Числовой луч. Неравенства.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА
УМК «Гармония»
1 класс
Тема урока: «Числовой луч. Неравенства»
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Учебник: Н.Б.Истомина. «Математика» 1 класс.
Цель: формирование умения составлять равенства, неравенства с опорой на числовой луч.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить изученные приемы сложения и вычитания: + 1, - 1 через работу с веерами;
- формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их во время устной и самостоятельной работ;
- повторить изученный геометрический материал, основываясь на знания о геометрической фигуре, отрезке;
- формировать навык каллиграфического письма через минутку чистописания;
- расширять кругозор, опираясь на материал об истории новогоднего праздника.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся с помощью загадок, через дифференцированную работу;
- развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками через фронтальную работу;
- развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя на протяжении всего урока;
- развивать наблюдательность, логическое мышление и умение делать выводы, решая задания на логику;
- развивать устную речь, слушая ответы учащихся:
- развивать навыки самоконтроля через умение работать в парах;
- тренировать мелкую моторику руки с помощью пальчиковой гимнастики.
Воспитательные:
- воспитывать активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
- воспитывать взаимопомощь через фронтальную работу и работу в парах;
- воспитывать аккуратность в работе, ведя аккуратные записи в тетради.
СТРУКТУРА УРОКА
- Организация класса. 1мин.
2. Устный счет.
а) Работа с веерами. 1мин.
б) Числовой луч. 4мин.
в) Логические задачи. 3мин.
г) Геометрический материал. 3 мин.
3. Физкультминутка. 1мин.
4. Работа над темой урока.
а) Применение знаний в измененных условиях. 4 мин.
б) Чистописание. Сообщение темы урока и его задач. 2 мин.
в) Состав однозначных чисел.
г) Работа с неравенствами.
д) Пальчиковая гимнастика. 1 мин.
е) Творческое применение знаний и умений. 6 мин.
5. Итог урока. 1 мин.
ОБОРУДОВАНИЕ
Учитель: елочные игрушки (геометрические фигуры) с числами 1700, 1840, 1852, письмо в конверте от эльфов, кассета с записью звукового письма, числовой луч.
Ученик: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, линейка, циркуль, карандаш, нелинованный блокнот с начерченными заранее отрезками разной длины, круг из цветного картона с цифрой, снежинка.
ХОД УРОКА
КОНСПЕКТ УРОКА | ТЕОРЕТИЧЕКОЕ ОБОСНОВАНИЕ |
Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: “Дети, здравствуйте , я к вам! Праздник мы встречаем, Елку наряжаем, Вешаем игрушки, Шарики, хлопушки… Скоро Дед Мороз придет! Нам подарки принесет- Яблоки, конфеты… Дед Мороз, ну где ты?! (З. Орлова) Но вот, что странно, по телевидению сообщили, что Дед Мороз месяц назад выехал из своего дома по направлению к нашему городу. И до сих пор о добром старце не было сказано ни слова. По дороге в школу мне передали письмо. Почитаем. Адрес нашей школы. (Хорошо читающий ученик читает: «Дед Мороз похищен. Ученики 1 «В» класса, помогите! Эльфы.) Не кажется ли вам, что нам по силам будет узнать местонахождение Деда Мороза, если работать сообща, всем классом. Чтобы самим не заблудиться в волшебной стране и узнать сведения из жизни Деда Мороза, следует не ошибаться в математических расчетах, быть внимательным, не забывать о помощи друг другу. Пусть в нашем добром деле нам сопутствует удача! | Организация детей на учебную деятельность. Психологический настрой. Формирование учебной мотивации на основе эмоциональной. Создание атмосферы доверия, доброжелательности. Пробудить интерес к уроку. Мобилизация детей, обеспечивающая успешное выполнение учебной задачи. |
а) Веера. - Покажите предыдущие числа 2,9,5,1 (1,8,4,0) - Покажите последующие числа 0,7,4,1(1,8,5,2) Молодцы! Выполнили задание без ошибок. Мы смогли доказать друг другу, что сумеем помочь Деду Морозу. б) Числовой луч. Отгадайте загадки. - На луче нужно показать точки, соответствующие числам, которые встречаются в загадке. (К доске вызываются по одному ученику, второй ряд цепочкой) = 1 нога, а рук много. (дерево) = Братьев этих ровно 7, И они известны всем, Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. (дни недели) Решите задачи. = Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по яблоку. Сколько всего яблок? (Ответ: На дубе яблоки не растут) = На дороге сидели 3 воробья. К ним прилетели ещё 2. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько воробьев осталось? (Ответ: Кот спугнул всех воробьев) Выполняя интересные задания мы, незаметно для себя оказались в сказочном лесу, где растут ёлочки. Давайте украсим 1 ёлочку игрушками с елочками, которые у нас получились: 1840, 1852, 1700. Это не простые числа, это числа-подсказки. (На доске оформляется нарисованная ёлочка) Я вам расскажу, что означает каждое число. 1700 . В России Новый год стали отмечать по указу Петра I 1 января 1700 года. До этого момента начало нового отмечали 1 сентября, т.к. к этому времени заканчивалась уборка урожая с полей. Вместе с нами 1 января Новый год отмечают: Австралия, Япония, Италия, Канада, США и многие другие страны. 1840. Дед Мороз на самом деле существует. Датой его рождения считается 18 ноября. Известно, что в привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился в 1840 году. До этого он был маленьким и злым гномом. Так как Деду Морозу стали уделять много внимания, то он стал расти, толстеть и добреть. Живет Дед Мороз в городе Великий Устюг. Работает дедушка всего одну предновогоднюю неделю в году, всё остальное время он отдыхает и готовится к следующему Новому году – мастерит игрушки, тренирует оленей, ремонтирует сани. 1852 . Символ Нового года – ель. Раньше ели ставили только в домах богатых людей. А вот с 1852 годам ёлки стали главным украшением столичных улиц и домов всех людей. Думаю, стоит сказать спасибо сказочному лесу за то, что рассказал нам много интересного. Но наши поиски продолжаются. в) Геометрический материал. - Посмотрите, какие фигуры изображены? Расскажите о каждой. 1 2 3 4 5 (1 – кривая незамкнутая линия, 2 – кривая замкнутая линия, 3 – прямая линия, не имеющая начала и конца /бесконечная/, 4 –луч, линия, у которой есть начало, но нет конца, 5 – отрезок, линия, которая имеет начало и конец) | Фронтальная работа. Развитие слуховой памяти. Актуализация полученных знаний. Пробуждение интереса к математике. Активизация познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти. Развитие логики. Развитие познавательных способностей. Расширение кругозора, словарного запаса. Актуализация опорных знаний. Развитие познавательной активности, памяти. |
Поскольку главным атрибутом Нового года является ёлочка, то давайте соберем бусы, которыми украсим ёлочку. У каждого на парте бусина с числом, У кого-то желтая, у кого-то красная. Нужно встать по порядку красным бусинам у доски, желтым – у шкафа. Какие бусы соединятся быстрее? | Охрана здоровья. Мышечная релаксация. |
Времени для поисков остается все меньше, а у нас нет никаких точных подсказок. Давайте определим самую короткую дорогу до дома Деда Мороза. а) В блокнотах. - Как сравнить отрезки? (наложением, с помощью линейки, с помощью циркуля) - Что необходимо при сравнении отрезков с помощью циркуля? (Нужно одной меркой измерить длину всех отрезков) Измерьте длину отрезков с помощью циркуля, сравните.
мерка
у учащихся с высоким уровнем развития) Проверка с помощью линейки в парах. б) Чистописание. Постановка цели. - Разгадайте путаницу. Над рекой летели птицы: Голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 лещей, Сколько птиц? Ответь скорей! ( 5 ) - Дайте характеристику числа 5. (5 – число однозначное, для записи понадобится 1 цифра, нечетное, соседи числа 4 и 6) - В тетради записываем всю строку через клетку цифру 5. - У кого синие снежинки; в тетради в столбик, составит 4 любых верных неравенства с числом 5. - У кого белые снежинки, работают в тетради на печатной основе страница 32 №59. С помощью числового луча определи длину каждого отрезка. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ? ? ? ? в) – У кого желтые снежинки, украшают ёлки на доске (состав чисел) 7 6 5 1 1 1 2 2 2 3 3 (по одному выходят, записывают числа с правой стороны елочек)) г) Проверка неравенств. (На доске: 1<5 5>1 0<5 7>5 2<5 5>2 5>0 8>5 3<5 5>3 5>6 9>5 4<5 5>4 6>5 5<7 5<8 5<9 1 ученик называет составленное неравенство, другой его на доске подчёркивает). - Какое неравенство из записанных на доске лишнее? (5>6 неверное неравенство, остальные верные) Проверка №59 с.32 в тетради на печатной основе. ( Дети называют длину отрезков). д) Физкультминутка. Немного отдохнём и продолжим поиски. Ёлки лучше получаются, Если пальчики сжимаются. Локотки ты подними, Пальчики ты распрями. е) Творческое применение знаний и умений. - Чтобы узнать, где находится Дед Мороз, осталось выполнить одно задание, которое требует оценки своих сил. В тетради на печатной основе на стр. 32 №60 выберите каждый для себя один столбик: 1 – самое простое задание; 2 – посложнее; 3 – самое сложное. (Догадайся, по какому правилу составлены столбики неравенств, и продолжи каждый из них. 6 > 1 9 > 8 3 < 6 6 > 2 8 > 7 6 > 4 6 > 3 7 > 6 4 < 7 6 4 6 5 7 > 5 6 5 5 4 5 8 4 3 8 6 3 2 6 9 2 1 9 7 Проверка: запись учителем ответов на доске с помощью и объяснением тех учеников, которые выполняли “свой” столбик) | Развитие познавательного интереса, устойчивости и распределения внимания. Дифференциация по объёму материала. Создание проблемной ситуации. Развитие внимания, логики. Активизация полученных знаний. Работа в паре развивает чувство дружбы, взаимопомощи. Выступая в роли учителя, ученик приучается контролировать свои действия , оценивать работу соседа и себя , сопоставляя свою и чужую работы. Ясность цели для ученика способствует осознанному восприятию. Развитие внимания, интереса к математике. Актуализация опорных знаний. Отработка каллиграфических навыков. Индивидуальная работа с детьми со слабой моторикой. Дифференциация по степени сложности. Активизация внимания. Индивидуализация обучения через дифференцированный подход. Формирование регулирующего компонента умственной деятельности – итогового самоконтроля, операционного сравнения и обобщения, формирование прогностической самооценки. Фронтальная форма работы с элементами индивидуальной. Развитие целостного и осмысленного восприятия и устойчивого внимания. Развитие мыслительных операций: классификация, сравнение, анализ. Актуализация полученных знаний. Развитие самоконтроля. Пальчиковая гимнастика. Дифференцированная самостоятельная работа развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении целей, прививает вкус к поиску, к самостоятельным открытиям. Дифференциация задания по степени сложности. Дифференцированная работа не навязывается, у ребенка есть возможность оценить себя, выбрать задание по силам. Развитие прогностической самооценки. Фронтальная вопросно-ответная форма беседы с элементами уточнения, рассуждения направлена на развитие коммуникативно-речевых умений. |
- Мы выполнили все задания, работали активно дружно, поэтому нашли подсказку, которая расскажет, что случилось с Дедом Морозом. (самый активный ученик достаёт аудиокассету) “Дорогие мои первоклассники! Зря вас побеспокоили мои эльфы. Не пропадал я. Слышал, как ваша учительница рассказывала вам обо мне. Верно было подмечено, что месяц перед Новым годом очень для меня трудный. Езжу по разным городам, развожу подарки. Ну, не будем терять время, возвращайтесь в класс и вспомните всё, что помогло вам найти моё письмо! С наступающим Новым годом!” - Давайте вспомним, что же, помогло нам найти звуковое письмо Деда Мороза. (Дети перечисляют виды работы на уроке.) Молодцы! Я очень рада, что послание от эльфов попало именно в наш класс. Вы отлично справились с заданием! | Совершенствование умения делать выводы, обобщать. Удержание учебной задачи до конца урока. Положительное подведение итогов способствует формированию познавательной мотивации, осознанию эмоционального состояния, созданию ситуации успеха. |
ЛИТЕРАТУРА
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. // Хрестоматия по психологии. – М., ЧеРе, 2000.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. // Учебное пособие. – М.:МПСИ изд-во «Флинта», 1998.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1996.
- Осмоловская И.М., Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. – Москва-Воронеж, 1998.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. //Введение в активные методы обучения. – М.:МПСИ изд-во «ФЛИНТА», 1998.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. – Москва-Воронеж, 1998.
- Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики.// Методическое пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений.- Н.Н., Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
- Балакшина С.А. Математика 1 класс, I часть.//Поурочные планы по учебнику Н.Б.Истоминой.- Волгоград, 2004.
8 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств»
Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств» адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В....
Конспект урока математики во 2 классе "Числовые неравенства"
Конспект в виде технологической карты с подробным описанием формируемых УУД...
Урок математики 1 класс УМК "Гармония". Тема: Числовые неравенства. Знаки ">" и "<"
Данная методическая разработка представлена уроком, презентацией к уроку и самоанализом....
Числовые равенства и неравенства
Урок математики дан по программе 21 века. Минутка чистописания, закрепление таблицы умножения и деления, объяснение нового материала, решение выражений при помощи дуг, решение задачи....
Конспект урока математики в 1 классе по теме "Запись числовых неравенств по данному условию"
Конспект урока составлен по учебнику Н.Б. Истоминой 1 класс. Цель урока: совершенствовать умение записывать числовые неравенства, преобразовывать графическую и текстовую информацию в знаково-символиче...
Урок математики в 1 классе по умк "Гармония" Числовые неравенства
создать благоприятные условия для формирования представлений о неравенстве, знаках «>», «<»...
Карточка "Числовые равенства, неравенства". 1 класс.
Карточка по математике по теме"Числовые равенства и неравенства". 1 класс....