рабочая программа по математике 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме
рабочая программа по математике 1 класс + тематическое планирование. школа ХХI век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_1_klass_matematika.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Математика» для 1 класса В.Н.Рудницкой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• обеспечение интеллектуального развития младших школьников:
формирование основ логико-математического мышления, пространственного
воображения, овладение учащимися математической речью для описания
математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов
решения учебных задач;
• предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
• умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
• реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь
обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов,
решений, образов.
Задачи курса:
- формирование представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
- ознакомление с величинами и их измерением;
- формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
- формирование общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки
рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Особенности обучения в 1 классе.
Курс математики 1 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Ведущие принципы обучения математике в 1 классе — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Программа рассчитана на проведение 4-х уроков в неделю, 132 часов в год.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание программного материала | ЗУНы | Количество часов |
1 | Подготовительный период Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри. Сходство и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов). Смысл сложения, вычитания, умножения и деления Запись результатов с использованием знаков =, +, -, , :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность). Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число и цифра. Запись результатов пересчета предметов цифрами. Число и цифра 0 (нуль). Длина и ее единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Длина отрезка и ее измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи | Учащиеся должны знать: - множества предметов; - число и цифра; - названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 10; - число и цифру 0; - отрезок; - сантиметр и дециметр; - многоугольник; - смысл сложения, вычитания, умножения и деления; - названия и последовательность натуральных чисел от 11 до 20. Учащиеся должны уметь: - находить сходства и различия предметов; - отличать число от цифры; - считать в пределах 10; - писать цифры от 0 до 10; - измерять длину отрезка; - составлять фигуру из частей; - записывать результат арифметических действий (+, -, ∙, :); - решать текстовые арифметические задачи; - считать в пределах 20; представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; - сравнивать числа. | 60 часов |
2 | Свойства сложения и вычитания Сложение и вычитание с нулем. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. | Учащиеся должны знать: - сложение всегда выполнимо; - складывать числа можно в любом порядке; - вычитание не всегда выполнимо; - число не изменится, если к нему прибавить или из него вычесть 0. Учащиеся должны уметь: - применять свойства действий при вычислениях. | 14 часов |
3 | Сложение и вычитание в пределах 10 Приемы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. | Учащиеся должны знать: - состав чисел 2, 3, 4, 5, 6; - наизусть результаты прибавления чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6. Учащиеся должны уметь: - прибавлять и вычитать число по частям | 24 часов |
4 | Сравнение чисел Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц). Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. | Учащиеся должны знать: - любое число больше 0, а 0 меньше любого числа; - смысл отношений «меньше на» и «больше на»; - правило сравнения чисел с помощью вычитания. Учащиеся должны уметь: - сравнивать числа; - читать высказывания, изображённые с помощью графов; - изображать графы. | 12 часов |
5 | Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через десяток Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками. Приемы сложения и вычитания вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания. Составная задача и её решение. Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. | Учащиеся должны знать: - состав чисел 7, 8, 9; - наизусть таблицу сложения; - действия вычитания и сложения обратны одно другому. Учащиеся должны уметь: - прибавлять к любому однозначному числу каждое из чисел 7, 8, 9 по частям; - называть действие обратное данному; - производить вычитание, пользуясь таблицей сложения. | 14 часов |
6 | Симметрия Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. | Учащиеся должны знать: - симметричные фигуры; - ось симметрии. Учащиеся должны уметь: - показывать пары симметричных точек; - получать фигуру, симметричную данной, перегибанием листа бумаги по оси симметрии; - проверять имеет ли фигура ось симметрии. | 8 часов |
Итого: | 132 часа |
Поурочно-тематическое планирование (математика)
№ | Тема урока | Число |
Подготовительный период 60 часов | ||
1 | Вводный урок. Сравнение предметов по их свойствам. | |
2 | Сравнение предметов по их свойствам. | |
3 | Направление движения: слева направо, справа налево. | |
4 | Стартовая диагностика (уровень готовности к изучению математики в первом классе) | |
5 | Расположение на плоскости групп предметов. | |
6 | Числа и цифры. Число и цифра 1. | |
7 | Число и цифра 2. | |
8 | Конструирование плоских фигур из частей. | |
9 | Подготовка к введению сложения. | |
10 | Развитие пространственных представлений. | |
11 | Движения по шкале линейки. | |
12 | Подготовка к введению вычитания. | |
13 | Сравнение двух множеств предметов по их численностям | |
14 | На сколько больше или меньше. | |
15 | Подготовка к решению арифметических задач | |
16 | Подготовка к решению арифметических задач | |
17 | Сложение чисел. | |
18 | Вычитание чисел. | |
19 | Число и цифра. | |
20 | Число и цифра 0. | |
21 | Измерение длины в сантиметрах. | |
22 | Измерение длины в сантиметрах. | |
23 | Увеличение и уменьшение числа на 1. | |
24 | Увеличение и уменьшение числа на 2 | |
25 | Число 10 и его запись цифрами | |
26 | Дециметр. | |
27 | Многоугольники. | |
28 | Понятие об арифметической задаче. | |
29 | Решение задач. | |
30 | Решение задач. | |
31 | Числа от 11 до 20. | |
32 | Числа от 11 до 20. | |
33 | Измерение длины в дм и см. | |
34 | Составление задач. | |
35 | Числа от 1 до 20. | |
36 | Подготовка к введению умножения. | |
37 | Подготовка к введению умножения. | |
38 | Составление и решение задач. | |
39 | Числа второго десятка. | |
40 | Умножение. | |
41 | Умножение. | |
42 | Решение задач. | |
43 | Решение задач. | |
44 | Верно или неверно? | |
45 | Подготовка к введению деления. | |
46 | Деление на равные части. | |
47 | Деление на равные части. | |
48 | Сравнение результатов арифметических действий. | |
49 | Работа с числами второго десятка. | |
50 | Решение задач. | |
51 | Сложение и вычитание чисел. | |
52 | Сложение и вычитание чисел. | |
53 | Умножение и деление чисел. | |
54 | Выполнение заданий разными способами. | |
55 | Выполнение заданий разными способами. | |
56 | Выполнение заданий разными способами. | |
57 | Перестановка чисел при сложении. | |
58 | Промежуточная диагностическая работа. «Уровень освоения программы за первое полугодие» | |
59 | Работа над ошибками. Закрепление темы. | |
60 | Закрепление темы. | |
Свойства сложения и вычитания 14 часов | ||
61 | Шар. Куб. | |
62 | Шар. Куб. | |
63 | Сложение с числом 0. | |
64 | Сложение с числом 0. | |
65 | Свойства вычитания. | |
66 | Свойства вычитания. | |
67 | Вычитание числа 0. | |
68 | Вычитание числа 0. | |
69 | Деление на группы по несколько предметов. | |
70 | Деление на группы по несколько предметов. | |
71 | Сложение с числом 10. | |
72 | Сложение с числом 10. | |
73 | Проверочная работа «Свойства сложения и вычитания» | |
74 | Работа над ошибками. Закрепление. | |
Сложение и вычитание в пределах 10 24 часа | ||
75 | Прибавление и вычитание числа 1. | |
76 | Прибавление и вычитание числа 1. | |
77 | Прибавление числа 2. | |
78 | Вычитание числа 2. | |
79 | Проверочная работа «Измерение длины» | |
80 | Работа над ошибками. | |
81 | Прибавление числа 3. | |
82 | Прибавление числа 3. | |
83 | Вычитание числа 3. | |
84 | Вычитание числа 3. | |
85 | Прибавление числа 4. | |
86 | Прибавление числа 4. | |
87 | Вычитание числа 4. | |
88 | Вычитание числа 4. | |
89 | «Табличные случаи сложения и вычитания чисел 2,3,4» | |
90 | Работа над ошибками. | |
91 | Прибавление и вычитание числа 5. | |
92 | Прибавление и вычитание числа 5. | |
93 | Прибавление и вычитание числа 5. | |
94 | Прибавление и вычитание числа 6. | |
95 | Прибавление и вычитание числа 6. | |
96 | Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6. Решение задач на сложение и вычитание.» | |
97 | Работа над ошибками | |
98 | Обобщение темы «Сложение и вычитание чисел» | |
Сравнение чисел 12 часов | ||
99 | Сравнение чисел. | |
100 | Сравнение чисел. | |
101 | Сравнение. Результат сравнения. | |
102 | Сравнение. Результат сравнения. | |
103 | На сколько больше или меньше. | |
104 | На сколько больше или меньше. | |
105 | Проверочная работа «Сравнение чисел» | |
106 | Работа над ошибками. | |
107 | Увеличение числа на несколько единиц. | |
108 | Уменьшение числа на несколько единиц. | |
109 | Итоговая проверочная работа «Уровень освоения программы по математике в 3 четверти» | |
110 | Работа над ошибками. | |
Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через десяток 14 часов | ||
111 | Прибавление чисел 7, 8,9. | |
112 | Прибавление чисел 7, 8,9. | |
113 | Прибавление чисел 7, 8,9. | |
114 | Таблица сложения. | |
115 | Проверочная работа по теме «Табличные случаи сложения и вычитания7,8,9 в пределах 20» | |
116 | Работа над ошибками | |
117 | Вычитание чисел 7, 8, 9. | |
118 | Вычитание чисел 7, 8, 9. | |
119 | Вычитание чисел 7, 8, 9. | |
120 | Сложение и вычитание. Скобки. | |
121 | Сложение и вычитание. Скобки. | |
122 | Сложение и вычитание. Скобки. | |
123 | Итоговая контрольная работа «Уровень освоения программы по математике в 1 классе» | |
124 | Анализ | |
| Симметрия 8 часов | |
125 | Зеркальное отражение предметов. | |
126 | Ось симметрии | |
127 | Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. | |
128 | Построение фигуры, симметричной данной | |
129 | Фигуры, имеющие 1 или несколько осей симметрии. | |
130 | Итоговая контрольная работа | |
131 | Работа над ошибками | |
132 | Обобщающий урок по темам года. |
План проведения проверочных и диагностических работ по математике.
№ п/п | Содержание программного материала | Виды работы |
1 | Подготовительный период | 1.Стартовая диагностика (уровень готовности к изучению математики в первом классе) 2.Промежуточная диагностическая работа «Уровень освоения программы за первое полугодие» |
2 | Свойства сложения и вычитания . | 3.Проверочная работа «Свойства сложения и вычитания» |
3 | Сложение и вычитание в пределах 10 | 4.Проверочная работа «Измерение длины» 5.Проверочная работа «Табличные случаи сложения и вычитания чисел 2,3,4» 6.Проверочная работа «Табличные случаи сложения и вычитания чисел 5,6. Решение задач на сложение и вычитание» |
4 | Сравнение чисел | 7.Проверочная работа «Сравнение чисел» 8.Итоговая проверочная работа «Уровень освоения программы по математике в 3 четверти» |
5 | Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через десяток | 9.Проверочная работа «Табличные случаи сложения и вычитания7,8,9 в пределах 20» 10.Итоговая контрольная работа «Уровень освоения программы по математике в 1 классе» |
6 | Симметрия | 11.Годовая проверочная работа «Уровень освоения программы по математике в 1 классе» |
Литература, используемая учителем:
- Математика. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
- Математика. 1 класс. Рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2011
- Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х ч. В.Н.Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2011
- Математика в начальной школе. Устные вычисления. Методическое пособие./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
- Математика в начальной школе. Проверочные и контрольные работы. Методическое пособие./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
- Математика. Программа./ В.Н.Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012
Наглядность.
- Таблицы к основным разделам материала;
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- Наборы предметных картинок;
- Счётный материал;
- Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль;
- Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников;
- Индивидуальные пособия и инструменты: счётный материал, линейка.
ТСО
1)Интерактивная доска;
2)Компьютер;
3)Презентационное оборудование;
Литература, используемая учеником:
- Математика. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
- Математика. 1 класс. Рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...