Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процесс в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.); авторской программы «Наглядная геометрия» Н.Б. Истоминой стандарта начального общего образования, 2009.
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения.
Цель данного курса: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения геометрического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_2_kl._2015_-_2016.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Рассмотрено Руководитель МО _________ Протокол № 1 от « » 20 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР __________ «__» 20 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №3» _______ Приказ № _____ от « » 20 г. |
Рабочая программа
по факультативу «Наглядная геометрия»
для обучающихся 2 «Б» класса
Сроки реализации программы: 2015 -2016 учебный год
Разработчик: Захарова Л. В.,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория.
г. Рубцовск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процесс в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.); основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3»; учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2015 – 2016 учебный год; действующего положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»; годового календарного графика; Примерной программы начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); авторской программы «Наглядная геометрия» Н.Б. Истоминой стандарта начального общего образования, 2009.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения.
Цель данного курса: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения геометрического содержания.
Задачи программы:
- развитие образного(пространственного) и логического мышления, интуиции;
- формирование конструктивно-геометрических умений и навыков;
способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам;
- формирование практической значимости геометрических знаний;
Ценностные ориентиры:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
Формы работы:
Работа в парах
Работа в малых группах.
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Используемые технологии:
игровые технологии
технология создания ситуации успеха на уроке
личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
ИКТ (презентации к темам, видеофрагменты)
системно - деятельностный подход
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
Используемые методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Методы моделирования и конструирования;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
Дифференцированный подход к обучающимся.
Построение учебных диалогов.
На курс «Наглядная геометрия», который находится в вариативной части учебного плана, во 2 классе учебным планом гимназии выделено 34 часа (1 час в неделю; 34 учебных недели). На основании годового учебного графика добавлен 1 резервный час. Итого на изучение данного курса отводится 35 часов. В авторской программе на изучение курса выделено 23часа. Поэтому целесообразно резервные часы (12 ч) распределить следующим образом:
- Обобщение изученного во 2 классе – 2 ч;
- Контроль и учёт знаний – 1 ч;
- «Ломаная линия» - 1 час;
- «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч» - 1 ч;
- «Куб. Чтение чертежей» – 1 ч
- «Многогранники, развертка многогранника» - 1 ч
- «Сечение многогранника» - 2 ч
- Праздники, конкурсы, КВН, посвящённые геометрии – 3 ч
Формы представления результатов:
Конкурс знатоков.
Инсценирование геометрических сказок.
Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива».
Содержание учебного курса ( 35 ч)
1. Поверхности. Линии. Точки (3 ч). (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)
2. Углы. Многоугольники. Многогранники. (18 ч) Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.
3. Повторение (2 ч) Повторение и закрепление изученного учебного материала.
4. Дополнительные (резервные) часы (12 ч)
Учебно - тематический план
№п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела |
1 | Поверхности. Линии. Точки. | 3 | Виды поверхностей. Ломаная линия. Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. |
2 | Углы. Многоугольники. Многогранники | 18 | Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Виды углов. Строим углы с помощью угольника. Многоугольники. Треугольники. Четырехугольники. Четырехугольники, треугольники. Прямоугольник и квадрат. Периметр многоугольника. Многогранники и их изображение на плоскости. Многогранники и их изображение на плоскости. Ребро многогранника. Многогранник. Развертка многогранника. Куб, развертка куба. Читаем схемы и чертежи. Многогранники, развертка многогранника. Сечение многогранника. |
3 | Повторение | 2 | Повторение по теме «Поверхности. Линии. Точки» Повторение по теме «Углы. Многоугольники. Многогранники» |
4 | Дополнительные часы (резерв) | 12 | Обобщение изученного Контроль и учёт знаний «Ломаная линия» «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч» «Куб. Чтение чертежей» «Многогранники, развертка многогранника» «Сечение многогранника» Праздники, конкурсы, КВН, посвящённые геометрии |
5 | Итого | 35 |
Поверхности. Линии. Точки. (3 ч.) | ||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания урока | Дата проведе-ния | Коррек-ция | Основные виды деятельности обучающихся | Информа-ционные ресурсы | Учебное оборудование | |||||||||||||
1 | 1-я четверть Виды поверхностей | Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. Соотнесение положения предмета в пространстве с его изображением. | Учатся распознавать виды поверхностей на изображениях геометрических тел; соотносить положение предмета в пространстве с его изображением. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
2 | Ломаная линия | Построение ломаных линий по данным вершинам. | Строят ломаные линии по данным вершинам. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
3 | Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | Взаимное расположение лучей. Положение точки на прямой и вне прямой. | Строят прямые линии по заданным условиям; точку пересечения двух лучей. Строят замкнутые и незамкнутые ломаные линии по заданным условиям. Различают линии замкнутые от незамкнутых | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
Углы. Многоугольники. Многогранники (18 ч) | ||||||||||||||||||||
4 | Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | Обозначение и сравнение углов. | Читают графическую информацию, находят углы, их стороны и вершину, обозначают углы. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | . | ||||||||||||||
5 | Распознавание, сравнение, построение и обозначение углов. | Построение и обозначение углов. | Самостоятельно выполняют задание 15. Распознают, сравнивают, строят, обозначают углы. Самоконтроль. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
6 | Построение углов с помощью угольника. | Построение углов с помощью угольника. | Строят углы с помощью угольника. Взаимоконтроль и самоконтроль. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
7 | Многоугольники | Ознакомление с многоугольником и его элементами | Обозначают углы цифрами. Самостоятельная работа. Достраивают ломаную линию до многоугольника. Работают с таблицей. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
8 | Треугольники | Построение треугольников по данным вершинам. Проведение отрезков в треугольниках в соответствии с заданиями. | Строят треугольники. . проводят отрезки внутри треугольников. Анализируют расположение точек. Распознают треугольники на рисунке. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
9 | Четырёхугольники | Построение четырёхугольников в соответствии с данным условием. | Строят четырёхугольники в соответствии с заданными условиями. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
10 | 2 – я четверть Четырёхугольники, треугольники и прямые углы. | Выделение четырёхугольников, треугольников, прямых углов на данных чертежах | Проводят в четырёхугольниках и треугольниках отрезки по заданным условиям. Находят прямые углы. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
11 | Прямоугольник и квадрат. | Уточнение представление обучающихся о прямоугольнике и о квадрате как его разновидности. | Самостоятельная работа, задание 33. Взаимопроверка. Находят прямые углы с помощью угольника, Строят квадрат по точкам. Обозначают вершины квадрата. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
12 | Видимые и невидимые линии. Многогранники. | Уточнение знаний обучающихся о видимых и невидимых линиях на рисунках геометрических фигур. Знакомство с многогранниками. | Распознают видимые и невидимые линии. Знакомятся с понятием «многогранник» и изображением многогранников на плоскости. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
13 | Соотнесение объекта с его изображением. Видимые и невидимые части объекта. | Соотнесение объекта с его изображением, выделение на рисунке видимых и невидимых частей объекта. | Заканчивают раскраску рисунков. Соотносят объект с его изображением. Выделяю выделяют на рисунках видимые и невидимые части объекта. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
14 | Повороты куба в пространстве и их графическая интерпретация | Ознакомление с возможными поворотами куба в пространстве. | Выполняют рисунки гранях куба. Вырезают развёртку куба. Самоконтроль. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
15 | Чтение графической информации. | Обучение чтению графической информации. Соотнесение рисунков на видимых гранях изображение с поворотами его модели в пространстве. | Читают графическую информацию. Рисуют невидимые грани. Соотносят изменение рисунков на видимых гранях изображения с поворотами его модели в пространстве | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
16 | Соотнесение изображения куба с его развёрткой и с поворотами куба в пространстве. | Соотнесение изображение куба с его развёрткой и с поворотами в пространстве. | Соотносят изображение куба с его развёрткой и с поворотами в пространстве. Вырезают развёртки куба. Самоконтроль. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
17 | 3-я четверть Соотнесение модели куба с его развёрткой. | Обучение соотнесению модели куба с его развёрткой. | Соотносят модель куба с его развёрткой. Распознают кубы, полученные в результате преобразования данного куба. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
18 | Видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. | Преобразование куба. Выделение видимых и невидимых линий на изображениях многогранников. | Читают графическую информацию. Выполняют преобразования куба. Выделяют видимые и невидимые линий на изображениях многогранников. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
19. | Сечение многогранника. | Ознакомление с первоначальным представлением о сечении многогранника. | Соотносят изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; Знакомятся с понятием сечения многогранника. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
20 | Чтение графической информации. Видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. | Чтение графической информации. Выделение видимых и невидимых линий на изображениях многогранников. | Читают графическую информацию. Выделяют видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. Самостоятельная работа. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
21 | Сечение многогранников. | Формирование представлений о сечении многогранников. | Закрашивают видимые части многогранника разными цветами. Самоконтроль. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
Повторение (2ч) | ||||||||||||||||||||
22 | Повторение по теме «Поверхности. Линии. Точки» | Повторение изученного материала | Повторяют ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
23 | Повторение по теме «Углы. Многоугольники. Многогранники» | Повторение изученного материала | Повторяют ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
Дополнительные часы (12) | ||||||||||||||||||||
24 | Резерв Дополнительные часы Обобщение материала, изученного во 2 классе. | Повторение и обобщение изученного материала. | Повторяют и обобщают ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
25 | Обобщение материала, изученного во 2 классе. | Повторение и обобщение изученного материала. | Повторение и обобщение изученного материала. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
26 | Контроль и учёт знаний. | Проверка знаний обучающихся. | Самоконтроль | |||||||||||||||||
27 | Повторение по теме «Ломаная линия». | Повторение построения ломаных линий по данным вершинам. | Строят ломаные линии по данным вершинам | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
28 | 4-я четверть Повторение по теме «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч». | Повторяют материал о взаимном расположении лучей, . положении точки на прямой и вне прямой. | Строят прямые линии по заданным условиям; точку пересечения двух лучей. Строят замкнутые и незамкнутые ломаные линии по заданным условиям. Различают линии замкнутые от незамкнутых | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
29 | Повторение Куб. Чтение чертежей. | Модель и развёртка куба. | Соотносят модель куба с его развёрткой. Распознают кубы, полученные в результате преобразования данного куба. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
30 | Повторение Многогранники, развертка многогранника. | Многогранники, развертка многогранника. | Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
31 | Повторение. Сечение многогранника. | Сечение многогранника. | Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях Повторяют понятие «сечение многогранника». | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
32 | Повторение. Сечение многогранника. | Сечение многогранника. | Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях Повторяют | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
33 | Урок-праздник «Хвала геометрии!» | Урок-праздник «Хвала геометрии!» | Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
34 | Геометрический КВН. | Геометрический материал, изученный в течение года. | Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
35 | Конкурс знатоков геометрии. | Геометрический материал, изученный в течение года. | Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя. | ЭОР | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||||
Итого: | 35 ч |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
У обучающего будут сформированы:
любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
У обучающегося могут быть сформированы:
- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
- восполнять пробелы в знаниях и умениях,
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться различными дополнительными источниками информации;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- воспринимать различные точки зрения;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- использовать в речи язык математики
- совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, многоугольник);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; оценивать размеры геометрических объектов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать плоские и кривые поверхности;
- распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
- распознавать, различать и называть геометрические тела: куб, многоугольник;
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
- Н.Б.Истомина Наглядная геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2класс.М., Линка - Пресс, 2011.
- Г.Ю. Гаркавцева , Е.Н.Кожевникова, З.Б. Редько Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 2 класс, М., Линка - Пресс, 2007.
Интернет- ресурсы:
- http://www.liveinternet.ru/users/galina_solovyeva_3568363/post299462150/
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
- http:www.Nachalka.com.
- http://school-collection.edu.ru/
Для учащихся:
- Н.Б.Истомина Наглядная геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2класс.М., Линка - Пресс, 2011.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Проектор, ноутбук, интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Развёрнутое календарно-тематическое планирование факультатива "Наглядная геометрия" (2-4 класс)
Планирование факультатива "Наглядная геометрия" (2-4 класс).Планирование содержит пояснительную записку и темы занятий во 2-4 классах....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Программа факультатива "Наглядная геометрия" 1-4 классы с КТП УМК Гармония
Программа согласно ФГОС факультатива "Наглядная геометрия" 1-4 классы с КТП, УМК "Гармония"...