Тематическое планирование по математике 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС, «Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с концепцией «Школа 2100», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Математика» Петерсон Л.Г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИКА

Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС, «Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с концепцией «Школа 2100», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Математика» Петерсон Л.Г.  Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).

Программу обеспечивают:

  1. Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2011г.
  2. Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.
  3. Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.
  4. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

    Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

    Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

    Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

     Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.

       1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

       В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

       Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

        Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

– коммутативный закон сложения и умножения;

– ассоциативный закон сложения и умножения;

– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

        Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);

2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

4) формируются измерительные умения и навыки;

5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

        Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

        Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

        В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

        В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

        Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

          Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

        Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

           Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

        Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

• на классификацию фигур;

• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

• на построение геометрических фигур;

• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

• на формирование умения читать геометрические чертежи;

• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.

5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

         Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

          К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

          Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

          В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней. Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

Основное содержание курса

1-й класс

(4 часа в неделю, всего – 132 часа)

Общие понятия. 10 ч.

    Признаки предметов.

     Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

     Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

     Отношения.

     Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.

Числа и операции над ними. 108 ч.

Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.

        Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами.     Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

        Ноль. Число 10. Состав числа 10.

Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

        Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

       Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение и вычитание в пределах десяти. Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях.     Соотношение целого и частей.

        Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

       Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

       Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

      Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.

        Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.

Текстовые задачи. Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;

в) задачи на разностное сравнение.

Элементы геометрии. Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.

        Различные виды классификаций геометрических фигур.

        Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Элементы алгебры. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а – 5 и а – 6. Равенство и неравенство.

         Уравнения вида а ± х = b; х – а = b.

          Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.

Итоговое повторение (14 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу первого года обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

  1. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  2.  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  3. готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

Ученик получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Метапредметные:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков
  2. синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
  3. установление причинно-следственных связей
  4. моделирование
  1. ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
  2. выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  3. пересчитывание  предметов и выражение результата числом;
  4. умение слушать и вступать в диалог

Предметные:

Обучающиеся к концу первого года обучения должны

 знать/ понимать:

  1. количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
  2. смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
  3. взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
  4. свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
  5. свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
  6. линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
  7. замкнутые и незамкнутые линии;
  8. внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
  9. прямой угол;
  10. многоугольники и их виды;
  11. измерение длины отрезка;
  12. все цифры;
  13. знаки больше (>),  меньше (<),  равно (=);
  14. названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
    включая число 20;
  15. знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
  16. переместительный закон сложения;
  17. таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  18. изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
  19. изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
  20. изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
  21. термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Уметь:

  1. читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
  2. сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
  3. воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
  4. воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
  5. воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
  6. распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
  7. выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
  8. выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
  9. чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  10. определять прямые углы с помощью угольника;
  11. определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  12. строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  13. находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  14. выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
  15. распознавать и формулировать простые задачи;
  16. составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

 Материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методический  комплект (УМК) для  1 класса:

1.Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.

2.Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.

3.Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

К

Печатные пособия

Предметные картинки.

Наглядные пособия по математике Петерсона для 1го класса.

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронная энциклопедия «Кирилла и Мифодия»

П

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Колонки

Принтер

Д


Д

д/п

д

.

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Корточки с цифрами и математическими знаками.

Линейка, угольник.

д


д

д

   

                                                                                                              ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа./ В 2 ч. Ч.1 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2011г.
  3. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
  4. Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.
  5. Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.
  6. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 по математике по учебнику Л.Г. Петерсон

 1 класс (4 ч  в неделю, 33 недели, всего 132 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

учащихся

Дата проведения

«Математика – 1, часть 1»

1.

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

     1

Исследовать предметы окружающего мира, их свойства. Систематизировать представление о разнообразии свойств предметов.

3.09

2.

Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник

     1

Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов.

Характеризовать свойства геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

4.09

3

Изменение цвета, формы, размера

     1

Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя преобразовывать цвет, форму и размер предметов

6.09

4

Составление группы по заданному

признаку

     1

Объединять предметы в группы по общему признаку, выделять часть совокупности, разбивать предметы по части по заданному признаку

7.09

5

Выделение части группы (С-1)

     1

Классифицировать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов.

Классифицировать предметы в группы и выделять части предметов по некоторому признаку.

10.09

6

Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «=»

1

Иметь понятие о случаях использования знаков = и =.

Распознавать и фиксировать одинаковых и различных групп предметов.

11.09

7

Составление равных и неравных групп (С-2)

1

13.09

8

Сложение групп предметов. Знак «+».


1

Воспроизводить смысл действия сложения, уметь записывать выражения.

Распознавать геометрические фигуры.

Читать примеры на сложение разными способами, в том числе и использую названия компонентов сложения.

Записывать сложение с помощью знака «+»



14.09

9

Сложение групп предметов. (С-3)

1

17.09

10

Вычитание групп предметов. Знак «-»

1

Рассуждать о математическом смысле действия вычитания,.

Читать примеры на вычитание разными способами, в том числе и использую названия компонентов вычитания.

Записывать вычитание с помощью знака «-»

18.09

11

Вычитание групп предметов. (С-4)

1

20.09

12

Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже.

1

Моделировать запись  взаимосвязи между сложением и вычитанием  в знаковой форме.

Использовать в речи слова «выше» - «ниже» .

Классифицировать  предметы по их свойствам

21.09

13

Порядок

1

Перечислять предметы в заданном порядке, устанавливать связь между порядковыми  и количественными числительными

Читать примеры на сложение и вычитание разными способами, в том числе с использованием названия компонентов сложения и вычитания.

24.09

14

Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже. (С-5)

1

Записывать взаимосвязь между сложением и вычитанием в знаковой форме.

Моделировать пространственно-временные отношения использовать в речи слова «раньше» - «позже»

25.09

15

Контрольная работа №1. Свойства предметов. Сравне-ние совокупности предметов.

1

27.09

16

Один - много. На, над, под. Перед, после.

1

Моделировать понятие о пространственных отношениях

«на»,  «над»,«под», «вперед»,«назад», «внутри»,«справа», «слева»,«посередине»,«вне», «между».

Записывать цифры 1 и 2 в соответствии с требованиями каллиграфии

28.09

17

Число и цифра 1. Справа, слева, посередине.

1

1.10

18

Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел.

1

2.10

19

Число и цифра 3. Состав числа 3.

1

Анализировать житейские ситуации требующие умения находить геометрические величины: отрезок, точка, элементы треугольника и четырехугольника (сторона и вершина)

Записывать примеры на сложение и вычитание .

Знать состав чисел 3 и 4.

4.10

20

Сложение и вычитание в пределах 3.

1

5.10

21

Сложение и вычитание в пределах 3. (С-6)

1

8.10

22

Число и цифра 4. Состав числа 4.

1

9.10

23

Сложение и вычитание в пределах 4.

1

11.10

24

Числовой отрезок.

1

Моделировать представление о числовом отрезке и способе решения с его помощью числовых выражений типа 2+1, 2-1.

Характеризовать свойства шара, конуса, цилиндра, различать формы данных фигур в предметах окружающего мира.

Присчитывать и отсчитывать единицы с помощью числового отрезка.

12.10

25

Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение вычитание в пределах 4 (С-7)

1

15.10

26

Число и цифра 5. Состав числа 5.

1

Определять состав числа 5.

Формулировать представление о пятиугольнике, параллелепипеде, кубе, пирамиде.

16.10

27

Сложение и вычитание в пределах 5.

1

18.10

28

Столько же. Равенство и неравенство чисел.

1

Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков.

 Складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке.

Использовать для сравнения знаки «=» и «=»

Находить взаимосвязь между частями и целым.

19.10

29

Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «=»

      1

22.10

30

Сравнение по количеству с помо-щью знаков >и <. Проверочная работа.

1

23.10

31

Сравнение по количеству с помо-щью знаков >и <

1

25.10

32

Сложение и вычита-ние в пределах 5. Сравнение по коли-честву с помощью знаков (С-8)

1

26.10

33

Число и цифра 6. Состав числа 6.

1

Характеризовать состав числа 6, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.

Устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

6.11

34

Сложение и вычитание в пределах 6.

1

8.11

35

Точки и линии. Компоненты сложения

1

Формировать представление о точке, линии.

Перечислять названия компонентов сложения и вычитания, использовать их в речи.

Сравнивать числа.

9.11

36

Области и границы. Компоненты вычитания

1

Группировать  области и границы, а также различать области и границы.

Знать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6.

12.11

37

Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6

(С-9)

1

Знать состав числа 6,выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.

Устан. связь между частью и целым.

13.11

38

Контрольная работа №2. Числовой отрезок 1-6, сравнение по количеству.

1

15.11

«Математика – 1, часть II»

39

Отрезок и его части

1

Представлять отрезок как самую короткую линию, соединяющую две точки.

Моделировать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6.

16.11

40

Число и цифра 7. Состав числа 7

1

Исследовать состав числа 7, способы его получения, писать цифру 7.

Использовать математическую терминологию.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 7.

19.11

41

Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник (С-10)

1

20.11

42

Выражения

1

Иметь представление о способах записи процессов в виде сумм и разностей и о способе сравнения двух сумм и разностей.

Выполнять вычисления в пределах 7.

Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

22.11

43

Выражения

1

23.11

44

Выражение. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7 (С-11)

1

26.11

45

Число и цифра 8. Состав числа 8

1

Моделировать состав числа 8 , способы его получения, уметь писать цифру8.

Понимать смысл действия сложения и вычитания.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 8.

27.11

46

Сложение и вычитание в пределах 8

1

29.11

47  

Сложение и вычитание в пределах 8 (С-12)

1

30.11

48

Число и цифра 9. Состав числа 9

1

Моделировать состав числа 9, способы его получения, уметь писать цифру 9.

Давать определения названия компонентов сложения и вычитания.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

3.12

49

Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9

1

Использовать таблицу сложения для определения результатов действий сложения и вычитания.

Выявлять взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений.

Быстро и правильно  считать в пределах

4.12

50

Зависимость между компонентами сложения

1

6.12

51

Зависимость между компонентами вычитания

1

7.12

52

Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитание(С-13)

1

Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений.

Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

10.12

53

Контрольная работа № 3 Числовой отрезок 1-9, таблица сложения и вычита-ния в пределах 9.

1

11.12

54

Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями

1

Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей.

Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

13.12

55

Число 0. Свойства сложения и вычитание с нулем

1

Исследовать ситуации , в которых фигурирует пустое множество.

Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей.

Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

Иметь представление о головоломке «Кубик Рубика»

14.12

56

Сравнение с нулем

1

17.12

57

Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика

1

18.12

58

Равные фигуры

1

Представлять равные фигуры как  фигуры, совпадающие при наложении, обосновывать равенство фигур различными способами

проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.

20.12

59

Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация

1

Характеризовать цифры и числа,  различны системы нумерации.

Проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.

21.12

60

Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9 (С-15)

1

Понимать отличие понятий «число» и «цифра».

Систематизировать представление об алфавитной нумерации.

Выполнять вычисления на числовом луче,  использовать взаимосвязь между частью и целым.

24.12

61

Задача

1

Формировать представление о задаче, её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), выделять их из произвольных текстов.

Выполнять вычисления в пределах 9.

25.12

62

Решение задач на нахождение части целого

1

Составлять простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.

27.12

63

Взаимно обратные задачи

1

Распознавать взаимообратные задачи

Распознавать и составлять задачи, обратной данной.

28.12

64

Решение задач на нахождение части целого (С-16)

1

Уточнить представление о смысле выражений. На сколько больше? На сколько меньше? формировать умение применять их в речи

10.01

65

Разностное сравнение чисел

1

Анализировать простые задачи на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.

11.01

66

На сколько больше? На сколько меньше?

1

Понимать смысл выражений. На сколько больше? На сколько меньше?, уметь применять их в речи.

Выполнять решение простых задач на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам

14.01

67

Задачи на нахожде-ние большего числа

1

Воспроизводить решение простых задач на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.

Моделировать вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым

15.01

68

Задачи на нахожде-ние меньшего числа

1

17.01

69

Решение задач на разностное сравнение

1

18.01

70

Решение задач на разностное сравнение (С-17)

1

21.01

71

Контрольная работа № 4 Задачи на сло-жение и вычитание. Разбиение фигур на части.

1

22.01

«Математика -1, часть III»

72

Величины. Длина

1

Находить геометрические величины разными способами и измерять их (на примере понятия длины)

  Анализировать зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки,  иметь представление о единицах измерения длины (шаг, локоть, сантиметр), определять длины отрезка с помощью различных мерок

24.01

73

Построение отрезков данной длины

1

Использовать различные инструменты и технические средства для измерения

 Выявлять зависимость между результатами измерения величины и меркой.

Выполнять построение отрезков  заданной длины с помощью линейки.

Распознавать и решать задачи на разностное сравнение

25.01

74

Измерение длин сторон многоугольников. Периметр (С-18)

1

Упорядочивать представление о периметре, о названиях сторон прямоугольника (длина и ширина).

Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр.

Выполнять вычисления в пределах 9.

Планировать решение простых текстовых задач.



28.01

75

Масса




1

Исследовать представление о массе  и её измерении.

 Анализировать зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки, знать единицы измерения массы (фунт, пуд, килограмм), измерять массы с помощью чашечных весов.

Классифицировать задачи на разностное сравнение, сложение и вычитание масс предметов.

Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр

29.01

76

Масса

1

31.01

77

Объем

1

Иметь  представление об  объёме (вместимости) тела и их измерении (на примере понятия длины)

 Выявлять зависимость между результатом измерения объёма величиной мерки, различать единицы измерения объема (ведро, бочка, литр).

Измерять объем с помощью различных единиц измерения, воспроизводить решение задач на разностное сравнение, сложение и вычитание объёмов предметов

1.02

78

Свойства величин

1

Сравнивать и обобщать информацию о величинах: длине, массе, объёме, использовать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин.

 Презентовать различные способы решения текстовых задачи на сложение, вычитание, разностное сравнение длин, масс, объёмов.

4.02

79

Величины и их свойства (С19)

1


5.02

80

Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна)

1

Выбирать наиболее целесообразный способ решения составнх задач на сложение и вычитание в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей)

Характеризовать представление о величинах: длине, массе, объёме, выбирать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин.

7.02

81

Уравнения

1


Устанавливать закономерность понятий «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения».

Соотносить компоненты сложения и вычитания, определять зависимости между ними и  использовать их для решения простейших уравнений

8.02






82


Уравнения (С-20)

1

Решать уравнения на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым.

 Планировать решение составных задачи на сложение и вычитание, разностное сравнение величин

Воспроизводить алгоритм решения уравнения

18.02

83

Уравнения

1

19.02

84

Уравнения (С-21)

1

21.02

85

Уравнения

1

22.02

86

Уравнения (С-22)

1

26.02

87

Контрольная работа № 5 Единицы массы, объёма, длины. Решение задач, уравнений

1

28.02

88

Работа над ошибками.

1

1.03

89

Укрупнение единиц счета

1

Представлять об укрупненных единицах счёта- коробками, ящиками, пачками и т.д., уметь складывать их и вычитать.

Объяснять выбор решения составных задач на сложение и вычитание, разностное сравнение величин.

Наблюдать за алгоритмом решения уравнения

4.03

90

Укрупнение единиц счета

1

5.03

91

Число 10. Состав числа 10

1

Пересчитывать предметы в пределах 10 и выражать результат числом.

Моделировать состав числа 10.

Проводить вычисления в пределах 10..

Вырабатывать план действий при решении текстовых задач, уметь проводить их самостоятельный анализ.

Планировать решение составных задач на нахождение целого, если одна  часть неизвестна.

Устанавливать зависимость между компонентами сложения и вычитания, зависимостями между ними и  использования их для решения простейших уравнений

7.03

92

Сложение и вычитание в пределах 10 (С-23)

1

11.03

93

Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно)

1

12.03

94


Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно)

1

14.03

95

Счет десятками

1

Анализировать десяток как укрупненную единицу счета, проводить счет десятками до 100 в прямом и обратном порядке.

Выбирать самостоятельно способ решения составных задач на нахождение целого, если одна  часть неизвестна.

15.03

96

Круглые числа

1

Систематизировать представление о круглых числах.

Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами.

Классифицировать названия круглых чисел, графически записывать круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать.

18.03

97

Контрольная работа №6. Укрупнение единиц счета. Реше-ние простых задач

1

Исследовать новую единицу длины – дециметр.

Выполнять действия с круглыми числами.

Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами.

Решать уравнения на основе  знания взаимосвязи между целым и частным

19.03

98

Дециметр.

1

21.03

99

Счет десятками. Круглые числа. Дециметр(С-25)

1

22.03

100

Счет десятками и единицами

1

Складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в дес. и ед., выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи

1.04

101

Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые

1

Исследовать разрядный состав чисел второго десятка.

Правильно называть и записывать числа от 11 до 20

2.04

102

Сложение и вычитание в пределах 20

1

Понимать и использовать нумерацию чисел второго десятка, правильно называть и записывать эти числа,  складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток.

Анализировать и решать задачи, решать  уравнения, прогнозировать результат вычисления.

4.04

103

Числа 1-20(С-26)

1

5.04

104

Нумерация двухзначных чисел

1

8.04

105

Сравнение двухзначных чисел

1

Записывать, сравнивать, складывать и вычитать двузначные числа (без перехода через десяток изображать двузначные числа точками числового отрезка.)

Сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных  в сантиметрах и дециметрах.

9.04

106

Сложение и вычитание двухзначных чисел

1

11.04

107

Сложение и вычита-ние двухзначных чисел (С-27)

1

12.04

108

Сравнение, сложе-ние и вычитание двухзначных чисел(С-28)

1

15.04

109

Квадратная таблица сложения

1

Складывать и вычитать двузначные числа с переходом через десяток с помощью таблицы  сложения.

16.04

110

Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток

1

Исследовать прием сложения однозначных чисел с переходом  через разряд «по частям».

 Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания.

18.04

111

Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток

1

19.04

112

Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-29)

1

22.04

113

Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток

1

Исследовать прием вычитания однозначных чисел с переходом  через разряд «по частям».

Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания.

23.04

114

Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-30)

1

25.04

115

Сложение и вычита-ние пределах 20 с передом через десяток

1

26.04

116

Решение текстовых задач со случаями  сложения и вычита-ния в пределах 20 с переходом через десяток (С-31)

1

Выполнять с комментированием сложение и вычитание  двузначных чисел.

Вычислять взаимосвязь между сложением и вычитанием, компонентами этих действий.

29.04

117

Контрольная работа №7 Сложение и вы-читание в пределах 20. Решение составных задач.

1

30.04

118-128

Повторение.

Переводная и итоговая контрольная работа

11

Усвоить нумерацию чисел в пределах 20.

Решать уравнения, анализировать и решать текстовые задачи изученных видов.

Анализировать компоненты сложения и вычитания, правильно устанавливать взаимосвязь между ними.

Классифицировать изученные за год геометрические фигуры

2,3,6,7 10,13,14,16,17,20,21.05

129-132

Резерв

2

23,24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике. УМК "Планета знаний".1 класс, 1 четверть.1 класс

Планирование  составлено как зачетная работа на курсах повышения квалификации для учителей 1 классов, переходящих на обучение по ФГОС, в августе 2011 года....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 2 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование  по  математике  составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего...

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 3 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для о...

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 4 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование  составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике...

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова «Математика» учебник для 1 класса (УМК «Перспектива») ( 4 часа в неделю).

    Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в воспитании младших школьников. С помощью математики ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проб...

Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) по учебнику «Математика» Моро М.И.

Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) Математика Моро М.И. из расчета 4 часа в неделю, всего в год 132 часа....