Рабочая программа "Школа раннего развития"
методическая разработка
Программа предшкольной подготовки "Школа раннего развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:
1.Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992.
(ред. от 01.04.2012) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196
от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86 ГК РФ.
3. Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97
Цель программы:
Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Задачи курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации к школе;
- обеспечение одинаковых стартовых возможностей для поступающих в школу;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;
- повышение информированности родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;
- оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям.
Основные принципы работы.
- Доступность. Заключается в том, что обучение в школе предшкольной подготовки предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.
- Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.
- Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения учащегося со стороны ведущего группы, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
- Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.
- Добровольность. Заключается в том, что в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
- Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.
Режим проведения занятий.
Группа предшкольной подготовки создается для детей в возрасте от 5,5 до 7 лет.
Прием детей в группы осуществляются по инициативе школы на добровольной основе, по заявлению родителей.
Конкурсный набор и тестирование не допускаются.
Общая продолжительность подготовки 30 часов.
Обучение проводится в группе с октября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятия 60 минут: 3 занятия по 20 минут. Перемены между занятиями составляют 7 минут.
Место курса в учебном плане: Занятия проводятся 1 раза в неделю по субботам. Всего 30 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | Кол-во часов |
1 | Развитие речи.Окружающий мир | 30 занятий по 20 минут |
2 | Математика (Считалочка) | 30 занятий по 20 минут |
3 | Русский язык (АБВГдейка) | 30 занятий по 20 минут |
Итого: 30 часов
Развитие речи. Окружающий мир.
(30 часов)
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1. | 06.10 |
| Тема: «Осень в природе». Устная речь. Предложение. Декламация детьми стихов. | 1 занятие по 20 минут |
2. | 13.10 |
| Тема: «Правила поведения в школе». Речь состоит из предложений. Гласные звуки. | 1 занятие по 20 минут |
3. | 20.10 |
| Тема: « Времена года». Работа над дикцией. Распознавание гласных звуков. | 1 занятие по 20 минут |
4. | 27.10 |
| Тема: «Счет времени. Год. Месяц». Выделение в речи предложений. Чистоговорки. | 1 занятие по 20 минут |
5. | 03.11 |
| Тема: «Уроки Айболита». Артикуляция и различение гласных. Упражнения на развитие образной речи. | 1 занятие по 20 минут |
6. | 10.11 |
| Тема: « Семья». Согласные. Сравнение их произношения с гласными. Работа над дикцией. | 1 занятие по 20 минут |
7. | 17.11 |
| Тема: «Мир сказок». Различие на слух гласных и согласных. Слияние. | 1 занятие по 20 минут |
8. | 24.11 |
| Тема: « Школьные законы». Повторение правил поведения. Развитие связной речи. | 1 занятие по 20 минут |
9. | 01.12 |
| Тема: « Лес». Составление предложений по картине: «Лес». Работа над дикцией. | 1 занятие по 20 минут |
10. | 08.12 |
| Тема: « Зима в природе». Согласные. Слоги-слияния с «н». Загадки о зиме. | 1 занятие по 20 минут |
11. | 15.12 |
| Тема: « Семья». Твердое и мягкое произношение согласных. Игра «Тим и Том». Обратные слоги с «н». | 1 занятие по 20 минут |
12. | 22.12 |
| Тема: «Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Обратные слоги с «н». | 1 занятие по 20 минут |
13. | 29.12 | Тема: « Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Чтение слов с «н». | 1 занятие по 20 минут | |
14. | 12.01 | Тема: «Игрушки». Связная речь: рассказ о любимой игрушке. Словесные игры. Звук «с». Открытые и закрытые слоги с ним. | 1 занятие по 20 минут | |
15. | 19.01 | Тема: «Наш город». Закрепление звука «с». Счет предложений и слов в них. Деление слов на слоги. | 1 занятие по 20 минут | |
16. | 26.01 | Тема: «Транспорт». Понятие о рассказе. Составление рассказа по картине. Чтение слогов с «н» и «с». Словесные игры. | 1 занятие по 20 минут | |
17. | 02.02 | Тема: « Творчество А. Барто». Твердый и мягкий звук «к». Слоги со звуком «к». Игра « Буква потерялась». | 1 занятие по 20 минут | |
18. | 09.02 | Тема: «Птицы». Чтение слогов с буквой «к». Составление рассказа. Счет слов в предложении. | 1 занятие по 20 минут | |
19. | 16.02 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки | 1 занятие по 20 минут | |
20. | 02.03 | Тема: «Вода в природе». Обсуждение рассказа «Акула». Чистоговорки. Чтение слов с изученными буквами. | 1 занятие по 20 минут | |
21 | 16.03 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки | 1 занятие по 20 минут | |
22 | 23.03 | Тема: «Театр» Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? | 1 занятие по 20 минут | |
23 | 30.03 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки | 1 занятие по 20 минут | |
24 | 06.04 | Тема: «Домашние животные». Чистоговорки. Скороговорки. | 1 занятие по 20 минут | |
25 | 13.04 | Тема: «Детеныши домашних животных» Развернутые ответы на вопросы. | 1 занятие по 20 минут | |
26 | 20.04 | Темы: «Цветущие деревья». Слова, отвечающие на вопросы какой?. Какая?, Какое? Какие? | 1 занятие по 20 минут | |
27 | 27.04 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки. | 1 занятие по 20 минут | |
28 | 04.05 | Тема: «Школьный двор» Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? | 1 занятие по 20 минут | |
29 | 18.05 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки. | 1 занятие по 20 минут | |
30 | 25.05 | Тема: «Что узнали. Чему научились». Урок-праздник. | 1 занятие по 20 минут |
Математика. Считалочка.
(30 часов)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
план | факт | ||||
1. | 06.10 | Понятия «один – много». Число и цифра 1. Цвет и форма. | 1 занятие по 20 минут | ||
2. | 13.10 | Число и цифра 2. Геометрические фигуры. Ориентация в пространстве. | 1 занятие по 20 минут | ||
3. | 20.10 | Сравнение групп предметов. Упражнения на развитие внимания и логического мышления. | 1 занятие по 20 минут | ||
4. | 27.10 | Сравнение групп из 1-4 предметов. Логические упражнения. | 1 занятие по 20 минут | ||
5. | 03.11 | Сравнение групп предметов с использованием знаков сравнения. Число и цифра 3. Упражнения на развитие внимания. | 1 занятие по 20 минут | ||
6. | 10.11 | Порядковый счет. Понятия «раньше», «позже». Число 4. | 1 занятие по 20 минут | ||
7. | 17.11 | Счет в прямом и обратном порядке чисел до 5. Развитие глазомера | 1 занятие по 20 минут | ||
8. | 24.11 | Повторение состава изученных чисел. Сравнение чисел | 1 занятие по 20 минут | ||
9. | 01.12 | Число и цифра 5. Развитие умения различать фигуры по величине, форме, цвету. | 1 занятие по 20 минут | ||
10. | 08.12 | Состав числа 5. Повторение ряда 1-5: количественный и порядковый счет. | 1 занятие по 20 минут | ||
11. | 15.12 | Число и цифра 6. Состав 6. Сравнение групп предметов. Понятия «длиннее», «короче». | 1 занятие по 20 минут | ||
12. | 22.12 | Закрепление состава числа 6. Понятия «быстрее», «медленнее». | 1 занятие по 20 минут | ||
13. | 29.12 | Понятия «вправо, влево, вверх, вниз». Логические упражнения. Число и цифра 7. | 1 занятие по 20 минут | ||
14. | 12.01 | Состав числа 7. Графический диктант «Робот» | 1 занятие по 20 минут | ||
15. | 19.01 | Число и цифра 8. Квадрат, его элементы. Счет парами в прямом и обратном порядке. | 1 занятие по 20 минут | ||
16. | 26.01 | Состав числа 8. Прямоугольник, его элементы. Упражнения в счете и сравнении. | 1 занятие по 20 минут | ||
17. | 02.02 | Число и цифра 9. Треугольник и его элементы. Логические задачи. | 1 занятие по 20 минут | ||
18. | 09.02 | Состав числа 9. Счет тройками. Логические задачи. | 1 занятие по 20 минут | ||
19. | 16.02 | Число10. Сравнение геометрических фигур, их сходство и различие. | 1 занятие по 20 минут | ||
20. | 02.03 | Преобразование геометрических фигур | 1 занятие по 20 минут | ||
21 | 16.03 | Состав числа 2, 3, 4. Логические задачи | 1 занятие по 20 минут | ||
22 | 23.03 | Состав числа 4. Логические задачи | 1 занятие по 20 минут | ||
23 | 30.03 | Графический диктант «Рыбка» | 1 занятие по 20 минут | ||
24 | 06.04 | Состав числа 5, 6. Упражнения на внимание | 1 занятие по 20 минут | ||
25 | 13.04 | Графический диктант «Кот» | 1 занятие по 20 минут | ||
26 | 20.04 | Состав числа 7,8. Упражнение на развитие зрительной памяти | 1 занятие по 20 минут | ||
27 | 27.04 | Графический диктант «Кораблик» | 1 занятие по 20 минут | ||
28 | 04.05 | Состав числа 9. Упражнение на развитие мыслительных операций: сравнение, анализ | 1 занятие по 20 минут | ||
29 | 18.05 | Состав числа 9. 10. Упражнение на развитие мыслительных операций: сравнение, анализ | 1 занятие по 20 минут | ||
30 | 25.05 | Состав чисел. Игра «Веселое путешествие» | 1 занятие по 20 минут |
Русский язык. АБВГдейка.
(30 часов)
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1. | 06.10 | Короткая прямая (карандаш). Заучивание стихотворения «Дождик». | 1 занятие по 20 минут | |
2. | 13.10 | Короткая прямая с закруглением внизу. Поведение на улице, охрана здоровья осенью. | 1 занятие по 20 минут | |
3. | 20.10 | Штриховка линиями в разном направлении. Овал на рабочей строке. | 1 занятие по 20 минут | |
4. | 27.10 | Распознавание рабочей строки. Штриховка овалами | 1 занятие по 20 минут | |
5. | 03.11 | Распознавание строк. Письмо длинной линии с петлей. | 1 занятие по 20 минут | |
6. | 10.11 | Правила подготовки к письму. Овалы и наклонные с петлей. Штриховка | 1 занятие по 20 минут | |
7. | 17.11 | Чтение и обсуждение сказки «Мороз Иванович». | 1 занятие по 20 минут | |
8. | 24.11 | Письмо наклонной линии с закруглением вверху и внизу. | 1 занятие по 20 минут | |
9. | 01.12 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
10. | 08.12 | Упражнения на широкой и рабочей строке. Штриховка | 1 занятие по 20 минут | |
11. | 15.12 | Высказывания по картине «Зимние забавы». | 1 занятие по 20 минут | |
12. | 22.12 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
13. | 29.12 | Рисование овощей и фруктов | 1 занятие по 20 минут | |
14. | 12.01 | Складывание бумаги гармошкой: веер. В тетради – рыбки на узкой строке. | 1 занятие по 20 минут | |
15. | 19.01 | Овалы, прямые линии. | 1 занятие по 20 минут | |
16. | 26.01 | Складывание лодочки из бумаги. Раскрашивание. | 1 занятие по 20 минут | |
17. | 02.02 | Стихи А.Барто. Беседа по содержанию. | 1 занятие по 20 минут | |
18. | 09.02 | Элементы букв: прямая короткая и длинная с петлей, овал | 1 занятие по 20 минут | |
19. | 16.02 | Упражнения для укрепления пальцев рук | 1 занятие по 20 минут | |
20. | 02.03 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
21 | 16.03 | Игра: «Путешествие в подводном царстве» Графический диктант « осьминог». | 1 занятие по 20 минут | |
22 | 23.03 | Рисование красками весеннего ручейка. | 1 занятие по 20 минут | |
23 | 30.03 | Оригами: «самолёт». Штриховка борта изделия элементами букв | 1 занятие по 20 минут | |
24 | 06.04 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
25 | 13.04 | Оригами: «кораблик». Штриховка борта изделия элементами букв | 1 занятие по 20 минут | |
26 | 20.04 | Элементы букв: прямая короткая и длинная с петлей, овал | 1 занятие по 20 минут | |
27 | 27.04 | Оригами «заяц» | 1 занятие по 20 минут | |
28 | 04.05 | Игра: «На ферме». Штрихование фигур домашних животных элементами букв | 1 занятие по 20 минут | |
29 | 18.05 | Упражнения для укрепления пальцев рук | 1 занятие по 20 минут | |
30 | 25.05 | Рисование акварельными красками цветущей яблони | 1 занятие по 20 минут |
Содержание программы.
Развитие речи. Окружающий мир.
Домашние и дикие животные. Фрукты и овощи.
Удивительный мир растений. Рыбы. Птицы. Времена года. Виды транспорта.
Путешествие в тёплые и холодные страны. Наше здоровье.
Учимся понимать и беречь природу.
Математика «Считалочка».
Различение предметов по размеру и форме.
Пространственные представления.
Временные представления.
Сравнение групп предметов.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.Состав чисел первого десятка.
Счет предметов.
Число 0 и его обозначение. Знаки «+». «-», «=».
Решение простых задач с опорой на предметы.
Уточнение представлений о геометрических фигурах
Русский язык «АБВГ-дейка».
Понятия об устной и письменной речи.
Подготовительные упражнения для развития глазомера.
Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров.
Письмо элементов букв.
Развитие речевых навыков : пересказ знакомой сказки, составление рассказа по картинке.
Гласные и согласные буквы. Определение звуков в слове.
Составление слогов, чтение слов, предложений.
Первоначальные понятия: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
К концу обучения дети должны знать и уметь:
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице и в быту;
-понимать красоту природы и бережно относиться.
-выполнять правила личной гигиены.
-оценивать свои успехи и неуспехи;
- уметь слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения;
-уметь применять полученные знания на практике, в жизни;
- отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи;
- пересказывать не сложный текст по зрительной опоре;
- составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- составлять слоги и слова;
-конструировать словосочетания и предложения;
- правильно произносить звуки, находить его условные обозначения;
- классифицировать звуки на согласные и гласные;
-выделять звук в начале, конце и середине слова;
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-штриховать, обводить по контуру, писать буквы;
-сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;
-называть последовательно дни недели и времена года;
-различать животных холодных и жарких районов;
-различать овощи и фрукты;
-называть свой адрес, название страны;
-называть сезонные изменения в природе;
-знать условия, необходимые для роста растений;
-различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям и плода;
- производить вычисления с числами в пределах 10
-решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание
-распознавать и изображать геометрические фигуры;
-ориентироваться во времени, пространстве.
Планируемые результаты программы
Предмет | УУД | ||
личностные | предметные | метапредметные | |
Русский язык «АБВГдейка» | -освоить роль ученика; -развитие положительных мотивов к учебной деятельности; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку. | -называть правильно элементы букв; -находить элементы в написании строчных и прописных гласных букв; -конструировать букву из различных элементов. -анализировать написанную букву; -воспроизводить форму буквы и её соединения по алгоритму; -соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона; -сравнивать написанную букву с образцом; -писать слоги, слова; -списывать с рукописного и печатного текста; -перекодировать звук в букву (печатную и прописную); -писать под диктовку буквы, слоги; -соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма; -развитие речи, мышления, воображения дошкольников; -овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема. | -учиться работать по предложенному плану; -выработка умения работать в паре, группе; -добывать новые знания, опираясь на уже имеющиеся знания; -оформлять свою речь; -слушать и слышать речь других; -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и явления. |
Развитие речи. Окружающий мир
| -освоить роль ученика; -развитие положительных мотивов к учебной деятельности; - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; -познание красоты природы и бережного отношения к природе | -сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам; -называть последовательно дни недели и времена года; -различать животных холодных и жарких районов; -различать овощи и фрукты; -различать виды транспорта; -правильно пользоваться средствами гигиены. -знать элементарные правила безопасности; -называть свой адрес, название страны, республики; -называть сезонные изменения в природе ; -знать условия, необходимые для роста растений; -различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям и плода; -иметь представление о домашних и перелетных птицах. | -учиться работать по предложенному плану; -выработка умения работать в паре, группе; -добывать новые знания, опираясь на уже имеющиеся знания; -оформлять свою речь; -слушать и слышать речь других. -перерабатывать полученную информацию: -сравнивать и группировать предметы и явления; - устанавливать простейшие причинно-следственные связи |
3.Математика. «Считалочка»
| формирование интереса (мотивации) к изучению предмета математики; -развитие навыков сотрудничества; -развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки; -развитие чувств доброжелательности, отзывчивости, сопереживания. | -развитие математической речи, вычислительных навыков с числами в пределах 10 -решение задач в 1 действие на сложение и вычитание -распознавание и изображения геометрических фигур | -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока математик; -умение оценивать свои успехи и неуспехи. -овладение первоначальными умениями выполнения логических действий: анализа, синтеза, сравнения. -формировать умения слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения. -умение применять полученные знания на практике, в жизни. |
Учебно-методическая литература.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-112826-1372412154.jpg)
Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540209-1417102030.jpg)
Школа раннего развития (Уроки развития речи)
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-245370-1591103423.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968576-1509786450.jpg)
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре осн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-229189-1513368569.jpg)
Рабочие программы по ИЗО "Школа раннего развития"
Рабочие программы по ИЗО "Разноцветные ладошки" разработана для детей 4-6,5 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/12/picture-666506-1599902893.jpg)
Рабочая программ "Школа раннего развития" Математика.
Представлена программа по развитию и математической подготовке учащихся 0-1 класса.В программе учитывается особенности детей 6-7лет. В прграмме дано тематическое и почасовое планирование. ...