Методика записи краткого условия и решения задачи.
методическая разработка по математике по теме
Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика записи краткого условия и решения задачи.
Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).
Перова М.Н. пишет: «Умственно отсталые исходят при решении задач или выполнении заданий из несущественных признаков, руководствуются отдельными словами и выражениями или пользуются усвоенными ранее схемами-шаблонами Это приводит к тому, что, не умея отойти от этих штампов, ученик нередко дополняет условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную ему схему. Он вводит слова «всего», «осталось», «стало», «вместе» и на их основе выбирает действия.»
Учащиеся не умеют пользоваться приемами опосредствованного, т. е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. По мере обучения коррекционной школе, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.
Задача читается вместе с ребенком, если ребенок говорящий, или с максимальным привлечением внимания ребенка, выразительностью чтения ключевых моментов в задаче, если неговорящий. Запись краткого условия осуществляется с опорой на текст задачи и картинку.
- У тебя было два яблока. Мама дала тебе еще два яблока. Сколько всего стало яблок?
После прочтения условия задачи, вместе с ребенком проговаривается условие, выделяя интонацией ключевые моменты. Очень важно, чтобы ребенок выделял голосом сам.
- Давай нарисуем, сколько яблок было. Сколько нам надо нарисовать яблок?
- Два!
(на доске вывешивается картинка, в тетради рисуем и раскрашиваем)
- А теперь, давай нарисуем, сколько яблок дала мама. Сколько нам надо нарисовать яблок?
- Два!
(на доске вывешивается еще два яблока, в тетради рисуем на некотором расстоянии еще два яблока и раскрашиваем, можно нарисовать предметы разного цвета)
- Нам надо записать краткое условие задачи. Сколько яблок было?
(ребенок ставит палец-указку на два яблока)
-Было два яблока.
- Какое слово напишем?
- Было.
- Пиши.
(на доске и в тетради пишем слово «Было».)
- А теперь напишем цифру. Сколько яблок было?
- Два.
- Ставим тире и пишем цифру.
(на доске, в тетради: «Было - 2»)
- Было два чего?
- Яблока.
- Запишем только первую букву. Какая первая буква в слове «яблоко»?
- Я!
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.»)
- Посмотри, сколько яблок дала мама. Посчитай.
- Два яблока.
- Мама, что сделала?
- Дала.
-Давай запишем.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала»)
- Сколько яблок дала мама?
- Два.
- Записываем
(в тетради: «Было – 2 я.
Дала - 2»)
- Два чего дала мама?
- Яблока.
- Запиши первую букву.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.»)
- Какой же вопрос в задаче? Давай скажем его вместе: сколько всего стало яблок?
(вопрос задачи проговаривается вместе с ребенком, выделяя ключевое слово).
- Какое слово напишем?
- Всего.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего»)
- Какой знак надо поставить, после этого слова?
- Вопросительный.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?»)
- А теперь давай запишем решение задачи. Сколько было машин? Посмотри в условие задачи.
(вместе с ребенком ставим палец левой руки на слово «было» в условии задачи и проводим пальцем до цифры с буквой.)
- Было два яблока.
- Пишем.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?
2 я.»)
- Какой вопрос в задаче?
(вместе с ребенком ставим палец левой руки на слово «всего» в условии задачи и читаем слово, потом ладошки кладутся друг на друга крестом, получается знак +)
- Какой знак нам надо написать?
- Плюс!
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?
2 я.+»)
- Сколько яблок положила мама?
(вместе с ребенком ставим палец левой руки на слово «было» в условии задачи и проводим пальцем до цифры с буквой.)
- Мама положила 2 яблока.
- Записываем.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?
2 я. + 2 я.»)
- Какой знак нам надо поставить?
- Равно.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?
2 я. + 2 я. =»)
- Давай прочитаем пример.
(см. решение примера.)
- Запиши ответ в примере.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?
2 я. + 2 я. = 4 я.»)
- Мы с тобой решили задачу. А теперь запишем ответ. Сначала запишем слово «ответ».
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?
2 я. + 2 я. = 4 я.
Ответ: »)
- Сколько всего стало у нас яблок?
(вместе с ребенком ставим палец левой руки на ответ в примере)
- Всего 4 яблока.
- Вот это и запишем.
(на доске, в тетради: «Было – 2 я.
Дала – 2 я.
Всего - ?
2 я. + 2 я. = 4 я.
Ответ: всего 4 яблока.»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач по краткому условию. 2 класс
Упражнения для развития умения составлять задачи по краткому условию задачи. Даются числа для практического применения к условиям задачи. таким образом формируются логическое мышление, навык реш...
Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.
Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...

Способы записи решения задач.
Учебный-методический материал поможет учителю при работе с текстовыми задачами на уроках математики....

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.
Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач....

Оформление решения задачи( составление краткой записи - по вопросам, по действиям с пояснением, обратная задача)
Презентация к уроку математики. На уроке учимся решать разные виды задач, записывать краткую запись, решение, ответ. Полезна для демонстрации на дистанционном уроке....
Технологическая карта урока математики "Решение задач с дополнением условия. Сравнение величин. Решение текстовых задач в два действия" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя:Обобщение и систематизация знаний и умений дополнять условия задач и сравнивать величины.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания о вычитании и сложении с опорой на зна...