываем. ( На доске цифры от 1 до 9 вперемешку с 01,02,03)

1.Глазами  найдите числа в порядке возрастания.

2.Посмотрите внимательно на цифры и найдите лишние. Докажите, почему они лишние. Где вы их видели?

А как вы думаете почему не 10, 20, 30, а наоборот?

Варианты ответов детей.

01, 02, 03 – нет таких чисел. Это номера экстренных вызовов.

- Чтобы легче запоминалось, чтобы они выделялись.

Вывод: Оказывается и тут наша цифра играет важную роль.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – научиться правильно писать цифру 0, применять данные свойства 0 при  сложении и вычитании чисел.

Работа в тетрадях:

- На какую букву похожа цифра 0?

- Из каких элементов состоит?

 Овал начинаем писать с середины верхней стороны клетки, линию ведем вниз, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведем вверх и снова закругляем, идем к началу овала.

 - Теперь давайте применим новое знание и выполним самостоятельно №4.

- Что сперва нам нужно сделать? Потом?

- Проверяем работу. Какое свойство использовали при решении первого примера? Второго?...

- Оцените свою работу при помощи плюсов.

- У кого возникли затруднения? Нужно еще потренироваться?

- А теперь давайте поработаем на числовом отрезке. Кто объяснит задание №5?

- Что нужно знать при выполнении данного задания?

Решение с комментированием.

 В первом примере вычитаем 0, поэтому никакого движения нет, остаемся на месте. Во втором отрезке надо переместиться с 0.

- Букву 0.

- Из одного овала.

Дети прописывают в воздухе. Потом пишут в тетрадях.

- Прочитать равенства. Подобрать свойство и решить.

Дети проверяют работу и подбирают свойство.

Ответы детей.

- Надо выполнить действия сложения и вычитания на числовом отрезке.

- При вычитании перемещаемся налево, при сложении – направо.

У доски учащийся, остальные работают в учебниках.

V. Контролирующее задание .

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Я предлагаю вам поработать самостоятельно . У вас на партах  лежат карточки с заданиями. Задания двух уровней: Уровень «А»- легче, уровень «В»- немного сложнее. Вы можете выбрать - задания какого уровня будете  выполнять. Можно решить задания и двух уровней.

-  Проверьте свою работу по эталону. (На доске)

-  Оцените свою работу при помощи шкалы.

Дети выполняют задание.

Проверка.

Самооценка.

VII. Итог урока.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока.

- Назовите тему урока.

-Чему вы научились на уроке?                                    

                     Расскажите по схеме:

        Я запомнил …

        Я знаю…

        Я смог…

- Как бы вы оценили свою работу?

Почему?

Ваша самооценка совпала с моей. Вы сегодня работали отлично. Спасибо за урок.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...