Рабочая программа.Математика . ПНШ 1класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей | зам.директора по УР | Директор МОУ «СОШ № 76» |
___________( ) протокол № _________ | ____________( ) | ___________ (Т.Г.Клочкова) приказ № __________________ |
"_____"______ 20 г. | "_____"_______ 20 г. | от "_____"_____ 20 г. |
Ленинского района города Саратова
Рабочая программа
Максимовой Елены Юрьевны, высшая категория
Ф.И.О., категория
_по______ _математике__________________________________________
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_____
от «___»___________20 г.
2011 / 20 12 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника желания учиться.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе;
- использование математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- чтение и запись сведений об окружающем мире на языке математики;
- узнавание в объектах окружающего мира известных геометрических форм и умение работать с ними.
Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федереального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.
Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ребенка к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.
Содержание тем учебного курса по «Математике»
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.
Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.
- Числа изучаются в такой последовательности:
- натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса),
- целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса),
Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.
Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат.
- Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
- Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
- Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
Геометрическая линия выстраивается следующим образом.
- В 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:
- плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник),
- прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,
- внутренняя и внешняя области относительно границы,
- многоугольник, прямой угол, прямоугольник,
- симметричные фигуры.
Линия по изучению величин начинается уже
- в 1 полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Никаких измерений пока не проводится.
- во 2 полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.
Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:
1) по действиям (по шагам) с пояснениями;
2) в виде числового выражения, но без пояснений;
3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.
Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса - задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.
Учебно – тематический план по «Математике»
1. | Начало геометрии | 17 часов |
2. | Числа 0, 1 и 2 | 12 часов |
3. | Числа 3, 4 и 5 | 9 часов |
4. | Сложение | 16 часов |
5. | Однозначные числа | 8 часов |
6. | Вычитание | 10 часов |
7. | Двузначные числа | 14 часов |
8. | Задачи | 12 часов |
9. | Таблица сложения | 12 часов |
10. | Разностное сравнение | 22 часа |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся к концу первого года обучения должны знать/ понимать:
- количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
- смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
- взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
- свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
- свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
- линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
- замкнутые и незамкнутые линии;
- внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
- прямой угол;
- многоугольники и их виды;
- измерение длины отрезка;
- все цифры;
- знаки больше (>), меньше (<), равно (=);
- названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
включая число 20; - знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
- переместительный закон сложения;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
- изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
- изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
- термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).
Уметь:
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
- воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
- воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять прямые углы с помощью угольника;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
- распознавать и формулировать простые задачи;
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Система заданий, ориентированная на оказание помощи героям учебника (Маше и Мише) или своему соседу по парте.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентированная на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, в группе.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Обучающиеся научатся:
- Формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- Владеть общими приемами решения задач;
- Проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение;
- Строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- Использовать таблицы, проверять по таблице;
- Выполнять действия по заданному алгоритму;
- Строить логическую цепь рассуждений.
Литература
1.Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2.Юдина Е.П. Математика: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2, №3 и №4. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3.Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
4.Юдина Е.П. Математика. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
№урока | №урока и теме | Тема урока |
1. | Здравствуй , школа! | |
2. | Этот разноцветный мир | |
3. | Одинаковые и разные по форме | |
4. | Слева и справа, вверху и внизу | |
5. | Над, под, левее, правее, между | |
6. | Плоские геометрические фигуры | |
7. | Прямые и кривые | |
8. | Впереди и позади | |
9. | Точки | |
10. | Отрезки и дуги | |
11. | Направления | |
12. | Налево и направо | |
13. | Вверх и вниз | |
14. | Больше, меньше, одинаковые | |
15. | Первый и последний | |
16. | Следующий и предшествующий | |
17. | Один и несколько | |
18. | Число и цифра 1 | |
19. | Пересекающиеся линии и точка пересечения | |
20. | Один лишний | |
21. | Один лишний и ни одного | |
22. | Число и цифра 0 | |
23. | Непересекающиеся линии | |
24. | Пара предметов | |
25. | Число и цифра 2 | |
26. | Больше, меньше, поровну | |
27. | Знаки <, >, = | |
28. | Число и цифра 3 | |
29. | Пересекающиеся и непересекающиеся линии | |
30. | Замкнутые и незамкнутые линии | |
31. | Ломаная линия | |
32. | Замкнутая ломаная линия | |
33. | Внутри, вне, на границе | |
34. | Замкнутая ломаная и многоугольник | |
35. | Треугольники | |
36. | Число и цифра 4 | |
37. | Раньше и позже | |
38. | Части суток и времена года | |
39. | Число и цифра 5 | |
40. | Сложение и знак + | |
41. | Сложение и знак + | |
42. | Слагаемые и сумма | |
43. | Слагаемые и значение суммы | |
44. | Выше и ниже | |
45. | Прибавление числа 1 | |
46. | Прибавление числа 1 | |
47. | Число и цифра 6 | |
48. | Шире и уже | |
49. | Прибавление числа 2 | |
50. | Прибавление числа 2 | |
51. | Число и цифра 7 | |
52. | Дальше и ближе | |
53. | Прибавление числа 3 | |
54. | Прибавление числа 3 | |
55. | Число и цифра 8 | |
56. | Длиннее и короче | |
57. | Прибавление числа 4 | |
58. | Прибавление числа 4 | |
59. | Число и цифра 9 | |
60. | Все цифры | |
61. | Контрольная работа | |
62. | Однозначные числа | |
63. | Прибавление числа 5 | |
64. | Прибавление числа 5 | |
65. | Число 10 и один десяток | |
66. | Счет до 10 | |
67. | Контрольная работа | |
68. | Счет десятками | |
69. | Вычитание. Знак - | |
70. | Разность и ее значение | |
71. | Уменьшаемое и вычитаемое | |
72. | Сложение и вычитание | |
73. | Сложение и вычитание | |
74. | Старше и моложе | |
75. | Вычитание числа 1 | |
76. | Вычитание предшествующего числа | |
77. | Измеряй и сравнивай | |
78. | Измерение длины отрезка. Сантиметр. | |
79. | Десяток и единицы. | |
80. | Разряд единиц и разряд десятков | |
81. | Сложение с числом 10 | |
82. | Разрядные слагаемые | |
83. | Занимательное путешествие по «Таблице сложения». | |
84. | Перестановка слагаемых. | |
85. | Сложение числа 1 с однозначными числами. | |
86. | Сложение числа 2 с однозначными числами. | |
87. | Сложение числа 3 с однозначными числами | |
88. | Сложение числа 4 с однозначными числами | |
89. | Задача. Условие и требование | |
90. | Задача. Условие и требование | |
91. | Задачи и загадки | |
92. | Группировка слагаемых. Скобки | |
93. | Прибавление числа к сумме | |
94. | Продолжительность | |
95. | Поразрядное сложение единиц | |
96. | Задача. Нахождение и запись решения | |
97. | Задача. Нахождение и запись решения | |
98. | Задача. Вычисление и запись ответа | |
99. | Задача. Вычисление и запись ответа | |
100. | Прибавление суммы к числу | |
101. | Прибавление по частям | |
102. | Прибавление по частям | |
103. | Контрольная работа | |
104. | Сложение числа 5 с однозначными числами | |
105. | Прибавление суммы к сумме | |
106. | Прибавление суммы к сумме | |
107. | Сложение числа 6 с однозначными числами | |
108. | Сложение числа 7 с однозначными числами | |
109. | Сложение числа 8 с однозначными числами | |
110. | Сложение числа 9 с однозначными числами | |
111. | Таблица сложения однозначных чисел | |
112. | «Таблица сложения» и вычитание | |
113. | Многоугольники и четырехугольники | |
114. | Вычитание однозначных чисел из 10 | |
115. | Вычитание числа из суммы | |
116. | Вычитание разрядного слагаемого | |
117. | Поразрядное вычитание единиц | |
118. | Больше на некоторое число | |
119. | Меньше на некоторое число | |
120. | Больше и меньше на некоторое число | |
121. | На сколько больше? На сколько меньше? | |
122. | Вычитание суммы из числа | |
123. | Вычитание по частям | |
124. | Вычитание по одному | |
125. | Сантиметр и дециметр. Сложение и вычитание длин. | |
126. | Тяжелее и легче. Дороже и дешевле. | |
127. | Симметричные фигуры | |
128. | От первого до двадцатого и наоборот | |
129. | От первого до двадцатого и наоборот. Числа от 0 до 20. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро
Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
Рабочая программа. Математика.1класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа .1класс.математика.УМК "Перспектива"...
Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России".
Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России"....
Рабочая программа "Математика"(ФГОС)1класс
Рабочая программа по курсу «Математика» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об обр...