Урок математики во 2 классе УМК "Начальная школа XXI века" с применением ИКТ.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Тема: "Метр. Соотношение между единицами длины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Г о с у д а р с т в е н н о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е С а м а р с к о й о б л а с т и о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я
школа-интернат среднего (полного) общего образования №5 с углубленным изучением отдельных предметов
«О б р а з о в а т е л ь н ы й ц е н т р «Л и д е р» г о р о д а К и н ел я
Г о р о д с к о г о о к р у г а К и н е л ь С а м а р с к о й о б л а с т и
Конспект урока по математике во 2 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Подготовила:
Нестерова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
Дата проведения: 21. 09. 2012 г
Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.
Цели образовательные:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Формируемые УУД:
личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Материально-техническое обеспечение: компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point; учебник - В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Математика. 2 класс. Ч. 1. – М.: Вентана - Граф, 2012; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).
Межпредметные связи: осуществляется связь с русским языком (тема: «Однокоренные слова»), с литературным чтением (тема: «Фольклор»).
Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
Этапы урока | Задания | Формируемые УУД |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. | ||
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают сигнальные карточки.) - На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! (слайд №1) - В гости к нам пришёл герой русской народной сказки. Скажите, а какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете? (Ответы детей) - Отгадайте загадку: Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Ответы детей) (слайд №2) - Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка. - Он приготовил для вас задания. Как вы считаете, мы справимся с ними? - Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы детей: внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д.) | ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно – познавательная мотивация. КУУД: планирование учебного сотрудничества. | |
2. Актуализация знаний. | ||
1. Логическая задача (слайд №3). - Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля? 2. Повторение знаний о см и дм. - Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм) - Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.) - Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.) - Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь. - Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах (длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.) - Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. (Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.) | ЛУУД: сохранение мотивации к учению. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. | |
3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения. | ||
- Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты (слайд №4). - Попробуем это сделать. (Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.) - С какими затруднениями вы столкнулись? (Предполагаемые ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число) - Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения. | ЛУУД: мотивация на достижение цели познания. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. | |
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. | ||
- Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться. - Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.) | ЛУУД: учебно - познавательная мотивация. РУУД: планирование, как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. | |
5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. | ||
- Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м. (Учитель показывает метровую линейку) - Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.) - Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре? - Составим таблицу соотношений мер длины. (Дети вместе с учителем составляют таблицу.) (слайд №5) - Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах? (Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.) - Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.) Физминутка | ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи.
| |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ||
1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35). - Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.) 2. Проверка степени усвоения материала. - Ответьте на вопросы: - Что такое метр? - Что можно измерить в метрах? - Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах? - Сколько сантиметров в одном метре? -104 см-это больше или меньше 1 м? (Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.) 3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36. (Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.) | РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний. ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. | |
7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону. | ||
1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета. - Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя? - Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …». (Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова). - Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла. - Перед вами слова: одеяльце и одеяло (слайд №6). - Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению). - Как называются такие слова? - Для кого сошьём одеяльце? Почему? - Для кого сошьём одеяло? Почему? - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы). - Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы). - Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). (Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. Учитель направляет и корректирует работу в группах) (слайд №7). | ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. | |
8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. | ||
1. Самостоятельная работа по карточкам с разным уровнем сложности. (Учитель оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения). 2. Самопроверка-сравнение с эталоном. Самооценка (слайд №8). - Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке. | ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. | |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | ||
- Какую новую единицу измерения длины вы узнали? - Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины? - Чему же равна длина нашей классной комнаты? - Какую работу вам понравилось выполнять? - Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе (слайд №9). | ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
Приложение №1
Задания для самостоятельной практической работы по группам.
1. Отмерьте тесьму для одеяльца Мишутки. 1м | 2. Отмерьте тесьму для одеяла Настасьи Петровны. 1м 5дм
| 3. Отмерьте тесьму для одеяла Михаила Ивановича. 2м |
4. Измерьте с помощью рулетки длину шкафа. | 5. Измерьте с помощью рулетки длину классной комнаты. |
Приложение №2
Карточки для самостоятельной работы.
1 вариант 1. Закончите фразы: Высота телевизора – 5… Длина шоколадки – 17… Длина дорожки от дома до калитки – 15… 2. Заполните пропуски: 4дм = … см 30дм = … м 7м = … дм 7м 5дм = … дм | 2 вариант* 1. Что измеряем в метрах? (найдите и подчеркните лишнее). Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса. 2. Выразите в сантиметрах: 4дм = 5дм 3см = 2м = 1м 2см = Выразите в метрах: 40дм = 300см = |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. 1 класс. "Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9"
Урок по математике 1 класс с презентацией...
Урок математики 2 класс УМК " Школа 2100" и мастер класс" Использование компьютерных технологий"
Дана разработка урока математики по УМК " Школа 2100" по теме " Периметр", к ней прилагается презентация по уроку. А так же мастер -класс по теме " Использование компьютерных технологий в началь...
Урок математики 1 класс УМК: «Школа России»Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:1.Образовательные: - закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании в пределах 10;- формирование умения анализировать арифм...
Урок математики 4 класс УМК " Школа России". Тема урока:" Величины. СПБ в цифрах и величинах"
Урок - закрепление по теме " Величины" с презентацией...
Методическая разработка урока.Урок математики 2 класс УМК "Школа России"
Тема: МиллиметрЦель урока: создание условий для систематизации, обобщения знаний о новой единице измерения длины, умения преобразовывать более мелкие единицы измерения длины в более крупные, совершенс...
Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".
В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».
Технологическая карта урока математики. Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....