Урок математики в 1 классе по теме "Число восемь. Цифра 8"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Постнова Светлана Юрьевна

Тема урока: "Число восемь. Цифра 8."По программе "Школа 2100", авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_8._cifra_8.docx28.24 КБ
Файл cifra_8.pptx666.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема: Число 8. Цифра 8.

Педагогические задачи: познакомить с составом числа восемь, количественным и качественным его значением; учить устанавливать взаимосвязь между частью и целым; сравнивать числа при помощи числового отрезка; развивать навыки написания цифры 8.

Планируемые результаты

Предметные УУД: знают: состав числа 8, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 8; умеют: обозначать число восемь цифрой 8, писать цифру 8, строить натуральный ряд чисел в пределах 8, сравнивать числа с помощью числового отрезка.

МетапредметныеУУД:

Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, проговаривают последовательность действий на уроке.

Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах поведения на уроке и следуют им, умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологические высказывания.

Личностные УУД: стремятся установить и понять границы собственного знания и «незнания», самостоятельно осваивать основы математических знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

- Повторим правила поведения на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши не отставая,

Слушай не … (перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!

II. Актуализация опорных знаний

  1.  - Сегодня мы с нашими помощниками отправимся в волшебный город Математикус (Слайд 1). А на чем мы будем путешествовать? Догадайтесь:

Он кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду! Иду! Иду!»

А колеса стучат, а колеса говорят:

«Так-так, так-так,

Чуф-чуф, чуф-чуф,

Ш-ш-ш, у-у-у!»

- Да, путешествовать будем на волшебном поезде (Слайд 2). Все готовы? Поехали!

Перед нами площадь Цифирии (Слайд 3).  Смотрите, как много домов с указателями стоит у дороги. Соедините указкой все указатели по порядку.

- Выложите этот числовой ряд на парте.

- Покажите, какое число стоит между числами 5 и 7,

перед числом 4,

после числа 6,

после числа 2;

назовите число, предшествующее числу 7;

предшествующее числу 3;

последующее число числу 4;

последующее числу 6.

- Назовите наименьшее из изученных чисел (1),

наибольшее из изученных (7).

  1.  - Посмотрите, куда мы направимся по указателям? (Музей насекомых)

Слайд 4. На экране рисунки с изображением насекомых: одна бабочка и четыре божьих коровки; две бабочки и четыре божьих коровки; три бабочки и четыре божьих коровки.

- Рассмотрите рисунки и придумайте по одному выражению к каждому рисунку.

Из всех предложенных учитель выбирает только суммы, записывает на доске:

1 + 4          2 + 4          3 + 4

- Что общего у всех этих выражений? (Это суммы, одинаковые вторые слагаемые)

- Запишите на доске значения этих выражений: 5, 6, 7.

- Как они изменяются? (Увеличиваются на 1)

- Почему так получается, догадались?

III.  Формулирование темы урока

- Как вы думаете, какое выражение должно быть следующим в этом ряду?

 (4 + 4)

- Чему равно его значение? (Восьми)

- Можем ли мы записать его значение? (Нет)

- Догадались, чем будем заниматься на уроке?

- Где можем проверить свои предположения? (В учебнике)

- Откройте учебник на с.12, прочитайте тему урока.

- Так чему мы должны научиться на уроке? Какую мы себе поставим цель?

  1. «Открытие» нового знания
  1. Задание в учебнике № 1, с.12

– Чтобы продолжить путь, надо осмотреть наш поезд. Посчитайте, сколько было вагонов в нашем составе? (Семь)

- Сколько вагонов добавил Петя? (1)

- Сколько вагонов стало? (8)

- Составьте выражение к рисунку (7 + 1)

- Запишите выражение в тетрадь (с.42)

- Что означает каждое число в записи? (Первое слагаемое 7, второе слагаемое 1)

2. Задание в учебнике № 2, с.12

- Сколько вагонов стало в поезде?

- Какой по счету последний вагон?

- Сколько точек надо нарисовать на последней карточке? (8) Дорисуйте.

- Сколько вагонов с большим окном? (1) Сколько вагонов с маленькими окнами? (7) Сколько всего вагонов? (8) Значит, из каких частей состоит число 8? (1 и 7)

- Сколько зеленых вагонов? (2) Сколько желтых вагонов? (6) Сколько всего вагонов? (8) Из каких еще частей может состоять число 8? (2 и 6)

- Сколько вагонов с круглыми окнами? (3) Сколько вагонов с треугольными окнами? (5) Сколько всего вагонов? Назовите части числа 8 (3 и 5)

- Сколько вагонов с одним окном? (4) Сколько вагонов с двумя окнами? (4) Сколько всего вагонов? (8) Из каких частей состоит число 8? (4 и 4)

  1. Задание в учебнике № 3, с.12

- Едем  к улице Закусочной. Здесь нас ждет вкусное угощение. Посмотрите, на сколько кусочков разрезали торт? (8)

Рисунок выносится на доску.

- Сколько кусочков взяли? (1)

Выходит один ученик. Учитель отдает ему один кусок.

- Сколько осталось? (7) Сколько всего кусочков? (1 + 7)

Выходит второй ученик.

- Сколько кусочков теперь взяли? (2) Сколько осталось? (6) Сколько всего кусочков? (2 + 6)

Выходит третий ученик.

- Сколько теперь кусочков взяли? (3) Сколько осталось? (5) Сколько всего кусочков? (3 + 5)

Выходит четвертый ученик.

- Сколько кусочков взяли? (4) Сколько осталось? (4) Сколько всего кусочков? (4 + 4)

4. Знакомство с цифрой 8.

- Состав какого числа мы получили? (Восьми)

- Можем ли это число записать цифрой?

- Отправляемся на проспект Правописания.

- Давайте познакомимся с цифрой 8.

- На что похожа цифра 8?

Тройка в зеркало смотрелась,

Все вертелась и вертелась,

Любовалась, любовалась,

Носом к зеркалу прижалась…

Посмотреть скорее просим:

Перед вами цифра восемь!

- Из каких элементов состоит цифра 8? (Из двух овалов: верхнего и нижнего)

- Прочитайте, как представил цифру 8 С.Маршак в стихах.

- Познакомимся с тем, как следует писать цифру 8.

- Начинаем писать цифру чуть ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведем плавную линию вверх, касаемся верхней стороны клетки, закругляем, касаемся правой стороны клетки, ведем плавную линию влево.  Начало написания первого элемента очень похоже на первый элемент цифры 3. Затем продолжаем плавную линию и пишем левый нижний полуовал. Закругляя вправо, касаемся середины нижней стороны клетки, завершаем нижний овал в точке пересечения и доводим линию до начальной точки. Нижний овал чуть больше верхнего овала.

- Напишите цифру 8 в воздухе: и раз, и два.

- Обведите в тетради образец цифры 8 обратным концом ручки.

- Запишите цифру 8 в тетради. Какую закономерность следует соблюдать в верхней строке? (Цифра 8 сгруппирована по 3)

- Какова закономерность чисел в нижней строке? (Первое число неизменно – 8, а второе уменьшается на 1)

- Пора продолжить наш путь. Но сначала отдохнем перед трудной дорогой.

V. Физкультминутка

Музыкально-танцевальная физпауза

  1. Первичное закрепление
  1. Задание в учебнике № 5, с.13.

-Перед нами дом Превращений. По числовому отрезку составьте и запишите выражение на доске (8 – 1)

- Какое число получили? (Предыдущее)

- Верно ли, что число 7 при счете стоит непосредственно перед числом 8?

- Верно ли, что 8 без одного будет семь?

2. Задание в учебнике № 6, с.13.

- Посмотрите на улицу Сравнительную. Она называется так потому, что здесь живут числа, которые любят сравнивать себя друг с другом. Давайте им поможем в этом. Будем работать в парах. Вставьте карандашом знаки сравнения: больше, меньше или равно. Кто справится быстрее, просигналит об  окончании работы.

- Проверим, как вы поработали (Слайд 5)

Учащиеся устно проговаривают неравенства, на экране появляется соответствующая запись: 1<8    8>7     2<8      8>2      3<8        8>5

- Что учились делать? (Сравнивать числа)

- Назовите самое большое число из предложенных (8)

- Самое маленькое число (1)

3. Задание в учебнике № 7, с. 13.

- Наша дорога проходит через перекресток Прибавляй-ка – Вычитай-ка. Вас ждет самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант - разбирает рисунки Кати и Пети,

2 вариант – анализирует рисунки Вовы и Лены.

- Запишите в тетради по четыре числовых равенства к каждому рисунку.

 

- Проверим вашу работу (Слайды 6-7)

Проверка осуществляется при помощи сигнальных карточек с записью на доске.

  1. Тренировочные упражнения

Задание в учебнике № 8, с.13 (Таблицы распечатаны для каждой пары)

- Долгая дорога привела нас в замок Нахождений. Чтобы не заблудиться в замке, будем работать парами.

(1-ый ряд – работает с первой таблицей, 2-ой ряд – со второй таблицей)

- Найдите неизвестные числа, составьте верные равенства.

(Проверка осуществляется с показом таблиц на экране. Слайды 8-9)

  1. Итог урока

- Наше путешествие закончилось.

- Кому из вас понравилось путешествие?
- Кто хотел бы его продолжить?

- С каким числом познакомились?

- После какого числа стоит число 8?

- Из каких частей состоит число 8?

- Какое настроение у вас осталось после встречи с цифрой 8?

- Оцените свое настроение с помощью смайлика: выберите один из трех смайликов и  прикрепите его вокруг нашего паровозика. Если вам было интересно и все понятно на уроке, выберите желтый смайлик; если что-то вызвало у вас затруднение – выберите розовый смайлик; а если вам было очень трудно и не интересно на уроке – сиреневый.

- Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Спасибо за работу! (Слайд 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАТЕМАТИКУС

Слайд 2

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Слайд 3

Музей насекомых у лица Сравнительная п ерекрёсток Прибавляй-ка – Вычитай-ка проспект Правописания дом Превращений з амок Нахождений улица Закусочная 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 4

Музей насекомых

Слайд 5

улица Сравнительная 1 < 8 8 > 7 2 < 8 8 > 2 3 < 8 8 > 5

Слайд 6

перекрёсток Прибавляй-ка – Вычитай - ка К. 1 + 7 = 8 7 + 1 = 8 8 – 1 = 7 8 – 7 = 1 П. 2 + 6 = 8 6 + 2 = 8 8 – 2 = 6 8 – 6 = 2

Слайд 7

перекрёсток Прибавляй-ка – Вычитай-ка В. 3 + 5 = 8 5 + 3 = 8 8 – 3 = 5 8 – 5 = 3 Л . 4 + 4 = 8 8 – 4 = 4

Слайд 8

замок Нахождений Слагаемое (часть) ___ Слагаемое (часть) ___ Сумма (целое) 1 7 ? 1 + 7 = ? 6 8 _ + 6 = 3 ? 8 3 + _ = 8 8 8 2 5

Слайд 9

замок Нахождений Уменьшаемое (целое) Вычитаемое (часть) ___ Разность (часть) ___ 8 4 ? - 4 = _ 8 ? 5 - _ = 5 ? 2 6 - 2 = 6 8 8 4 3 8

Слайд 10

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс Тема: Число восемь. Цифра 8.

Урок построен на основе коммуникативно - деятельностного подхода с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий. Форма проведения: урок – путешествие. Урок направлен на развитие общеу...

Урок математики. 1 класс. Тема: "Число 7. Цифра 7".

Тип урока: урок  введения нового знания. Вид урока: урок-сказка. Форма работы: фронтальная, парная, групповая. В конце работы создаётся сюжетная картина о гномиках. Тема урока раскрыта без исполь...

Т.С. Фирсова Открытый урок математики 1 класс Тема Число 8. Цифра 8

Открытый урок математики в  1-ом классе. Тема Число 8 Цифра 8...

Урок математики. 1 класс. Тема:" Число и цифра 7"

Урок проводится в 1 классе.  Цель урока: 1. познакомить детей с получением числа 7                                ...

Урок математики 1 класс Тема: "Число и цифра 7"

Цели: познакомить с числом и цифрой 7: изучить состав числа 7, упражнять в написании этой цифры; закрепить взаимосвязь между частью и целым,  сложение и вычитание чисел на числовом отрезке...

урок математики 1 класс. тема: Число 2. Цифра 2

урок математики 1 класс. тема: Число 2. Цифра 2...

Технологическая карта урока Математика 1 класс. Тема: «Число и цифра 6»

Технологическая карта урока УМК "Перспектива". Математика 1 класс. Тема:  «Число и цифра 6»....