Урок математики в 1 классе "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Тема урока «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд».

Цели урока: помочь детям самим «открыть» знание, организовать поиск решения проблемы, закрепить новый материал, повторить геометрический материал, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся, активизировать познавательную деятельность через решение логических задач.

Планируемые достижения: усвоить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд, уметь решать задачи с новым вычислительным приемом.

 

Универсальные учебные действии, формируемые на уроке:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Оборудование: учебник Козлова С.А. Математика. 1 класс. Часть 3. – М.: «Баласс», 2011, стереометрические фигуры, графические модели (индивидуальные и демонстрационные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 1

Программа: ОС «Школа 2100»

Учебный предмет: математика

Тема урока «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд».

Цели урока: помочь детям самим «открыть» знание, организовать поиск решения проблемы, закрепить новый материал, повторить геометрический материал, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся, активизировать познавательную деятельность через решение логических задач.

Планируемые достижения: усвоить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд, уметь решать задачи с новым вычислительным приемом.

Универсальные учебные действии, формируемые на уроке:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Козлова С.А. Математика. 1 класс. Часть 3. – М.: «Баласс», 2011, стереометрические фигуры, графические модели (индивидуальные и демонстрационные).

 

Деятельность учителя    

Предполагаемая

деятельность уч-ся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности.



На  доске закодировано слово.


           

                                                   

                          В         О           К         Ë             Л          Р


На демонстрационном столе расположены стереометрические фигуры в следующем порядке:


                                 

  К          О          Р           О          Л             Ë            В


- Кто это? (Варианты ответов)

- Знаменитый конструктор космической ракеты, на которой

12 апреля 1961 года в космос полетел первый землянин Юрий Гагарин.

 12 апреля – День Космонавтики. Королев был учеником Циолковского – знаменитого мечтателя и математика. Эти люди прославили

 нашу страну. Возможно, и вы придумаете новые ракеты,

 прославите нашу страну своими открытиями. А для этого

необходимо изучать математику и при этом быть фантазерами,

мечтателями, творцами.  Именно такие люди нужны нашей стране

 в XXI веке.


  1. Актуализация знаний и затруднение в деятельности.

 12, 26, 35, 71, 80.

- Какое число лишнее?






- Расскажите все, что знаете о числе 12.









 



  - Из каких двух однозначных слагаемых может состоять число 12?

(9 и 3, 8 и 4, 7 и 5, 6 и 6.)


- Замените числа 26, 35, 71 суммой разрядных слагаемых:





- Составьте все возможные равенства из чисел 80, 86, 6.

80 + 6 = 86

6 + 80 = 86

86 – 6 = 80

86 – 80 = 6



- Найдите значения выражений:

12 + 6                

18 – 10

20 + 5

49 – 9

31 + 25   (Проблема!!!)

46 – 35









  1. Постановка учебной задачи.

-Какой пример решали?

.

- Почему возникло затруднение? 



 

- Какова же цель нашего  урока?





- Мы сегодня будем искать методы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток.


  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что вы предлагаете для  решения данной проблемы? Каким способом вы предлагаете найти правильный ответ?




- Выложите графическую модель этого примера.










-Сформулируйте вывод, как сложить двузначные числа.







- Попробуйте решить  с помощью графической модели следующий пример:

46 – 3











    V. Первичное закрепление.


      -Откройте учебник: №2 на с. 68.

- Сверим наши выволы с выводами авторов учебника.


     - Давайте потренируемся в решении примеров на

новый вычислительный прием.

:: + :. = :::.                                                 24 + 13 = 37

Чтобы сложить двузначные числа, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.


::. - :: = .                                 45 – 14 = 31

Чтобы вычесть двузначные числа, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.


-Молодцы, вы сделали верные выводы.




а)∆∆::: + ∆∆∆· =                                              26 + 31 =


б)∆∆∆∆  - ∆∆:·: =                                      


в)∆∆∆:: + ∆∆ =


г)∆∆∆:: + : =


- Проверьте, верно ли решен первый пример? Объясните решение.



Физкультминутка для снятия напряжения и утомления с глаз.

 Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.

Пальчики плотно друг Другой закроем правый глаз.

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.  

Тихонько уберем ладони,        

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.


        

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

   -Молодцы! Теперь попробуем свои силы в самостоятельной работе: №3, с. 69.


   

36 + 42             69 – 21             22+ 57

44 – 13             72 + 24             38 – 15

52 + 15             85 – 43             41 + 56

Через несколько минут учитель показывает правильные ответы.





  1. Повторение.

 - Вы отлично поработали с новым вычислительным приемом, а теперь поупражняемся в решении задач с новым вычислительным приемом: №4(а),

с.69.

На почте за день приняли 43 телеграммы. Из них 12 были срочные, а остальные простые. Сколько простых телеграмм приняли на почте за день?


-Что известно и что надо узнать?


- Что обозначает на схеме весь отрезок?






 -Что обозначают части отрезка?





-Что нам не известно?

                                       43т.        

             

                              12т.                 ?



-Использовали ли вы при решении задачи новый прием вычислений?



VIII. Рефлексия (итог урока).


- Какие новые примеры научились решать? Какое правило вам поможет при решении данных примеров?

-У кого были затруднения? Над чем надо поработать?

-А как вы оце6иваете свою работу на уроке?

-У каждого из вас на столе лежат два солнышка: одно улыбающееся, другое грустное. Если вы довольны своей работой на уроке, поднимите улыбающееся солнышко, если нет – грустное.

-Спасибо за работу!

        
















Уч-ся вспоминают названия стереометри-

ческих фигур. Угадывают, закодированное слово.
















Конструктор космической ракеты.








80 круглое, а остальные нет; 12 – сумма цифр 3, а у остальных 9.




Двузначное, содержит 1 дес. и 2 ед.,предыдущее 11, последующее13, сумма разрядн. слагаемых 20+2, сумма цифр 3.



9 и 3, 8 и 4, 7 и 5, 6 и 6.


26 = 20 + 6

35 = 30 + 5

71 = 70 + 1



80 + 6 = 86

6 + 80 = 86

86 – 6 = 80

86 – 80 = 6



При решении двух последних примеров многие дети испытывают затруднение: возможны различные ответы. некоторые дети не

Смогут найти ответ. Создается проблемная ситуация:

 34 + 25 = ?



Складывали двузначные числа.

Не умеем складывать двузначные числа.


Научиться складывать и вычитать двузначные числа.





Попробуем решить эти примеры с помощью графических моделей.

Один ученик у доски, остальные – на партах строят модель 31 + 25 :

· + :·: =

:::

К        единицам прибавляем единицы, к десяткам прибавляем десятки.


::: - :·: = ·



Самост. вывод:

Из единиц вычитаем единицы, из десятков вычитаем десятки.







Работа в парах

Читают правило, а затем у доски решают с объяснением.

 К десяткам прибавляем десятки, к единицам прибавляем единицы. 2д плюс 1д равно 3д, 4е плюс 3е равно 7е. Получаем 3д и 7е, т. е. 37.)

Дети дорисовывают графические модели примеров и одновременно комментируют решение вслух.









Растирают ладони


Делают лодочки


Закрывают глаза




Открывают глаза.

   





 ( 3 чел. на инд. досках, остальные по рядам)



 Дети  сами проверяют ответы по эталону.







Читают задачу про себя.





Заполняется схема.


Сколько приняли телеграмм за весь день.




 Количество срочных и простых телеграмм.


 Количество простых телеграмм.  Из количества всех телеграмм вычтем срочные, т. к. ищем часть.)


 Да.                                      









Дети оценивают свою работу на уроке


Личностные: смыслообразование (какое значение и какой смысл имеет для детей учение), нравственно-этическая ориентация, гражданская идентичность.

Коммуникативные:

чтение, монологическая речь.








Познавательные:

умение комбинировать, т.е.

логические действия.















Познавательные:

логич. действия- сравнение, анализ, синтез, обобщение.











Регулятивные действия:

выполнение заданий по правилу.


Познаватель-

ные:

логические.














Познаватель-

ные:

постановка и формулирование проблемы.













Познавтель-

ные


выделение и формулирование познават. цели.








Познавтель-

ные

знаково-символические действия; решение проблемы.





























Коммуникативные действия: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, инициативное сотрудничество








Личностные действия: положительная оценка деятельности детей 






        



Регулятивные:

контроль.



Коммуникативные действия: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, инициативное сотрудничество






Регулятивные действия:

контроль в форме сличения своего результата и результата на доске

Личностные действия: положительная

самооценка.






Коммуникативные действия: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, инициативное сотрудничество;

получение информации из текста.




Познаватель-

ные:

знаково-символические действия;

логич. действия:

анализ, синтез.










Коммуникативные действия: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

Регулятивные действия:

Оценка своей деятельности на уроке.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд" (2 класс)

Конспект урока математики  (УМК "Перспектива", по учебнику Л. Г. Петерсон) составлен с учётом требований ФГОС НОО второго поколения и содержит прописанные по этапам урока предметные и метапредмет...

Открытый урок математики:"Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37 + 25"

   Использование проблемно-деятельностного метода на уроках математикиТема урока: «Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разрядвида 37+25»Цель урока: Форм...

Проект урока по математике по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» 2 класс УМК " Планета знаний".

Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»Учебный предмет - математика...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Урок для 2 класса. Математика. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разрядЦели:закреплять умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; закрепить умения решать текстовые задачи; за...

Технологическая карта урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд по частям: 41-24" - 2 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: Формирование у обучающихся умения вычитать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи урокаДидактические:Сформировать умение...