Рабочая программа учебного курса «Математика»
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Ефремова Юлия Николаевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mat-ka.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»

г.о. Саранск Республики Мордовия

«Рассмотрено»

Руководитель М/О учителей начальных классов


___________


/Коновалова И.В./


 «__»                           2012г.

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР:



______________  

                   

/Грызайкина Л.В../


 «  _»                       2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №35»

_


_________


/Дугушкин И.К./


 «__»                       2012г .


Рабочая программа

учебного курса «Математика»

во 2 В классе

на 2012 – 2013 уч. год

(Количество часов-136)

Автор учебных пособий: Н.Б. Истомина

Составила: учитель начальных классов

                                                                     Ефремова Ю.Н.

2012 г.

Учебно-тематическое планирование по математике

УМК «Гармония»

Литература:

  1. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010
  3. Истомина Н. Б. Уроки математики. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
  4. Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по математики, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Законом Российской Федерации «Об образовании» ( статья 7).

Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:

1) на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;

2) на развитие пространственного воображения,  потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;

3) на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять(пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

В основе начального курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.

Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников  и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством  интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

 Нацеленность курса математики на формирование  приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация,  учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка),  и создать  дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации  процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания,  которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.  

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.

В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые  являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения

младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей,  то есть использовать его для  формирования УУД.

Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей.

На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия  для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался  в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.

 Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике, включает шесть этапов: 1)подготовительный, 2) задачи на сложение и вычитание, 3) смысл действия умножения, отношение «больше в…,4) задачи на сложение, вычитание, умножение, 5) смысл действия деления, отношения «меньше в…», кратного сравнения, 6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия ( в том числе задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли – продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2 -3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач ( в том числе логических, комбинаторных, геометрических).

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс  связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;  использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Математика» во 2 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на  136 ч (34 учебных недели).

  1. Планируемые результаты обучения и система оценивания

В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения,  навыки и представления, предусмотренные  программой курса, а также  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:    -внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивый  познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

- адекватное  понимание  причин успешности или не успешности учебной деятельности.

- готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;  

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач.

-  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

- осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

        Предметные результаты:

Числа и величины.

  1. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
  2. устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  3. группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  4. читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
  5. классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  6. выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия.

  1. выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  2. выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1):
  3. выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  4. вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
  5. выполнять действия с величинами;
  6. использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  7. проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами

  1. анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  2. решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
  3. оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
  4. решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
  5. решать задачи в 3—4 действия;
  6. находить разные способы решения задач
  7. решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

  1. описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  2. распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  3. выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  4. использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  5. распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  6. соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
  7. распознавать плоские и кривые поверхности
  8. распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры
  9. распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

  1. измерять длину отрезка;
  2. вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  3. оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз);
  4. научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией

  1. читать несложные готовые таблицы;
  2. заполнять несложные готовые таблицы;
  3. распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме- (таблицы, схемы);
  4. планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц;
  5. интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ: Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник. В двух частях Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике№1, №2. 2 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010
  2. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. М., Линка-Пресс,  2010
  3. Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 2 класс.М., Линка-Пресс, 2010
  1. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. Изд-во «Ассоциация ХХI век»,2010
  2. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2010
  3. Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс «Ассоциация ХХI век»,2010
  4. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы «Ассоциация ХХI век»,2010

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

  1. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 2 класс» В двух частях. «Ассоциация ХХI век»,2010 . Электронная версия на сайте издательства
  2. Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н.,  Редько З. Б., Методические рекомендации  к тетради «Наглядная геометрия. 2 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. М.: Линка –  Пресс, 2009.
  3. Попова С. В. Уроки математической гармонии (2 класс. Из опыта работы). Под редакцией Н. Б. Истоминой. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. 2009

Материально-техническое обеспечение

Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

- видеофильм «Учимся решать задачи. 1 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. М.: Линка –  Пресс, 2009.

-видеофильм «Учимся решать задачи. 2 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. М.: Линка –  Пресс, 2009

-видеофильм «Учимся решать задачи. 3 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. М.: Линка –  Пресс, 2009

-видеофильм «Учимся решать задачи. 4 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. М.: Линка –  Пресс, 2009

-электронная версия тестовых заданий по математике для 2-4 классов. Программа Cool – Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХI век»

-электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХI век»

4.Содержание учебного предмета «Математика»

2 класс (136 часов)

Повторение изученного в 1 классе (9 ч)

Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.

Единицы длины и их соотношение.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд.

Подготовка к решению задач.

Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Построение суммы и разности отрезков.

Сравнение длин отрезков.

Двузначные числа. Сложение и вычитание (52 ч)

Дополнение двузначного числа до «круглого».

Сложение и вычитание величин.

Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд.

Состав числа 11 – 18

Взаимосвязь компонентов и результата сложения.

Сочетательное свойство сложения. Скобки.

Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.

Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд.

Задача (11 ч)

Структура задачи. Запись ее решения.

Взаимосвязь условия и вопроса задачи.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Использование схемы при решении задач.

Схема как способ решения задачи.

Угол (3 ч)

Знакомство с углом. Сравнение углов по величине. Угольник.

Острый и тупые углы. Сравнение углов по величине.

Прямой угол.

Прямоугольник и квадрат (3 ч)

Многоугольник, прямоугольник, квадрат.

Трёхзначные числа (20 ч)

Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа.

Чтение и запись трёхзначных чисел.

Запись трёхзначных чисел в виде сумы разрядных слагаемых.

Сравнение трёхзначных чисел.

Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом в другой разряд.

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел на основе знания их разрядного состава.

Сложение и вычитание сотен.

Единица длины – 1 м. Рулетка.

Соотношение единиц длины (1 м, 1 дм, 1 см)

Умножение. Переместительное свойство умножения (21 ч)

Смысл действия умножения. Названия компонентов и результатов действия умножения.

Смысл действия умножения.

Умножение на 1 и 0.

Переместительное свойство умножения.

Таблица умножения с числами 8 и 9.

Понятие «увеличить в …» и его связь с определением умножения.

Единицы времени (3 ч)

Измерение времени.

Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год.

Окружность и круг (3 ч)

Уточнение понятий «окружность», «круг».

Итоговое повторение (11 ч)

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Первый уровень

Учащиеся второго класса должны

знать:

-состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания);

-разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами;

-названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность);

-единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними;

-единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними.

-структуру задачи (условие, вопрос);

-названия компонентов и результата умножения;

 - таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8);

-переместительное свойство умножения;

уметь:

-читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000;

-складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000;

-распознавать и чертить геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник;

-измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины;

-определять время по часам;

-решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение

выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы;

-читать числовые равенства на умножение;

-соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями;

-интерпретировать понятие «увеличить в...» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической);

-использовать  переместительное свойство умножения при вычислениях и для сравнения выражений.

Второй уровень

Знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать их. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Список литературы:

для учителя:

  1. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 2 класс» В двух частях. «Ассоциация ХХI век»,2011.
  2. Истомина Н.Б. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. «Ассоциация ХХI век»,2009.
  3. Истомина Н.Б., Заяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. «Ассоциация ХХI век», 2009.
  4. Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н.,  Редько З. Б. , Методические рекомендации  к тетради «Наглядная геометрия. 2 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. М.: Линка –  Пресс, 2008.
  5. Попова С. В. Уроки математической гармонии (2 класс. Из опыта работы). Под редакцией Н. Б. Истоминой. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. 2008.

для учащихся:

  1. Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник. В двух частях Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011.
  2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике№1, № 2. 2 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011.
  3. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. М., Линка-Пресс, 2009.
  4. Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 2 класс.М., Линка-Пресс, 2009.
  5. Истомина Н.Б., Тажева М.У. 110 задач с сюжетами из сказок. –М., АСТ, 2002
  6. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. Изд-во «Ассоциация ХХI век»,2009.
  7. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2009.
  8. Истомина Н.Б., Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс «Ассоциация ХХI век»,2009.
  9. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы «Ассоциация ХХI век», 2010.

Календарно-тематическое планирование.

2 класс.


№ п/п


Тема


Кол-во часов

Дата



задания

Планируемые результаты


Виды деятельности

по плану

фактически

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1.

Повторение изученного в 1 классе


  1. Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.


  1. Единицы длины и их соотношение.


  1. Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания.


  1. Построение суммы и разности отрезков.


  1. Стартовая контрольная работа


  1.  Сравнение длин отрезков.


  1.  Сравнение величин.


  1. Взаимосвязь компонентов и результатов действия сложения и вычитания.


  1. Контрольная работа № 1 по теме: «Единицы длины и их соотношение. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд»



9



1 – 3



4 – 9



10 – 14




15 – 18 



19 – 22




с. 10



23 – 25


26 – 27


28 – 29




с. 17 

Знать: 

-табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10

-названия разрядных слагаемых;

-отличие числа и цифры;               -состав чисел в пределах 10;

-единицы длины и их соотношение;

-название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

Уметь:

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100;

-складывать и вычитать числа  в пределах 100 без перехода в другой разряд;

-увеличивать и уменьшать число на  несколько десятков и единиц;

-строить сумму и разность отрезков;

-сравнение длины отрезков.

Личностные:

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

2. Логические

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

-соотнесение различных моделей: графических, предметных, схематических

Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет.

- дидактические игры;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками                          

-  самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

- работа с геометрическими инструментами (циркуль, линейка)

- соотнесение предметных, графических и символических моделей.

- практическая работа по построению суммы и разности отрезков,

- решение проблемных ситуаций.





1



2



3




4



5




6


7


8


9




10





 2.

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.


  1. Дополнение двузначного числа до «круглого».
  2. Сложение и вычитание величин.
  3. Вычитание однозначного числа из «круглого».
  4. Подготовка к решению задач. Знакомство со схемой.
  5. Подготовка к решению задач. Выбор схемы.
  6. Подготовка к решению задач. Выбор схемы.
  7. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание отрезков».
  8. Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд.
  9. Состав числа 11.
  10.  Взаимосвязь компонентов и результата сложения. Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания.
  11. Состав числа 12.
  12. Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания.
  13.  Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания.
  14.  Состав чисел 11, 12, 13.
  15. Контрольная работа № 2 по теме: «Дополнение двузначного числа до «круглого».
  16. Состав числа 14.
  17. Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания.
  18. Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания.
  19. Состав числа 15.
  20. Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания.
  21. Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.
  22. Состав чисел второго десятка .
  23. Проверочная работа  по теме: «Состав чисел второго десятка».
  24. Сочетательное свойство сложения. Скобки.
  25. Сочетательное свойство сложения.
  26. Обобщение по теме: «Двузначные числа. Сложение. Вычитание»

26


 




30 – 36


37 – 44


45 – 49


50 – 53


54 – 61

 

62 – 67


с. 24 (1)



68 – 73


74 – 79


80 – 87



88 – 94

95 – 101



102-108



109-116


с. 32



117-120

121-127



128-134



135-141

142-148



149-152



153-156

с. 39 (2)



157-158


159-160


Знать: 

-правило прибавления  и вычитания по частям;

-прием «заимствования» десятка

-состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания);

-сочетательное свойство сложения

Уметь:

-измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины;

-выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

-читать несложные готовые таблицы;

-выполнять сложение и вычитание, используя таблицу;

-выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок.


Личностные:

- адекватное  понимание  причин успешности или не успешности учебной деятельности.

- готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;  

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

2. Логические

- построение логической цепи рассуждений.

- осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Коммуникативные:

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

- работа с информационными источниками , таблицами;                        

-  самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

- решение проблемных ситуаций.

- дидактические игры;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- практическая работа по построению отрезков путём сложения и вычитания двух отрезков;

- действия с геометрическими инструментами (циркуль, линейка).


11


12


13



14


15


16


17



18


19

20




21

22



23



24

25




26

27



28



29

30



31



32

33



34


35


36

3.


37


38


39


40



41


42


43


44



45


46


47


48

Задача


  1. Структура задачи. Запись ее решения.
  2. Взаимосвязь условия и вопроса задачи.
  3. Взаимосвязь между данными  и искомым задачи.
  4. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Составные задачи.
  5. Задачи с недостающими и лишними данными.
  6. Задачи на нахождение третьего слагаемого.
  7. Задачи  с недостающими данными. Схематический рисунок.
  8. Составные задачи. Выбор действий для решения задач.
  9. Задачи на разностное сравнение.
  10. Закрепление умения решать задачи.
  11.  Контрольная работа № 3 по теме: «Задача»

11



161-162


163-164


165-168


169-171


172-174, 504


175-177, 505

178-180, 506

181-185, 509


186-188

500-503

189-191


192-194


с. 46

Знать:

-структуру задачи (условие, вопрос);

-понятия «данное», «искомое»

Уметь:

-анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи,

-дополнять условие задачи, записывать решение и ответ

-решать простые  и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение

выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы;

-переформулировать текст задачи в более простой;

-решать простые и составные задачи с опорой на схемы таблицы, краткие  записи и другие модели.

Личностные:

- устойчивый  познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

- готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;  

Регулятивные:

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

2. Логические

 -установление закономерностей;

- совершенствование умения сравнивать.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

- соотнесение предметных, графических и символических моделей,

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками, со схемами;

-  самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

4.



49




50



51


52


53


54


55



56



57


58



59


60


61




62


63




64


65


66



67


68


69


70


71




72



73


74



75

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.


  1. Прием  прибавления по частям к двузначному числу однозначного  с  переходом  через  разряд.
  2. Сложение  двухзначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
  3. Сложение  с переходом через  разряд.
  4. Совершенствование вычислительных навыков.
  5. Сравнение текстов задач и выбор действий.
  6. Административная контрольная работа.
  7. Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд.
  8. Задачи с косвенным вопросом.
  9. Сложение и вычитание  с переходом через  разряд. Составные задачи.
  10. Работа над задачами: подбор условия к вопросу.
  11. Совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи.
  12. Проверочная работа по теме: «Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд».
  13. Работа над  задачей: решение задач разными способами.
  14. Работа над  задачей: подбор схемы по данному решению и

решение задач разными способами.

  1. Обобщение по теме: «Простые и составные задачи»
  2. Контрольная работа № 4 по теме: «Решение задач».
  3. Приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
  4. Сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.
  5. Совершенствование вычислительных умений.
  6.  Работа с задачей: подбор схемы по данному решению.
  7. Сложение и вычитание чисел в пределах 100
  8. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»
  9. Вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд.
  10. Совершенствование умений решать составные  задач.
  11. Обобщение по теме: «Двузначные числа. Сложение. Вычитание»
  12. Контрольная работа № 5 по теме: «Решение задач».

26








195-199, 512



200-204



205-208, 517

209-214, 518

215-218, 528



219-225



226-230

559,565


231-235,543

236-240



241-243


244-247

508, 514

с. 51 (3)




248-249, 511


250-254



255-262


с. 57


263-268

510, 514


269-273

522, 525

274-277

546

278-280

524

281-283

532, 534


с. 63(4)



284-287



288-293

501, 502


294-298

548

с. 70

Знать:

-правило прибавления  и вычитания по частям;

-прием «заимствования» десятка;

-структуру задачи (условие, вопрос);

Уметь:

-выполнять поразрядное вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд;

-выполнять прием поразрядного сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд

-решать простые и составные задачи арифметическим способом;

-анализировать решение задачи;

-подбирать схемы по данному решению;

-решать задачи разными способами.

Личностные:

-внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивый  познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

Регулятивные:

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач.

-  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

2. Логические:

-установление закономерностей;

- совершенствование умения сравнивать.

-находить разные способы решения задач

Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- Работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками, таблицами, схемами;

-  самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

- соотношение предметных, графических и символических моделей.

- решение проблемных ситуаций.



5.


76


77


78

Угол (3 ч)


  1. Знакомство с углом. Сравнение углов по величине. Угольник.


  1. Острый и тупые углы. Сравнение углов по величине.


  1. Прямой угол. Угольник.

3



299-300





301-302

568


303-304





 Знать:

-термин «угол»;

-понятия «сторона угла», «вершина угла»;

-виды углов, элементы угла

Уметь:

-строить угол;

-распознавать и сравнивать виды углов, элементы угла.                                                                

Личностные:

-готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;  

-способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.

Регулятивные:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

-распознавать, называть, изображать прямой, острый и тупой уголы,

-распознавание и изображение на чертеже углов

2. Логические:

-умение определять признаки сходства и различия предметов;

- развитие пространственного мышления.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

- решение проблемных ситуаций;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками;

- действия с геометрическими инструментами (угольник, линейка)

-практическая работа по распознаванию углов,                        

изготовление модели прямого угла.

6.


79



80



81

Прямоугольник и квадрат


  1. Многоугольник, прямоугольник, квадрат.


  1. Свойства прямоугольника и квадрата.


  1. Обобщение по теме: «Прямоугольник и квадрат»

3



305-308



309-312



313-315


Знать:

-понятия  «многоугольник», «прямоугольник», «квадрат»;

-свойства прямоугольника и квадрата

Уметь: 

-соотносить два понятия: «прямоугольник», «квадрат»;

-распознавать и изображать на чертеже прямоугольник и квадрат 

Личностные:

-умение слушать и слышать собеседника,                 -обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (многоугольник, прямоугольник, квадрат);

-выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (квадрат,прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

2. Логические:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками, таблицами,

- действия с геометрическими инструментами (угольник, линейка)

-практическая работа по распознаванию и изображению на чертеже прямоугольника  и квадрата

       

7.


82



83


84


85


86




87



88


89



90



91




92




93



94



95




96


97


98


99


100


101


102

Трёхзначные числа


  1. Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа.
  2. Чтение и запись трёхзначных чисел.
  3. Разрядный состав трехзначных чисел.
  4. Запись трёхзначных чисел в виде сумы разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел.
  5. Последовательность трёхзначных чисел в натуральном ряду чисел.
  6. Контрольная работа № 6 по теме: «Составные  задачи».
  7. Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи.
  8. Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 100.
  9. Сложение и вычитание в пределах 100. Составление задач по заданному выражению, по схеме.
  10. Увеличение (уменьшение) трехзначного числа на несколько десятков, единиц без перехода через разряд.
  11. Запись трёхзначных чисел в виде сумы разрядных слагаемых.
  12. Контрольная работа № 7 по теме: «Чтение и запись трёхзначных чисел»
  13. Сложение и вычитание трёхзначных чисел на

основе знания их разрядного состава.

  1. Сложение и вычитание сотен.


  1. Единица длины – 1 м. Рулетка.


  1. Сравнение величин.


  1.  Соотношение единиц длины.


  1. Задачи на сравнение длин предметов.
  2. Обобщение по теме: «Трёхзначные числа. Единицы длины.»
  3. Проверочная работа по теме: «Единицы длины».

20



316-321

566, 569


322-326

552, 554

327-331

547

332-336

497

337-342




343-347



с. 75


348-352



355-360

550


361-366




367-372




373-377



с. 80




378-382

520, 523


383-385

527,529,

386-391

553, 555

392-397

553, 555

398-401

563

402-405

577




с.88(5)

Знать:

-разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами;

-устную и письменную нумерацию  трехзначных чисел;

-термин «сумма разрядных слагаемых»;

-единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними;

-правило сложения и вычитания величин

Уметь:

-читать, записывать и сравнивать трехзначные числа;

-выполнять поразрядное сравнение трехзначных чисел;

-записывать число в виде суммы разрядных слагаемых;

-складывать и вычитать трехзначные числа;

-измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины;

-сравнивать величины;

-использовать знание зависимости результатов арифметических действий от их компонентов при вычислениях и решении задач;

-работать на калькуляторе.

Личностные:

-формирование  личностных качеств как любознательность, трудолюбие,                              -способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,                                     -целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

2. Логические:

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы.

- дидактические игры;

- овладение практическими умениями и навыками;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, таблицами;

- соотнесение предметных, графических и символических моделей.

- знакомство с геометрическими инструментами (рулетка, метр);

-практическая работа по измерению длин предметов в сантиметрах, дециметрах, метрах,

-работа с калькулятором.


8.




103




104




105



106


107


108

109


110


111


112


113


114


115


116




117



118


119


120



121



122


123



Умножение. Переместительное

свойство умножения. Увеличить в несколько раз…


  1. Смысл действия умножения.

Названия компонентов и результатов действия умножения.

  1. Замена произведения  суммой. Сравнение выражений на умножение и сложение.
  2. Смысл действия умножения. Замена произведения суммой и суммы произведением.
  3. Умножение на 1 и 0.


  1. Подготовка к табличным случаям умножения.
  2. Задачи на умножение.
  3. Переместительное свойство умножения.
  4. Табличные случаи умножения (9x5, 9x6, 9x7)
  5. Табличные случаи умножения  числа 9.
  6. Табличные случаи умножения (9x2, 9x3, 9x4)
  7. Табличные случаи умножения (9x8, 9x9)
  8.  Табличное умножение с числом 9.
  9. Простые задачи на умножение.
  10. Контрольная  работа № 8 по теме: «Смысл умножения. Табличные случаи умножения числа 9».
  11. Понятие «увеличить в …» и его связь с определением умножения.
  12.  Табличные случаи умножения (8х3, 8х5,8х7)
  13. Задачи на увеличение числа в несколько раз.
  14.  Задачи на увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц.
  15. Табличные случаи умножения (8х2, 8х4, 8х6, 8х8)
  16. Табличное умножение с числами 8 и 9.
  17. Контрольная работа № 9 по теме: «Умножение. Переместительное

свойство умножения»

21





406-409




410-414

564


415-417

573, 579


418-421

578

422-426

581

427-429

430-432


433-435


436-441


442-445


446-449


450-453


454-457


с. 93




458-461



462-465


466-469


470-473

570, 576


474-478


479-484



с. 101  

Знать:

-термин «умножение»;

-смысловое значение чисел, образующих произведение

-понятие «произведение», «множитель»;

-название компонентов действия умножения;

-правило умножения числа 0 и 1 на число 0 и 1;

-таблицу умножения на 9, 8;

-переместительное свойство умножения;

-отношение «увеличить в несколько раз»

Уметь:

-читать и записывать сумму одинаковых слагаемых в виде произведения;                -составлять произведение и переходить от него к сумме;

-распознавать первый и второй множители в произведении и понимать их смысл;

-вычислять значение произведения на основе сложения одинаковых слагаемых;

-умножать числа 0 и 1

выполнять умножение на однозначное число;

-решать простые задачи действием умножения;

-применять переместительное свойство умножения при вычислениях;

-увеличивать данную величину в несколько раз;

-использовать сравнение величин;

--работать на калькуляторе.

Личностные:

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

2. Логические:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

- дидактические игры;

- овладение практическими умениями и навыками;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, таблицами;

- соотнесение предметных, графических и символических моделей.

- знакомство с геометрическими инструментами (рулетка, метр);

-практическая работа по измерению длин предметов в сантиметрах, дециметрах, метрах,

-работа с калькулятором.


10.


124




125



126

Единицы времени


  1. Измерение времени. Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год.
  2. Единицы времени. Определение времени с помощью часов.
  3. Обобщение по теме: «Единицы времени»

3



485-486



487-488



489-491

Знать:

-понятие «время», «полдень», «полночь», «циферблат»;

-единицы измерения времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними

Уметь:

-отвечать на вопрос: «Который час?»;

-определять время по часам,

-пользоваться изученной терминологией

Личностные:

- готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;  

Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

2. Логические:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет.

- дидактические игры;

- овладение практическими умениями и навыками;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, таблицами;

-практическая работа по определению времени по часам;

-изготовление модели часов.



127



128


129




Окружность и круг


  1. Уточнение понятий «окружность», «круг». Центр окружности.
  2. Окружность и круг. Радиус окружности.
  3. Обобщение по теме: «Окружность и круг»




3



492-493



494-495


496

Знать:

-термины «окружность» и «круг»;

-термины «центр окружности» и «радиус окружности»

Уметь:

-распознавать и изображать на чертеже окружность, радиус и центр окружности;

-выполнять построение с помощью циркуля

Личностные:

- адекватное  понимание  причин успешности или не успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

2. Логические:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

- дидактические игры;

- овладение практическими умениями и навыками;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, таблицами;

- работа с геометрическими инструментами (циркуль);

-практическая работа по изображению  на чертеже окружности, радиуса и центр окружности;

-выполнение построение окружности с помощью циркуля.

12.

130


131



132



133



134



135


136

Итоговое повторение

11


 

Знать:

-состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20;

-разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами;

-названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность);

-единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними;

-единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними.

-структуру задачи (условие, вопрос);

-названия компонентов и результата умножения;

 - таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8);

-переместительное свойство умножения;

Уметь:

-читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000;

-складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000;

-распознавать и чертить геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник;

-измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины;

-определять время по часам;

-решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение

выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы;

-читать числовые равенства на умножение;

-соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями;

-интерпретировать понятие «увеличить в...» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической);

-использовать  переместительное свойство умножения при вычислениях и для сравнения выражений.











Личностные:

-внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивый  познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

Регулятивные:

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2. Логические:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

- Решение проблемных ситуаций;

- Работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- Выполнение индивидуальных заданий;

- Работа с информационными источниками,                         -  самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

- работа с таблицами названий компонентов сложения и вычитания; умножения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» 4 а класс (коррекционная, VII вида)

Обучение математике связано с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формиро...

Рабочая программа учебного курса математики для 4 класса

Рабочая программа учебного курса математики для 4 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» во2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Математика» во2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...