Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 2 «В» классе
рабочая программа (2 класс) на тему

Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования – изучение систематического курса геометрии.

 Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО

                   Утверждена  

        Директором  МБОУ «СОШ №8»

    Рузаевского  муниципального  района                                            __________/Т.В. Соколова /

/__________________/                                «___»__________2013г.

«___»___________2013г.
 
 
 

Рабочая программа

по курсу

«Наглядная геометрия» во  2  «В»  классе


 
 


 

Составитель:   Князева  Светлана  Валентиновна

                       
 

2014 г.


 Пояснительная записка.

         Обучение геометрии может иметь смысл,  если только используются связи   с привычными пространствами. Г. Фройнденталь прежде чем выявить принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии, надо ответить на вопрос: зачем обучать геометрии в начальной школе, почему в настоящее время общепризнанна необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему начального математического образования. Геометрический материал в курсе математики начальных классов, несмотря на разнообразие существующих сегодня систем обучения, практически отсутствует. Обучение элементам геометрии в начальной школе сводится, как правило, к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами и измерению геометрических величин инструментальными средствами. На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию школьников, является одной из самых актуальных. Одним из основных психических процессов является мышление. Оно включено в любой познавательный процесс: восприятие, память, воображение. Одна из разновидностей образного мышления – пространственное мышление. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Развитие пространственного мышления имеет важное значение для общего психического развития ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам, в том числе математике, географии, черчению, трудовому обучению. Кроме того, уровень развития пространственного мышления я рассматриваю, как существенный показатель общего интеллектуального развития. Поэтому уже в начальной школе необходима целенаправленная и систематическая работа по развитию данного вида мышления. Осуществление данной программы должно начинаться с анализирующей деятельности. Необходимо провести  цикл соответствующих бесед и тестов с учениками начальной школы, что позволило скорректировать процесс обучения с учетом индивидуального развития детей. Опыт показывает, что у учащихся недостаточно сформированы такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, творческая активность, умение сравнивать результат своей работы с образцом. Обычно учащиеся имеют достаточно скудный сенсорный опыт, не умеют наблюдать. Внимание детей неустойчиво, образное мышление слабо развито. Необходимо вызвать интерес к учебе естественным для маленького ребенка образом, оживить преподавание математики посредством геометрического материала, при изучении которого дети могут рисовать, чертить, приклеивать и т.п.

Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования – изучение систематического курса геометрии.

 Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Задача – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие  высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно- образного мышления.  Задача педагога  «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.  Занятия проводятся по тетрадям с печатной основой: Истомина Н.Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).    

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 7 – 9  лет.

1 час в неделю (34 часа в год)

        

Личностные,  метапредметные  и предметные результаты изучения курса  «Наглядная геометрия ».

Личностные результаты:

•развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

•развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

•воспитание чувства справедливости, ответственности;

•развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

        

Метапредметные результаты:         

•Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

•Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

•Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

•Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

•Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

•Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

•Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

•Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

•Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

•Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

•Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

•Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

        

Предметные результаты:

•Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

•Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

•Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

•Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

•Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

•Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

•Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

•Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

•Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.  Создание  объёмных фигур из разверток: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида,  параллелепипед, усеченный конус.

        

Универсальные учебные действия:        

•Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

•Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

•Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

•Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

•Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

•Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

•Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.

•Использовать критерии для обоснования своего суждения.

•Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

•Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тематическое планирование по наглядной геометрии 1 класс

Наименование

 часы

        УУД        

Дата проведения

По плану

Фактич.

1

Веселая точка.

1

Личностные:

-нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные:

 - знаково-символическое моделирование

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные:

- постановка вопросов

 ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные:

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

7.09.13

2

Сравнение фигур по форме, размеру, цвету.        

1

14.09

3

Прямая линия и ее свойства.        

1

21.09

4

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.        

1

28.09

5

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

5.10

6

Отрезок. Имя отрезка.        

1

12.10

7

Сравнение отрезков. Единицы длины.        

1

19.10

8

Ломаная линия.

1

26.10

9

Длина ломаной.        

1

2.11

10-11

Луч.

2

16.11

23.11

12

Угол. Вершина угла, его стороны.        

1

Личностные:

- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Познавательные:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные:

-планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

-управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные:

-целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

30.11

13

Прямой угол, его стороны

1

7.12

14

Острый угол.        

1

14.12

15

Тупой угол.        

1

21.12

16

Треугольник и его свойства.        

1

Личностные:

-смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Познавательные:

действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-разрешение конфликтов

 ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Регулятивные:

-прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

17

Треугольник. Виды треугольников

1

18

Четырехугольник. Его свойства.

1

19

Прямоугольник и его свойства.

1

20

Квадрат и его свойства.

1

21

Ромб

1

22

Обобщение изученного.        

1

23

«Веселые игрушки». Фигуры плоские и объемные тела.        

1

24

Многоугольники.        

1

25

Периметры многоугольников.        

1

26

Окружность. Циркуль.        

1

Личностные:

-смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Познавательные:

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

-постановка вопросов

 ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные:

-контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

27

Окружность. Круг.        

1

28

Радиус и диаметр окружности.

1

29

Касательная.

1

30

Закрепление пройденного

1

31-32

Повторение изученного в 1 классе.        

2

33

КВН.

1

34

Обобщающий урок.

1

           

Список  наглядных пособий.

Индивидуальные

  • Линейка. (25 см)
  • Чертежный треугольник.
  •  Циркуль.
  •  3-4 листа цветной бумаги. Полоски бумаги. Нитки.
  •  Палочки.
  • Пластилин.

Классные пособия

  • Классная линейка. Чертежный треугольник. Циркуль.
  • Набор цветных моделей многоугольников.
  • Цветные мелки.
  •  Набор моделей геометрических тел.
  •  Набор палочек.
  •  Пластилин.

                                            Список литературы:

1.Истомина Н.Б., Шадрина И.В. Наглядная геометрия. 1класс. «Линка-Пресс», 2001 .

2.Редько З.Б., Гаркавцева Г.Ю.  Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1класс. Под ред. Н.Б.Истоминой. «Линка – Пресс», 2006 .

3.Жильцова Т.В., Обухова Л.А.  Поурочные разработки по наглядной геометрии:1-4класс. –М.:ВАКО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу"Наглядная геометрия" 1класс

Представлена рабочая программа по геометрии с календарно-тематическим планированием для 1 класса...

Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности

Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...

Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 3 «В» классе

Рабочая прграмма по курсу " Наг8лядная геометрия" в 3 классе...

Рабочая программа по курсу Наглядная геометрия

Рабочая программа по курсу " Наглядная геометрия" для 4 класса  составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по факультативу «Наглядная геометрия»  для 2 класса составлена  основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального  государственного образовательного ...

Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником....

Презентация для занятия по внеурочной деятельности курса "Наглядная геометрия" - "Танграм" (1 класс)

Данная презентация может быть изпользована для фрагмента занятия или урока при знакомстве с танграмом. Построена с элементами проблемно-поисковой ситуации (2 слайд). Учтена практикоориентированность ш...