Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число.
методическая разработка по математике (3 класс)
Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.
Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.
Задачи:
- отрабатывать навыки деления на однозначное число, решение задач;
- развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность;
- воспитывать интерес к математике, уважение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число. | 69.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 3 классе.
Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.
Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.
Задачи:
- отрабатывать навыки деления на однозначное число, решение задач;
- развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность;
- воспитывать интерес к математике, уважение друг к другу.
Оборудование: презентация, учебник Математика 3 кл. 2ч. М.И. Моро и др.
Оформление доски:
Число. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
У: Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может полюбить математику,
Урок математики посвящается!
II. Актуализация знаний.
1) Устный счёт
У: Заполните таблицу
Делимое | 18 | 76 | 39 | 57 | 29 | 65 | 88 | ||
Делитель | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | 9 | |||
Частное | 8 | 6 | 7 | 9 | |||||
Остаток | 3 | 4 | 3 | 1 | 6 | 2 |
Делимое | 18 | 76 | 45 | 39 | 57 | 55 | 29 | 65 | 88 |
Делитель | 5 | 9 | 7 | 6 | 8 | 7 | 3 | 7 | 9 |
Частное | 3 | 8 | 6 | 6 | 7 | 7 | 9 | 9 | 9 |
Остаток | 3 | 4 | 3 | 3 | 1 | 6 | 2 | 2 | 7 |
Д:
У: Решите задачи в стихах.
Десять грустных лягушат
Под кустом сидят, молчат.
Комаров собрать хотели,
Да нечаянно их съели.
Но учитель не суров:
- Если каждый съест по паре,
Будет меньше комаров.
Сколько комаров съели лягушата?
Д: 20
У: Мы только с парохода,
Мы только из похода.
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Сосчитай-ка поскорей!
Д: 77.
У: Три мартышки утром рано,
Ссорясь, делят шесть бананов.
Поровну и без обмана
Разделите им бананы.
Д: 2
У: На лужайке у дорожки
Ходят-бродят козьи ножки.
У развилки двух дорог
Вижу я двенадцать ног.
Задаю я вам вопрос:
Сколько там пасётся коз?
Д: 3
III. Самоопределение к деятельности.
У: Выполните деление устно, а я буду записывать.
936:3
Д: Представим число 936 в виде разрядных слагаемых 900,300 и 6, затем делим каждое число на 3, суммируем 300+10+2=312
936:3=(900+30+6):3=900:3+30:3+6:3=300+10+2=312
У: А теперь попробуем устно решить такой пример 725:5.
Представьте число 725 в виде разрядных слагаемых.
Д: 725=700+20+5.
У: Подходят ли такие слагаемые для деления?
Д: Нет, 700 неудобно делить на 5.
У: Какое трёхзначное число до 725 делится на 5?
Д: 500.
У: Какие удобные слагаемые получились?
Д: 725=500+200+25
У: Выполните деление, к доске пойдёт…
Д: 725:5=(500+200+25):5=500:5+200:5+25:5=100+40+5=145
У: Как ещё можно выполнить деление?
Д: Письменно, в столбик.
У: Откройте тетради, запишите число классная работа. Пропишите число 12, подчеркните три самых красивых числа, на полях оцените свою работу. ВыС какого разряда начнём деление?
Д: С разряда сотен. Делю 7 сотен на 5.
У: Какое число, близкое к 7, делится на 5?
Д: 5:5=1.
У: В частном будет 1 сотня. Умножаем 5 на 1, получаем 5. Разделили 5 сотен, записываем под сотнями 5. Вычитаем из 7 сотен 5 сотен, получаем остаток 2 сотни. Число 2 не делится на 5. Делим десятки: пишем под чертой цифру 2; 2 сотни и 2 десятка – это 22 десятка. Делим 22 на 5.
Какое число, близкое к 22, делится на 5?
Д: 20.
У: 22:5=4, в частном будет 4 десятка. Умножаем 5 на 4, получаем 20. Вычитаем, получаем остаток 2 десятка. Делим единицы. 2 десятка и 5 единиц – это 25 единиц. 25:5=5, в частном пишем 5. Умножаем 5 на 5, получаем 25. Вычитаем 25 из 25, остаток 0. Читаем ответ: 145.
725 5
-5 145
- 22
20
-25
25
0
- Какой способ записи вычислений удобнее?
Д: Второй.
У: Что нужно знать, чтобы не ошибаться в решении подобных примеров?
Д: Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
У: Сформулируйте тему урока.
Д: Тема: Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
IV. Изучение нового материала.
- Работа по учебнику.
У: Прочитайте алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное на стр. 93. Составим алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
Д: 1. Делим сотни (десятки, единицы):…
2. Делим.. на…
3. В частном пишем…
4. Умножаем… на…
5. Вычитаем… из…
6. Остаток…
7. Читаем ответ…
- Работа у доски.
У: Найдите задание под № 1 стр.93, к доске пойдёт…, объясните решение: 856:4
Д: Разделим 856 на 4. 856 4
Делю сотни – сотен 8. -8 214
Делю: 8 на 4. В частном будет 2 сотни. -5
Умножаю: 2*4=8. Разделили 8 сот. 4
Вычитаю: 8-8=0, 0 – не записываю. -16
16
0
Делю десятки – 5 дес.
Делю: 5 на 4. В частном будет 1 дес.
Умножаю: 1*4=4. Разделили 5 дес.
Вычитаю: 5-4=1 – записываю под десятками.
Делю единицы – 1дес. и 6 ед. – это 16 единиц.
Делю: 16:4=4. В частном будет 4 единицы.
Умножаю: 4*4=16. Разделили 16 единиц.
Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет.
Читаю ответ: 214
У: Следующее задание № 2 стр.93. Первые два примера разберём у доски, а последний пример решите самостоятельно.
Д: Разделим 968 на 4. 968 4
Делю сотни – сотен 9. -8 242
Делю: 9 на 4. В частном будет 2 сотни. -16
Умножаю: 2*4=8. Разделили 8 сот. 16
Вычитаю: 9-8=1,осталось разделить 1 сот.. -8
8
0
Делю десятки – 1 сот. и 6 дес. – это 16 дес.
Делю: 16 на 4. В частном будет 4 дес.
Умножаю: 4*4=16. Разделили 16 дес.
Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет
Делю единицы – единиц 8.
Делю: 8:4=4. В частном будет 2 единицы.
Умножаю: 4*2=8. Разделили 8 единиц.
Вычитаю: 8-8=0. Остатка нет.
Читаю ответ: 242
Разделим 496 на 2. 496 2
Делю сотни – сотен 4. -4 248
Делю: 4 на 2. В частном будет 2 сотни. -9
Умножаю: 2*2=4. Разделили 4 сот. 8
Вычитаю: 4-4=0, 0 – не записываю. -16
16
0
Делю десятки – 9 дес.
Делю: 9 на 2. В частном будет 4 дес.
Умножаю: 4*2=8. Разделили 8 дес.
Вычитаю: 9-8=1 – осталось разделить 1 дес.
Делю единицы – 1дес. и 6 ед. – это 16 единиц.
Делю: 16:2=8. В частном будет 8 единицы.
Умножаю: 8*2=16. Разделили 16 единиц.
Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет.
Читаю ответ: 248
Разделим 655 на 5. 655 5
Делю сотни – сотен 6. -5 131
Делю: 6 на 5. В частном будет 1 сот. -15
Умножаю: 1*5=5. Разделили 5 сот. 15
Вычитаю: 6-6=1,осталось разделить 1 сот. -5
5
0
Делю десятки – 5 дес.
Делю: 5 на 5. В частном будет 1 дес.
Умножаю: 1*5=5. Разделили 5 дес.
Вычитаю: 5-5=0. Остатка нет
Делю единицы – единиц 5.
Делю: 5 на 5. В частном будет 1 единица.
Умножаю: 1*5=5. Разделили 5 единиц.
Вычитаю: 5-5=0. Остатка нет.
Читаю ответ: 131
Физкультминутка
У: Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)
В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)
Брат ее мальчик Иван (Приседания.)
Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
V. Закрепление изученного материала.
1) Работа над задачей.
У: Найдите задание под № 3 стр. 93. Прочитайте. Как найти длину стороны квадрата по известному периметру?
Д: Периметр разделить на 4.
У: Запишите решение.
Д: Р = 76:4 = 19 см.
У: Переверните страницу, найдите задание под № 4. Прочитайте текст. Что это за текст?
Д: Это текст задачи, та есть условие и вопрос.
У: Какой главный вопрос в задаче?
Д: Сколько всего детей пело в хоре.
У: Сделаем схематический чертёж. Что возьмём за целый отрезок?
Д: Общее количество детей в хоре.
У: Как они построились?
Д: В три ряда поровну.
У: Кто стоял в каждом ряду?
Д: Девочки и мальчики.
У: Сколько в каждом ряду девочек? Мальчиков?
Д: По 12 в ряду. По 6 в ряду.
12+6
?
У: Что мы можем узнать?
Д: Сколько всего детей в каждом ряду.
У: Каким действием?
Д: Сложением.
У: Каким действием ответим на вопрос задачи?
Д: Умножением.
У: Запишите решение и ответ самостоятельно.
Д: 1) 12*3=36 (д.) – в хоре
2) 6*3=18 (мал.) – в хоре
3) 36+ 18= 54 (р.) – в хоре
Ответ: в хоре 54 ребёнка.
У: Как узнать, на сколько в хоре меньше мальчиков, чем девочек?
Д: Надо из большего числа вычесть меньшее.
У: Как узнать, во сколько раз мальчиков меньше, чем девочек?
Д: Надо большее число разделить на меньшее.
У: Хорошо, теперь запишите решение.
Д: 36-18=18 – на столько меньше мальчиков, чем девочек.
36:18= 2 – во столько раз мальчиков меньше, чем девочек.
У: Найдите задание под № 5. Что нужно сделать?
Д: Выписать и решить те уравнения, в которых неизвестное находят делением.
х*6 = 120 5*х = 150 26*х = 78
х = 120:6 х = 150:5 х = 78:26
х = 20 х = 30 х = 3
VI. Рефлексия.
У: «Проверь себя» стр.94. Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов.
У: С каким вычислительным приёмом вы познакомились на уроке?
Какой способ записи удобнее?
Как по известному периметру найти сторону квадрата?
Какое задание вам запомнилось?
VIII. Домашнее задание.
У: Откройте дневники, запишите домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»
УМК «Гармония» 4 класс...
План-конспект урока по математике в 4 классе: «Письменное деление на двузначное число»
План-конспект урока по математике в 4 классе: «Письменное деление на двузначное число»...
Урок математики 3 класс "Приём письменного деления на однозначное число"
Предмет: математикаТип урока: урок изучение нового материала.Тема: «Приём письменного деления на однозначное число»Класс: 3Цель: формирование знаний о письменном приёме деления на однознач...
Конспект урока по математике на тему: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...
Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число
Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.Задачи:- отрабатывать навыки деления на однозначное число, реше...
Урок по математике по теме "Приём письменного деления многозначного числа на однозначное"
Цель: способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное число( в столбик), описывать действия при выполнении деления «уголком»,...