урок-путешествие "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Никитина Тамара Васильевна

Надеюс, что конспект урока кому-нибудь пригодится

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_0._cifra_0._svoystva_nulya..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                                                                                                      
  1.  Математика

  1. 1-й класс

Урок - путешествие

Тема: "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля."

Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой,   со свойствами нуля.

Задачи:

образовательные:

создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствиии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;

развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

воспитательные:

способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация  Power Point, счётный материал.

ХОД УРОКА

  1. I. Организационный момент

  2. - Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. А кто  знает зачем люди путешествуют?

  3. - Вот и мы узнаем сегодня на уроке что — то новое.

  1. Актуализация знаний

 - Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

  Круглый, румяный,
 В печке печен,
 На окошке стужен.

- Как начинается сказка?

Дети вспоминают.

– Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в волшебный лес, в  котором живут цифры.

  1. III. Устный счет

- Катится, катится Колобок по волшебному лесу и  вдруг ему встретился... Вспомним, кто первым встретился на пути у Колобка?

- «Не пущу тебя дальше, -говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя".         - Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания.

- Четыре зайца шли из школы,
 И вдруг на них напали пчелы.
 Два зайчика спаслись едва,
 А сколько не успело?..

- Как вы это узнали?(4 – 2 = 2)

- Раз к зайчонку на обед
 Прискакал дружок-сосед.
 На пенек зайчата сели
 И по пять морковок съели.
 Кто считать, ребята, ловок:
 Сколько съедено морковок?
Десять.)

Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и репку, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли заяц и белка?(Пять.)

Вот восемь зайчат по дорожке идут.
 За ними вдогонку двое бегут.
 Так сколько ж всего по дорожке лесной
 Торопится в школу зайчишек зимой?
Десять.)

Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.

  1. IV. Актуализация опорных знаний и постановка проблем.

  2. 1. Введение нового числа.

  3.  - Покатился Колобок, а на встречу ему ...Кто следующий повстречался на пути?

  4.  -«Выполни мои задания, иначе  я тебя съем.» - говорит Волк.

  5.  - Повезло опять Егорке, у реки он сел не зря! Два карасика в ведёрке и четыре пескаря. Но смотрите — у ведёрка появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?                                                                                 - Четыре спелых груши на веточке качалось. Их быстро снял Павлуша, а сколько груш осталось?(Это значит "ничего", "нисколько".)

  6. 2.Определение цели урока и постановка темы.

  7. - А как показать в мешочке «ничего», «нисколько»?                                                                                              -Откройте учебник на странице 30. Посмотрите на косточку домино, ветку дерева. Что необычное увидели?                                                                                                                                                                           - Каким числом можно выразить «ничего», «нисколько»?                                                                                                                                                  - Сегодня на уроке мы познакомимся с числом. Число 0 на письме обозначаем цифрой 0. Посмотрите на цифру 0. Из скольких элементов состоит?                                                                                                                          - Где место нуля на отрезке натурального ряда чисел?( ноль стоит у начальной точки на числовом отрезке).                                                                                                                                                                            -Что можно ещё сказать про число 0 ?(меньше любого натурального числа) 

Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".Полное отсутствие предметов для пересчёта. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль.
20, 30, 50, 100, 400, 1000.)

В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.        

- Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?

  1. V. Чистописание

  2. - Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь.

  3. – Колобок, Колобок, я тебя съем!                                                                                                                                        – Не ешь меня, Медведь!                                                                                                                                      – Хорошо, только при одном условии. Если в  нашем лесу найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
    - Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?

Конечно же, это цифра ноль. Чем ноль отличается от Колобка?                                                                                                          - А на что еще похож ноль?

Ученик 1

  Нолик – круглый, как Земля,
 Все считают от нуля.
 Арифметика проста:
 Если ноль – ладонь пуста.
 Пишем ноль,
 И ясно всем:
 Здесь чего-то нет совсем!

Ученик 2

  Цифра вроде буквы О –
 Это ноль иль ничего.
 Круглый ноль такой хорошенький,
 Но не значит ничегошеньки!

Ученик 3

  Могу назвать его мячом,
 А хочешь, дыркой назовем,
 А можно бубликом,
 Почти что кругленьким.
 Но как его ни назовем,
 Он называется нулем!

 Работа в учебнике

Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.

А чем отличаются печатный и письменный нули?( письменный надо писать с наклоном)

 - С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, ведём вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево, ведем вниз, потом опять округло двигаем вверх к началу овала.

  1. VI. Физкультминутка

- Теперь и отдохнуть можно немного.

На доске рисунки елочек, кругов, палочек, точки в круге.

Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов. (3)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем хлопков .(6)                                                                                                                                                   Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки. (5)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (4)

  1. VII. Изучение нового материала (продолжение)

-  А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в учебнике. (№№ 1 - 3)

( к трём треугольникам прибавляем пустой «мешок», в результате получаем те-же три треугольника)  - Возьмите карандаш соответствующего цвета, дорисуйте треугольники в мешок-сумму.                                    - Какое равенство мы получаем? (3+3=0)                                                                                                                      - Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число?                                                                               - Почему?                                                                                                                                                                                         - Как записать это в общем виде?

– Давайте попробуем записать с помощью букв.

  На доске:

а + 0 = а

0 + а = а

 -А теперь сформулируйте правило.( при сложении  «мешка» с пустым «мешком» , его содержимое не изменяется)

– Запишем с помощью букв.

а – а = 0

- Сформулируем правило.

- Запишем с помощью букв.

а – 0 = а

- Сформулируем правило.

  1. VIII. Закрепление пройденного материала

-  Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Поможем, ребята?

 - Семь рассерженных гусей,
 Семь отчаянных друзей
 Ходят-бродят: "Га-га-га!"
 Тут хозяйка позвала их:
 – Есть хотите?
 – Да-да-да!
  И пошли ватагой всей
 Семь рассерженных гусей.
 Семь гусей ушли кормиться,
 Сколько же осталось птицы?
( нисколько)

На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?Нисколько: на иве груши не растут.)

  Работа в учебнике №4

  1. IХ. Итог урока

Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?умали, решали, рассуждали, считали)

- Какую цифру научился писать?

Что же обозначает число ноль?"ничего", "нисколько")

Молодцы! Вы хорошо работали!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика "Свойства нуля"

Разработка урока по математике дляучащихся 1 класса.Разработка урока по обучению грамоте 1 класс...

Математика "Свойства нуля"

Разработка урока по математике дляучащихся 1 класса.Разработка урока по обучению грамоте 1 класс...

Урок математики "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля." 1 класс. по УМК "Перспектива"

Конспект урока. Знакомство с числом 0 и цифрой 0. Знакомство со свойствами сложения и вычитания нуля. Урок сопровождается  презентацией, в которую входят: разминка, задания на закреплен...

Презентация к уроку математики "Число 0. Цифра 0. Свойства 0"

В презентации дана разминка, подготовительные задания  по теме урока, задания для самостоятельной работы и игра для рефлексии....

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс     Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...

Презентация «Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем»,

Данная презентация предназначена для обучающихся 1 класса...

План-конспект урока по математике в 1 В класс на тему: "Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем"

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс     Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...