Рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Образовательная программа "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika.docx | 43.04 КБ |
mat-ka_uchebnyy_plan_2.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы МОУ «СОШ №51» и ориентирована на работу по УМК для 1 класса, авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина, Т.Е. Демидовой и д.р.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения по всем предметам, однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия (УУД). Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики в 1 классе изучается по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 132 часа.
Курс математики создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной целью которых является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Курс математики содержит также материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными задачами.
В результате освоение предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения и аналогии), умение различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня абстрактного мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
Содержание курса выстроено на трёх уровнях сложности. При этом первый уровень сложности отражает содержание, заявленное стандартами первого поколения, и является обязательным для всех. Далее, после успешного решения задач данного уровня детям предлагаются на выбор задачи либо более сложные, но основанные на уже изученном алгоритме, либо творческого характера, где алгоритмы надо продумывать самому. Такая конструкция позволяет педагогу выстроить индивидуальные траектории движения детей. При этом основой встраивания таких траекторий является только интерес ребёнка, проявляемый к решению нестандартных задач. К таким задачам относятся занимательные и стохастические задачи, а также задачи раздела «Любителям математики». Включённые в учебник исторические страницы дают возможность развивать культурологические представления учащихся и связывать историю математики с историей развития человеческого общества.
Регулятивные: действия целеполагания, планирования деятельности, движения по заданному плану, оценке и корректировке результата. Математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
У детей развивается умение работать с конкретным заданием: понимать и обсуждать цель конкретного предметного задания, понимать предложенный план действия и следовать ему, оценивать полученный результат на трёх уровнях (вполне получилось выполнить задание, не вполне получилось, не получилось).
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируется речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.
Дети научаться совместно решать сложные для них интеллектуальные задачи, работая в парах и малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и совершая практические действия, является крайне важным как вообще, так и применительно к решению предметных математических задач. Не надо бояться, что, научившись решать задачи совместно с другими детьми, ребёнок окажется неспособным к самостоятельным индивидуальным действиям. Он должен получать на уроках самый разный опыт, в том числе и опыт самостоятельной, автономной работы, но начинать следует с совместной деятельности, убирая страх перед возможной ошибкой, обогащая интеллектуальные возможности своих учащихся, формируя умения получать информацию не только из учебников, но и от других людей.
Содержание учебного предмета
В курсе математики для 1 класса выделяются несколько содержательных линий.
- Общие понятия
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. «Равно», «не равно», «столько же».
- Числа и операции над ними.
Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами, в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность её обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приёмы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В соответствии с ФГОС, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Наряду с устными приёмами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придаётся алгоритмизации. В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы – формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей. Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им. В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
Числа от 1 до 10.
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20.
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основании представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонентов. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на…», «уменьшить на…», «больше на…», «меньше на…».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20 (Состав чисел от 11 до 19).
3. Величины и их измерение.
Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объём и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждых из включённых в программу величин и способах её измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
4) формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой связанной с ней величины. Это взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
4. Текстовые задачи.
В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения простых задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики, математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: анализу, установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; интерпретации полученного решения для исходной задачи; составлению задач по готовым моделям и др.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на…», «уменьшить на…»;
в) задачи на разностное сравнение.
5. Элементы геометрии.
Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретённых детьми арифметических знаний, умений и навыков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления: формирование представлений о геометрических фигурах; формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создаёт большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определённое разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.
Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приёма сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертёжными инструментами, формировать у них чертёжные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования на меньшие, чем при формировании навыков письма и счёта.
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
6. Элементы алгебры.
В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>», «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида a+5 и a+6; a–5 и a–6. Равенство и неравенство.
Уравнение вида a + x = b; x – a = b.
7. Элементы стохастики.
Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике.
В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно»), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.
Комбинаторные задачи, предлагаемые в первом классе, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностям к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.
Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
Задачи на расположение и выбор (перестановку) предметов.
8. Занимательные и нестандартные задачи.
В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.д.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.
Процесс формирования математических понятий должен проходить в своём развитии несколько ступеней, стадий, уровней. В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения «Математика» в первом классе является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке других участников группы и педагога).
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе является формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
- знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
- решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия « увеличить на…», «уменьшить на…»;
в) на разностное сравнение;
- распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2-й уровень (повышенный)
Учащиеся должны уметь:
- в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
- использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
- сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
- решать уравнение вида a + x = b; x – a = b;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
- определять длину данного отрезка;
- читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по математике издательства «Баласс»:
1. Т.Е. Демидова. С.А. Козлова, А.П. Тонких «Математика». Учебник для 1 класса в 3 частях, 2012 г.
2. Т.Е. Демидова. С.А. Козлова, А.П. Тонких – Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» 1 класс, 2012 г.
3. С.А. Козлова, А.Г. Рубин «Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика» 1 класс, 2012 г.
4. С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев «Математика 1 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатике», 2012 г.
Дополнительная литература:
1. С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, И.В. Кузнецова «Дидактический материал к учебнику «Математика» для 1-го класса авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких», 2011 г.
2. Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс», 2012 г.
3. С.А. Козлова «Наглядные пособия к учебнику «Математика» 1 класс», 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
2. Начальная школа – детям, родителям, учителям - http://www.nachalka.com/
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
4. Образовательная система «Школа 2100» - http://festival.1september.ru/
5. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru
Наглядные пособия:
- Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы)
- Раздаточный материал: разрезные картинки, лото, счётные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.
- Измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки.
Технические средства обучения: компьютер
Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Специализированная мебель: компьютерный стол
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
МАТЕМАТИКА
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Виды и формы контроля | сроки | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||
Глава 1. Признаки предметов | ||||||||
1. | Цвет. Знакомство с радугой | 1 ч. | Развитие пространственных представлений | Принимать цель задания, заданную педагогом; «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков | Объединять предметы в группы по цвету | Фронтальная работа Самостоятельная работа | ||
2. | Форма | 1 ч. | Уметь сравнивать, классифицировать предметы по цвету и форме | Активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры; воспринимать одноклассников как членов своей команды | Выделять свойства предметов (цвет, форма) | Фронтальная работа Работа в парах | ||
3. | Размер | 1 ч. | Уметь сравнивать, классифицировать предметы по цвету, форме, размеру | Участвовать в оценке полученного общего результата; понимать и объяснять простейшие алгоритмы, заданные педагогом | Объединять объекты в группы по размеру | Работа в парах | ||
4-6. | Признаки предметов | 3 ч. | Уметь выражать в речи признаки сходства и различия; выделять часть из множества предметов по характеристическому признаку | Изменять правила игры в соответствии с её развитием; быть толерантным в играх, организуемых педагогом; вносить свой вклад в работу достижения общих результатов | Сравнивать предметы по размеру, уточнить понятие размера (выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче); проводить сравнение и классификацию предметов | Самостоятельная работа с проверкой; работа в парах | ||
Глава 2. Отношения | ||||||||
7. | Порядок | 1 ч. | Устанавливать соответствие между порядковыми и количественными числительными; выражать свои мысли с помощью наречий и числительных, указывающих на место предмета в ряду | Понимать и объяснять простейшие алгоритмы, заданные педагогом; активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры | Устанавливать порядок в соответствии с отрезком натурального ряда чисел; представления о моделях чисел 1-10 | Работа в парах Самостоятельная работа с проверкой | ||
8. | Отношения «равно», «не равно» | 1 ч. | Упорядочивать группы предметов | Воспринимать одноклассников как членов своей команды; изменять правила игры в соответствии с её развитием | Сравнивать группы предметов | Фронтальная работа Самостоятельная работа с проверкой | ||
9. | Отношения «больше», «меньше» | 1 ч. | Объединять предметы в группы по заданному признаку и разбивать совокупность предметов на группы в соответствии с заданными признаками | Понимать и объяснять цель, данную педагогом; участвовать в оценке полученного общего результата | Сравнивать количество предметов в группах | Индивидуальная и групповая работы | ||
10. | Прямая и кривая линии. Луч | 1 ч. | Знать о геометрических фигурах: прямая и кривая линии. Луч | Формулировать конкретные задания, данные в виде рисунков и схематических рисунков | Работа в парах Фронтальная работа | |||
Глава 3. Числа от 1 до 10 | ||||||||
11. | Число один. Цифра 1 | 1 ч. | Знать понятия «один» и «много»; ввести первую арабскую цифру – знак «1»; иметь представления о геометрических фигурах | Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания | Писать цифру 1. Различать цифру и число; определять прямую и кривую линии | Работа в парах; индивидуальная работа | ||
12. | Замкнутые и незамкнутые кривые | 1 ч. | Иметь представление о замкнутых и незамкнутых кривых линиях; знать термины «замкнутые» и «незамкнутые» линии | Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов | Изготавливать модели геометрических фигур | Фронтальная работа; самостоятельная работа с проверкой | ||
13. | Число два. Цифра 2 | 1 ч. | Знать получение числа 2 присчитыванием 1 к числу 1 и обозначение его цифрой 2, построение натурального ряда чисел, случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 2 | Обозначать изученные цифры числами; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения | Фронтальная работа; работа в парах | ||
14. | Знаки «<», «>», «=» | 1 ч. | Иметь представление о знаках «<», «>», «=», использовать эти знаки для записи результатов при сравнении групп предметов | Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный | Дифференцированная работа; самостоятельная работа с проверкой | ||
15. | Равенства и неравенства | 1 ч. | Знать термины «равенство» и «неравенство»; различать верные и неверные равенства и неравенства, читать их и записывать | Выполнять работу в паре, помогая друг другу; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению | Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин | Самостоятельная работа с проверкой; работа в парах | ||
16. | Отрезок | 1 ч. | Знать понятия «отрезок», сформировать умение чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине | Узнавать и называть изученные геометрические фигуры; оценивать свой вклад в работу пары | Анализировать житейские ситуации, требующие умение находить геометрические величины | Самостоятельная работа в парах | ||
17. | Число три. Цифра 3 | 1 ч. | Знать получение числа 3, написание цифры 3; построение натурального ряда чисел; состав числа 3, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания с составом числа 3 | Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; строить модели натуральных чисел в виде числовых отрезков | Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять числовую последовательность по составленному правилу | Фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
18. | Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник | 1 ч. | Уяснить понятие ломаной линии, понятие треугольника как замкнутой ломаной; закреплять состав чисел 2 и 3, написание цифр 1, 2 и 3 | Составлять на основе простейших заданных моделей арифметические рассказы; ясно формулировать ответы на вопросы педагога | Классифицировать геометрические фигуры | Фронтальная работа | ||
19. | Сложение | 1 ч. | Знать понятия «сложение» и знак «+» для записи сложения; иметь представления о сложении, как объединении совокупностей предметов | Представлять любое изученное число в виде набора меньших чисел; активно участвовать в обсуждениях, входе урока | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения | Дифференцированная, работа в парах | ||
20. | Вычитание | 1 ч. | Иметь представление о действии вычитания; записи действия вычитания, знаком «-» | Принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения | Фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
21. | Выражение. Значение выражения. Равенство | 1 ч. | Иметь представление о терминах: числовое выражение, значение выражения, числовое равенство; уметь соотносить рисунки, рассказы и математические записи | Придумывать и формулировать на основе рисунков условия простых задач; воспринимать одноклассников как членов своей команды | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение | Работа в парах; фронтальная работа | ||
22. | Целое и части | 1 ч. | Знать понятия: целое и части; уяснить, что целое состоит из частей, если из целого убрать одну часть – останется другая часть | Обозначать изученные числа цифрами; принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания | Использовать различные приёмы проверки, правильности вычисления результата действия | Самостоятельная работа; фронтальная работа | ||
23. | Сложение и вычитание отрезков | 1 ч. | Уяснить, что сложение отрезков связано с понятием части и целого; отрезки, которые складываются, - это части; отрезок, равный сумме отрезков, - это целое; на отрезках моделировать операции сложения и вычитания | Рассматривать связанные с составом натур. числа случаи сложения и вычитания; выбирать задания в учебнике и рабочей тетради для индивидуальной работы по силам и интересам | Моделирование на отрезках операции сложения и вычитания | Работа в парах; самостоятельная работа | ||
24. | Число четыре. Цифра 4 | 1 ч. | Уяснить: получение числа 4, написание цифры 4; построение натурального ряда чисел; состав числа 4, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания с составом числа 4 | Находить для любого натурального числа на изученном числовом концентре следующее и предыдущее | Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять числовую последовательность по составленному правилу | Фронтальная работа; работа в парах | ||
25. | Мерка. Единичный отрезок | 1 ч. | Уяснить, понятие единичного отрезка и числового отрезка; уметь сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок; пользоваться циркулем для измерения отрезков | «Читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков; активно участвовать в обсуждениях | Сравнивать различной длины отрезки, моделировать из них геометрические фигуры | Работа в парах; самостоятельная работа | ||
26. | Числовой отрезок | 1 ч. | Иметь представление о числовом отрезке как модели натурального ряда чисел; присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу; навыки счёта в пределах 4; иметь представление о новой геометрической фигуре - четырёхугольнике | Использовать знаки арифметических действий – сложения и вычитания; ясно формулировать ответы других учеников и педагога | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный | Фронтальная работа | ||
27. | Угол. Прямой угол | 1 ч. | Знать о понятие угла, прямого угла; уметь делать модель прямого угла и выделять прямые углы из множества других углов путём сравнения | Узнавать и называть изученные геометрические фигуры; выполнять работу в парах, помогая друг другу | Моделирование прямого угла, выделение прямых углов из множества других углов путём сравнения с модели прямого угла | Работа в парах; фронтальная работа | ||
28. | Прямоугольник | 1 ч. | Иметь представление о прямоугольнике | Узнавать и называть изученные геометрические фигуры | Изготавливать модели прямоугольников, исследовать предмет окружающего мира, сопоставлять их с геометрическими формами | Самостоятельная работа; работа в парах | ||
29. | Число пять. Цифра 5 | 1 ч. | Уяснить получение числа 5, написание цифры 5; построение натурального ряда чисел; состав числа 5, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания с составом числа 5 | Представлять изученное число в виде набора меньших чисел; принимать участие в обсуждении и формулировании цели задания | Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять числовую последовательность по составленному правилу | Фронтальная работа; самостоятельная работа | ||
30-33. | Числа 1-5 | 4 ч. | Иметь представление о пятиугольнике; усвоить состав чисел в пределах 5, взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания, сложение и вычитание с помощью числового отрезка | Рассматривать связанные с составом натурального числа случаи сложения и вычитания; ясно формулировать вопросы к пройденному материалу | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; взаимосвязь между частью и целым | Фронтальная работа, самостоятельная работа с проверкой, индивидуальная работа | ||
34. | Число шесть. Цифра 6 | 1 ч. | Знать о получение числа 6, написание цифры 6; построение натурального ряда чисел; состав числа 6, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания с составом числа 6 | Составлять на основе простейших моделей арифметические рассказы; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников | Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять числовую последовательность по составленному правилу | Фронтальная работа; работа в парах | ||
35-37. | Числа 1-6 | 3 ч. | Усвоить состав числа 6, написание цифры 6, счёт в пределах 6; взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью числового отрезка и составлением пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке; способы решения примеров вида + 3; иметь представление о шестиугольнике; взаимосвязь между частью и целым | Строить заданные отрезки натурального ряда чисел; объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу; устанавливать взаимосвязь между частью и целым | Фронтальная работа, работа в парах; самостоятельная работа | ||
38. | Число семь. Цифра 7 | 1 ч. | Усвоить представление о числе 7; написание цифры 7; состав числа семь; сравнение чисел с помощью числового отрезка; связь целого и частей | Устно решать простые задачи, после того как педагог сформулирует вопрос к совместно сформулированному условию | Установление взаимосвязи между целым числом и его частями | Работа в парах, самостоятельная работа | ||
39. | Числа 1-7 | 1 ч. | Знать приёмы прибавления и вычитания числа 4 в пределах 7 | Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; | Оценивать правильность числовой последовательности | Дифференцированная работа | ||
40. | Слагаемое, сумма | 1 ч. | Уметь считать в пределах 7; названия компонентов и результатов сложения; знать взаимосвязь между изменением компонентов и результатов действия, сложения между частью и целым; сравнение выражений. | Использовать знаки сравнения и арифметических действий сложения и вычитания; принимать участие в составлении плана действий к заданию | Моделировать арифметические зависимости | Работа в парах, самостоятельная работа | ||
41. | Переместительное свойство сложения | 1 ч. | Усвоить состав числа 7; случаи сложения и вычитания вида +2, +3, +4; состав числа 7; связь изменения компонента и результатов действий; уяснить суть переместительного свойства сложения | Рассматривать связанные с составом натурального числа случаи сложения и вычитания; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия | Фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
42. | Слагаемое, сумма | 1 ч. | Усвоить взаимосвязь между слагаемыми и суммой, между частью и целым; уметь выполнять вычисления вида +2, +3 | Участвовать в оценке и обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания | Моделировать изученные арифметические зависимости | Работа в парах; фронтальная работа | ||
43. | Уменьшаемое, вычитаемое, разность | 1 ч. | Усвоить счёт в пределах 7; названия компонентов и результатов вычитания; взаимосвязь между изменением компонентов и результатов вычитания между частью и целым; способы вычитания числа 4 | Читать, понимать и строить модели натуральных чисел в виде числовых отрезков; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия | Фронтальная работа, индивидуальная работа | ||
44. | Числа 1-7 | 1 ч. | Знать о составе числа 7; название компонента и выражений, связанных с действиями сложения и вычитания; способы прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4; уметь составлять числовые выражения; вычислять значение числовых выражений. | Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретными заданиями; понимать и оценивать свой вклад в работу для достижения общих результатов | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий | Фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
45. | Число восемь. Цифра 8 | 1 ч. | Усвоить представление о числе 8; написание цифры 8; состав числа 8; знать взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью числового отрезка | Представлять изученное число в виде набора меньших чисел; принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания | Моделировать изученные арифметические зависимости | Работа в парах | ||
46. | Числа 1-8 | 1 ч. | Уметь писать цифры, знать счёт в пределах 8, иметь представления о связи компонентов; выражение с переменной; уметь устанавливать зависимость изменения результата действий от изменения какого-либо из компонентов в общем виде; уметь составлять выражения и простые задачи по рисункам, сравнивать выражения | Выполнять работу в паре, помогая друг другу; составлять на основе простейших заданных моделей арифметические рассказы | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать целесообразные | Фронтальная работа, работа в парах | ||
47. | Число девять. Цифра 9 | 1 ч. | Иметь представление о числе 9; написание цифры 9; состав числа 9; составление и сравнение выражений; представление о взаимосвязи между частью и целым | Устно решать сформулированные простые задачи; выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам | Установление взаимосвязи между целым числом и его частями | Фронтальная работа, индивидуальная работа | ||
48. | Числа 1-9 | 1 ч. | Выполнять сложение и вычитание в пределах 9; составлять простые задачи и выражения по рисункам и схемам, сравнивать выражения | Придумывать и формулировать на основе рисунков «математические рассказы с вопросом» | Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания | Индивидуальная работа, работа в парах | ||
49. | Число ноль. Цифра 0 | 1 ч. | Знать о числе 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке; писать цифру 0 | Строить заданные отрезки натурального ряда чисел; участвовать в обсуждениях, работая в паре | Понимать информацию, представленную разными способами | Работа в парах | ||
50. | Числа 0-9 | 1 ч. | Иметь представление о свойствах 0, счёта в пределах 9; воспроизводить последовательность чисел от 0 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; различать цифры от 1 до 9 и цифру 0; сравнивать числа без опоры на наглядность; сравнивать выражения с опорой на наглядность, составлять выражения и простые задачи по рисункам и схемам | Строить модели натуральных чисел; находить для любого натурального числа на изученном числовом концентре следующее и предыдущее; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания | Устанавливать закономерность в числовой последовательности, составлять числовую последовательность | Фронтальная работа, индивидуальная работа | ||
51. | Число 10 | 1 ч. | Усвоить получение и запись числа 10; состав числа 10; иметь навык счёта; взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами действий; сравнивать числа и выражения | Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; оценивать свой вклад в работу пары | Установление взаимосвязи между числом и его частями | Работа в парах; фронтальная работа | ||
52-53. | Таблица сложения | 2 ч. | Уметь составлять таблицу сложения и пользоваться ею; знать состав чисел 2-10; иметь представления о взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения и вычитания; уметь составлять рассказы по рисункам, составлять выражения, формулировать вопрос | Рассматривать связанные с составом натурального числа случаи сложения и вычитания; составлять на основе простейших заданных моделей арифметические рассказы | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать целесообразные; строить и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах, таблицы | Дифференцированная работа; работа в парах; индивидуальная работа | ||
54. | Числа и цифры. Римские цифры | 1 ч. | Знать о цифрах и числах; исторические сведения о различных системах нумерации; римские цифры и их написание; уметь считать в пределах 10 | Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы | Планировать и проводить несложные исследования, связанные с поиском | Работа в парах; фронтальная работа | ||
55-56. | Числа 0-10 | 2 ч. | Уметь считать в пределах 10; знать состав чисел 2-10; записывать числа арабскими и римскими цифрами; сравнивать выражения; складывать и вычитать числа в пределах 10, пользоваться таблицей сложения; составлять рассказы по рисункам и соответствующие выражения к ним, формулировать вопрос | Выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; участвовать в оценке и обсуждении результата | Наблюдать закономерность числовой последовательности | Дифференцированная работа, индивидуальная работа | ||
57. | Самостоятельная работа №1 | 1 ч. | ||||||
58. | Работа над ошибками | 1 ч. | ||||||
Глава 4. Задача | ||||||||
59. | Задача | 1ч. | Знать термины «текстовая задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ; иметь представление о моделировании текста задачи в виде схем-отрезков; уметь оформлять решения задачи в тетради; считать в пределах 10 | Соотносить текст задачи со схемой; оформлять запись решения задачи; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении заданий | Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов | Дифференцированная работа, самостоятельная работа | ||
60-61. | Задачи на нахождение целого или части | 2 ч. | Знать термины, связанные с понятиями «задача», читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой, записывать решение задач | Участвовать в обсуждениях, работа в паре; читать и анализировать тексты простых задач с опорой на схемы | Планировать решение задачи, выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Фронтальная работа, работа в парах | ||
62. | Обратная задача | 1 ч. | Знать понятие «обратная задача»; термины, связанные с понятием «задача»; самостоятельно объяснять решение задачи на основе взаимосвязи часть – целое; записывать решение задачи в тетради в соответствии с нормами | Читать и анализировать тексты простых задач с опорой на схемы; оформлять запись решения задач | Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментиро ванием) | Фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
63. | Задача на разностное сравнение | 1 ч. | Знать правила разностного сравнения чисел, схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение; записывать условие и вопрос задачи на схеме, считывать информацию со схемы; иметь вычислительные навыки в пределах 10 | Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Дифференцированная работа | |||
64. | Решение задач | 1 ч. | Знать правила разностного сравнения чисел; уметь соотносить схему и текст задачи, самостоятельно объяснять решение задачи на основе взаимосвязи часть – целое с помощью схемы; записывать решение в соответствии с принятыми нормами | Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; закреплять понятия «задача», «известные данные», «неизвестные данные» | Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Фронтальная работа | ||
65. | Задача на увеличение числа | 1 ч. | Решать задачи на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разности этих чисел; иметь вычислительные навыки в пределах 10 | Развивать умение моделировать изученные натуральные числа; самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схем | Сопоставляются прямая и косвенная формы условия задач на нахождение большего или меньшего числа | Фронтальная работа, самостоятельная работа с проверкой | ||
66. | Решение задач | 1 ч. | Уметь решать текстовые задачи на основе технологии продуктивного чтения | Строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем | Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Фронтальная работа, индивидуальная работа | ||
67. | Задача на уменьшение числа | 1 ч. | Решать задачи на нахождение меньшего числа по известному большему числу и разности в прямой форме | Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания | Сопоставляются прямая и косвенная формы условия задач на нахождение большего или меньшего числа | Фронтальная работа, индивидуальная работа | ||
68-70. | Решение задач | 3 ч. | Решать задачи на основе связи целое – часть и технологии продуктивного чтения; иметь вычислительные навыки в пределах 10; иметь представления об обратных задачах к задаче на разностное сравнение | Выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам; знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 10 | Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи; выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Самостоятельная работа с взаимопроверкой; фронтальная работа | ||
71. | Самостоятельная работа № 2 | 1 ч. | ||||||
72. | Работа над ошибками | 1 ч. | ||||||
Глава 5. Уравнение | ||||||||
73-74. | Уравнение | 2 ч. | Усвоить понятия «уравнение», «решение уравнения»; уметь решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, оформлять решение уравнения; формулировать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; иметь вычислительные навыки в пределах 10 | Оценивать результаты индивидуальной работы; закрепить понятия «задача», «уравнение», «известные данные», «неизвестные данные» | Объяснять выбор арифметических действий для решения; действовать по заданному или самостоятельно составленному плану | Фронтальная работа, работа в парах; индивидуальная работа | ||
75. | Уравнение. Проверка решения уравнения | 1 ч. | Уметь выполнять проверку решения уравнения; решать и оформлять решение уравнения; решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; иметь вычислительные навыки в пределах 10 | Знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 10 до уровня автоматизированного навыка | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия | Фронтальная работа, работа в парах | ||
76. | Уравнение | 1 ч. | Решать простые задачи; решать уравнение | Строить отрезки натурального ряда чисел в пределах 20; оформлять запись решения задачи; читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на схемы | Объяснять выбор арифметических действий для решения | Фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
Глава 6. Величины | ||||||||
77. | Длина. Сантиметр | 1 ч. | Знать о способах измерения длины; иметь представления о единой единице измерения длины – 1 см | Измерять при помощи линейки отрезки заданной длины на клетчатой бумаге | Сравнение величин | Фронтальная работа; работа в парах | ||
78. | Величина. Длина | 1 ч. | Усвоить первичные представления о величине как свойстве предметов, которое можно измерить, о длине как величине; иметь представление о единице измерения длины – сантиметре; о способе измерения длин отрезков; о правилах сравнения, сложения и вычитания длин отрезков | Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | Использовать различные инструменты и тех. Средства для проведения измерений | Фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
79. | Длина. Дециметр | 1 ч. | Усвоить новую единицу измерения длины – 1 дециметр; измерять длины отрезков, сравнивать их, складывать и вычитать; решать простые задачи и уравнения | Строить отрезки заданной длины на клетчатой бумаге; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | Планировать и проводить несложные исследования | Работа в парах; самостоятельная работа | ||
80-81. | Длина. Решение задач | 2 ч. | Усвоить: различия свойств прямоугольника и квадрата; особенности решения составной задачи в два действия; иметь вычислительные навыки в пределах 10 | Узнавать и называть изучаемые геометрические фигуры; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия; наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия | Фронтальная работа; работа в парах | ||
82. | Величины. Масса. Килограмм | 1 ч. | Усвоить первые представления о новой величине – массе; единицу измерения массы – килограмм; правила сравнения, сложения и вычитания масс; иметь знания об общем принципе измерения величин | Участвовать в обсуждениях, работая в паре; развивать умение моделировать изученные натуральные числа | Характеризовать явления и событий с использованием чисел и величин | Работа в парах | ||
83. | Сравнение, сложение и вычитание величин | 1 ч. | Уметь сравнивать, складывать и вычитать величины; решать составные текстовые задачи; вычислительные навыки | Знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 10 до уровня автоматизированного навыка | Сравнивать разные способы вычислений | Фронтальная работа | ||
84. | Величины. Объём. Литр | 1 ч. | Усвоить представление об объёме как величине, о единице объёма и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин | Знакомство с величиной и единицами измерения объёмов; решение задач на сравнение, сложение и вычитание объёмов | Фронтальная работа, самостоятельная работа | |||
85. | Сложение и вычитание величин | 1 ч. | Решать составные задачи на нахождение неизвестной величины и вычислительные навыки | Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Фронтальная работа | |||
86. | Величины. Решение задач | 1 ч. | Знать об изученных величинах, уметь решать простые и составные задачи | Соотносить текст задачи со схемой; оценивать свой вклад в работе класса | Планировать и проводить несложные исследования | Дифференцированная работа | ||
87. | Решение задач | 1 ч. | Иметь вычислительные навыки в пределах 10 | Знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 10 до уровня автоматизированного навыка | Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Фронтальная работа, индивидуальная работа | ||
88. | Самостоятельная работа №3 | 1 ч. | ||||||
89. | Работа над ошибками | 1 ч. | ||||||
Глава 7. Числа от 10 до 20 | ||||||||
90-93. | Числа от 10 до 20 | 4 ч. | Усвоить название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка; знать о некоторых исторических сведениях о появлении позиционной записи чисел | Моделировать двузначные числа второго десятка (на основе десятка и единиц); ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания | Моделирование ситуации, требующей перехода от одних единиц к другим; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу | Фронтальная работа; самостоятельная работа | ||
94-97. | Табличное сложение | 4 ч. | Усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд | Иметь представление об алгоритмах сложения однозначных чисел «с переходом через разряд», где результатом является двузначное число второго десятка | Сравнивать разные способы вычислений; действовать по заданному или самостоятельно составленному плану | Работа в парах; индивидуальная работа | ||
98-99. | Табличное вычитание | 2 ч. | Усвоить вычислительный приём вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд | Иметь представление об алгоритмах вычитания однозначного числа из двузначного числа второго десятка | Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия; рассмотрение единиц счёта | Работа в парах; индивидуальная работа | ||
100-102 | Табличное сложение и вычитание | 3 ч. | Иметь вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20 | Моделировать двузначные числа второго десятка (на основе моделей десятка и единиц) | Рассмотрение единиц счёта, их сравнение, сложение, вычитание | Работа в парах; самостоятельная работа | ||
103- 106 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 4 ч. | Уметь читать, записывать и сравнивать числа второго десятка, используя аналогию между счётом предметов и измерением длины; решать уравнения и задачи | Выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению | Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи | Дифференцированная работа | ||
107 | Самостоятельная работа №4 | 1 ч. | ||||||
108 | Работа над ошибками | 1 ч. | ||||||
109- 118 | Повторение изученного в 1 классе | 10 ч. | ||||||
119 - 120 | Итоговые контрольные работы | 2 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...