"Путешествие в осень","Сложение и вычитание двузначных чисел" УМК 2100, 2 класс 1 четверть
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Рыськова Любовь Михайловна

Путешествие в осень. Решая на уроке математики  задачи, доказывая решение проблемных ситуаций, можно и стихи читать об осени, и  слушать классическую музыку...А ещё слушать необычную историю путешествия принцессы Арифметики в осень...

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2

Учитель начальных классов: Рыськова Любовь Михайловна


Приложение №1   Необычная  история «Осень»

     Урок  -   путешествие принцессы  Арифметики  в   осень.

I.Мотивация

                ( Слайд  1, 2)          1 мин

 Учит:     - А что такое путешествие?

                 -Для чего люди путешествуют?   (чтобы узнать что-то новое,  

                  незнакомое)

                  - Куда  отправляемся   путешествовать? (в осень)

Учит:  -  Сегодня  вы послушаете необычную историю, похожую на сказку.

(Звучит  «Лунная соната»  Л. Бетховена в современной обработке)

        Сказка.   2 мин.

(Слайд 3, 4, 5, 6)

Ск:         В  лесу царила Осень.  Она провозгласила всюду  серо – жёлтый цвет  и была  вполне  довольна  собой.    Наверное, потому  ярко - красный  зонтик  для принцессы  Арифметики  не  очень понравился  ей…  Принцесса  вышла  из  кареты  и пошла  по направлению к лесу. Осень  решила  подразнить  принцессу: она засыпала  её  мокрыми  листьями,  и зонтик сразу  стал,  будто нарочно,  расписан  в кленовый  узор.  

Скворец, сидевший на ветке,  усмехнулся этой шалости, он слишком  хорошо знал  повадки капризной осени!      

 Ск:         Принцесса  Арифметика  шла  вдоль лесной тропинки и  восхищалась необыкновенной красотой леса. Она подняла голову  вверх, как вдруг ей в руки  упало несколько ярких кленовых листочков.  Это ей ветер подбросил  их.  На листьях были  задания.   Он решил  испытать красивую незнакомку…                                                                                                                                                        - Принцесса  Арифметика, вы  должны показать мне знания  в  устном счёте.   [ 5 ]

II.     Актуализация знаний.         Устный  счёт (Слайды 7,8,9,10,11,12,13,14,15)                                   5   мин.

Работа в парах.

  - Поставьте эти числа в рабочих тетрадях от наименьшего  к  наибольшему.

 - Напоминаю, что  Работа в парах -  это не соревнование,  а сотрудничество. Я надеюсь, что каждый из вас постарается внести посильный вклад в общее дело.

- Проверка по образцу (см. Презентацию)  Слайд 7

- Замени числа суммой разрядных  слагаемых.

- Определите какие примеры записаны в  виде  разрядных слагаемых.

   Они останутся на облаках, а другие  прольются дождём на землю.

- Заполни числами  эти гроздья  винограда.

III.  Выявление места и причин затруднения   (Слайд 16, 17)                    2 мин.

 - Почему одни  быстро решили последние  случаи сложения, а  другие     задумались?                                                                                                                                    - В чём  проблема?

- Какова тема нашего урока?

- Какая  книга сможет  помочь нам в определении  темы    урока?  (с. 70 – 71)                     Тема: « Сложение и вычитание двузначных  чисел»

  -  Мы с  вами  должны наметить план работы.  Чем ещё  будем заниматься на уроке?  (складывать и вычитать числа,   решать  уравнения,  задачи)    

- Назовите основную цель урока?                                                                                                                                            

Ск:  Принцесса  Арифметика  присела  на беседку,  а   ветер поиграл с её волосинками, которые выглядывали из – под шляпы,   шепнул ей, чтобы  она отдохнула  и   послушала   стихи об осени.   [ 5 ]   (Слайд 18)

IV.     Физминутка 1   (Дети рассказывают на фоне музыки Л. Бетховена)    3 мин

Осенние листья по ветру кружат                        

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Майков Аполлон

Осень-швея

Гусарова Татьяна

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор – любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Бунин Иван

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

[ 4 ]  


Ск:  П
ролетела  мимо иволга, выронив из клювика  лист, она села на пенёк. Там что-то было написано.  А Осень  рассматривала из-за плеча  задания и

думала,  справится таинственная незнакомка, или нет…  Осень страшно  гордилась  своей  красотой и полезностью... [ 5 ]  

V. Целеполагание и  построение  проекта выхода из затруднения   5 мин.

(новый материал)

-Ребята, давайте попробуем вместе с  Принцессой  Арифметикой  объяснить решение  таких примеров:

  34 + 20,  34 + 2    на доске                                                       (Слайды 19, 20, 21, 22)

  54  - 20,  36 -  2

- Каким способом можно решить  этот  пример?  (Делим 1 слагаемое на разрядные слагаемые 30 и 4, и прибавляем «круглые» числа  т. е. дес. к  дес., а затем  + однозначное число  4,

- Проверим наш вывод с выводом авторов учебника с 70.

VI.  Первичное закрепление с комментированием                                  10 мин          

-Давайте, ребята, покажем принцессе, как мы можем решать  такие   выражения.  

На доске:  Решение с учителем.

                                                                         (Слайды  23, 24, 25, 26, 27)

   45 + 20 =

   27 + 30 =

Вывод:

   65 - 20 =

   37 - 10  =

Решите самостоятельно             45 + 2      47 – 2

                                                           63 + 5     86 - 4

- Мы сейчас выполнили задание на сложение и вычитание двузначных чисел. Оцените себя.

(карандаш сверху ладони – всё понятно,  кто затрудняется – посередине,  кто не понял – опустите карандаш вниз)

- Какая тема урока была?

- Повторим вывод хором.

Сказка.  1 мин

Важно то, что начался дождь, он и раньше слегка  моросил, а сейчас просто заливал все сплошной стеной. Приезжей принцессе  было немного страшно и  ощутимо холодно. Она  достала шерстяную накидку, набросила  её на плечи  и почувствовала себя  уютней.  [ 5 ]  

VII.  Физминутка.   « Дождь»         (Слайд  28, 29)

 Что какое? Что мы слышим?

Это дождь идёт по крыше.

А теперь пошёл сильней

И по крыше бьёт  сильней.          [ 6 ]                                                                                          (Дети стучат по краю парты подушечкой правой   руки, а затем  левой  -  попеременно)

-Садитесь ,дети!

Сказка.  1 мин

Дождь не прогонял ее, ему нравилось когда всё кругом было мокрым  и серым.. . Наверное, это было в чем-то печально, но это  было частью сказки. Вдруг дождь прекратился. И из-за туч выглянуло солнышко. Принцесса пошла дальше, шурша осенней листвой. Это её успокаивало. Принцесса напевала  мелодию вполголоса. И  получалось у неё  весьма талантливо.

  Ах, как ей было хорошо в осеннем лесу!

И вокруг листья тоже танцевали вальс. На трёх осиновых листочках  принцесса заметила какие – то  надписи. Это были  уравнения. Но у неё закружилась  голова.   [ 5 ]                                                                                          

Давайте, ребята, поможем нашей принцессе решить их.

VIII. Самостоятельная работа. Решение уравнений.       4 мин.  (Слайды  30, 31, 32,33)

(Трое детей у доски, от каждого ряда по одному). Остальные дети решают по рядам самостоятельно.

- Что находили? (уменьшаемое)

                              ( 1 слагаемое)

                              (вычитаемое)

- Оцените свою работу на полях тетради.  Проверка  по презентации.

- Кто без ошибок?

- Кто затруднился?

-Как хорошо принцессе в лесу! Она довольна Вами, ребята!

  Но она ещё хочет  посмотреть, как вы решаете задачу  (с. Учебника 71)

Слайд  33.

IX.  Решение  задачи         №8, с 71                 4 мин.                       (Слайды 34,35)

         - Что требуется узнать в задаче  сначала? (Ребёнок у доски читает, решает)

        - Что мы сначала делаем?

                Краткая запись  задачи. Повторите задачу по краткой записи.

       - А что, кроме краткого  условия, ещё можно составить к задаче?  (схему)

         - Запишите решение задачи.

X.Домашнее задание                 (Слайд 36)

Принцесса прхватила с собой  листья  и  решила их вам подарить, но там она каждому  что-то  написала. Посмотрите. По  желанию  вы  можете дома  решить эти примеры.

X.  Рефлексия  учебной деятельности на уроке    (Слайд 37)   1 - 2   мин.

        - Какая тема урока была?

        - Какие ещё знания.  Пригодились на уроке?

         ( решали уравнения – знание компонентов, составление схемы…)    

Сказка.  2 - 3 мин  (Окончание. Слайд  38)

   Она верила в сказки. И сказка сказала свое слово. Принцесса вернулась  домой.

Жители города тепло и радушно встретили девушку.

Её  очень  полюбили. Она   очаровала  всех. И второклассников и всех взрослых, которые её изучают.

Ей   улыбаются при встрече и приглашают в гости во все школы.

.  Время пролетело незаметно. Ведь времени тоже очень хотелось посмотреть на сказку, поэтому оно пролетало очень быстро, торопясь и не оглядываясь.

   День доживал последние минуты.  Наступила ночь. Осень  снова тихонько  постучала дождем в стекло. И, поражаясь своей щедрости,  засыпала весь  белый свет своими  желтыми листьями.  На  землю  падали  миллионы желтых  листьев.

   Принцессе очень понравилось в осеннем лесу. Ей надолго запомнится это путешествие.  

   Утро следующего дня было обычным и необычным одновременно. Сказка, однажды приходит в чью-то жизнь.  Природа! Это и есть сказка! Её  надо  принять такой, какая она есть, и радоваться каждому ее мигу, как радуешься зимнему солнцу,  первым подснежникам, золотым листьям. Это и есть настоящее счастье… Ты радуешься этой красоте и очень хочется обнять весь мир целиком и сразу. Так было всегда, так случилось и теперь.  [ 5 ]                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс "Путешествие в сказку" Сложение и вычитание двузначных чисел от 11 до 20.Закрепление.

Урок математики по программе "Школа России" для 2 класса .В занимательнойформе дети тренируются по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходомчерез десяток в пределах 20 "...

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс

Урок математики  с презентацией по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел" для учащихся 2 класса, система Л. В. Занкова...

Презентация к уроку математики "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс, УМК "Школа 2100"

Данная презентация может помочь при проведении урока математики по данной теме в любом УМК....

Презентация к уроку математики по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел", 2 класс

Урок математики рассчитан на учащихся 2 -х классов по учебнику Петерсон Л. Г. Тема урока "Сложение и вычитание двузначных чисел". На данном уроке рассматривается общий случай сложения двузначных чисел...

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» (2 класс)

Цель урока: знакомство с приёмом сложения двузначных чисел, заменяя одно из слагаемых суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых....