Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №94
Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»
УМК «Гармония» 4 класс
Выполнила: Сенюрина Галина Константиновна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 94
Нижний Новгород
2012 г.
ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО.
ЦЕЛИ: -разъяснить учащимся алгоритм письменного деления на однозначное число
-развивать речь учащихся и умение пользоваться математическими терминами
-воспитывать навыки коллективной работы
ХОД УРОКА:
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке, нарисуйте ее в воздухе перед собой.
- Очень захотите получить ее и приложите для этого все усилия.
- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.
- УСТНЫЙ СЧЕТ.
_ Чтобы раскрыть название темы урока необходимо разгадать ребус. Он зашифрован в следующем задании:
- Запишите остаток от деления данных чисел в тетрадь:
70 : 8 47: 5 18 : 7 82 : 9 45 : 6 37 : 8 7 : 14 35 : 9
6 2 4 1 3 5 7 8
- Цифре 6 соответствует буква И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.
- Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось? (алгоритм)
- Что значит слово алгоритм?
- С какими алгоритмами мы уже знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения столбиком)
- С каким алгоритмом мы еще не знакомы? Назовите тему нашего урока.
( Алгоритм письменного деления )
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Какие знания и умения нам пригодятся для деления столбиком?
(деление с остатком, таблица умножения, внетабличные случаи умножения и деления, вычитание столбиком, деление суммы на число)
- Для повторения и закрепления этих знаний проведем работу по карточкам , лежащим перед вами. Проверяющими сегодня будут…….
-В начале работы оцените свою уверенность в успехе. Обведите соответствующий значок.
1 ЗАДАНИЕ
Соотнеси записи и найди значение частного:
144 : 6 (180 + 18) : 9 =
168 : 7 (150 + 15 ) : 5 =
198 : 9 (120 + 24) : 6 =
165 : 5 (140 + 28) : 7 =
2 ЗАДАНИЕ
Представь делимое в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Найди значение частного.
3216 : 4 = (_______ + _______) : 4 =
1640 : 4 = (_______ + _______) : 4 =
3648 : 4 = (_______ + _______) : 4 =
296 : 4 = (_______ + _______) : 4 =
3 ЗАДАНИЕ.
Впиши числа, чтобы получились верные равенства. Найди значение частного.
(600 + _______) : 3 = _______ + 10 =
(2500 + _______) : 5 = _______ + 60 =
(72000 + _______) : 8 = _______ + 800 =
(2800 + _______ + _______) : 4 = _______ + 30 + 2 =
(проверяющие выносят на доску большие листы с выполненным заданием , дети сверяются и оценивают свою работу)
4 . ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Применим наши знания и умения на практике:
Сравните записи на доске.
16 5 165 5 1655 5
15 3 15 33 15 331
1 ост. 15 15
0 5
5
0
-Чем похожи эти записи?
-Чем отличаются?
- Можно ли заменить способ деления уголком на деление суммы на число:
( ученик записывает на доске 1655 : 5 = (1500 + 150 + 5) : 5 = 331)
- Значит деление столбиком – это какой-то новый способ вычислений?
- Значит справимся?
- Сделайте открытие, проанализируйте мои слова: при умножении столбиком первый полученный результат мы называли неполным произведением. Как же нам назвать 16 в записях на доске?
( неполное делимое)
- Проанализируйте, как зависит от первого неполного делимого и от делителя количество цифр в частном.
5 РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. (ст. 62 № 187)
- Определите количество цифр в значении частного 1 ряд, работая в парах, в первом столбике, 2 ряд во втором, 3 ряд в третьем.
- С закрытыми глазами покажите на пальцах сколько цифр у вас получилось.
6 . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Если число, которое я назову, является значением произведения таблицы умножения,то руки вверх поднимают девочки ,если же нет –то мальчики.
64 , 33, 24, 18, 53, 82, 16, 48, 56, 67.
7. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ.
- Последовательность алгоритма вы будете формулировать сами, а затем сверимся с выводами ученых.
- Мы записываем действие и объясняем его.
24138 9
18 2782
61
54
73
72
18
18
0
АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ
- Выделяем первое неполное делимое.
- Определяем количество цифр в значении частного.
- Подбираем первую цифру в значении частного.
- Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
- Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
- Убеждаемся , что остаток меньше делителя.
- Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
- Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.
- С чем мы познакомились? Где в повседневной жизни нам пригодится деление столбиком?
- Закрепим умение пользоваться алгоритмом на других случаях деления:
925 5 864 4
5 185 8 216
42 6
40 4
25 24
25 24
0 0
8. РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ.
Проанализируйте в группах схему задачи.
- О скольки объектах говорится в задаче? В какой зависимости друг от друга находятся эти объекты? (первый объект в шесть раз меньше второго, а второй на 625 больше первого)
Как эта задача связана с темой урока?
( чтобы найти величину первого объекта 625 надо разделить на 5)
- Повторим алгоритм деления.
- В группах составьте условие к этой задаче. Запишите решение и ответ, опираясь на ваше условие.
(у доски двое учеников решают с обратной стороны доски.)
Проверка.
- ИТОГ УРОКА.
С чем мы познакомились на уроке?
- Просмотрите свои записи , у кого большенство +?
Значит цель урока достигнута и у нас все получилось.
-Алгоритм деления вы повторите выполнив дома задание № 192.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе.Письменное деление на однозначное число. Закрепление.
С доп. материалом....
Учебно-методическое пособие по математике. "Подготовительные упражнения к письменному делению на однозначное число" (устные вычисления)
Для решения проблем, которые возникают при делении на однозначное число, необходимо заранее отработать деление с остатком....
Технологическая карта урока математики на тему " Алгоритм письменного деления. "Прикидка" результата.Сравнение выражений."
Урок разработан по образовательной программе" Гармония" , 4 класс, 2-ая четверть, №280-286Цель:Совершенствовать умение решать задачи, выполнять прикидку результата и сравнивать выражения на осно...
Урок математики 3 класс "Приём письменного деления на однозначное число"
Предмет: математикаТип урока: урок изучение нового материала.Тема: «Приём письменного деления на однозначное число»Класс: 3Цель: формирование знаний о письменном приёме деления на однознач...
Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число.
Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.Задачи:- отрабатывать навыки деления на однозначное число, решение задач...
Технологическая карта Урока математики на тему: “Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное», проведенного во 3 классе
Цель урока: формирование знаний о письменном приёме деления на однозначное число. Задачи урока:Дидактические:- вывести с детьми четкий алгоритм деления круглого трёхзначного числа на однозн...
Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число
Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.Задачи:- отрабатывать навыки деления на однозначное число, реше...