Урок математики "Таблица умножения однозначных чисел"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Урок-панорама по закреплению табличного умножения и деления. Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_matematike.doc | 88.5 КБ |
samoanaliz_uroka_matematiki_v_3.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по математике.
Учитель: Радаева Ч.Ф. (МБОУ «Гимназия №34»)
Тема: Таблица умножения однозначных чисел.
Тип урока: урок - панорама.
Цели:
1.Расширение представлений уч-ся о таблице умножения; закрепление знаний табличных случаев умножения и ответствующих случаев деления; закрепление знаний о взаимосвязи компонентов и результатов этих действий; развитие умения находить значения сложных выражений, умения представить число в виде произведения 2 однозначных множителей, увеличивать и уменьшать число в несколько раз, сравнивать числа (в том числе и кратно); решать простые задачи на умножение и деление через содержание учебного материала.
2.Развитие общеучебных умений:
- умения формулировать учебную задачу, понимать ее и реализовывать в ходе урока через систему вопросов;
-умения работать с книгой, отбирать необходимую информацию, строить сообщение по теме через выполнение группового домашнего задания;
-умения работать в группе, строить диалог, выражать свое мнение, доказывать его, обмениваться мнениями с одноклассниками, прислушиваться к мнению другого(т.е. развитие коммуникативной культуры, культуры коллективного интеллектуального труда) через организацию групповых и парных форм работы;
-умения работать по алгоритму через работу в динамических парах в роли учителя;
-умения оценивать свою деятельность и деятельность одноклассника по заданным критериям через работу в оценочном листе, рефлексию и организацию дифференцированной помощи;
-умения моделировать по заданному признаку через составление пословиц и рисунка;
-умения ориентироваться на плоскости через работу с таблицей «Пифагора»
-умений выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения и классификации через содержание учебных заданий.
3.Повышение мотивации учения через межпредметную связь с историей и литературой, групповые формы работы; развитие субъектной сферы личности через работу в роли «учитель».
Оборудование:
Компьютерная презентация «Таблица умножения»;
Оценочный лист (по кол-ву уч-ся)
Листы с заданиями и помощью;
Алгоритмы работы;
Конверты с жетонами и заданиями для «учителей»;
Тест (по кол-ву уч-ся)
Фонограмма песни «Дважды два – четыре»;
«листочки» для рефлексии.
Ход урока:
1.Постановка учебной задачи.
Звучит фонограмма песни «Дважды два-четыре» (1 куплет)
-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
-Чем мы будем заниматься?
Учитель подводит итог сказанному детьми:
- Тема нашего урока «Таблица умножения однозначных чисел».
Наша учебная задача: Закрепить знание табличных случаев умножения и деления. (Тема и задача записаны на доске.)
-Работать мы будем по следующему плану (обращается к доске)
Виды работы: | Без ошибок | С ошибкой |
1.Домашнее задание |
2.Работа в группах |
3.Динамические пары «Учитель-ученик» |
4.Работа в парах |
5.Тест |
- После каждого этапа мы будем оценивать свою работу. -Как мы это будем делать? (Работать в индивидуальном оценочном листе.)
Кто не помнит как работать в оценочном листе? (Напоминаем)
В конце урока мы должны ответить на контрольные вопросы (на доске):
-Каковы основные закономерности таблицы умножения?
-Для чего нужно знать таблицу?
2.Проверка домашнего задания.
-Какой этап нам сейчас предстоит?
-Какое было домашнее задание?
-Домашнее задание группы «Историки»: узнать когда и где была придумана таблица умножения и какое отношение к ней имеет Пифагор.
-Домашнее задание группы «Практики»: рассказать о значении таблицы в жизни человека.
Сообщения групп.
Сообщения оцениваются по критериям «Интересно» и «Раскрыли ли тему?» и результат заносится в индивидуальный и коллективный оценочный лист.
-К каким же источникам нужно обратиться, чтобы узнать новую информацию?
3.Закрепление изученного.
Открывается презентация.
Таблица умножения
2*2=4
2*3=6 3*3=9
2*4=8 3*4=12 4*4=16
2*5=10 3*5=15 4*5=20 5*5=25
2*6=12 3*6=18 4*6=24 5*6=30 6*6=36
2*7=14 3*7=21 4*7=28 5*7=35 6*7=42 7*7=49
2*8=16 3*8=24 4*8=32 5*8=40 6*8=48 7*8=56 8*8=64
2*9=18 3*9=27 4*9=36 5*9=45 6*9=54 7*9=63 8*9=72 9*9=81
-Какие закономерности содержит таблица?
-Почему в каждом следующем столбике на 1 произведение меньше?
-Зачем надо знать эти закономерности?
-А как называется такая форма записи таблицы?
ТАБЛИЦА «ПИФАГОРА»
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 8 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 |
7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 |
8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 |
9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
- Групповая работа
-Наша цель при выполнении этого задания: научиться ориентироваться в таблице «Пифагора».
Это задание выполняется в группах по 6 уч-ся.
-Какие правила работы в группе вы знаете?
При затруднении дети могут воспользоваться помощью №1, а если и дальше затрудняются - помощью №2.
После выполнения задания оно оценивается по критерию «Правильность» и результат заносится в оценочный лист.
*Задание по таблице Пифагора:
Заштриховать в таблице все клетки, соответствующие данным числам:
25, 49, 64, 81,
14, 27, 28, 30, 35, 40, 72,
16, 36,
18, 24.
Кого тебе напомнила получившаяся фигура?
Помощь №1.
Сколько клеток занимают числа?
25, 49, 64, 81,-одну!
14, 27, 28, 30, 35, 40, 72,-две!
16, 36,-три!
18, 24.-четыре!
Помощь №2
1клетка: 2клетки (от перестановки множителей…):
25=5*? 14=7*? 35=5*?
49=7*? 27=9*? 40=5*?
64=8*? 28=4*? 72=8*?
81=9*? 30=5*?
3 клетки: 4 клетки:
16=4* ? =2*? 18=2* ? =3*?
36=6* ? =4* ? 24=4* ? =3*?
Не забывай про перестановку множителей!
-Кого напомнила эта фигура?
Правильный ответ (показ в презентации):
ЖАР-ПТИЦА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| х | х | х |
|
|
|
|
| х |
| х | х |
|
|
| х |
| х | х |
| х |
|
|
|
| х | х | х | х |
|
|
| х | х | х | х |
|
|
|
| х |
| х | х |
| х |
|
|
| х | х |
| х |
|
| х | х |
| х | х | х |
|
|
| х | х |
-В каких народных сказках встречается Жар-птица?
-Кто воспользовался помощью? Почему вам было трудно?
-Какое умение мы использовали при выполнении этого задания?
Физминутка под музыку песни «Дважды два-четыре» (припев)
*Динамические пары
-Цель задания: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
Дети встают в два круга (внутренний-«учителя», внешний- «ученики») У «учителей» конверты с заданиями и жетоны. Каждый «учитель» свое задание решил накануне и знает верный ответ (педагог должен это проверить).
По хлопку учителя пары изменяются- ученики после того как ответят (если ответ верный они получают жетон), переходят к следующему «учителю».
Так происходит до тех пор , пока все ученики не обойдут всех «учителей».После этого дети меняются ролями (задания уже другие).
Примерные задания:
1) ?:7=9
2) увеличь 4 в 6 раз
3) Одна ручка стоит 3 рубля. Сколько стоит 8 таких ручек?
И т. п.
-Какие знания и умения вам пригодились в работе?
Далее идет оценивание работы и занесение результата в оценочный лист.
*Работа в парах.
-Наша цель: повторить табличное умножение и деление.
Слова пословиц:
лучше-28, нет-9,
ищи-21, а-24,
чем-20, дружка-27,
нашел-30, родная-18,
нет-42, береги-64,
матушка-6, друга-12.
Найдите значение выражений и расположите их в порядке убывания. Из некоторых данных слов вы получите пословицу. Как вы ее понимаете?
Выражения:
72:8 2:1 21:7 (3 3) 49:7 (2 2)
54:9 (14:2) 2 9:(15:5) 32:8 (25:5)
Пословицы: Нет лучше дружка, чем родная матушка. Нет друга- ищи, а нашел- береги.
-Что вы должны знать и уметь, чтобы выполнить это задание?
Дети выполняют задание.
Они зачитывают получившиеся пословицы и объясняют их. После этого идет оценка работы и занесение в оценочный лист.
*Самостоятельная работа:
-Мы работали и в группах и в парах, а теперь поработам индивидуально.
-Наша цель: проверить знание основных свойств таблицы умножения.
ТЕСТ:
1. При умножении этого числа на однозначные числа получились следующие ответы: 18,24,30. Какое это число?
- 2 3 4 5 6 7 8 9
2.Какой знак ты поставишь при сравнении?
а 7…7 а
«больше» «равно» «меньше»
3.Может ли значение выражения 5 а заканчиваться на цифру 3?
Да нет
4. Какое из данных чисел не встречается в таблице Пифагора?
16 21 29 32 72 8
5.Чему равно значение выражения 6 3: 9 6 :3 ?
- 2 3 4 5 6 7 8 9
____________________________________________
На экране высвечиваются верные ответы и дети проверяют себя, оценивают свою работу.
-У кого есть ошибка? Где ты ошибся? Почему?
-Давайте дадим общую оценку нашим знаниям.
4.Итог урока
- Какова была учебная задача урока?
- На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли?
-Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Ответим на контрольные вопросы.
5.Домашнее задание (по выбору)
*Придумать задание-рисунок
по таблице Пифагора.
*Составить 15 выражений (произведения и частные) для игры «Математическое домино»
*Решить числовую цепочку:
?*2:4*6:8*4:6*4*5:4:5*6:3=4
-Прочитайте про себя задание. Что общего в них? Выберите себе задание, можно выполнить не одно, а 2.
Рефлексия:
Если было все понятно и легко- желтый лист.
Все понятно, но трудно- зеленый.
Не все понял, нуждаюсь в помощи- красный.
Дети подписывают фамилию на листочке и прикрепляют к вазе на доске.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока математики в 3 «В» классе:
Тема: Таблица умножения однозначных чисел.
Вид урока: нетрадиционный урок-панорама.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Место урока в изучаемой теме: на закрепление темы отведено 3 часа, этот урок первый.
Цели:
1.Расширение представлений уч-ся о таблице умножения; закрепление знаний табличных случаев умножения и ответствующих случаев деления; закрепление знаний о взаимосвязи компонентов и результатов этих действий; развитие умения находить значения сложных выражений, умения представить число в виде произведения 2 однозначных множителей, увеличивать и уменьшать число в несколько раз, сравнивать числа (в том числе и кратно); решать простые задачи на умножение и деление через содержание учебного материала.
2.Развитие общеучебных умений:
- умения формулировать учебную задачу, понимать ее и реализовывать в ходе урока через систему вопросов;
-умения работать с книгой, отбирать необходимую информацию, строить сообщение по теме через выполнение группового домашнего задания;
-умения работать в группе, строить диалог, выражать свое мнение, доказывать его, обмениваться мнениями с одноклассниками, прислушиваться к мнению другого(т.е. развитие коммуникативной культуры, культуры коллективного интеллектуального труда) через организацию групповых и парных форм работы;
-умения работать по алгоритму через работу в динамических парах в роли учителя;
-умения оценивать свою деятельность и деятельность одноклассника по заданным критериям через работу в оценочном листе, рефлексию и организацию дифференцированной помощи;
-умения моделировать по заданному признаку через составление пословиц и рисунка;
-умения ориентироваться на плоскости через работу с таблицей «Пифагора»
-умений выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения и классификации через содержание учебных заданий.
3.Повышение мотивации учения через межпредметную связь с историей и литературой, групповые формы работы; развитие субъектной сферы личности через работу в роли «учитель».
Структура урока была обусловлена его целями и типом:
1.Постановка учебной задачи.
2.Проверка домашнего задания.
3.Закрепление.
4.Итог урока.
5.Домашнее задание.
6.Рефлексия
.
Формы работы:
Групповая работа, работа в динамических и стационарных парах, самостоятельная работа, фронтальная работа со всем классом, индивидуальная работа.
Методы и приёмы, используемые учителем:
Наглядный метод (демонстрация презентации), беседа, коллективный рассказ (при проверке дом. задания), метод моделирования (моделирование пословицы, фигуры Жар-птицы), самостоятельная работа (тест), работа по алгоритму, организация оценки и самооценки деятельности (на каждом этапе), анализ деятельности и ошибок, рефлексия, взаимообучение и ролевая дидактическая игра (при работе в динамических парах), установление связи учебного материала с жизнью и практикой и пр.
Характер учебной деятельности детей:
Репродуктивная (при нахождении значений выражений, неизвестного компонента выражений)
Продуктивная и исследовательская (работа с книгой при составлении доклада по теме домашнего задания; формулировка выводов, учебной задачи; нахождение и формулировка основных закономерностей таблицы; моделирование пословиц и фигуры Жар-птицы, объяснение пословиц; оценка и самооценка деятельности по заданным критериям; при сотрудничестве уч-ся между собой.)
Творческая (работа в роли «учителя»; составление диалога и сообщения по теме)
Учет возрастных и индивидуальных особенностей:
Смена деятельности, использование наглядных методов, ролевой дидактической игры, групповых форм работы, организация дифференцированной помощи, домашнее задание по выбору, создание ситуации успеха (в групповой деятельности).
Результативность урока:
___% уч-ся справились с домашним заданием (т.е. умеют коллективно составлять сообщение по теме).
___% уч-ся справились с тестом (т.е. знают основные и частные закономерности таблицы умножения).
___% уч-ся без ошибок выполнили все задания в динамических парах (т.е. умеют находить неизвестный компонент произведения и частного, умеют увеличивать (уменьшать) число в несколько раз, решать простые задачи на умножение и деление, кратно сравнивать числа).
___% уч-ся справились с заданием с пословицами (т.е. умеют находить значение сложных выражений, и располагатьчисла в порядке убывания (возрастания), знают порядок действий в выражениях со скобками.
___% уч-ся умеют оценивать свою деятельность по заданным критериям.
___% уч-ся воспользовались помощью (т.е. испытывают трудности при представлении числа в виде произведения двух однозначных множителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд"
Урок математики "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд" для 2 класса составлен на основе учебника "Математика" - (автор Н.Б.Истомина) с учетом требований ФГОС.Урок введения н...
Конспект урока по математике в 3 классе на тему : «Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления»
Конспект урока предназначен для проведения уроков математике в 3 классе....
Урок математики. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Урок математики во 2 классе....
Технологическая карта урока математики по теме «Таблица умножения однозначных чисел» в соответствии с ФГОС 2 класс
Конспект урока по математике 2 класс "Перспективная начальная школа". Конспект разработан в соответствии с ФГОС...
Конспект урока математики «Умножение круглых чисел на однозначное число»
Конспект урока "Умножение круглых чисел на однозначное число", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока математики "Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двузначное число" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока математики (3 класс)Тема: Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двухзначное число...
технологическая карта урока " Таблица умножения однозначных чисел"
Урок математики 2 класс "Перспективная начальная школа"...