Программа Школы раннего развития
материал по математике по теме
Основная общеобразовательная программа для школы раннего развития (3-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrprog.doc | 102.19 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическим развитии.
Школа раннего развития в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утверждённым Постановлением Правительства РФ.
ШРР создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет. Порядок комплектования групп ШРР является следующим: младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).
Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по направлениям: познавательно - речевое, социально - личностное, художественно-эстетическое и физическое.
Концепция дошкольного воспитания, одобренная коллегией Госкомитета по народному образованию, провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап подготовки к будущей жизни – к школе». Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.
В определении готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость», т.е. тот уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровья.
Формирование готовности предусматривает следующие основные направления:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- психологическая подготовка дошкольников к обучению в начальной школе;
- формирование знаний и умений детей;
- развитие общекультурных умений и навыков у детей
Моделирование образа выпускника нашего образовательного учреждения является основой для разработки структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы. Создание образа обусловлено своеобразием направлений и программ образовательной работы коллектива, социальным запросам родителей, своеобразием самого дошкольного периода.
Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью.
Физическая готовность — состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координации, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность — определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познавательной и социальной), активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, Умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность — развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления: владение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование), децентрацией (учет позиции другого человека при анализе ситуации), родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры и др.) — выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие представлений о мире людей, вещей, природе. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного и дополнительного образования и обеспечения воспитания детей.
Основная общеобразовательная программа Школы раннего развития разработана на основе общеобразовательных программ дошкольного образования:
● Программа «Развитие». Программа «Развитие» разработана учебным центром Л.А. Венгера для дошкольных образовательных учреждений. Программа «Развитие» рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Психическое развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность. В качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает возможность ребенку уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности. Именно развитие способностей определена как основная образовательная цель программы «Развитие».
Программа «Развитие» направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей, в процессе детских видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная деятельность, литературно – художественная деятельность).
Особенностью программы «Развитие» является то, что данная программа ориентирована на обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, не на ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а на расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности – на развитие способностей. Способности позволяют ребенку обобщать его опыт, анализировать ситуацию, самостоятельно находить решения различных задач.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Основные разделы программы «Развитие»: сенсорное восприятие, художественная литература и развитие речи, грамота, музыка, ориентировка в пространстве, физическая культура, изобразительное искусство, конструирование, ознакомление с окружающим миром, подготовка руки к письму, художественное конструирование, развитие логического мышления, развитие математических представлений.
● Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Программа позволяет естественным образом – в процессе основных видов детской деятельности (игровой, познавательной, художественно-творческой, двигательной, музыкальной, исследовательской и др.) – помочь ребенку открыть основные законы окружающего мира, общества детей и взрослых, а также показать ему выработанные в культуре способы постигать неизвестное, создавать новое, справляться с возникающими трудностями. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, их общее развитие, формирование целостной картины мира и опыта разных видов деятельности. Реализует системно-деятельностный подход, обеспечивающий успешность ребенка на всех ступенях непрерывного образования и воспитание личностных качеств, создающих основу для дальнейшей самореализации человека в жизни и труде.
Проблема преемственности в обучении и воспитании рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, Б. Эльконина и др. В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и т.д. Очень важна преемственность, прежде всего на начальных ступенях образования, т.к. именно на них «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса – педагогов и детей». В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено) выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Там же определены общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, что предполагает решение следующих приоритетных задач:
На ступени дошкольного обучения:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На начальной ступени:
- осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)
- желание и умение учиться, готовность образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в различных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования);
- специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном возрасте качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Содержание образовательного процесса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3» школы раннего развития определяется Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, установленными Министерством образования и науки РФ и с учётом психофизического развития и возможностей детей.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Цель Школы раннего развития по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: создание условий для реализации гарантированного гражданам России права на получение общедоступного получение доступного и бесплатного дошкольного образования, непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Основными задачами ШРР являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
- создание обогащенной предметно- пространственной среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу;
- обеспечение воспитания и развития детей раннего возраста;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом (речевом) развитии дошкольников;
- обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям Учреждения;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Методологическая основа программы ШРР
Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.
Основные особенности программы:
Программа позволяет системно и целостно использовать общие законы организации и развития любой деятельности; определяет условия для саморазвития ребенка; обеспечивает преемственность между дошкольным образованием и начальной школой в решении целей и задач современного образования с позицией дальнейшего саморазвития и успешной самореализации детей.
Принципы и подходы к формированию Программы.
- Принцип гуманизма – признания самоценности личности.
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
- Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.
- Принцип вариативности и инвариантности.
- Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра.
В программе отражены следующие ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития:
- образование ребенка для его будущего через его деятельность;
- формирование у ребенка системы ценностей деятеля, созидателя;
- формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
- развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;
- активное использование в работе с детьми их собственного опыта;
- интегрированное содержание работы с детьми;
- партнерские взаимодействия детей и взрослых;
- соблюдение прав ребенка;
- доступность качественного образования;
- активное вовлечение ребенка в социум.
Данные положения нацелены на формирование «созидателя своей судьбы», гражданина своей страны, а также и на гражданина Мира.
Структура программы
Структура программы соответствует Федеральным государственным требованиям, согласно которым содержание образовательной работы ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по четырем основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Основное содержание программы:, «Окружающий мир», «Математика», «Развитие речи, письмо», «Художественное труд», «Музыка».
Специфика учебного плана в ШРР заключается в предельно точном определении для каждой возрастной группы детей интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок в течение месяца и недели. Учебный план определяет в режиме дня и недели общую продолжительность образовательной деятельности.
Обязательными компонентами структуры базисного плана являются следующие:
- Блок возрастных образовательных нагрузок.
- Блок базовых образовательных курсов.
Программа реализуется в условиях
- организованные формы обучения дошкольников планируются и проводятся с 1 сентября по 31 мая; каникулярный период – 2 недели.
- срок реализации 4 учебных года.
БЛОК ВОЗРАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК
Возрастная группа | младшая | средняя | старшая | подготовит. |
Возраст детей в годах | 3 - 4 | 4 - 5 | 5 - 6 | 6 - 7 |
Длительность учебного часа | 15 мин. | 15 – 20 мин. | 20 – 25 мин | 25 – 30 мин |
Распределение учебной нагрузки с учетом возраста детей.
Максимально допустимое количество учебных занятий
- для младшей и средней групп не должно превышать 2-х,
- в старшей и подготовительной -3-х.
Их продолжительность
- в младшей группе должна быть не более 10-15 мин,
- в старшей - не более 20-25 мин,
- в подготовительной - 25-30 мин.
В середине занятий необходимо проводить физкультминутку, перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.
Предлагаемая программа создана для детей дошкольного возраста. Её содержание рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения.
Учебно-тематический план
Младшая группа (3-4 года).
Образовательная область | Раздел | тема | Количество часов |
«Окружающий мир» | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | Овощи. Фрукты. Посуда. Мебель. Игрушки. Транспорт. Одежда. Растения. Животные. Времена года. | 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 3 ч 2 ч 3 ч 3 ч 3 ч 3 ч |
Познавательно-исследовательская деятельность | Свойства бумаги. Свойство воды. Свойства песка. Свойство пластилина. Свойства ваты. Свойства мыла | 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | |
«Математика» | Формирование элементарных математических представлений. | Сравнение предметов и групп предметов. Количество и счет. Величины. Геометрические формы. Пространственно-временные представления. | 3 ч 5 ч 4 ч 4 ч 4 ч |
Конструирование. | Линейное размещение деталей. Размещение деталей на равном расстоянии друг от друга. Замена одних деталей другими. Надстройка в высоту и в длину. | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | |
Сенсорное воспитание | Цвет. Хроматические цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и их светлотные оттенки (светло-зеленый, розовый, светло-желтый, темно-синий) Ахроматические цвета (белый, серый, черный) Геометрические формы. Круг. Шар. Овал. Треугольник. Квадрат. Куб. Величина. Большой, средний, маленький. Длинный и короткий. Узкий и широкий. Высокий и низкий. | 2 ч 4 ч 2 ч | |
«Развитие речи,» | Обучение грамоте и развитие речи. | Речевой этикет. Простые формы речевого этикета: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, до встречи и т.д.) Словарь. (Различение предметов по существенным признакам, выделение особенностей предметов) «Что это?» «Кто это?» «Какой?» «Что делает? Что с ним можно сделать?» «Кто что умеет делать?» Звуковая культура речи. Правильность произношения звуков. (Гласные и простые согласные звуки: [м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц] Грамматический строй речи. Форма слова. Согласование прилагательного с существительным в роде числе. «Чего не стало?» «В прятки» Глагольная лексика. «Летает – не летает» «Кто что делает» «Добавь слово» «Кто больше назовет действий» «Какие профессии вы знаете?» «Что умеет делать Саша?» Связанная речь. Описание игрушки. Описание предмета. Составь рассказ по картине. Расскажи о своей игрушке. Составление сюжетного рассказа. Составление сказки по плану Составление рассказа «Узнай по описанию»,«Угадай, кто это», «Какая это игрушка», «Магазин», «Что за овощ?», «Что за предмет?»,«Что у кого?»,«Что напутал Буратино?», «Правильно ли сказал Незнайка?» | 3 ч 8 ч
24 ч 8 ч 5 ч 8 ч 8 ч |
«Чтение художественной литературы» | Малые формы русского и зарубежного фольклора: песенки-потешки, колыбельные, заклички. Сказки: «Рукавичка», «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «У солнышка в гостях». Поэтические произведения: о временах года – А. Толстой. «Осень. Осыпается»; О.Высотская. «Елочка», Бальмонт «Осень», И. Суриков «Зима»; про игры и игрушки – А. Борто, С. Маршак, С. Михалков, Г. Лагздынь, В. Берестов, Б. Заходер, О. Выготская; к режимным моментам – И. Токмакова «Ай да суп!», «Каша» Н. Пикулева «Приглашение к завтраку» и пр. Рассказы: Г. Снегирев. «Медвежонок», В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Котенок», «Бычок», Е. Чарушин «Кто как живет», «Собака» и пр. | 4 ч 4 ч 8 ч 8 ч | |
Художественный труд | Лепка | Разнообразие пластических материалов. Свойства глины. Свойства пластилина. Свойства солёного теста. Свойства влажного песка. Свойства снега. Свойства бумажной массы для папье-маше. Базовая форма – шар. «Мой веселый, звонкий мяч» «Веселая неваляшка» Базовая форма- диск. «Печем печенье» «Я пеку, пеку, пеку…» «Ягодки на тарелочке» Базовая форма – куб. «Кубик» «Репка на грядке» Базовая форма – конус. «Мышка-норушка» Базовая форма – цилиндр. «Бублики-баранки» Конфеты «Батончики» Композиция из нескольких частей. «Грибы на пенёчке» «Лесной магазин» Преобразование базовых форм в иные формы. «Сороконожка» «Новогодние игрушки» «Сосульки- воображульки» «Птенчики в гнездышке» «Баю-бай, засыпай» Народная игрушка. «Филимоновские игрушки» «Ути-ути» | 9 ч
3 ч 4 ч 3 ч 2 ч 2 ч 2 ч 5 ч 2 ч |
Рисование, аппликация | Чем можно рисовать? Линии. Разнообразие линий. «Мой веселый, звонкий мяч» «Серпантин танцует» Палитра красок. «Разноцветные шарики» «Листопад» «Радуга» Создание сюжета. «Яблочко с листочком и червячком» «Ягодка за ягодкой» «Праздничная елочка» «Колобок покатился» «Цветочек для мамочки» «Божья коровка» Рисование ватными палочками. «Падают, падают листья» «Град, град» «Почки и листочки» Орнамент. «Полосатые полотенца для лесных зверушек» «Я флажок держу в руке» Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. «Вьюга-завируха» Аппликативные картинки из готовых форм. «Листопад» «Дождь, дождь» «Букет цветов», «Праздничная елочка», «Флажки такие разные» Наклеивание снежинок из нескольких полосок бумаги. «Волшебные снежинки», «Лоскутное одеяло» Разрывание бумаги на кусочки и полоски. «Осеннее дерево» «Ручеек и кораблик» «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» | 2 ч 3 ч 4ч 7 ч 3 ч
2 ч 1 ч 5 ч 2 ч 3 ч | |
Музыка | Музыка | Слушание коротких сюжетных и образных песенок. А. Рубах «Воробей», укр. нар. есня «Курочка», Д. Кабалевский. «Ежик», В. Витлин. «На лошадке», М. Мильман «Лиса», Г. Галынин «Зайчик», «Медведь», Г.Фрид. «Мишка», С. Разоренов «Утенок и утка», А. Гречанинов «Моя лошадка», «Весельчак», Ю. Забутов «Храбрый заяц», «Муравьишки», «Белочка», «Дятел», «Лягушата», В. Гречик «Про козу» сл. П. Кагановой, Г. Левкодимова «Два петушка» сл. И. Найденовой, В. Гречик «Серенькая кошечка» сл. И. Найденовой, М. Раухвергер «Пляска Петрушки». Пение. Колыбельные песни, русские народные потешки «Ладушки», «Кто у нас хороший», Ан. Александрова; попевки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной; «Маленькие песенки» Е. Тиличеевой; «Птичка» муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Воробей» муз Герчик, сл. А.Чельцова; «Петушок», русская народная прибаутка, обр. М. Красева; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Бобик» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Серенькая кошечка» муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Лошадка» муз М. Раухверга, сл. А. Барто; «Листочки», муз. А. Филиппегко, сл. Е. Макшанцевой; «Санки» муз М.Красева, сл. О. Высоцкой; «Зайчик», русская народная прибаутка в обр. Г. Лобачева; «Елочка» мущ. Н. Бахутовой, сл. М. Александровой; «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Веснянка», украинская народная песня, обр. С. Полонского, перевод с укр. Л. Пеньевской; «Скачет дождик озорной», муз. Т.Назаровой, сл. И. Михайловой; «Маму поздравляют малыши», муз Т. Попатенко, сл. Л. Мироновой. Музыкальные игры с движением и пением: «Поросята» муз. Черчилля, «Танец зайчиков», муз. М. Спадавеккиа; «Чебурашка» , муз. В. Шаинского, «Плюшевый медвежонок» , муз В. Кровцова, Игра «Птички и Вороны», муз А. Кравцович, «Лошадка» , муз. Н. Потоловского, «Танец с платочками» (муз. Хорошко, «Пружинки», «Ах вы, сени» и др. Игра на детских музыкальных инструментах. Игры звуками и игры с инструментами ( маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, тамбурин и пр., а также ксилофон, металлофон. | 9 ч 24 ч 24 ч 7 ч |
Образовательная область | Раздел | Тематика | Кол-во часов |
Развивающие игры | Пальчиковая гимнастика | Знакомство с пальчиками. Пять пальчиков. Овощи. Фрукты. Грибы. Деревья. Перелетные птицы. Осень. Игрушки. Дом. Мебель. Одежда. Обувь. Транспорт. Зимующие птицы. Домашние птицы. Зима. Новый год. Зимние забавы. Домашние животные. Дикие животные. Животные холодных стран. Животные жарких стран. Профессии. Армия. Семья. 8 Марта. Человек. Весна. Книги. Сказки. Посуда. Продукты. Моя родная планета. Цветы. Кусты. Школа. | 64 ч |
Средняя группа (4-5 лет)
Образовательная область | Раздел | Тема | Количество часов |
Математика | Понятие количества. Знакомство с числами. герою дали пряник?». | 64 ч | |
Окружающий мир | Познавательно-исследовательская деятельность | Свойства ткани. Свойство дерева. Свойства песка. Свойство камня. Свойства стекла. Свойства резины. | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | Мой детский сад. Мешок для второй обуви. Игрушки. Фрукты. Овощи. Грибы. Кто делает запасы на зиму. Перелетные птицы. Осенние листья. Одеваемся осенью. Дождь и лужи. Посуда. Одежда. Снег. Сосульки. Елочные шарики. Кормим птиц. Свет и тепло. Праздничная корзина. Весенняя верба. Цветы в ящике. Бабочки. Домашние животные. Дикие животные. Сигналы светофора для пешеходов и машин. Грузовые и легковые машины. Наземный, водный и воздушный транспорт. Где работают наши мамы. Как вести себя за столом. Едим то, что полезно для здоровья. Российский флаг. | 26 ч | |
Развитие речи, грамота. | Обучение грамоте и развитие речи. | Обучение грамотному вступлению в речевой контакт. Игра «Расскажи о себе». | 32 ч |
Художественный труд | Развитие мелкой моторики и творческого мышления (лепка, аппликация, конструирование) | «Будем знакомы!» любимая игрушка из пластилина. Пальчиковая игра «Здравствуйте, братцы!» «Листопад» (Печать листьями гуашевыми красками) Работа с каштанами (счет, сортировка) Работа с каштанами (счет, сортировка) Работа с каштанами (счет, сортировка) Потешки про пальчики. Учимся работать с ножницами. Отрезание по линии, вырезание. Игра «Как зовут пальчики» Червячок на яблоке» (раскрашивание, складывание). Пальчиковая игра « Сколько ног у осьминога». Пальчиковая разминка. Штриховка. Рисование ватными палочками. Пальчиковая игра «Лапки, усики, хвосты». Аппликация «Цифры». Украшаем дерево (лепка на плоскости). Пальчиковая игра «Муравей». Украшаем дерево (лепка на плоскости). Оживим цифры (лепка из пластилина). Пальчиковая игра «Пингвин». В гости к букве (аппликация). Пальчиковая игра « Такса». Рисование по пунктирным линиям. Потешки про пальчики. Работа с крупой. Пассивная гимнастика для пальцев рук. Оживим цифры (лепка из пластилина). Пальчиковая игра « Бегемот». Работа с каштанами (счет, сортировка) Пантомима «Животные». Оживим буквы (дорисовывание) Пальчиковая игра «Заяц». Врезание геометрических фигур. Игра « Фигуры вокруг нас». Паутина из шерстяных ниток. Пантомима «Геометрические фигуры». Объемная аппликация из салфеток. Потешки про пальчики. Математическая игра «Дом под номером…» (лепка). Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук. Цветы из стружки от карандашей. Пальчиковая игра «Божья коровка». Графический рисунок. Икебана «Ёжик из шишки». Конструирование из объемных геометрических фигур. Разные виды штриховки. Украшение букв. Игра «В гости к букве». Потешки про пальчики. Аппликация «Овечка из колечек». Упражнения на повышение уровня активности. Оживим буквы (дорисовка). Пальчиковая игра «Квасим капусту». Сортировка круп. Аппликация из круп на пластилине. Рисование пальчиковыми красками. Штриховка. Пальчиковая игра «Тяни – толкай». Мозаика. Пассивная гимнастика для пальцев рук. Буквы из веточек (прикрепление на пластилин). Пантомима «Животные». Аппликация из рваной бумаги «Цифры по порядку». Пересказ с построением фигур кистью и пальцами рук. Выставка работ. Обобщение и закрепление полученных знаний. | 32 ч |
ИЗО | Изобразительные материалы. Художественные инструменты. Образы и простые сюжеты по представлению. Два яблока. Спящий медведь. На лугу. Собачка. Светофоры. Кубики. Ковёр из осенних листьев Золотая осень Шапочка от солнца. Поможем курочке найти цыплят Медвежата Поздравим Пап Ближе к солнышку хотим! Цветы для Мам «День рождение Мухи – Цокотухи» Основные изобразительно-выразительные средства: линия, штрих, мазок, пятно, форма, ритм, симметрия/асимметрия и др. Олень. Барашек. Бабочка. Ботинки. Сердце. Новогодняя елка Зимний лес Неваляшки танцуют Орнамент. Флажки для праздника Тарелка. Создание сюжетных и орнаментальных композиций. Блюдо с фруктами. Разноцветное одеяло Узоры. Шкатулка для драгоценностей. | 2 ч 2 ч 15 ч 8 ч 2 ч 2 ч 1 ч | |
Музыка | Музыка | Слушание музыки: В. Сапожников. «Брошенный щенок», Ж. Металлиди «Воробьишкам холодно», «Пешеходы»,Г. Фрид «Цыплята», И. Гоффе «Канарейка», А. Карманов «Птичка», В. Маркевич «Паровоз», А. Александров «Дождик накрапывает», Д. Кабалевский «Труба и барабан», Ф. Бейер «Быстрый ручеек», «Кукушкин вальс», Ф. Лещинская «Лошадки»,Ю. Виноградов «Танец медвежат», Ю. Некрасов «Козел», А.Николаев «Колобок», А. Гречанинов «Весельчак», А. Пресленев. С. В. Шумилина «Медведь и комар», А. Жилинский «Веселые ребята», Т. Воронина «Мячик», Дж. Файзи «Скакалка», Н. Шейк «Попрыгунья» Пение: «Осень – славная пора» муз. Кишко, «Угощение», муз. Ш. Решевского, пер. с венгр. А. Кузнецовой; «Хомячок» муз и сл. Л. Вахрушивой; «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «День рождения», муз. И сл. Е. Макшанцевой;»Что нам нравится зимой! Муз. Е. Теличеевой, сл. Л. Некрасовой, «Воробей», муз В. Герчик, сл. А. Чельцовой, «Лесная песенка», муз В.Витлина, сл. П. Кагановой; «Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Здравствуй, Дед Мороз», муз. В. Семенова, сл. Л.Дымовой; «Дед Мороз», муз. В. Витлина, сл. С. Погореловского; «Зима Прошла» муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой, «Елочка» муз. М. Красева, сл. З. Александровой; «Колыбельная зайчонка», муз В. Красевой, сл. Н. Френкель; «Жучка», муз Н. Кукловской, сл. С. Федорченко;»Петушок», муз. Тугариновой, сл. М. Павловой. Музыкально-ритмическая и игровая деятельность: Из программы «Ритмическая мозаика»: Композиции на основе детских песен: «Кот Леопольд» Б. Савельев, «Белочка», В. Шаинский, «Волшебный цветок», Ю. Чичков, «Песенка о лете» Е. Крылатов, «Две капельки», Е. Зарицкая,; Пляски: «Кремена (болг. Полька), «Маленький танец» (вар. Куллау), «Веселые зайчата», «Неваляшки» (З. Левина),. Коммуникативные танцы-игры: «Найди себе пару» (М. Спадавеккиа), «Приглашение» (укр. нар. Мелодия) Игра на детских музыкальных инструментах. Игра в оркестр. | 12 ч 24 ч 18 ч 8 ч |
Старшая группа (5-6 лет)
Музыка | Разделы программы «Золотое зернышко» Знакомство с устным народным творчеством Знакомство детей с народной песней. Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками. | 9 ч 33 ч 30 ч |
ИЗО | 1. Предметное рисование: - Использование различных техник для рисования пейзажа (печатанье, примакивание, тычок, клеевой кистью). - Пятно. Размывание красок. - Птицы, особенности строения и передачи объема изобразительными средствами. - Животные: нашей местности, жарких и холодных стран. - Насекомые. 2. Сюжетно-тематическое рисование: - Рисование на основе наблюдения. - Первый и второй план. - Иллюстрации к сказкам и мультфильмам. 3. Жанры изобразительного творчества: - Расширение понятий – композиция, колорит. - Способы передачи характерных особенностей разных пород деревьев. - Рисование пейзажей, отображающих разные погодные условия, времена суток, времена года. - Портрет как изображение конкретного человека, его душевных переживаний и его настроения. - Рисование человека в движении. - Натюрморт как жанр изобразительного искусства (композиция, пропорции, цвет, форма, величина). - Просмотр репродукций известных художников (по выбору). Беседа. 4. Декоративное рисование: - Народно-прикладное искусство – Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Дымка, Филимоновские игрушки. - Роспись предметов быта, одежды (завиток, ягоды, розаны, цветы, лепестки). Колорит, последовательность выполнения. - Симметрическая композиция узора. | 8 ч 7 ч 14 ч 3 ч |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Образовательная область | Тема | Количество часов | |||||||||||||||||||||||||||||
Математика |
| 64 | |||||||||||||||||||||||||||||
Развитие речи, письмо | Алфавит. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с буквой и звуком А. Повторяем гласные звуки. Знакомство с буквой и звуком У. Учимся соединять буквы А и У.Читаем слоги. Печатаем буквы А и У. Знакомство с буквой и звуком М. Повторяем согласные звуки. Знакомство с буквой и звуком С. Учимся соединять слитно. Читаем слитно. Печатаем буквы М и С. Знакомство со звонкими согласными. Знакомство с глухими согласными. Знакомство с буквой и звуком Х. Учимся читать. Знакомство с буквой и звуком Р. Съедобные и ядовитые грибы. Печатаем буквы Х и Р. Читаем короткие тексты. Знакомство с буквой и звуком Ш. Знакомство с буквой и звуком Ы. Праздник. Печатаем буквы Ш и Ы. Знакомство с буквой и звуком Л. Знакомство с буквой и звуком Н. Помогаем маме. Печатаем буквы Л и Н. Читаем короткие тексты. Знакомство с буквой и звуком К. Глухие звуки. Знакомство с буквой и звуком Т. Глухие звуки. Печатаем буквы К и Т. Гласный звук [ И ]. Твердость и мягкость гласных звуков. Печатаем букву И. Знакомство с буквой П, звуком [П] ,[П*]. Строительные инструменты. Печатаем букву П. Знакомство с буквой и звуком З. Звонкие согласные. Печатаем букву З. Мягкий согласный звук Й. Буква Й. Печатаем букву Й. Знакомство с буквой и звуком Г. Птицы. Печатаем букву Г. Знакомство с буквой и звуком В. Домашние и дикие животные. Печатаем букву В. Читаем короткие тексты. Парные и непарные согласные звуки. Парные согласные звуки. Буквы Д и Т. Печатаем буквы Д и Т. Парные согласные звуки. Буквы Б и П. Печатаем буквы Б и П. Чтение слов с изученными буквами. Знакомство с буквой и звуком Ж. Насекомые. Печатаем букву Ж. Парные Ж и Ш. Печатаем букву Ш. Знакомство с буквой Е, звуками [ЙЭ] Печатаем букву Е. Знакомство с Ь. Забота о своем здоровье. Печатаем букву Ь. Знакомство с буквой Я, звуками [ЙА] Детские игры. Печатаем букву Я. Знакомство с буквой Ю, звуками [ЙУ] Друзья. Печатаем букву Ю. Знакомство с буквой Ё, звуком [ЙО]. Домашние животные. Печатаем букву Ё. Знакомство с буквой и звуком Ч. Чтение слов и текстов. Будь к людям внимателен. Звуки Е, Ё, Ю, Я. Соединяем гласные с согласными. Печатаем букву Ч. Знакомство с буквой и звуком Э. Чтение слов и текстов. Печатаем букву Э. Знакомство с буквой Ц, звуком [Ц]. Печатаем букву Ц. Знакомство с буквой и звуком Ф. Печатаем букву Ф. Знакомство с буквой и звуком Щ. Правила дорожного движения. Печатаем букву Щ. Знакомство с Ъ. Чтение слов. Печатаем букву Ъ. Повторяем буквы Ъ, Ь, Ы. | 64 ч | |||||||||||||||||||||||||||||
Окружающий мир | Что нас окружает. Воздух. Космос. Вселенная. Встреча с Солнцем. Звезды и созвездия. Дружная семья планет. Планета Земля. Встреча с Луной. День и ночь – сутки прочь. Экскурсия в планетарий. Вода на земле. Волшебница вода. Что у тебя под ногами. Растения. Плоды. Грибы. Животные. Дикие и домашние животные. Красная книга. Человек. Организм человека. Что нас окружает дома. Изделия, созданные человеком. Наша страна Россия. Кремль. | 32 ч | |||||||||||||||||||||||||||||
Развивающие игры. | 1. Я и мое тело. - Упражнение на выразительность движения, мимики. - Упражнения на мышечное расслабление. - Упражнения на развитие моторики рук - Элементы медитации. - Игры-миниатюры. - Игры на преодоление двигательного автоматизма. 2. Я и моя речь: - Монолог. Построение монолога. - Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. - Инсценирование произведения русского народного творчества. Настольный кукольный театр. Куклы-рукавички. Пальчиковый театр. - Просмотр диафильмов: чтение и рассказывание по ролям. 3. Я и мои эмоции: - Психологические этюды. - Игры на создание эмоционально-благоприятной обстановки в детском коллективе. - Игры-импровизации. - Упражнения-пантомимы. - Эмоции удивления, самодовольства, злости, отвращения, брезгливости. Создание словесных портретов. Внешнее напряжение. - Игры на снятие эмоционального напряжения. - Сюжетное рисование. 4. Я и другие: - Сюжетноролевые игры. - Игры-танцы на взаимодействие партнеров. - Игры на сплочение детского коллектива. - Внеситуативное общение. Беседы, игры, упражнения. - Игры на приобщение детей к традициям общения. | 32 ч | |||||||||||||||||||||||||||||
ИЗО | 1. Предметное рисование: - Использование различных техник для рисования пейзажа (печатанье, примакивание, тычок, клеевой кистью). - Пятно. Размывание красок. - Птицы, особенности строения и передачи объема изобразительными средствами. - Животные: нашей местности, жарких и холодных стран. - Насекомые. 2. Сюжетно-тематическое рисование: - Рисование на основе наблюдения. - Первый и второй план. - Иллюстрации к сказкам и мультфильмам. 3. Жанры изобразительного творчества: - Расширение понятий – композиция, колорит. - Способы передачи характерных особенностей разных пород деревьев. - Рисование пейзажей, отображающих разные погодные условия, времена суток, времена года. - Портрет как изображение конкретного человека, его душевных переживаний и его настроения. - Рисование человека в движении. - Натюрморт как жанр изобразительного искусства (композиция, пропорции, цвет, форма, величина). - Просмотр репродукций известных художников (по выбору). Беседа. 4. Декоративное рисование: - Народно-прикладное искусство – Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Дымка, Филимоновские игрушки. - Роспись предметов быта, одежды (завиток, ягоды, розаны, цветы, лепестки). Колорит, последовательность выполнения. - Симметрическая композиция узора. | 32 ч | |||||||||||||||||||||||||||||
Музыка | 1. Восприятие музыки: - Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера. - Учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: песня марш, песня-танец. - Контролировать качество собственного исполнения и товарищей. - Слышать и называть: вступление, заключение, запев, припев. - Самостоятельно определять характер песни, высказываться о ней. 2. Пение и песенное творчество: - Усложнение распевок и расширение их диапазона. Для формирования навыков многоголосного пения использование небольших (веселого и шуточного характера) каналов. - Закрепление у детей умения самостоятельно начинать пение после вступления. - Правильно брать дыхание. - Точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно. - Петь выразительно, передавая праздничный, лирический, шуточный характер песен, следуя за изменением динамики и темпа. - Учить произносить все слова внятно, отчетливо, понимать значение слов. 3. Развитие голоса, слуха, чувства ритма: - Совершенствовать у детей умение чисто интонировать постепенное и скачкообразное движение мелодии (вверх, вниз). - Уметь показать рукой (играть на металлофоне) движение мелодии вверх, вниз, чередование долгих и коротких звуков. - Расширение диапазона детского голоса (игры «Самолет», «Курочка»). - Через игры содействовать развитию у детей музыкальной памяти (к концу года дети должны узнавать и называть более 20 песен). - Точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок (прохлопать, простучать, сыграть, спеть). 4. Музыкально-игровое творчество: - Игры на развитие творческой инициативы: «Ребенок – дирижер», «Ребенок – хормейстер», «Ребенок – концертмейстер». - Сочинительство собственных мелодий, ритмических рисунков. - Сочинение мелодий на заданный текст. - Игры на музыкальное внимание и память: «Дудочка», «Веселые нотки». | 32 ч | |||||||||||||||||||||||||||||
Художественный труд | Лепка: - Лепка различных предметов быта: посуда. - Лепка фигур животных, птиц, человека. Создание сюжетных композиций из 2-3 и более изображений. - Выполнение декоративных композиций способами налепа и рельефа. Бумагопластика: - Общее представление о бумажной пластике, способы сгибания. - Объемная пластика. Конус. Цилиндр. - Совмещение. Изготовление поделок при помощи нескольких техник. - Оригами: - приемы сгибания прямоугольника, треугольника, квадрата. Условные знаки (крылья, клюв). Изделия «Птицы», «Собачка», «Котенок», «Заяц»; - многослойное сгибание. Чудесный мир форм и линий: - Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой. - Декоративные композиции разных форм их геометрических и растительных форм. Изображение птиц и животных по типу народного декоративного искусства. - Сочетание приемов вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации. - Составление сюжетной аппликации. - Шаблоны, этапы работы с шаблонами. - Геометрическая мозаика. Способы выполнения мозаики. Нетрадиционные техники: - Расширение знаний о средствах и методах аппликации (панно из засушенных листьев, композиции из плодовых семян, шишек, крылаток клена). Работы «Старичок-лесовичок», «Ежик» и т.д. - Работа с проволокой. - Вата. Свойства ваты. «Черепаха», «Снеговик». | 32 ч |
Принципы отбора содержания деятельности
Исходя из того, что содержание образовательной деятельности должно отвечать потребностям общества, заказу социума, ожиданием родителей, но не вступать в противоречие с целями развития каждого отдельного ребенка, содержание занятий в целом должно быть:
- разнообразным, так как ребенок включен в ряд неоднородных сфер- природа, искусство, общение и т.д.
- увлекательным, и не развлекательным, чтобы в процессе деятельности не «сбиться» с цели;
- подвижным, вариативным, развивающимся, чтобы соответствовать уровню подготовки детей;
- воспитывающим, обучающим и развивающим каждого ребенка и группу в целом;
- практико-ориентированным для дальнейшего применения;
- доступным чувствам ребенка;
- актуальным и значимым для него, а значит - желаемым.
Для проверки уровня усвоения программы используются диагностические таблицы (Мониторинг достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения примерной программы «Мир открытий»). Диагностика уровня знаний детей проводится 2 раза в год. Для диагностики используются методы: наблюдение, беседа, игровые задания, картинки.
Учебно-методическое оснащение.
Группа | Название УМК | Автор. Издательство |
3-4 года |
(Комплект книг для детей 3-х лет с развивающими упражнениями и играми для обучения дома и в детском саду).
| Анна Лада-Грозидцка. ООО «Издательство «Учебная литература», г. Самара, 2009 г. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Издательство «Ювента», 2008 г. |
4-5 лет |
(Комплект книг для детей 4-х лет с развивающими упражнениями и играми для обучения дома и в детском саду).
| Анна Лада-Грозидцка. ООО «Издательство «Учебная литература», г. Самара, 2009 г. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Издательство «Ювента», 2008 г. |
5-6 лет |
| А.И. Савенков. ЗАО «Издательский дом «Федоров», ООО «Издательство «Учебная литература», г. Самара, 2010 г. под. ред. Ломоносовская школа Н.С. Жукова. Издательсво «Эксмо»,2011 г. Гаврина С.Е. ЗАО «Росмен-Пресс», 2008 г. В.В. Полушкина. ООО «Астрель», 2009 г. |
|
«Я- исследователь» - «Маленький исследователь:
| А.И. Савенков. ЗАО «Издательский дом «Федоров», ООО «Издательство «Учебная литература», г. Самара, 2010 г. под. Ред. И.И. Аргинской. Н.С. Жукова. Издательсво «Эксмо»,2011 г. Н.С. Жукова. Издательский дом «Литур», г. Екатеринбург, 2011 г. |
Проблема адаптации детей к школе – одна из самых серьезных на этапе дошкольного образования. Полноценная адаптация возможна лишь при соблюдении преемственности с начальной школой. В научной литературе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)».
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей ролью полготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка и др.
Обновление системы образования в стране связывают с решением различных проблем, в том числе с реализацией идей его непрерывности, то есть на протяжении всей жизни человека непрерывное образование, основанное на принципах демократизма и открытости, быстрого реагирования на изменения, ориентацией на личность, его потребности, обеспечит целостное развитие человека, становление его образа Я, самосовершенствование и самореализацию ребенка.
Список используемой литературы
1. Венгер Л.А. Детский центр Венгера ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ», Москва «Новая Школа», 1994 г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир Открытий» //Научный руководитель Л.Г. Петерсон/ - М.: Цветной мир, 2012. – 230 с.
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: концепция, структура, содержание. – М.: Карапуз-Дидактика. 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.- Самара: Учебная литература: Издательск4ий дом «Федоров», 2010.
- Петерсон Л.Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Сфера, 2011.
- Ушакова О.С. Развитие речи 3-5 лет. – М.: Сфера, 2011.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2011.
- Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект. — СПб: Детство-Пресс, 1999. — 64 с.
(ЦГБ)
11. Безруких М. Чему и как учить до школы…: Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе // Обруч. — 2001. — N° 2. — С. 38-39.
(ЦГБДЮ)
12. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — 224 с., ил. — (Сер. «Мой первый учебник») (ЦГБ)
13. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка.-М.: Аквариум, 1995.-397 с.
(ЦГБ)
14. Игры на разные темы // Шк. психолог..Прилож. к газ. «Первое сентября».- 1999. — N° 12. — С. 7. (ЦГБ, ЦГБДЮ)
15. Ильина М. Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб.: Дельта, 1999. — 224 с., ил. (ЦГБ)
16. Кошкарева Н., Бариева Т. В мире графических фантазий // Обруч. — 1998. — N° 4. — 28-30. (ЦГБ, ЦГБДЮ)
17. Мастанова Е. Что такое мелкая моторика // «Миша» для родителей. — 1998. — N° 3-4. — С. 60-64. (ЦГБ, ЦГБДЮ)
18. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е. А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. — М.: ТОО «Глобус», 1995 г. — 128 с., ил.
(ЦГБДЮ)
19. Овчинникова Л. Графические диктанты для детей 6-9 лет // Обруч. - 2001. — N° 2. — С. 20-21. (ЦГБДЮ)
20. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно: Пособие для педагогов и родителей. — СПб.: Дельта, 1996. — 384 с. (ЦГБ)
21. Парамонова Л.Г., Головнева Н. Я. Подготовка к школе: Речь, письмо, математика. — СПб.: Дельта, 1999. — 208 с., ил. (ЦГБ)
22. Плешко В. Чтобы к школе быть в форме // Мой кроха и Я.- 2001.- N° 7/8 — С. 24-25. (ЦГБ)
23. Порецких Т. Горячее лето дошкольника // Мой кроха и Я. — 2001. — N° 7/8. — С. 23. (ЦГБ)
24. Развивающие игры: Загадочные истории: Для занятий с детьми 6-8 лет.-Харьков, 1997. — 414 с. — (Сер. «Для пап и мам») (ЦГБ)
25. Сахарова С. Чудеса в решете, или Калинкина школа для первоклассников. — М.: Дет. лит., 1986. — 224 с., ил. (ЦГБДЮ)
26. Скоро в школу: «Возьми себя в руки» // Обруч. — 1998. - N° 4. — С. 16- (ЦГБ, ЦГБДЮ)
27. Фонин Д. С. Почему школьники плохо пишут //Начальная школа. — 1998. — N° 9.- С.80-83. (ЦГБ, ЦГБДЮ, ГБ им. В. Корнилова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ "Школа раннего развития"
Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»2. «Математика и логика»3....
Комплексная образовательная программа "Школа раннего развития".
Одной из актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Особенно это необходима эта подготовка детям, не имеющим возможности посещать детское дошкольное учреж...
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре осн...
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Программа предшкольной подготовки "Школа раннего развития"...
Рабочая программ "Школа раннего развития" Математика.
Представлена программа по развитию и математической подготовке учащихся 0-1 класса.В программе учитывается особенности детей 6-7лет. В прграмме дано тематическое и почасовое планирование. ...
Программа "Школа раннего развития"
Разработанная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Рабочая программа "Школа раннего развития"...