Урок математики 3 класс "Приём письменного деления на однозначное число"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Предмет: математика

Тип урока: урок изучение нового материала.

Тема: «Приём письменного деления на однозначное число»

Класс: 3

Цель: формирование знаний о письменном приёме деления на однозначное число.

Задачи:

  Дидактические: вывести с детьми чёткий алгоритм деления круглого трёхзначного числа  на однозначное.

  Развивающие: развивать умение применять приём письменного деления на однозначное число.

  Воспитательные: воспитывать аккуратность, уважение к старшим и своим одноклассникам, умение прислушиваться к своим товарищам.

Необходимый  материал: учебная презентация, стрелка и звёздочка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация

Вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке

Словесный метод: учебный диалог

-Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность.

Что ж, так держать!

Садитесь за парты, пора начинать!

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Ф

К – планируют учебное сотрудничество

Л – проявляют интерес к изучаемому предмету.

2.Актуализация знаний

Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы

Практический метод: проверка домашнего задания, решение круговых примеров

1.Проверка домашнего задания.

2. Устный счет:

- решите круговые примеры:

 320 * 3 =       160 *2=       1000 – 4 *100=

600 : 10 =        960 + 40 =    60*8 : 3 =

-«Лабиринт» в учебнике на   стр. 92.

Проверяют правильность выполненной работы.

Выполняют задания.

Ф

И

Презентация (слайд 1)

Контроль

Р -   контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К  - принимают участие в обсуждении математических фактов; понимают различные подходы к решению учебной задачи.

Л – осознают свои возможности в учении.

3.Постановка темы и цели урока.  Создание проблемной ситуации.

Формирование у учащихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности

Словесный метод: беседа

Практический метод: решение примеров.

-На доске запись:

    81: 3    72: 4   400 : 2

    600 : 4     486:2     56:4

- Что можете сказать об этих выражениях?

- Мы умеем  это делать?

- Найдите значения этих выражений, записываем только ответы.

 

*Проверка выполнения задания*

 - Все справились с заданием?

-Я обращаюсь к тем, кто дал,  ответ НЕТ,  какое задание не удалось выполнить?

- Кому ещё не удалось выполнить это  задание?

- Почему не удалось выполнить деление?

- Какие такие примеры?

 -Отметим себя на луче знаний.

 

- Но 400:2, 600:3?

Здесь тоже трехзначное число делим на однозначное!

 

- Чем отличается это выражение (400:2 и 600:3) от выражения 486:2?

- Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?

 

- Запишите схему того, чего вы не знаете.

-Так какая тема нашего урока?

 *На доске появляется тема урока:

Приём письменного деления на однозначное число*

- Какие цели поставим сегодня на уроке?

- Как разделить трехзначное  некруглое число  на однозначное число?

*Выдвижение версий учащимися*

- У кого какие предложения?

Все эти примеры  на деление;

Нужно найти частное

 

Да!

 

 

 Да и  нет.

 

 

Я не смог решить пример 486:2.

 Не можем решать такие примеры.

 Такие примеры, где трехзначное число нужно разделить на однозначное число.

 Здесь нужно разделить  круглые сотни на однозначное число. Такие примеры решать умеем.

Будем учиться делить  некруглые трехзначные числа на однозначные.

 Научиться решать примеры на деление.

 Научится записывать примеры

 

Как разделить трехзначное  некруглое число  на однозначное число?

Ф

И

Презентация (слайд 2, 3, 4)

Контроль

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.

Р – контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения.

Л – осознают свои возможности в учении.

4.Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся искать решение задачи.

Словесный метод: беседа

Практический метод: решение примеров по новой теме

- Записываем  предложенные  способы деления трехзначного числа на однозначное число на доске)

 

*На доске появляется такая запись*

 

 1 способ. 1) 400 : 2 =200

               2) 80 : 2 =40

               3) 6  :  2 = 3

              4) 200 + 40 + 3 = 243

 

- Что заметили?

 

- Как вы думаете, удобно ли делить таким способом?

- Сколько действий выполнили, чтобы найти значение такого выражения?

- Существует ли другой, более рациональный способ решения таких примеров?

- Какой?

 

- Сравните, как решали в строчку и в столбик.

- Как вы думаете, это  то же самое или что-то другое?

 

- Почему?

 

 *Предлагается решить примеры данного  вида:  884:4;  369: 3;  482 :2*           ( Пример как и первый, решается двумя группами: первая группа – первым способом, вторая – вторым способом, а на доске двумя учащимися двумя способами)

 

- Какая запись удобнее: в строчку или в столбик?

 

- Почему?

 

- С сегодняшнего урока  мы будем пользоваться записью деления трехзначного числа на однозначное число в столбик.

 

- А сможете сделать вывод, как разделить любое трехзначное число на однозначное?

 

- Читаем правило в учебнике.

 

- Совпадает ли наш вывод  с правилом в учебнике?

-Давайте запишем  алгоритм деления:

Делю сотни – десятки – единицы:

Первое  неполное делимое

Делю … на … в частном получается …

Умножаю …

Вычитаю …

Второе неполное делимое …

Третье неполное делимое …

Читаю ответ.

1) 486 - это сумма разрядных слагаемых: 400 + 80 + 6. Сначала 400 : 2,  потом  80 :2,  6 : 2 и полученные частные прибавляем.

 

Один ученик  решает у доски.

 

 

 

Форма записи решения очень длинная и занимает много времени.

Нет.

 

4  действия.

 

Да.

 

Когда записываем в столбик.

 

 

Обращают внимание на запись выражения (единицы записывают под единицами, а десятки под десятками)

 

То же самое.

Сначала разделили сотни  на  единицы, потом  десятки, потом единицы и полученные результаты прибавили.

 

 

 

В столбик

 

Так решаем быстрее, экономим время.

Да.

Вывод: чтобы разделить  любое трехзначное число  на однозначное, нужно  начала разделить сотни  на  единицу, полученное число записываем в частном, потом так же разделить десятки, потом разделить единицы, а результаты записываем

 в частном.

Да

Ф

И

Презентация (слайд 5)

Контроль

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.

Р – контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения.

Л – осознают свои возможности в учении.

5.Первичное закрепление знаний

Установить осознанность восприятия. Учить выбирать рациональные способы решения.

Практический метод: решение упражнения из учебника

Решение подобных примеров.(№1,стр.92)

Выполняют упражнение

И

Учебник

Взаимопроверка

П – устанавливать причинно следственные связи в изученном круге знаний

Л – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи.

К- использовать речь для регуляции своего действия.

6.Практическая деятельность

Организовать деятельность по применению новых знаний

Практический метод: решение задач

1. решение задач № 2  стр.92

2. геометрическая задача №4 стр. 92

Решают задачи

Ф

И

Учебник

Контроль

П – устанавливать причинно следственные связи в изученном круге знаний

Л – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи.

К- использовать речь для регуляции своего действия.

7. Итог и рефлексия

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся

Словесный метод: беседа

Практический метод: оценка своей деятельности

-Какая тема нашего урока?

-Какие цели ставили ?

-Чему научились?

-Что сегодня изучили, вспомнили?

-Оцените себя по шкале знаний.

Делают обобщающие выводы.

Ф

И

Карточки со стрелкой и звездой

Самооценка

Р- оценивают собственную деятельность

К оформлять свою мысль в устной речи.

Л –способность к самооценке на основе критериев успешности

учебной деятельности.

8.Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж по д/з

Словесный метод: рассказ

Учебник с.92 № 5, 6

Задают уточняющие вопросы.

Ф

Р – принимает и сохраняет учебные задачи

Л –ориентация на понимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

320*3= 160*2= 1000-4*100= 600:10= 960+40= 60*8:3=

Слайд 2

81:3= 600:4= 72:4= 486:2= 400:2= 56:4=

Слайд 4

Приём письменного деления на однозначное число

Слайд 5

884:4= 369:3= 482:2=



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Приём письменного умножения на однозначное число", 3 класс

Технологическая карта урока математики "Приём письменного умножения на однозначное число", 3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления на однозначное число" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по математикеТема: «Алгоритм письменного деления на однозначное число» Цели урока:  формирование умения работать с алгоритмом письменного деления на однозначное чи...

Конспект урока математики " Прием письменного умножения на однозначное число"

КОНСПЕКТ УРОКА  МАТЕМАТИКИТема: Прием письменного умножения на однозначное число.Цели деятельности учителя: формирование знаний  у обучающихся об  алгоритме письменного умножения т...

Конспект урока по математике «Алгоритм письменного деления на однозначное число»

Тема: «Алгоритм письменного деления на однозначное число»Цели урока: формирование умения работать с алгоритмом письменного деления на однозначное число; закрепление вычислительных навыков...

Конспект урока математики. Тема "Письменное деление на двузначное число. Решение задач на пропорциональное деление" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Письменное деление на двузначное число. Решение задач на пропорциональное деление». Цели деятельности учителя создание условий для продолжения знак...

Математика. Прием письменного деления на однозначное число

Цель: совершенствование приемов письменного деления трёхзначного числа на однозначное число.Задачи: Знать разные способы записи деления; наиболее удобный способ записи деления;Уметь выполнять дел...

Конспект урока математики "Приёмы письменного деления на однозначное число"( УМК "Школа России ", 4 класс )

Цели деятельности учителя:    1.Формировать предметные умения: выполнять письменные приемы деления многозначного числа на однозначное число.2.Формулировать проблемный вопрос.3.Совершенс...