Рабочая программ "Школа раннего развития" Математика.
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)

Потапова Фэимэ Фагимовна

Представлена программа по развитию и  математической подготовке учащихся 0-1 класса.В программе учитывается  особенности детей 6-7лет. В прграмме дано тематическое и почасовое планирование. планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shrr._matematika._.2018-2019_uch._god_-.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №4 с углублённым изучением

французского языка имени Жака - Ива  Кусто

Василеостровского района Санкт-Петербурга

«

     Рабочая программа курса

   «Школа раннего развития.

Математика»

                 

Учитель математики Потапова Фэимэ Фагимовна

Квалификационная категория – высшая

2018 - 2019 уч. год

        Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей/ распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 №1726-р;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 №41);
  • Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
  • Уставом ГБОУ СОШ №4 Кусто;
  • Положением об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг на базе ГБОУ СОШ №4 Кусто.

Пояснительная записка

        Программа Школы раннего развития по математике предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Программа составлена на основе учебно-методического пособия К.В.Шевелевой «Краткий курс подготовки к школе. Математика», которое предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.

       Задачи курса «Математика» программы подготовки к школе:

  • формирование простейших математических представлений;
  • введение в активную речь простейших математических терминов;
  • формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
  • развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  • развитие фантазии и творческих способностей;
  • развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формирвать положительную самооценку.

Срок реализации программы 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в малых группах. Срок реализации - 8 месяцев (с сентября  по апрель включительно). Программа рассчитана на  1 занятие  в неделю, 32 часа в год.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

  • использование игровых методов преподавания;
  • смена видов деятельности;
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
  • отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия.

Дошкольник научится:

  • удерживать внимание, выполняя задания;
  • понимать структуру учебного пособия, тетради;
  • ориентироваться на странице учебного пособия, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы, строчки разного размера);
  • правильно держать ручку, наклон рабочей тетради, следить за осанкой;
  • выполнять инструкции преподавателя (при работе с учебным пособием, рабочей тетрадью);
  • обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы  полным ответом;
  • по требованию преподавателя исправлять свою ошибку, если не получилось сразу

  выполнить задание правильно внимательно, не торопясь.

Предметные умения:

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  • свободно считать в пределах 10;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • знать «соседей» числа;
  • решать простые задачи (в одно действие);
  • правильно писать цифры, записывать примеры;
  • копировать рисунки по клеточкам.

Содержание курса

    Содержание и структура курса «Математика» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Это позволяет ознакомить детей с явлениями окружающего мира и родного языка в доступной для них форме. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям.

       В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.

      Ко времени завершения курса дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, овладевают сложным звуковым и слоговым анализом, усваивают грамматические нормы родного языка, владеют обширным словарём, связной речью, умением читать слоги.

      Основные упражнения в системе подготовки руки к письму – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

      Учебно-методическое пособие К.В.Шевелева «Краткий курс подготовки к школе. Математика» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетрадь на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.

1. Количество и счет.

        На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).

        Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).

        Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.

        Считают двойками до 20 и тройками до 21.

        Сравнивают числа – соседи.

        Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

        Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

        Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

        Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

        Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

        Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

        Решают задания творческого характера.

2. Величина.

        Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

        Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

        Находят в группе предметов «лишний» предмет.

        Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

        Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

        Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

        Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

4. Ориентировка во времени.

Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

        Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

        Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

        Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

        Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).

        Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7. Конструирование.

        Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

        Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в  группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 – 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.

Поурочно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

занятия

Основные виды

учебной деятельности

Количество часов

1

Справа, слева, вверху, внизу.

Выполнение задания творческого и поискового характера.

1

2

Много. Один.  Больше? Меньше? Столько же?

Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов.

1

3

Число 1. Письмо цифры 1.

Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа.

1

4

 Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку.

1

5

Число 2. Письмо цифры 2.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов.

1

6

Пара. Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке.

1

7

Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть»,

«получится».

Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

1

8

Знаки «больше», «меньше»,

«равно».

Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «>», «<», «=».

1

9

Счет предметов.

Порядковый счёт.

Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов).

1

10

Число 3.

Письмо цифры 3.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и

числа.

1

11

Логические задачи

Решение нестандартных задач. Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

1

12

Признаки предметов                    (размер, цвет, форма)  Большой, маленький.

Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов.

1

13

Число 4. Письмо цифры 4.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4.

1

14

Позже. Раньше. Ориентировка во времени.

Выполнение задания творческого и поискового характера.

1

15

Число 5. Письмо цифры 5.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел.

1

16

Геометрические фигуры

Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов.

1

17

Число 6.

Письмо цифры 6.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек.

1

18

Состав числа

Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10

19

Логические задачи

Решение нестандартных задач.

1

20

Число 7. Письмо цифры 7.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте.

1

21

Цвета радуги

Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач.

1

22

Число 8.

Письмо цифры 8.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек.

1

23

Счёт предметов

Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного.

1

24

Число 9. Письмо цифры 9.

Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

1

25

Решение примеров

Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач.

1

26

Логические задачи

Решение нестандартных задач.

1

27

 Число и цифра 0. Свойства 0.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте.

1

28

 Ориентировка в пространстве

Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов.

1

29

Число 10. Запись числа 10.

Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел.

1

30

 Величина

Сравнение двух групп предметов. Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

1

31

Числа от 1 до 10. Закрепление.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

1

32

Числа от 1 до 10.

 Закрепление.

Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки).

1

Учебно-методическое обеспечение предмета

  • К.В.Шевелева «Краткий курс подготовки к школе. Математика», учебно-методическое пособие, Москва, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Основная общеобразовательная   программа  «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре осн...

Рабочие программы по ИЗО "Школа раннего развития"

Рабочие программы по ИЗО "Разноцветные ладошки"   разработана для детей 4-6,5 лет....

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Программа предшкольной подготовки "Школа раннего развития"...

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...

Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии

Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...