Числа от 1 до 9.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок математики в первом классе. УМК «Начальная инновационная школа». В УМК входят: учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г., рабочая тетрадь Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, в 4-х частях, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в первом классе. УМК «Начальная инновационная школа». | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Гвардейская средняя общеобразовательная школа
Дубенский район Тульская область
План – конспект урока по теме:
«Числа от 1 до 9»
Автор: Бутримова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов 1 категории,
руководитель ШМО учителей начальных классов
Предмет: математика
Класс: 1
2012 г.
Пояснительная записка
Урок математики в первом классе. УМК «Начальная инновационная школа». В УМК входят: учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г., рабочая тетрадь Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, в 4-х частях, 2011.
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний по теме «Числа от 1 до 9».
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний о составе чисел от 1 до 9, совершенствованию навыков счёта в пределах 9, углублению навыков членения по составу чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; опознавания геометрических фигур по характерным признакам; продвижению в освоении способов решения задач на сложение и вычитание;
- способствовать развитию критического мышления, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. умения ставить вопросы; формированию познавательных интересов;
- пробуждать интерес к предмету через игру; способствовать освоению и применению правил культурного взаимодействия при фронтальной и индивидуальной работе, работе в парах.
На уроке решаются поставленные задачи через чётко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Методы: словесный, практический, наглядный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Использование на уроке информационных технологий способствует активизации познавательного интереса учащихся, стимуляции умственной деятельности.
Данная разработка является авторской.
Технологическая карта урока
Тема урока | Числа от 1 до 9. | |
Цель урока Задачи | Для учителя | Для учащихся |
- обобщить и систематизировать знания по данной теме. Образовательные: систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 9, закрепить навыки счёта в пределах 9; повторить состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; повторить название геометрических фигур; продолжить работу по обучению детей в решении задач на сложение и вычитание. Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы). | - определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания. Образовательные: закрепляют навыки счёта в пределах 9; повторяют состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; название геометрических фигур; решают задачи. Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя математическую речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать. Воспитательные: проявляют интерес к предмету через игру; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы). | |
УУД | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| |
Основ ное содержание урока | Сложение и вычитание чисел в пределах 9. Решение выражений. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. | |
Основ ные терми ны и понятия | Цифра, число, задача. | |
Планируемые резуль таты | Предметные умения | УУД |
| Личностные: осознают математическое составляющее окружающего мира. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
Ресурсы: основные дополнительные | - Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. Математика. Учебник для 1-го класса. 2 полугодие. Стр. 13. Урок 71; - компьютер (для учителя); - проектор; - экран; - презентация «Числа от 1 до 9»; - ноутбуки (у каждого ученика); - ЭОР; - бумажные рыбки (для самоконтроля и самооценки учащихся); - мягкая игрушка – кот (для создания игровой, проблемной ситуации). | |
Межпредметные связи | Математика + окружающий мир + русский язык + литературное чтение (продолжение работы на уроках ИЗО и технологии - выполнение проекта «Рыбки в аквариуме») | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Материалы к уроку находятся в приложениях.
Приложение № 1 «Перечень используемых на данном уроке ЭОР».
Приложение № 2 «Материалы для учащихся».
Приложение № 3 «Шаблон рыбки».
Презентация к уроку
Характеристика этапов урока
Технология проведения | Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД (Сокращения: ЛУУД – личностные; РУУД – регулятивные; КУУД - коммуникативные; ПУУД – познавательные) | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учеников | ||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - устанавливает тематические рамки; - намечает шаги учебной деятельности. | Приветствие: - Сегодня прекрасный весенний денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. - Кто хозяин на уроке? - А его помощники? -Посмотрите, ваши помощники на месте? - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний. - Вспомните темы прошлых уроков. - Прочитайте тему сегодняшнего урока (слайд 1). - Значит, чему будет посвящён наш урок? - А ещё будем повторять названия геометрических фигур и решать задачи. | - ученик. - учебник, тетрадь, ручка, карандаш Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах. Приветствуют друг друга. - состав чисел от 1 до 9. Внимание на экран. - будем повторять состав чисел. | ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения (5 мин) Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения. | Назови фигуру (№ 19 2553) (1) Стадия вызов: - К нам часто на уроки приходят гости. Сегодня мы тоже встречаем гостя, а кто это, вы узнаете, если разгадаете ребус (ответ на слайде 2). Не забудьте о правилах работы с ноутбуками. - Что вы можете сказать о слове «котик»? - Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будем помогать коту ловить рыбок. Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Будьте внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок, потому, что на уроке ИЗО мы их раскрасим, а на уроке технологии выполним проект «Рыбки в аквариуме». - Мурлыка нарисовал вам свой портрет (слайд 3). - Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? - Посмотрите на портрет Мурлыки, задайте друг другу вопросы и ответьте на них. - Кто правильно отвечал на вопросы и поймал рыбку? | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия с использованием ЭОР. Дети работают с ноутбуками, отгадывают ребус, ответ сверяют друг с другом. Ответы детей (из курса русского языка - в этом слове - 5 букв, 5 звуков, 3 согласных и 2 гласных звука, 2 слога, первый слог ударный, 2 твёрдых и 1 мягкий согласный, называет предмет, отвечает на вопрос «кто?») Ответы учащихся (как тебя зовут, где ты живёшь, кто твой хозяин и т.п.) Работают в парах, называют геометрические фигуры, находят значения выражений. Ученики определяют затруднения свои и своих товарищей (состав чисел, сложение и вычитание чисел в пределах 9). Определяют проблему – необходимо отрабатывать знания о составе чисел, для этого необходимо решать задачи и примеры. | ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся работать с ИКТ. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Физминутка (1 мин) | - Пока вы выполняли задание, Мурлыка скучал. Ему хочется размять лапы, помогите ему это сделать. | Дети выполняют движения, похожие на «кошачьи». | ЛУУД: формирует ЗОЖ |
Информационная минутка (3 мин) | - Какие вы спортивные, гибкие и пластичные, как кошечки и котики. А что вы знаете о котах? Определите, кто был самым активным рыбаком на этом этапе урока (получает рыбку). - Хотите узнать что – то новое об этих удивительных животных? Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? Мурлыка приготовил для вас интересную информацию (слайд 4). | Ответы детей (из курса окружающего мира, из собственных наблюдений – живое существо, дикое или домашнее и т.п.). ответы детей. - Книги, Интернет – ресурсы, TV и т.п. Учащиеся читают информацию (минута чтения - желательно охватить чтением всех детей) | ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания. |
III.Определение действий выхода из затруднения (7 мин) Цели: - организует постановку цели следующего этапа урока; - определяет средства. | Стадия осмысление: - вот какие удивительные животные, но наш Мурлыка очень любит математику и просит вас ему помочь в получении знаний. Чем поможем? - Выполняя эти задания, какую цель вы поставите перед собой и Мурлыкой? Задания: Решить задачи, а ответы записать в рабочую тетрадь. Не забудьте о правилах посадки за партами во время письма. Помните о правильном написании цифр. Задачи:
- Выполните самопроверку. Определите план дальнейшей работы. | Ответы детей (предполагают, что надо решить какие – то задания) Определяют цель дальнейшей работы (выполняя задания, закреплять состав чисел, решать задачи) Работают в тетрадях. Проверяют ответы по экрану. Кто правильно выполнил задание - получает рыбку. Определяют проблему – необходимо отрабатывать умения решать задачи на сложение и вычитание, продолжить отработку знаний состава чисел. | ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя. |
Физминутка (1 мин) | Движения для рук и ног (котик – акробат, канатоходец, гимнаст, пловец, силач, лыжник). | Выполняют движения. | ЛУУД: формирует ЗОЖ |
IV. Реализация планируемых действий (15 мин) Цели: - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом; - фиксирует преодоление затруднения. | Отношение между группами предметов. Задача 1(N 166802), № 1 (2) Подсчет количества предметов. (N 166807), № 3 (3) Стадия размышление: - Из предыдущего задания мы видим, что некоторые учащиеся ещё не достигли цели. Продолжим работу. В этом поможет нам учебник. Откройте страницу 13. № 1 – работа в парах. Что вы хотели бы спросить у соседа, глядя на рисунок? Задайте друг другу вопросы, составьте по рисунку рассказ с вопросом и ответьте на него. № 3 – индивидуальная работа. Выберите себе рыбку с числом, состав которого вы знаете слабо и хотите с ним ещё поработать. № 2 - фронтальная работа. Прочитайте текст задания осмысленно. Можно его назвать задачей? Выберите одну из предложенных Мурлыкой схем, которая подойдёт к данной задаче. Запишите в тетрадь решение и ответ, не забывайте об орфограммах. (слайд № 6) | Организует выполнение задания в парах с использованием ЭОР. Работают в парах, составляют рассказ (задачу); вопросы и отвечают на них. Работают в тетрадях. - да, есть условие и вопрос. Выбирают схему, записывают решение и ответ в тетрадь. Получают рыбку, в случае правильного решения и записи задачи. | ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя. |
Физминутка (1 мин) | Упражнения для глаз «Поймай мышку» (слайд № 7) | Следят глазами за движениями компьютерной мышки по экрану. | ЛУУД: формирует ЗОЖ |
V. Самостоятель ная работа с самопроверкой (7 мин) Цели: - организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний; - организует работу консультантов, самопроверку, самооценку; - определяет цели для дальнейшей работы. | - В заключение нашего урока Мурлыка решил проверить, как вы усвоили тему и умеете ли работать самостоятельно. - Каким будет следующий этап работы? Выполняют самостоятельную работу в ноутбуках. | Самостоятельная работа. Дети работают с ноутбуками. Консультанты помогают отстающим. Определяют цель дальнейшей работы по итогам выполненного задания. | РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД: формулирует вывод на основе анализа, учится работать с ИКТ. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - организует обобщение по содержанию основных этапов урока; - создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности. | Магический квадрат. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. П 2, № 4 (4) - Подведём итог работы на уроке. - Какие цели ставили? Достигли цели? - Определите цель следующего урока. - Дайте характеристику своей деятельности на уроке, выбрав утверждение, с которым согласны (в ноутбуках). Посчитайте количество пойманных рыбок. У кого из вас удалась рыбалка? А кому сегодня не повезло? - Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок! (слайд 8) | Организует выявление степени усвоения материала с демонстрацией ЭОР (стр. 1) Отвечают на вопросы. Характеризуют работу за весь урок. Определяют цель следующего урока. | РУУД: анализирует содержание задания ЭОР, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание в 1 классе отсутствует на основании требований СанПин. Длительность урока 35 минут. Использование ЭОР не более 10 минут.
Перечень используемой литературы
- Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
2. Учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г.
4. Рабочая тетрадь. Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. 1 класс.
Перечень используемых Интернет - ресурсов
Шаблон «Рыбка» - http://www.razumniki.ru
Шаблон презентации –
http://womenschool.ucoz.ru/news/s_dnjom_uchitelja/2010-10-03-40
http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Schule_Free/Cartoon_Clipart_Free_Page_4.html
http://www.saned.ru/index.php?productID=5708
Анимационные картинки - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8&stype=image&lr=15&noreask=1
Наука про кошек - http://www.sunhome.ru/journal/12304
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "
Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Конспект урока математики "Умножение величины на число и числа на величину. Деление величины на число", 4 класс, ПНШ
Конспект урока по математике...
Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс
Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс ПНШ...
Технологическая карта урока математики по теме: "Число 9. Получение числа 9 прибавлением 1 к предыдущему числу".
Цель урока: познакомить с приёмом получения числа 9 путём прибавления 1 к предыдущему числу.Задачи урока:Образовательная: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа...
Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."
Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...
Карточки для деления многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число)
Карточки для автоматического подбора примеров на деление многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число).Для того, чтобы примеры поменялись необходимо в любой ячейке (же...