Рабочая программ "Школа раннего развития" Математика.
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)
Представлена программа по развитию и математической подготовке учащихся 0-1 класса.В программе учитывается особенности детей 6-7лет. В прграмме дано тематическое и почасовое планирование. планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shrr._matematika._.2018-2019_uch._god_-.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №4 с углублённым изучением
французского языка имени Жака - Ива Кусто
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«
Рабочая программа курса
«Школа раннего развития.
Математика»
Учитель математики Потапова Фэимэ Фагимовна
Квалификационная категория – высшая
2018 - 2019 уч. год
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей/ распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 №1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 №41);
- Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Уставом ГБОУ СОШ №4 Кусто;
- Положением об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг на базе ГБОУ СОШ №4 Кусто.
Пояснительная записка
Программа Школы раннего развития по математике предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Программа составлена на основе учебно-методического пособия К.В.Шевелевой «Краткий курс подготовки к школе. Математика», которое предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.
Задачи курса «Математика» программы подготовки к школе:
- формирование простейших математических представлений;
- введение в активную речь простейших математических терминов;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формирвать положительную самооценку.
Срок реализации программы
Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в малых группах. Срок реализации - 8 месяцев (с сентября по апрель включительно). Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, 32 часа в год.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия.
Дошкольник научится:
- удерживать внимание, выполняя задания;
- понимать структуру учебного пособия, тетради;
- ориентироваться на странице учебного пособия, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы, строчки разного размера);
- правильно держать ручку, наклон рабочей тетради, следить за осанкой;
- выполнять инструкции преподавателя (при работе с учебным пособием, рабочей тетрадью);
- обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
- по требованию преподавателя исправлять свою ошибку, если не получилось сразу
выполнить задание правильно внимательно, не торопясь.
Предметные умения:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10;
- сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- правильно писать цифры, записывать примеры;
- копировать рисунки по клеточкам.
Содержание курса
Содержание и структура курса «Математика» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Это позволяет ознакомить детей с явлениями окружающего мира и родного языка в доступной для них форме. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям.
В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Ко времени завершения курса дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, овладевают сложным звуковым и слоговым анализом, усваивают грамматические нормы родного языка, владеют обширным словарём, связной речью, умением читать слоги.
Основные упражнения в системе подготовки руки к письму – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Учебно-методическое пособие К.В.Шевелева «Краткий курс подготовки к школе. Математика» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетрадь на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
1 | Справа, слева, вверху, внизу. | Выполнение задания творческого и поискового характера. | 1 |
2 | Много. Один. Больше? Меньше? Столько же? | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. | 1 |
3 | Число 1. Письмо цифры 1. | Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. | 1 |
4 | Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку. | 1 |
5 | Число 2. Письмо цифры 2. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов. | 1 |
6 | Пара. Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат | Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке. | 1 |
7 | Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | 1 |
8 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «>», «<», «=». | 1 |
9 | Счет предметов. Порядковый счёт. | Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов). | 1 |
10 | Число 3. Письмо цифры 3. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. | 1 |
11 | Логические задачи | Решение нестандартных задач. Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. | 1 |
12 | Признаки предметов (размер, цвет, форма) Большой, маленький. | Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. | 1 |
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4. | 1 |
14 | Позже. Раньше. Ориентировка во времени. | Выполнение задания творческого и поискового характера. | 1 |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел. | 1 |
16 | Геометрические фигуры | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. | 1 |
17 | Число 6. Письмо цифры 6. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. | 1 |
18 | Состав числа | Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10 | |
19 | Логические задачи | Решение нестандартных задач. | 1 |
20 | Число 7. Письмо цифры 7. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. | 1 |
21 | Цвета радуги | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. | 1 |
22 | Число 8. Письмо цифры 8. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. | 1 |
23 | Счёт предметов | Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного. | 1 |
24 | Число 9. Письмо цифры 9. | Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | 1 |
25 | Решение примеров | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. | 1 |
26 | Логические задачи | Решение нестандартных задач. | 1 |
27 | Число и цифра 0. Свойства 0. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. | 1 |
28 | Ориентировка в пространстве | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. | 1 |
29 | Число 10. Запись числа 10. | Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел. | 1 |
30 | Величина | Сравнение двух групп предметов. Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). | 1 |
31 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | 1 |
32 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки). | 1 |
Учебно-методическое обеспечение предмета
- К.В.Шевелева «Краткий курс подготовки к школе. Математика», учебно-методическое пособие, Москва, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре осн...
Рабочие программы по ИЗО "Школа раннего развития"
Рабочие программы по ИЗО "Разноцветные ладошки" разработана для детей 4-6,5 лет....
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Программа предшкольной подготовки "Школа раннего развития"...
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...
Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...