Рабочая программа "Школа раннего развития"
методическая разработка
Программа предшкольной подготовки "Школа раннего развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predshkolnoy_podgotovki.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:
1.Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992.
(ред. от 01.04.2012) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196
от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86 ГК РФ.
3. Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97
Цель программы:
Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Задачи курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации к школе;
- обеспечение одинаковых стартовых возможностей для поступающих в школу;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;
- повышение информированности родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;
- оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям.
Основные принципы работы.
- Доступность. Заключается в том, что обучение в школе предшкольной подготовки предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.
- Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.
- Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения учащегося со стороны ведущего группы, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
- Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.
- Добровольность. Заключается в том, что в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
- Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.
Режим проведения занятий.
Группа предшкольной подготовки создается для детей в возрасте от 5,5 до 7 лет.
Прием детей в группы осуществляются по инициативе школы на добровольной основе, по заявлению родителей.
Конкурсный набор и тестирование не допускаются.
Общая продолжительность подготовки 30 часов.
Обучение проводится в группе с октября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятия 60 минут: 3 занятия по 20 минут. Перемены между занятиями составляют 7 минут.
Место курса в учебном плане: Занятия проводятся 1 раза в неделю по субботам. Всего 30 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | Кол-во часов |
1 | Развитие речи.Окружающий мир | 30 занятий по 20 минут |
2 | Математика (Считалочка) | 30 занятий по 20 минут |
3 | Русский язык (АБВГдейка) | 30 занятий по 20 минут |
Итого: 30 часов
Развитие речи. Окружающий мир.
(30 часов)
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1. | 06.10 |
| Тема: «Осень в природе». Устная речь. Предложение. Декламация детьми стихов. | 1 занятие по 20 минут |
2. | 13.10 |
| Тема: «Правила поведения в школе». Речь состоит из предложений. Гласные звуки. | 1 занятие по 20 минут |
3. | 20.10 |
| Тема: « Времена года». Работа над дикцией. Распознавание гласных звуков. | 1 занятие по 20 минут |
4. | 27.10 |
| Тема: «Счет времени. Год. Месяц». Выделение в речи предложений. Чистоговорки. | 1 занятие по 20 минут |
5. | 03.11 |
| Тема: «Уроки Айболита». Артикуляция и различение гласных. Упражнения на развитие образной речи. | 1 занятие по 20 минут |
6. | 10.11 |
| Тема: « Семья». Согласные. Сравнение их произношения с гласными. Работа над дикцией. | 1 занятие по 20 минут |
7. | 17.11 |
| Тема: «Мир сказок». Различие на слух гласных и согласных. Слияние. | 1 занятие по 20 минут |
8. | 24.11 |
| Тема: « Школьные законы». Повторение правил поведения. Развитие связной речи. | 1 занятие по 20 минут |
9. | 01.12 |
| Тема: « Лес». Составление предложений по картине: «Лес». Работа над дикцией. | 1 занятие по 20 минут |
10. | 08.12 |
| Тема: « Зима в природе». Согласные. Слоги-слияния с «н». Загадки о зиме. | 1 занятие по 20 минут |
11. | 15.12 |
| Тема: « Семья». Твердое и мягкое произношение согласных. Игра «Тим и Том». Обратные слоги с «н». | 1 занятие по 20 минут |
12. | 22.12 |
| Тема: «Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Обратные слоги с «н». | 1 занятие по 20 минут |
13. | 29.12 | Тема: « Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Чтение слов с «н». | 1 занятие по 20 минут | |
14. | 12.01 | Тема: «Игрушки». Связная речь: рассказ о любимой игрушке. Словесные игры. Звук «с». Открытые и закрытые слоги с ним. | 1 занятие по 20 минут | |
15. | 19.01 | Тема: «Наш город». Закрепление звука «с». Счет предложений и слов в них. Деление слов на слоги. | 1 занятие по 20 минут | |
16. | 26.01 | Тема: «Транспорт». Понятие о рассказе. Составление рассказа по картине. Чтение слогов с «н» и «с». Словесные игры. | 1 занятие по 20 минут | |
17. | 02.02 | Тема: « Творчество А. Барто». Твердый и мягкий звук «к». Слоги со звуком «к». Игра « Буква потерялась». | 1 занятие по 20 минут | |
18. | 09.02 | Тема: «Птицы». Чтение слогов с буквой «к». Составление рассказа. Счет слов в предложении. | 1 занятие по 20 минут | |
19. | 16.02 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки | 1 занятие по 20 минут | |
20. | 02.03 | Тема: «Вода в природе». Обсуждение рассказа «Акула». Чистоговорки. Чтение слов с изученными буквами. | 1 занятие по 20 минут | |
21 | 16.03 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки | 1 занятие по 20 минут | |
22 | 23.03 | Тема: «Театр» Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? | 1 занятие по 20 минут | |
23 | 30.03 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки | 1 занятие по 20 минут | |
24 | 06.04 | Тема: «Домашние животные». Чистоговорки. Скороговорки. | 1 занятие по 20 минут | |
25 | 13.04 | Тема: «Детеныши домашних животных» Развернутые ответы на вопросы. | 1 занятие по 20 минут | |
26 | 20.04 | Темы: «Цветущие деревья». Слова, отвечающие на вопросы какой?. Какая?, Какое? Какие? | 1 занятие по 20 минут | |
27 | 27.04 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки. | 1 занятие по 20 минут | |
28 | 04.05 | Тема: «Школьный двор» Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? | 1 занятие по 20 минут | |
29 | 18.05 | Тема: «Игры в слова» Чтение слов с изученными буквами. Чистоговорки. | 1 занятие по 20 минут | |
30 | 25.05 | Тема: «Что узнали. Чему научились». Урок-праздник. | 1 занятие по 20 минут |
Математика. Считалочка.
(30 часов)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
план | факт | ||||
1. | 06.10 | Понятия «один – много». Число и цифра 1. Цвет и форма. | 1 занятие по 20 минут | ||
2. | 13.10 | Число и цифра 2. Геометрические фигуры. Ориентация в пространстве. | 1 занятие по 20 минут | ||
3. | 20.10 | Сравнение групп предметов. Упражнения на развитие внимания и логического мышления. | 1 занятие по 20 минут | ||
4. | 27.10 | Сравнение групп из 1-4 предметов. Логические упражнения. | 1 занятие по 20 минут | ||
5. | 03.11 | Сравнение групп предметов с использованием знаков сравнения. Число и цифра 3. Упражнения на развитие внимания. | 1 занятие по 20 минут | ||
6. | 10.11 | Порядковый счет. Понятия «раньше», «позже». Число 4. | 1 занятие по 20 минут | ||
7. | 17.11 | Счет в прямом и обратном порядке чисел до 5. Развитие глазомера | 1 занятие по 20 минут | ||
8. | 24.11 | Повторение состава изученных чисел. Сравнение чисел | 1 занятие по 20 минут | ||
9. | 01.12 | Число и цифра 5. Развитие умения различать фигуры по величине, форме, цвету. | 1 занятие по 20 минут | ||
10. | 08.12 | Состав числа 5. Повторение ряда 1-5: количественный и порядковый счет. | 1 занятие по 20 минут | ||
11. | 15.12 | Число и цифра 6. Состав 6. Сравнение групп предметов. Понятия «длиннее», «короче». | 1 занятие по 20 минут | ||
12. | 22.12 | Закрепление состава числа 6. Понятия «быстрее», «медленнее». | 1 занятие по 20 минут | ||
13. | 29.12 | Понятия «вправо, влево, вверх, вниз». Логические упражнения. Число и цифра 7. | 1 занятие по 20 минут | ||
14. | 12.01 | Состав числа 7. Графический диктант «Робот» | 1 занятие по 20 минут | ||
15. | 19.01 | Число и цифра 8. Квадрат, его элементы. Счет парами в прямом и обратном порядке. | 1 занятие по 20 минут | ||
16. | 26.01 | Состав числа 8. Прямоугольник, его элементы. Упражнения в счете и сравнении. | 1 занятие по 20 минут | ||
17. | 02.02 | Число и цифра 9. Треугольник и его элементы. Логические задачи. | 1 занятие по 20 минут | ||
18. | 09.02 | Состав числа 9. Счет тройками. Логические задачи. | 1 занятие по 20 минут | ||
19. | 16.02 | Число10. Сравнение геометрических фигур, их сходство и различие. | 1 занятие по 20 минут | ||
20. | 02.03 | Преобразование геометрических фигур | 1 занятие по 20 минут | ||
21 | 16.03 | Состав числа 2, 3, 4. Логические задачи | 1 занятие по 20 минут | ||
22 | 23.03 | Состав числа 4. Логические задачи | 1 занятие по 20 минут | ||
23 | 30.03 | Графический диктант «Рыбка» | 1 занятие по 20 минут | ||
24 | 06.04 | Состав числа 5, 6. Упражнения на внимание | 1 занятие по 20 минут | ||
25 | 13.04 | Графический диктант «Кот» | 1 занятие по 20 минут | ||
26 | 20.04 | Состав числа 7,8. Упражнение на развитие зрительной памяти | 1 занятие по 20 минут | ||
27 | 27.04 | Графический диктант «Кораблик» | 1 занятие по 20 минут | ||
28 | 04.05 | Состав числа 9. Упражнение на развитие мыслительных операций: сравнение, анализ | 1 занятие по 20 минут | ||
29 | 18.05 | Состав числа 9. 10. Упражнение на развитие мыслительных операций: сравнение, анализ | 1 занятие по 20 минут | ||
30 | 25.05 | Состав чисел. Игра «Веселое путешествие» | 1 занятие по 20 минут |
Русский язык. АБВГдейка.
(30 часов)
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1. | 06.10 | Короткая прямая (карандаш). Заучивание стихотворения «Дождик». | 1 занятие по 20 минут | |
2. | 13.10 | Короткая прямая с закруглением внизу. Поведение на улице, охрана здоровья осенью. | 1 занятие по 20 минут | |
3. | 20.10 | Штриховка линиями в разном направлении. Овал на рабочей строке. | 1 занятие по 20 минут | |
4. | 27.10 | Распознавание рабочей строки. Штриховка овалами | 1 занятие по 20 минут | |
5. | 03.11 | Распознавание строк. Письмо длинной линии с петлей. | 1 занятие по 20 минут | |
6. | 10.11 | Правила подготовки к письму. Овалы и наклонные с петлей. Штриховка | 1 занятие по 20 минут | |
7. | 17.11 | Чтение и обсуждение сказки «Мороз Иванович». | 1 занятие по 20 минут | |
8. | 24.11 | Письмо наклонной линии с закруглением вверху и внизу. | 1 занятие по 20 минут | |
9. | 01.12 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
10. | 08.12 | Упражнения на широкой и рабочей строке. Штриховка | 1 занятие по 20 минут | |
11. | 15.12 | Высказывания по картине «Зимние забавы». | 1 занятие по 20 минут | |
12. | 22.12 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
13. | 29.12 | Рисование овощей и фруктов | 1 занятие по 20 минут | |
14. | 12.01 | Складывание бумаги гармошкой: веер. В тетради – рыбки на узкой строке. | 1 занятие по 20 минут | |
15. | 19.01 | Овалы, прямые линии. | 1 занятие по 20 минут | |
16. | 26.01 | Складывание лодочки из бумаги. Раскрашивание. | 1 занятие по 20 минут | |
17. | 02.02 | Стихи А.Барто. Беседа по содержанию. | 1 занятие по 20 минут | |
18. | 09.02 | Элементы букв: прямая короткая и длинная с петлей, овал | 1 занятие по 20 минут | |
19. | 16.02 | Упражнения для укрепления пальцев рук | 1 занятие по 20 минут | |
20. | 02.03 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
21 | 16.03 | Игра: «Путешествие в подводном царстве» Графический диктант « осьминог». | 1 занятие по 20 минут | |
22 | 23.03 | Рисование красками весеннего ручейка. | 1 занятие по 20 минут | |
23 | 30.03 | Оригами: «самолёт». Штриховка борта изделия элементами букв | 1 занятие по 20 минут | |
24 | 06.04 | Повторение изученных элементов букв. | 1 занятие по 20 минут | |
25 | 13.04 | Оригами: «кораблик». Штриховка борта изделия элементами букв | 1 занятие по 20 минут | |
26 | 20.04 | Элементы букв: прямая короткая и длинная с петлей, овал | 1 занятие по 20 минут | |
27 | 27.04 | Оригами «заяц» | 1 занятие по 20 минут | |
28 | 04.05 | Игра: «На ферме». Штрихование фигур домашних животных элементами букв | 1 занятие по 20 минут | |
29 | 18.05 | Упражнения для укрепления пальцев рук | 1 занятие по 20 минут | |
30 | 25.05 | Рисование акварельными красками цветущей яблони | 1 занятие по 20 минут |
Содержание программы.
Развитие речи. Окружающий мир.
Домашние и дикие животные. Фрукты и овощи.
Удивительный мир растений. Рыбы. Птицы. Времена года. Виды транспорта.
Путешествие в тёплые и холодные страны. Наше здоровье.
Учимся понимать и беречь природу.
Математика «Считалочка».
Различение предметов по размеру и форме.
Пространственные представления.
Временные представления.
Сравнение групп предметов.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.Состав чисел первого десятка.
Счет предметов.
Число 0 и его обозначение. Знаки «+». «-», «=».
Решение простых задач с опорой на предметы.
Уточнение представлений о геометрических фигурах
Русский язык «АБВГ-дейка».
Понятия об устной и письменной речи.
Подготовительные упражнения для развития глазомера.
Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров.
Письмо элементов букв.
Развитие речевых навыков : пересказ знакомой сказки, составление рассказа по картинке.
Гласные и согласные буквы. Определение звуков в слове.
Составление слогов, чтение слов, предложений.
Первоначальные понятия: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
К концу обучения дети должны знать и уметь:
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице и в быту;
-понимать красоту природы и бережно относиться.
-выполнять правила личной гигиены.
-оценивать свои успехи и неуспехи;
- уметь слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения;
-уметь применять полученные знания на практике, в жизни;
- отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи;
- пересказывать не сложный текст по зрительной опоре;
- составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- составлять слоги и слова;
-конструировать словосочетания и предложения;
- правильно произносить звуки, находить его условные обозначения;
- классифицировать звуки на согласные и гласные;
-выделять звук в начале, конце и середине слова;
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-штриховать, обводить по контуру, писать буквы;
-сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;
-называть последовательно дни недели и времена года;
-различать животных холодных и жарких районов;
-различать овощи и фрукты;
-называть свой адрес, название страны;
-называть сезонные изменения в природе;
-знать условия, необходимые для роста растений;
-различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям и плода;
- производить вычисления с числами в пределах 10
-решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание
-распознавать и изображать геометрические фигуры;
-ориентироваться во времени, пространстве.
Планируемые результаты программы
Предмет | УУД | ||
личностные | предметные | метапредметные | |
Русский язык «АБВГдейка» | -освоить роль ученика; -развитие положительных мотивов к учебной деятельности; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку. | -называть правильно элементы букв; -находить элементы в написании строчных и прописных гласных букв; -конструировать букву из различных элементов. -анализировать написанную букву; -воспроизводить форму буквы и её соединения по алгоритму; -соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона; -сравнивать написанную букву с образцом; -писать слоги, слова; -списывать с рукописного и печатного текста; -перекодировать звук в букву (печатную и прописную); -писать под диктовку буквы, слоги; -соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма; -развитие речи, мышления, воображения дошкольников; -овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема. | -учиться работать по предложенному плану; -выработка умения работать в паре, группе; -добывать новые знания, опираясь на уже имеющиеся знания; -оформлять свою речь; -слушать и слышать речь других; -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и явления. |
Развитие речи. Окружающий мир
| -освоить роль ученика; -развитие положительных мотивов к учебной деятельности; - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; -познание красоты природы и бережного отношения к природе | -сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам; -называть последовательно дни недели и времена года; -различать животных холодных и жарких районов; -различать овощи и фрукты; -различать виды транспорта; -правильно пользоваться средствами гигиены. -знать элементарные правила безопасности; -называть свой адрес, название страны, республики; -называть сезонные изменения в природе ; -знать условия, необходимые для роста растений; -различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям и плода; -иметь представление о домашних и перелетных птицах. | -учиться работать по предложенному плану; -выработка умения работать в паре, группе; -добывать новые знания, опираясь на уже имеющиеся знания; -оформлять свою речь; -слушать и слышать речь других. -перерабатывать полученную информацию: -сравнивать и группировать предметы и явления; - устанавливать простейшие причинно-следственные связи |
3.Математика. «Считалочка»
| формирование интереса (мотивации) к изучению предмета математики; -развитие навыков сотрудничества; -развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки; -развитие чувств доброжелательности, отзывчивости, сопереживания. | -развитие математической речи, вычислительных навыков с числами в пределах 10 -решение задач в 1 действие на сложение и вычитание -распознавание и изображения геометрических фигур | -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока математик; -умение оценивать свои успехи и неуспехи. -овладение первоначальными умениями выполнения логических действий: анализа, синтеза, сравнения. -формировать умения слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения. -умение применять полученные знания на практике, в жизни. |
Учебно-методическая литература.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....
Школа раннего развития (Уроки развития речи)
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре осн...
Рабочие программы по ИЗО "Школа раннего развития"
Рабочие программы по ИЗО "Разноцветные ладошки" разработана для детей 4-6,5 лет....
Рабочая программ "Школа раннего развития" Математика.
Представлена программа по развитию и математической подготовке учащихся 0-1 класса.В программе учитывается особенности детей 6-7лет. В прграмме дано тематическое и почасовое планирование. ...
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Рабочая программа "Школа раннего развития"...