Урок-экскурсия в Астраханский Кремль /математика 3 кл./
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Конспект урока-экскурсии в Астраханский кремль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_v_astrahanskiy_kreml.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс

«Фестиваль педагогических идей

и достижений»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА МАТЕМАТИКИ

 

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

МОУ «БУДАРИНСКАЯ ООШ»

БОРЗОВОЙ  НАДЕЖДЫ ФЕДОРОВНЫ

Раздел:

Преподавание в начальной школе.

МАТЕМАТИКА, 3 класс

Урок - экскурсия в Астраханский Кремль

 

 ТЕМА:  Закрепление.

ЦЕЛЬ: Закреплять и развивать вычислительные навыки, знание табличного умножения и деления на 2 – 5, умения решать уравнения, задачи на увеличение числа в несколько раз и разностное сравнение,

 Развивать логическое мышление, речь, воображение.

 Расширять кругозор детей об Астрахани, её достопримечательностях.

 Воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за наш край.

ОБОРУДОВАНИЕ: Книга «Астраханский Кремль»,

                             набор открыток «Астрахань»,

                             рисунки и плакаты об Астрахани,

                             файлы с примерами,

                             компьтер.

                             

                              ХОД УРОКА

I. Организация класса.

-Назовите главный  город нашей области. Кто знает, какой юбилей отмечал город этой осенью?

/ответы детей: Астрахань, 450 лет./

Устный счет:

1.Проведем гимнастику для ума

а) работа с файлами – уч-ся по очереди называют пример и ответ.

б) –назовите числа, которые надо перемножить, чтобы получилось 16?

    -вычислите, сколько всего составляют 7 четверок?

    -сколько пятерок в числе 15?

    -от деления каких однозначных чисел можно получить 2?

в) работа с тренажерами.

г) соедини ответы с примерами:

24+7     32

  1. 52

48+ 4    36

16+20   48

  1. 31

16-8      8

II. Сообщение учителя.

-Астрахань-старейший город Нижнего Поволжья, областной центр. Об истории нашего города мы будем говорить на нашем уроке.

III. Закрепление изученного.

Выполнив 1 упражнение, / устно/ вы узнаете, в каком веке возникла Астрахань.

/Вызывается 1 ученик./

Век, в котором произошло это событие, обозначается двузначным нечетным числом

Если  21 : 3  и к частному прибавить 6, вы получите ответ на мой вопрос.

                          21 : 3 + 6= 13 /век/

   В летописях  он упоминается как Гинтархань, и расположен  был севернее на 11 км. Для защиты от врагов воинами царя Ивана грозного была заложена крепость, положив начало новому порубежному городу, сначала деревянная, а затем белокаменная крепость- кремль. А основание современной Астрахани относится к…

   Белый кремль на глинистом  бугре, обмываемом широкой Волгой, не мог не производить в восхищение всех, кто приезжал в Астрахань.

«…И сделан город бесчисленно хорош, а кругом его пояс мраморен, зелен да красен, а на башнях тако же», - писал летописец.

-По углам и стенам Кремля установлены  7 башен.

Ученик:             Вековой кремлевский сон

                         Охраняют со всех сторон

                         Стражи- башни! Их удел,

                         Чтобы ворог не посмел

                         Вторгнуться же в их предел.

Кремль- главная достопримечательность г.Астрахани.

Обращаю внимание на изображение башен Кремля, рассказываю обо всех башнях, (КОМПЬЮТЕР, РИСУНКИ КРЕМЛЯ)

-Выполнив вычисления,  вы определите высоту башен.

/Вызываются все ученики/

1.Архиерейская башня

получила свое название по располагавшемуся рядом с ней на территории кремля Архиерейскому подворью.

Запись на доске: 6+ ( 24 + 3) = 15 м.

2. Житная башня.

С южной стороны её находился Житный двор, где стояли «государевы амбары» и хранилось зерно и продовольствие.

 

Запись на доске:  10 = 21 : ( 15 – 8) = 13м.                              

3.Крымская башня   

Напротив неё, на правом берегу Волги, проходила дорога, откуда постоянно ожидалось нападение крымцев.

Запись на доске:  47 – ( 12 – 7) * 6 = 17м.

4.Артиллерийская башня

В погребе этой башни хранился порох в бочках.

 Запись на доске:  20 – 24 : ( 11 – 5) = 16м.                              

5.Красные ворота 

Свое название получили от Астраханцев как самая лучшая, самая красивая.  

Запись на доске:  2 * (14 – 7) + 23 = 37м.

6.Водяные ворота.

Во время осады врагом, только через них можно было выбраться к берегу Волги и набрать воды.

 Запись на доске:  9 + 25 : (11 – 6) = 14м.

Резерв:

Задача:

IV. Физминутка.

Раз, два, три . четыре. пять-

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять –руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

V. Закрепление изученного.

-Главной башней Кремля являются Пречистинские ворота или Колокольня. Существующая ныне третья  по счету, построена в начале XX века по проекту одного известного архитектора.

Как его фамилия?                                                                

/запись и чертеж на доске/                    

/ответ: Карягин Сергей  Иванович/фото/

х : 5 =10

21 – х = 14   способом подбора.

х + 15 =25

28 – х =20

6 * х = 18     уч-ся решают по 1 уравнению.

14 : х = 2

х – 23 = 37

Зайдем в Кремль.

Замечательным памятником древнерусской архитектуры является Успенский собор, который строился с 1698 по 1710 г. Сколько лет он строился?

Решите задачу:

Начерти 2 отрезка, чтобы длина одного была 2 см, а а длина другого в 7 раз больше. На сколько см один из них короче другого?

    Руководил работами русский зодчий - крепостной крестьянин

 Дорофей Минеевич Мякишев, /ФОТО/за свой труд он был вознагражден  всего 100 рублями.

    Обращаю внимание на его красоту: Собор двухэтажный. В нижнем его храме усыпальница  астраханских иерархов и некоторых грузинские царей.

Успенский собор /ФОТО/ является не просто главным храмом, но настоящим сердцем нашего города.

-И сегодня белокаменный Кремль во многом определяет лицо Астрахани- города, в котором переплелись исторические судьбы, дела и творения русских, татар, казахов и ногайцев, калмыков и народов Кавказа.

VI. Итог урока.

-Понравился вам урок? Что нового вы узнали ?        

Оценки.  

МАТЕМАТИКА, 4 класс

Урок - экскурсия в Астраханский Кремль

ТЕМА:  Закрепление.

ЦЕЛЬ: Закреплять и развивать вычислительные навыки, умения решать задачи, производить деление и умножение на однозначное число, находить пери-метр.

        Развивать логическое мышление, речь, воображение.

        Расширять кругозор детей об Астрахани, её достопримечательностях.

        Воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за наш край.

ОБОРУДОВАНИЕ: Книга «Астраханский Кремль»,

                             набор открыток «Астрахань»,

                             рисунки и плакаты об Астрахани.

                             

                              ХОД УРОКА

I. Организация класса.

-Назовите главный  город нашей области.

/ответы детей/

II. Сообщение учителя.

-Астрахань-старейший город Нижнего Поволжья, областной центр. Об истории нашего города мы будем говорить на нашем уроке.

III. Закрепление изученного.

Выполнив 1 упражнение, / устно/ вы узнаете, в каком веке возникла Астрахань.

Век, в котором произошло это событие, обозначается двузначным нечетным числом

Если 720  : 90 и к частному прибавить 5, вы получите ответ на мой вопрос.

                          720 : 5 + 5= 13 /век/

В летописях  он упоминается как Гинтархань, и расположен  был севернее на 12 км. А основание современной Астрахани относится к…

/узнайте год/

Первая цифра меньше второй на 4,

Четвертая больше второй на 3,

А третья равна второй.

/Как и у всех  четырехзначных чисел, обозначающих год, первая цифра равна 1./ -ответы детей.

-Правильно, 1558 г., когда воинами Ивана Грозного была заложена крепость. положив начало новому порубежному городу, сначала деревянная, а затем белокаменная крепость-кремль.

Белый кремль на глинистом  бугре, обмываемом широкой Волгой, не мог не производить в восхищение всех, кто приезжал в Астрахань.

«…И сделан город бесчисленно хорош, а кругом его пояс мраморен, зелен да красен, а на башнях тако же», - писал летописец.

-По углам и стенам Кремля установлены  6 башен.

             Вековой кремлевский сон

             Охраняют со всех сторон

             Стражи- башни! Их удел,

             Чтобы ворог не посмел

             Вторгнуться же в их предел.

Учитель обращает внимание на изображение башен Кремля.

-Выполнив вычисления,  вы определите высоту башен.

1.Архирейская башня.

Запись на доске: примеры  решаются устно.480 : 4

Фронтальная работа.                                   + 80

                                                                   - 50

                                                                   : 10

                                                                  __________

                                                                    / 15 м»

Решение по вариантам. Учащиеся передают карточки с решенным примером сидящему за ним ученику:

2. Житная башня    48 х 2 =

                               - 20 =

                               : 2 =

                               - 25 =

                              ________

                              13 м

3.Крымская башня   25 х 4 =

                               : 5 =

                               + 80 =

                                - 87 =

                              __________

                               17 м

4.Артиллерийская башня

                               70 - 25 =

                               : 9 =

                               х 20 =

                               - 84 =

                              ___________

                                16 м

5.Красные ворота    20 -5 =

                               х 2 =

                               + 15 =

                                - 8 =

                               ___________

                                37 м

IV. Физминутка.

V. Закрепление изученного.

-Главной башней Кремля являются Пречистинские ворота или Колокольня. Существующая ныне третья  по счету, построена в начале XX века по проекту одного известного архитектора.

Как его фамилия?                                                                

/запись и чертеж на доске/

12 Х 3 = o                   60 х 8 = o

7 х  o  = 630               o  : 3 =15

o  х 200 = 0                81 х  1  =  o

90 -   o  = 1

/ответ: Корякин Сергей  Иванович/

-Кремль имеет форму треугольника, его стороны: 680 м,520 м, 344 м. А каков периметр?

Ответ: 680+520+344=1544 м /решение на доске и в тетрадях/

Зайдем в Кремль.

Замечательным памятником древнерусской архитектуры является Успенский собор, который строился с 1698 по 1710 г. Сколько лет он строился?

Ответ: 1710-1698 =12 лет.

Руководил работами русский зодчий - крепостной крестьянин

 Дорофей Минеевич Мякишев, за свой труд он был вознагражден  всего 100 рублями.

Успенский собор в основании имеет прямоугольник. Его длина 36 м, ширина 27 м. Найдите периметр собора.

Ответ: (36 + 27) х 2 = 126 м

Обращаю внимание на его красоту: Собор двухэтажный. В нижнем его храме усыпальница  астраханских иерархов. В нем же погребены грузинские цари Вахтанг VI и Теймураз  II.Они выступали за сближение  и союз с Россией, приезжали в Петербург для ведения переговоров о совместной борьбе против Персии, часто совершавшей набеги и походы на  Грузию. Вахтанг VI вынужденный  эмигрировать из Грузии несколько лет жил в Астрахани, и умер в 1737 г.,а  Теймураз II умер в 1760 г.в Петербурге во время переговоров с правительством России. Тело покойного везли в Грузию, но её территорию захватили турецкие войска, и Теймураз II был похоронен в Астрахани.

Решите примеры: 20604 : 2 : 6 = /1717 г./- 1 вариант.

                             58000 : 5 : 4 = /290 лет./- 2 вариант.

-1717 год является образованием  Астраханской губернии, чей юбилей мы отмечаем в 2007 г.

-А теперь мы узнаем, какое расстояние нам необходимо преодолеть, чтобы полюбоваться гордостью Астраханской области - Кремлём и достопримечательностями г. Астрахани.

Ребята шли пешком  3 часа со скоростью 6 км в час и ехали на автобусе 2 часа со скоростью 55 км в час. Какой путь они преодолели?

Решение.1)6 х 3 =18 /км /

              2) 55 х 2 = 110 /км /

              3) 110 + 18 = 128 /км /

-Это расстояние от нашего села Бударино до  Астрахани.

-И сегодня белокаменный Кремль во многом определяет лицо Астрахани- города, в котором переплелись исторические судьбы, дела и творения русских, татар, казахов и ногайцев, калмыков и народов Кавказа.

VI. Итог урока.  

7 + 5 - 8 

  10 + 3 – 4  

 9 + 4 – 3

8 + 7 – 3

9 + 3 – 7

4 + 9 – 6

7 + 5 – 9

Архиерейская башня

Крымские ворота

Водяные ворота

Житная башня

Артиллерийская башня

Крымская башня

Красные ворота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему"Путешествие по Астраханскому кремлю" создала учитель начальных классов МБОУ "СОШ №14" города Астрахани Кожарина И.В.

Презентация для классного часа во 2 классе, посвященного истории города Астрахани . Можно использовать на уроках краеведения по окружающему миру....

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Астраханский кремль

В данной презентации, предназначенной  для класссного  часа об интересных местах России, рассказывается об истории Астраханского кремля....

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Астраханский кремль

Презентация к классному часу на тему :"Астраханский кремль"...