урок-путешествие "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Надеюс, что конспект урока кому-нибудь пригодится
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_0._cifra_0._svoystva_nulya..doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
1-й класс
Урок - путешествие
Тема: "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля."
Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.
Задачи:
образовательные:
создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствиии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, счётный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. А кто знает зачем люди путешествуют?
- Вот и мы узнаем сегодня на уроке что — то новое.
- Актуализация знаний
- Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен.
- Как начинается сказка?
Дети вспоминают.
– Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в волшебный лес, в котором живут цифры.
III. Устный счет
- Катится, катится Колобок по волшебному лесу и вдруг ему встретился... Вспомним, кто первым встретился на пути у Колобка?
- «Не пущу тебя дальше, -говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя". - Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания.
- Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?..
- Как вы это узнали?(4 – 2 = 2)
- Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?( Десять.)
- Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и репку, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли заяц и белка?(Пять.)
- Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?( Десять.)
- Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.
IV. Актуализация опорных знаний и постановка проблем.
1. Введение нового числа.
- Покатился Колобок, а на встречу ему ...Кто следующий повстречался на пути?
-«Выполни мои задания, иначе я тебя съем.» - говорит Волк.
- Повезло опять Егорке, у реки он сел не зря! Два карасика в ведёрке и четыре пескаря. Но смотрите — у ведёрка появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт? - Четыре спелых груши на веточке качалось. Их быстро снял Павлуша, а сколько груш осталось?(Это значит "ничего", "нисколько".)
2.Определение цели урока и постановка темы.
- А как показать в мешочке «ничего», «нисколько»? -Откройте учебник на странице 30. Посмотрите на косточку домино, ветку дерева. Что необычное увидели? - Каким числом можно выразить «ничего», «нисколько»? - Сегодня на уроке мы познакомимся с числом. Число 0 на письме обозначаем цифрой 0. Посмотрите на цифру 0. Из скольких элементов состоит? - Где место нуля на отрезке натурального ряда чисел?( ноль стоит у начальной точки на числовом отрезке). -Что можно ещё сказать про число 0 ?(меньше любого натурального числа)
- Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".Полное отсутствие предметов для пересчёта. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль.( 20, 30, 50, 100, 400, 1000.)
- В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.
- Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?
V. Чистописание
- Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь.
– Колобок, Колобок, я тебя съем! – Не ешь меня, Медведь! – Хорошо, только при одном условии. Если в нашем лесу найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
- Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?
- Конечно же, это цифра ноль. Чем ноль отличается от Колобка? - А на что еще похож ноль?
Ученик 1
Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!
Ученик 2
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Ученик 3
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!
Работа в учебнике
- Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.
- А чем отличаются печатный и письменный нули?( письменный надо писать с наклоном)
- С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, ведём вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево, ведем вниз, потом опять округло двигаем вверх к началу овала.
VI. Физкультминутка
- Теперь и отдохнуть можно немного.
На доске рисунки елочек, кругов, палочек, точки в круге.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов. (3)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем хлопков .(6) Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки. (5)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (4)
VII. Изучение нового материала (продолжение)
- А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в учебнике. (№№ 1 - 3)
( к трём треугольникам прибавляем пустой «мешок», в результате получаем те-же три треугольника) - Возьмите карандаш соответствующего цвета, дорисуйте треугольники в мешок-сумму. - Какое равенство мы получаем? (3+3=0) - Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число? - Почему? - Как записать это в общем виде?
– Давайте попробуем записать с помощью букв.
На доске:
а + 0 = а
0 + а = а
-А теперь сформулируйте правило.( при сложении «мешка» с пустым «мешком» , его содержимое не изменяется)
– Запишем с помощью букв.
а – а = 0
- Сформулируем правило.
- Запишем с помощью букв.
а – 0 = а
- Сформулируем правило.
VIII. Закрепление пройденного материала
- Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Поможем, ребята?
- Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: "Га-га-га!"
Тут хозяйка позвала их:
– Есть хотите?
– Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?( нисколько)
- На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?( Нисколько: на иве груши не растут.)
Работа в учебнике №4
IХ. Итог урока
- Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?(думали, решали, рассуждали, считали)
- Какую цифру научился писать?
- Что же обозначает число ноль?( "ничего", "нисколько")
- Молодцы! Вы хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика "Свойства нуля"
Разработка урока по математике дляучащихся 1 класса.Разработка урока по обучению грамоте 1 класс...
Математика "Свойства нуля"
Разработка урока по математике дляучащихся 1 класса.Разработка урока по обучению грамоте 1 класс...
Урок математики "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля." 1 класс. по УМК "Перспектива"
Конспект урока. Знакомство с числом 0 и цифрой 0. Знакомство со свойствами сложения и вычитания нуля. Урок сопровождается презентацией, в которую входят: разминка, задания на закреплен...
Презентация к уроку математики "Число 0. Цифра 0. Свойства 0"
В презентации дана разминка, подготовительные задания по теме урока, задания для самостоятельной работы и игра для рефлексии....
Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс
Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...
Презентация «Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем»,
Данная презентация предназначена для обучающихся 1 класса...
План-конспект урока по математике в 1 В класс на тему: "Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем"
Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...