Урок математики. 1 класс. Тема: "Число 7. Цифра 7".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Андросик Марина Ивановна

Тип урока: урок  введения нового знания. Вид урока: урок-сказка. Форма работы: фронтальная, парная, групповая. В конце работы создаётся сюжетная картина о гномиках. Тема урока раскрыта без использования УМК, поэтому урок можно провести по любой программе начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

         Класс: 1 класс

        Тип урока: урок открытия нового знания 

         Дата проведения: ноябрь  

Технологическая карта изучения темы

 "Число 7. Цифра 7"

Тема

"Число 7. Цифра 7"

Цели

- создать условия для формирования представления о числе и цифре 7;

- осуществлять сложение и вычитание в пределах 7;  

-способствовать  развитию    мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения), произвольного внимания;    

- учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

число, цифра, состав числа

Межпредметные связи

окружающий мир, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:

-дополнительные

- математические загадки, иллюстративный материал;

-касса с цифрами классная и индивидуальные, наборные полотна;

- композиция – картина хода урока (для доски);

- листы А3 с композицией-картиной хода урока (для детей);

- бумажные фигурки семи гномов: на колпачках числа от 1 до 7, курточки двух цветов;

 - конверты с раздаточным материалом (гномы для письма цифры 7, солнышки для этапа «Рефлексия»);

- клей;

- фломастеры;

- правила работы в группе

Формы работы

фронтальная, групповая, парная

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный

момент

 

Дети входят в класс и останавливаются у парт, подготовленных для групповой работы.

-Начнём урок с того, что включим организм в работу.

Физминутка

Чудеса у нас на свете:

Стали гномиками дети.   (Дети приседают.)

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.   (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки.)

На два счёта потянулись,

Три-четыре – руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Делаем вперёд наклон,

Покачаемся, как слон.

А теперь мы снова гномы

И за парту сесть  готовы.

II.Актуализация опорных знаний  

         

-На уроке будем работать в группах. Повторим правила работы.

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства.  

   воронье слово + болотная трава = ….       (картина)                                                                                                                                

-Предлагаю на уроке создать картину.  

-Какие мастера (художники) будут нам помогать создавать её? Узнаете, расшифровав слово.

ОНМГЫ

4 2 1 3 5

            (гномы)

               

-Гномики очень любят играть в прятки.  их найдём.   Давайте

(Фигурки ШЕСТИ гномов спрятаны  вблизи от доски. Например, на окне, стене, сбоку от доски и т.п.

 Дети, найдя гномов, размещают их на доске.)

-Расставьте гномов по порядку. ( По желанию учитель может организовать работу с числовым рядом.)

-Гномы – замечательные строители. Они  построили два домика. Используя предложенные геометрические фигуры,  девочки постройте левый домик, а мальчики - правый.

(Первый домик состоит из квадрата-основания, круга-окна и прямоугольника-трубы, второй домик – из прямоугольника-основания, овала-окна и квадрата-трубы.)  

(Дети работают на листах, а два человека у доски.)

 Гномы очень любят рисовать, и сами покрасили свои дома. Решите примеры и раскрасьте по заданию девочки левый домик, а мальчики – правый.  

(Дети работают на листах, а два человека у доски.)

Примеры: 3+2=, 6-5=, 1+3=, 4-2=.

(Дополнительно учитель может дать задание прочитать выражения разными способами.)

Проверка. (Во время проверки части домиков, размещённых на доске, переворачиваются, и появляется раскрашенная в нужный цвет часть дома.)  

-Расселите гномов в два домика.    

(Дети выполняют  группировку по цвету   курточек гномов.)

-Как вы рассуждали?

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – всем присесть.

Семь – а теперь за парту всем.                                                                                                                                                                                      

III. Формулирование темы  и цели  урока 

-Какое новое число я назвала?  (Семь.)

-А сколько гномов было в сказке  о Белоснежке?   (Семь.)

-Сформулируйте тему урока.  (Число и цифра семь.)

-Определите цели урока, используя опорные слова:

1.Познакомиться с …

2.Узнать о…

3.Научиться решать…    

Опорные слова для определения цели урока размещены на доске.

IV. Открытие   нового знания

-А где седьмой гномик?   Найдите его.     (Гномика во время выполнения задания по раскрашиванию домиков учитель незаметно размещает вблизи доски.)

-Назовите число на его шляпке.    (Семь.)

-Как получили число семь?

(Учитель отрабатывает на счётном материале способы получения числа семь.)

-Найдите это число в классной кассе, в своих кассах и покажите его.

-На что похожа цифра семь?

-Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

-С  чем  у  вас ассоциируется  число  семь?    

( Дни недели, семь нот, семь цветов радуги, семь чудес цвета,  названия сказок, пословицы, поговорки.)

Работа над составом числа 7.

-Седьмой гномик – прекрасный строитель.  Он  построил дом под номером семь и  пригласил друзей в гости.

-Заселите гномов на каждом этаже парами.

(Дети работают в группах, один человек – у  доски.)

-Проверяем.

V. Первичное

закрепление

-Гномы очень любят придумывать  задачки. Вот и для вас, ребята, они приготовили задачи. Решать вы их будете в группах.

Задачи

1 группа – Гномы сорвали для пирога 5 яблок, а потом ещё 2 яблока. Сколько всего яблок сорвали гномы?

2 группа - Гномы очень любят полезные продукты, поэтому они выращивают фруктовые деревья: груши и        яблони. Всего деревьев семь. Сколько груш и сколько яблонь может быть в саду у гномов?

3 группа – Семь гномов играли в прятки 2 часа. Сколько часов играл в прятки каждый гном?

-Проверяем.

Физминутка

В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Письмо цифры семь

-С каким числом мы познакомились? Научимся писать цифру семь. Возьмите конверты. В них гномы для каждого участника группы. Переверните фигурки. Что вы  видите?    

(На обратной стороне листа  в  клетку с образцом написания цифры семь.)

Учитель даёт образец написания цифры семь.  Дети прописывают цифру.

-Отгадайте загадку.

Над лесами, над рекой,

Если б смог я встать на мост,

Семицветный мост дугой,

Я б рукой достал до звёзд.    (Радуга.)

Задание

-Найдите радугу на картине.  Вставьте пропущенные знаки так, чтобы получились верные равенства.

(Дети  работают  в  группах, один  человек – у   доски.  Можно у  доски   работать  «цепочкой».)

На полосках записаны равенства: 5□2=7, 7□1=6, 4□3=7, 7□2=5, 1□6=7, 7□4=3, 2□5=7.

(Учитель может задать вопрос о применении переместительного свойства сложения.)

-Проверяем.    

 (Во время проверки учитель переворачивает каждую полоску  на  обратную  сторону.

  В результате на  картине радуга  становится  цветной.)

Задание

-Гномы отправились на прогулку за речку. Помогите им перейти на другую сторону по мостикам.    Установите последовательность и продолжите её на два числа.  Девочки работают с левым мостком, а мальчики с правым.     (Дети  работают  в  группах, два  человека  – у   доски.)

Последовательности: 1 3 4 □ □,  6 4 5 □ □.

-Проверяем.  

V. Итог урока

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Сколько гномов нам помогали?   (Семь.)

-Как можно получить число семь?    

-Какие цели поставили перед собой на урок? Цели достигнуты?

VI. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке.  Достаньте  из конверта №2 солнышки.    

-Что вы заметили?

(У солнышек разные выражения «личиков».)

-Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и наклейте его на небо картинки.

-Покажите ваши картинки.

(По большинству  выбранных изображений учитель наклеивает солнышко на картину на доске.)    

-Наш урок окончен.  Всем спасибо.


        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Конспект урока по математике на тему: "Число 8 и цифра 8". Петерсон. 1 класс

Методическая разработка межвозрастного занятия может быть использована при изучении курса «Математика» по программе «Школа 2100» по теме «Число и цифра 8». Занятие составлено с учётом применения актив...

Урок математики по теме "Число 0. Цифра 0". 1-й класс

Цели:1. Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0.2. Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные опер...

Урок математики по теме "Число и цифра 3" 1 класс Гармония ФГОС

Цель урока: знакомство с числом и цифрой 3.Задачи:Образовательные: совершенствовать навыки счёта; учить учащихся писать цифру 3.Развивающие: способствовать развитию математического кругозора, мышления...

План-конспект урока по математике в 1 классе .Тема:"ЧИСЛА 6–7. ЦИФРА 6."

План-конспект урока по математике в 1 классе."Числа 6-7. Цифра 6"...

Технологическая карта урока математики(4 класс). "Тема: «Числа 6–7. Цифра 6».УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7; учить детей писать цифру 6; начать первичное знакомство с определением вре...

Урок математики на тему "Число 4. Письмо цифры 4"

Урок математики на тему "Число 4. Письмо цифры 4" для обучающихся 1 классов....