Программа "Школа раннего развития"
рабочая программа

Разработанная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                     Согласовано                                           Утверждаю

На заседании МО                              зам. по НМР                                           директор школы

Пр. №__ от _______-                         __________________                           __________________

_________________                            __________________

Программа

«Школа раннего развития»

Предмет:                                       школа раннего развития__________

Класс:                                            подготовительный_______________

Кол-во часов:                                __204_______

Кол-во часов в неделю :              __6________

Пояснительная записка

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.

Актуальность разработки данной программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью  оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность  ступеней  образовательной системы (актуальность  проблемы обеспечения  непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной  психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе,  их успешность в обучении и  усложняет работу учителя с такими учащимися.

Цели программы:

1.Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:

  • положительное отношение к себе и окружающему миру;
  • познавательную и социальную мотивацию;
  • инициативность;
  • самостоятельность.

2.  Создание  условий  для развития детей старшего  дошкольного    возраста,    

     позволяющего   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

3.  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,     формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ;

4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.

5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к  решению поставленной задачи.

6.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному  эстетическому развитию детей.

7. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

Занятия по программе  «Школа раннего развития» способствуют формированию:

  • направленного внимания;
  • интереса к чтению;
  • познавательного и коммуникативного мотива;

воспитывают:

  • любовь и уважение к родителям;
  • интерес к изучению окружающей среды;
  • наблюдательность;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • желание помогать другим;

обучает:

  • правилам личной гигиены;
  • приёмам самообслуживания;
  • работе с простейшими инструментами;
  • приёмам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет:

  • чувство уверенности в своих силах;
  • чувство собственного достоинства.

Задачи подготовительного курса:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • помочь детям вжиться в позицию школьника;
  • содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
  • развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
  • развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие-исследование;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-соревнование

Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его  деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • Комплексный подход при разработке занятий,
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • Систематичность и последовательность занятий;
  • Наглядность.
  • учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

Режим проведения занятий:

    На базе  СОШ  с сентября по май, в течение 34 недель, по 6 занятий в неделю, что составляет 204 занятий по 30 минут.

В структуре и содержании данной программы выделяется 3 раздела отражающие основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:

1.        Раздел «Обучение грамоте» обеспечивает знакомство с буквами, обогащение активного словаря ребенка, развитие связной речи. Большое внимание уделяется фантазии, воображению, словесному творчеству.

2.        Раздел «Математические представления» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Происходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности, как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления. Уделяется внимание выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки).

3.        Раздел «Мир вокруг нас»» направлен расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развиваются интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.).

    Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.

   Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

  1. Словесные, наглядные и практические методы.
  2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
  3. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии)
  4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.

          Разработанная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

 

                         

               

     

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Раздел «Обучение грамоте» представлен занятием «Обучение грамоте и развитие речи».

Цель: обогащение активного словаря, связной речи, развитие фантазии, воображения, словесного творчества, развитие звуковой культуры речи, звуко - слогового анализа слов; подготовка к обучению чтению; знакомство с русскими народным творчеством.

Содержание работы

Ожидаемый результат

Развитие связной речи

-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, и без них;

-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений

Умеют составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке и по серии картинок, по опорным словам, и без них.

Умеют «читать» слова с помощью условных звуковых обозначений.

Развитие звуковой культуры речи

-знакомство с классификацией звуков: гласные и  согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

Классифицируют звуки: гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие; согласные звонкие и глухие.

Развитие фонематического слуха

-развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, глухих согласных;

-выделять звуки в начале, середине, конце слова.

Умеют различать звуки на слух.

Умеют выделять в слове звуки.

Умеют находить звук в начале, середине и конце слова.

Обучение звуко-слоговому анализу

-звуковой анализ состава слогов и слов;

-дифференциация понятий «звук» и «буква»;

-соотнесение букв и звуков

Умеют проводить звуковой анализ слова.

Соотносят букву и звук.

Обучение грамоте

-чтение слогов;

-написание слов печатными буквами

Знают буквы. Умеют читать слоги.

Могут написать слоги печатными буквами.

Развитие мелкой моторики

-умение штриховать;

-обводить по контуру;

-печать буквы по образцу и без.

Штрихуют предмет.

Свободно обводят предмет по контуру.

Печатают буквы по образцу и без.

Знакомы с правилами работы в тетради в клеточку.

Знакомство с малыми фольклорными жанрами – русские народные сказки, считалки, загадки.

Могут передать сюжет сказки. Отгадывать загадки. Умеют использовать считалки в игре.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                         Обучение грамоте и развитие речи

№ занятия

Дата

Тема занятия

Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?

Расширение представлений о видах речи: говорение, слушание, чтение, письмо.

Правила речевого поведения.

Различение звуков природы и звуков человеческой речи.

Слова. Звуки.

Знакомство с гласными звуками.

Запоминание гласных при помощи артикулирования.

Знакомство с согласными звуками.

Твердый согласный, мягкий согласный.

Знакомство с алфавитом.

Гласный звук [а].  Буква А, а. Общение.

Гласный звук [у]. Буква У, у. Мимика и жесты.

Гласный звук [о]. Буква О,о. Слово.

Гласный звук [и]. Буква И, и. Слоги.

Гласный звук [ы]. Буква ы. Ударение.

Гласный звук [э]. Буква Э,э. Мир вокруг нас.

Гласные звуки и их дифференциация.

Согласный звук [н]. Буква Н, н.

Согласный звук [н’]. Буква Н, н. Мир вокруг нас.

Согласный звук [м]. Буква М, м.

Согласный звук [м’]. Буква М, м. Один – много…

Согласный звук [л]. Буква  Л, л.

Согласный звук [л’]. Буква  Л, л. Кто как голос подает?

Согласный звук [р]. Буква Р, Р.

Согласный звук [р’]. Буква Р, Р. Опиши животное.

Согласны звук [й’]. Буква  Й, й.

Согласны звук [й’]. Буква  Й, й. Сделано из…

Согласный звук [б]. Буквы Б, б.

Согласный звук [б’]. Буквы Б, б. Что лишнее?

Согласные звуки [в] . Буквы В, в.

Согласные звуки [в’]. Буквы В, в. Явления природы.

Согласный звук [г]. Буква Г, г.

Согласный звук [г’]. Буква Г, г. Что из чего делают?

Согласный звук [д]. Буква Д, д.

Согласный звук [д’]. Буква Д, д. Изменение по числам.

Согласный звук [ж]. Буква Ж, ж.

Согласный звук [ж]. Буква Ж, ж. Когда это бывает?

Согласный звук [з]. Буква З, з.

Согласный звук [з’]. Буква З, з. Чей инструмент?

Согласный звук [т]. Буква Т,т.

Согласный звук [т’]. Буква Т,т. Скажи коротко.

Согласный звук [к]. Буква  К, к.

Согласный звук [к’]. Буква  К, к. Скажи наоборот.

Согласный звук [с]. Буквы С, с.

Согласный звук [с’]. Буквы С, с. Скажи по-другому.

Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш.

Буква Ё, ё. Букы Е, е

Согласный звук [п]. Буква П, п..

Согласный звук [п’]. Буква П, п. Задай вопрос

Согласный звук [ф’]. Буква  Ф, ф. Описание.

Буква Я, Я.

Буква Ю., Ю.

Согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч. Сравнение.

Согласный звук [щ’]. Буква Щ, щ.

Согласный звук [ц]. Буква Ц, ц. Пословицы. Поговорки..

Согласный звук [х’]. Буква  Х, х.  Считалки, потешки.

Ь и Ъ знаки

Чтение прямых слогов

Деление несложных слов на слоги

Закрепляем умение делить слова на слоги (используя приемы слогоделения)

Работа со звучащим словом (обозначать звуки-гласные, согласные)

Игры со словами, направленные на развитие и закрепление полученных знаний.

Закрепляем умение выделить голосом ударный слог

Игра-собери «рассыпанное» слово

Игры, направленные на развитие интереса к чтению

Игры, направленные на развитие интереса к чтению

Повторение пройденного.

Путешествие в АБВГДейку

2.Раздел. «Математические представления».

Цель: развитие умения рассуждать строго, логически, развитие фантазии и творческого воображения, развитие мышления, творческих способностей, интереса к математике.                            

Содержание работы

Ожидаемый результат

Общие понятия

-свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу;

-совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

-сравнение двух совокупностей предметов. Образование отношений равенства и неравенства;

-установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно -  не равно, больше на… - меньше на…)

-формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое;

-формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью;

-начальные представление я величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величины с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан…)

-натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок;

-составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

-работа с таблицами.

Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Умеют объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Умеют находить части целого и целое по известным частям.

Умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, устанавливать их двумя способами.

Умеют продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности.

умеют самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

Числа и операции над ними

-прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.

-образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка;

-равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел на наглядной основе;

-формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел;

-число 0 и его свойства;

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Умеют называть предыдущее и последующее число в пределах 10.

Умеют соотносить цифру с количеством предметов.

Умеют сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

Умеют сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.

Умеют использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

Умеют определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

Умеют выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.

Умеют использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной ли нескольких единиц.

Пространственно – временные отношения

-примеры отношений: на- над, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через… установление последовательности событий. Последовательность дней недели. Последовательность месяцев в году.

-ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Умеют выражать словами местонахождение предметов, ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Знают и называют части суток, последовательность дней недели, последовательность месяцев в году.

Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб

-составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

-формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях.

-сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).

-установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин

Умеют узнавать и называть: квадрат, круг, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник.

Умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.

Умеют по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

Умеют измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

Умеют непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, массе, объёму, площади.

Умеют практически измерять длину, объём различными мерками. Имеют представление об общепринятых единицах измерения величин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                          

Математические представления

№ занятия

Дата

Тема занятия

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

2

Сравнение групп предметов. Равенство - неравенство.

3

Сравнение групп предметов. Больше - меньше..

4

Знаки =, > и <.

5

Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа

6

Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи

7

Направления движения

8

Временные представления

9

Геометрические фигуры.

10

Много и один. Число и цифра 1.

11

Числа от 1 до 10. Количественные отношения: столько же, сколько.

12

Понятие "большой - маленький". Образование числа 2.

13

Цифра и число 2. Количество предметов в пределах 10.

14

Анализ и сравнение совокупностей предметов. Образование числа 3.

15

Цифра и число 3. Геометрические фигуры.

16

Количество и счет. Состав чисел 2 и 3.

17

Знаки «+» и « - »  Увеличение и уменьшение числа.

18

Количество и счет. Образование числа 4.

19

Цифра и число 4.

20

 Состав числа 4.

21

 Количество и счет. Образование числа 5

22

Число и цифра 5.

23

Сложение.  Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

24

Состав числа 5. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

25

Количество и счет. Образование числа 6.

26

Число и цифра 6.

27

Состав числа 6. Установление равенств и неравенств.

28

Количество и счет. Образование числа 7.

29

Число и цифра 7.

30

Состав числа 7. Решение примеров +1, -1.

31

Количество и счет. Образование числа 8.

32

Число и цифра 8.

33

Состав числа 8. Решение примеров +1,-1.

34

Количество и счет. Образование числа 9.

35

Число и цифра 9.

36

Состав числа 9.

37

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10

38

Счет предметов в прямом и обратном порядке

39

Сравнение чисел

40

Повторение. Порядковый счёт. Решение задач.

41

Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами

42

Сложение.  Решение примеров +2.-2..

43

Количество и счет. Образование числа 10.

44

Состав числа 10. Конструирование из палочек.

45

Состав чисел первого десятка.

46

Повторение. Счёт до 10.

47

Вычитание. Решение задач.

48

Монеты 1,5,10,50 коп. и 1,2,5,10 руб

49

Набор и размен монет

50

Название действий и их обозначение. Знаки =,-,+, «неравно», «больше», «меньше»

51

Получение числа 3

52

Получение числа 4.  Измерение длины.

53

Получение числа 5. Длиннее, короче.

54

Повторение. Состав чисел 4-5.

55

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

56

Понятие об углах. Острый, прямой, тупой.

57

Получение числа 6.

58

Получение числа 7. Замкнутые и незамкнутые линии.

59

Получение числа 8

60

Получение числа 9

61

Повторение. Состав чисел 6-9.

62

Числовой ряд 1-10. Многоугольник.

63

Логические задачи

64

Логические задачи

65

Повторение, решение задач на сложение

66

Повторение, решение задач на вычитание

67

Математическая викторина.

68

Путешествие в страну Математика.

3. Раздел «Мир вокруг нас» представлен интегрированным занятием «Мир вокруг нас»».

Цель: расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; подготовка изучению предметов начальной школы.

Содержание работы

Ожидаемый результат

Мир людей.

Профессии.

Правила поведения.

Правила гигиены.

Правила личной безопасности.

Должны знать:

- своё имя, фамилию, имена людей своего близкого окружения.

Части тела и лица, их количество. Знать основные трудовые действия людей разных профессий.

Должны иметь представление:

-о правилах поведения в общественных местах.

 -о строении своего тела.

Времена года.

Природные изменения, признаки. Сезонные работы, забавы.

Имеют представление:

 - обо  всех  временах  года и  их характерных особенностях,

-о сезонных явлениях

- пользоваться календарём погоды

Наши друзья животные.

Растительный и животный мир природных зон. Звери зимой и летом.

Обитатели воздуха- птицы. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам.

Должны знать:

- название    детёнышей    домашних    и    диких животных.

- различать деревья и кустарники. Должны уметь:

- различать зверей и птиц

 - ухаживать    за    растениями    и    животными ближайшего окружения. Имеют представление:

- о погоде в разных частях света в разное время года.

- о растительном и животном мире

разных частей света

Растения и плоды.

Деревья, кустарники, травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты.

Должны знать:

 - название деревьев (2-3), травянистых растений (2-3)

Должны уметь:

-различать по вкусу, цвету,  форме, величине овощи и фрукты.

Широка страна моя родная.

Главный город Москва. Изучение народных промыслов (Городенская роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка и т.д.)

Должны знать:

 -свой адрес, название страны, столицы,

-атрибуты России Достопримечательности столицы. Должны иметь представление

 - об образе жизни людей в других городах.

- о народных промыслах.

Всему своё время

 Утро, день, вечер, ночь. Действие людей в разное время суток.

Дни недели. Название месяцев.

Должны знать:

 - части суток,

 - название дней недели,

 - название месяцев.

 Имеют представление:

 -о действиях детей и взрослых в разное время суток, года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Мир вокруг нас»

№ занятия

Дата

Тема занятия

1

Будем знакомы.

2

Время года. Осень. Вертикаль, горизонталь.

3

Братья месяцы - осенние. Штриховка.

4

Неживая природа осенью

5

Растительный мир осенью. Аппликация из листьев.

6

Группы растений. Деревья, кусты,трава

7

Растения нашего города

8

Формирование представлений о времени суток (утро, день,вечер,ночь)

9

Животный мир осенью. Виды животных

10

Кто как осень встречает. Насекомые

11

Птицы осенью. Работа с пластилином

12

Дикие звери осенью

13

Домашние животные осенью. Штриховка

14

Дни недели.  Геометрические фигуры.

15

Сезонные изменения в природе.

16

Осенние работы в поле, огороде, саду

17

Осень в городе. Рисование

18

Лекарственные растения

19

Слева – справа. Игра «Чего не хватает»

20

Фрукты.  Рисование.

21

Овощи.  Игра «Что лишнее»

22

Сад – огород. Штриховка.

23

Деревья. Рисование.

24

Ягоды. Лепка из пластилина.

25

Грибы. Лепка из пластилина.

26

Игрушки. Штриховка.

27

Времена года. Зима.

28

Изменения в неживой природе

29

Город зимой. Рисование

30

Растения зимой. Сочиняем сказку.

31

Сезонные изменения в природе. Игра «Что изменилось»

32

Посуда. Игра «Третий лишний»

33

Продукты питания. Аппликация.

34

Одежда. Аппликация.

35

Обувь.  Игры на развитие памяти.

36

Головные уборы. Игры на развитие воображения.

37

Дикие животные. Игра «Кто лишний»

38

Домашние животные. Игра «Дорисуй вторую половину».

39

Воздушный транспорт. Профессия летчик.

40

Городской транспорт. Профессия водитель.

41

Мебель. Вырезание из бумаги.

42

Транспорт. Лепка из пластилина.

43

Весна. Изменения в живой и неживой природе.

44

Профессии. Игра «Что забыл нарисовать художник?»

45

Инструменты. Штриховка.

46

Дом, где живут книги. Игра  «Веселые загадки»

47

Зоопарк. Лепка из пластилина.

48

Рыбы.  Аппликация.

49

Цветы.  Аппликация.

50

Насекомые. Штриховка.

51

Школьные принадлежности. Рисование.

52

Веселая геометрия. Игра «Найди фигуру»

53

Игра «Третий лишний»

54

Цирк. Игра «Я начну, а ты продолжи»

55

Тест-упражнение «Дорисуй, что хочешь» (квадрат)

56

Игры и упражнения на развитие памяти, внимания.

57

Тест – упражнения  «Заплатка»

58

23 февраля - день Российской армии.

59

Русские народные сказки. Рисование.

60

Театрализация сказки «Колобок»

61

Времена года. Весна. Активизация устной речи.  

62

Игра « Найди закономерность»

63

Тест – упражнение «Дорису, что хочешь» (круг)

64

Мамин день 8 марта. Оригами..

65

Русские народные сказки. Литературная викторина.

66

Оригами.

67

«Заплатка для коврика» (узор по образцу)

68

Нарисуй симметричную фигуру.

Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных консультаций  с родителями будущих первоклассников.

1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,  1996г.                                                                        

2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.    

3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.                                

4. Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.

5. Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.                

6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г.                

Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов, учителей начальных классов по вопросам подготовки детей к школе.

1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000г.  2.   Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф»,  2001 г                                

3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.,, Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао», 2000 г.

4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.                    

5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.                                              

6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение»,  1990

7.  Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана-Граф», 2006 г                                                                                                              

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.                                      

9. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.                                

Рекомендуемая литература    для будущих первоклассников                                                                                      

1. Артемьева Н.О. Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.                                       2. 2. Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.

3. Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.                                        

4. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,          Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.      

5. Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., «Сфера», 2001

6. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство         «ГНОМиД», 2004 г.    

7. Возрази себе. Поиграем-помечтаем (Перевод с английского), М., «Сфера», 1994 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа раннего развития. Моторика рук.

Для детей 5-7 лет важно работать руками. Чтобы дети писали в дальнейшем хорошо, каллиграфический правильно важно равивать моторику рук детей....

Тематика родительских собраний школы раннего развития "Дошколенок"

Тематика родительских собраний школы раннего развития "Дошколенок" за 2011-2012 уч.год....

Методическая разработка УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ "ГНОМИКИ"

КОНСПЕК УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ.  Предлагаемая разработка урока рассчитана на разноуровневый состав класса. Данный урок  способствует формированию у учащихся навыков устного и письменного счёта....

Программа Школы раннего развития

Основная общеобразовательная программа для школы раннего развития (3-7 лет)...

Занятие в группе раннего развития.

Занятие для дошколят по письму. Тема занятия "Письмо строчной и заглавной буквы н, Н"....

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...