Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 2 «В» классе
рабочая программа (2 класс) на тему
Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования – изучение систематического курса геометрии.
Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО | Утверждена Директором МБОУ «СОШ №8» Рузаевского муниципального района __________/Т.В. Соколова / |
/__________________/ «___»__________2013г.
«___»___________2013г.
Рабочая программа
по курсу
«Наглядная геометрия» во 2 «В» классе
Составитель: Князева Светлана Валентиновна
2014 г.
Пояснительная записка.
Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются связи с привычными пространствами. Г. Фройнденталь прежде чем выявить принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии, надо ответить на вопрос: зачем обучать геометрии в начальной школе, почему в настоящее время общепризнанна необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему начального математического образования. Геометрический материал в курсе математики начальных классов, несмотря на разнообразие существующих сегодня систем обучения, практически отсутствует. Обучение элементам геометрии в начальной школе сводится, как правило, к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами и измерению геометрических величин инструментальными средствами. На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию школьников, является одной из самых актуальных. Одним из основных психических процессов является мышление. Оно включено в любой познавательный процесс: восприятие, память, воображение. Одна из разновидностей образного мышления – пространственное мышление. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Развитие пространственного мышления имеет важное значение для общего психического развития ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам, в том числе математике, географии, черчению, трудовому обучению. Кроме того, уровень развития пространственного мышления я рассматриваю, как существенный показатель общего интеллектуального развития. Поэтому уже в начальной школе необходима целенаправленная и систематическая работа по развитию данного вида мышления. Осуществление данной программы должно начинаться с анализирующей деятельности. Необходимо провести цикл соответствующих бесед и тестов с учениками начальной школы, что позволило скорректировать процесс обучения с учетом индивидуального развития детей. Опыт показывает, что у учащихся недостаточно сформированы такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, творческая активность, умение сравнивать результат своей работы с образцом. Обычно учащиеся имеют достаточно скудный сенсорный опыт, не умеют наблюдать. Внимание детей неустойчиво, образное мышление слабо развито. Необходимо вызвать интерес к учебе естественным для маленького ребенка образом, оживить преподавание математики посредством геометрического материала, при изучении которого дети могут рисовать, чертить, приклеивать и т.п.
Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования – изучение систематического курса геометрии.
Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Задача – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование. Занятия проводятся по тетрадям с печатной основой: Истомина Н.Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 7 – 9 лет.
1 час в неделю (34 часа в год)
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Наглядная геометрия ».
Личностные результаты:
•развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
•развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
•воспитание чувства справедливости, ответственности;
•развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
•Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
•Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
•Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
•Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
•Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
•Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
•Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
•Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
•Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
•Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
•Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
•Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
•Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
•Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
•Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
•Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
•Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
•Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
•Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
•Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
•Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус.
Универсальные учебные действия:
•Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
•Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
•Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
•Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
•Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
•Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
•Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.
•Использовать критерии для обоснования своего суждения.
•Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
•Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Тематическое планирование по наглядной геометрии 1 класс
№ | Наименование | часы | УУД | Дата проведения | ||
По плану | Фактич. | |||||
1 | Веселая точка. | 1 | Личностные: -нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Познавательные: - знаково-символическое моделирование - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Коммуникативные: - постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Регулятивные: - планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). - коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). | 7.09.13 | ||
2 | Сравнение фигур по форме, размеру, цвету. | 1 | 14.09 | |||
3 | Прямая линия и ее свойства. | 1 | 21.09 | |||
4 | Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | 1 | 28.09 | |||
5 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 5.10 | ||||
6 | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | 12.10 | |||
7 | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | 19.10 | |||
8 | Ломаная линия. | 1 | 26.10 | |||
9 | Длина ломаной. | 1 | 2.11 | |||
10-11 | Луч. | 2 | 16.11 23.11 | |||
12 | Угол. Вершина угла, его стороны. | 1 | Личностные: - самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные: -планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). -управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные: -целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). | 30.11 | ||
13 | Прямой угол, его стороны | 1 | 7.12 | |||
14 | Острый угол. | 1 | 14.12 | |||
15 | Тупой угол. | 1 | 21.12 | |||
16 | Треугольник и его свойства. | 1 | Личностные: -смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Познавательные: действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: -разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Регулятивные: -прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик). | |||
17 | Треугольник. Виды треугольников | 1 | ||||
18 | Четырехугольник. Его свойства. | 1 | ||||
19 | Прямоугольник и его свойства. | 1 | ||||
20 | Квадрат и его свойства. | 1 | ||||
21 | Ромб | 1 | ||||
22 | Обобщение изученного. | 1 | ||||
23 | «Веселые игрушки». Фигуры плоские и объемные тела. | 1 | ||||
24 | Многоугольники. | 1 | ||||
25 | Периметры многоугольников. | 1 | ||||
26 | Окружность. Циркуль. | 1 | Личностные: -смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Познавательные: - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: -постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Регулятивные: -контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) | |||
27 | Окружность. Круг. | 1 | ||||
28 | Радиус и диаметр окружности. | 1 | ||||
29 | Касательная. | 1 | ||||
30 | Закрепление пройденного | 1 | ||||
31-32 | Повторение изученного в 1 классе. | 2 | ||||
33 | КВН. | 1 | ||||
34 | Обобщающий урок. | 1 | ||||
|
Список наглядных пособий.
Индивидуальные
- Линейка. (25 см)
- Чертежный треугольник.
- Циркуль.
- 3-4 листа цветной бумаги. Полоски бумаги. Нитки.
- Палочки.
- Пластилин.
Классные пособия
- Классная линейка. Чертежный треугольник. Циркуль.
- Набор цветных моделей многоугольников.
- Цветные мелки.
- Набор моделей геометрических тел.
- Набор палочек.
- Пластилин.
Список литературы:
1.Истомина Н.Б., Шадрина И.В. Наглядная геометрия. 1класс. «Линка-Пресс», 2001 .
2.Редько З.Б., Гаркавцева Г.Ю. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1класс. Под ред. Н.Б.Истоминой. «Линка – Пресс», 2006 .
3.Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии:1-4класс. –М.:ВАКО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу"Наглядная геометрия" 1класс
Представлена рабочая программа по геометрии с календарно-тематическим планированием для 1 класса...
Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности
Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 3 «В» классе
Рабочая прграмма по курсу " Наг8лядная геометрия" в 3 классе...
Рабочая программа по курсу Наглядная геометрия
Рабочая программа по курсу " Наглядная геометрия" для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником....
Презентация для занятия по внеурочной деятельности курса "Наглядная геометрия" - "Танграм" (1 класс)
Данная презентация может быть изпользована для фрагмента занятия или урока при знакомстве с танграмом. Построена с элементами проблемно-поисковой ситуации (2 слайд). Учтена практикоориентированность ш...