Проект урока по математике по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» 2 класс УМК " Планета знаний".
план-конспект занятия по математике (2 класс) по теме
Проект урока по теме:
« Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»
Учебный предмет - математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы
"Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Сроки проведения: 01.02.2016 – 12.02.2016
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме:
« Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»
Учебный предмет - математика
Выполнил учитель начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 34» г. Дзержинска
Тараканова Ольга Сергеевна
Квалификационная категория:
Стаж работы учителем начальных классов: 2 года
Контакты: сот. +79049177887
Н.Новгород
2016
Проект урока по математике (УМК «Планета знаний»)
Учебный предмет | Математика | |||
Класс | 2 класс | |||
УМК | «Планета знаний» | |||
Тема урока | «Вычитаем и переходим через разряд». ( Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд). | |||
Тип урока | Объяснение нового материала | |||
Планируемые цели для учителя | Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся; познакомить со способом вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; формировать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы | |||
Планируемые метапредметные результаты | ||||
| понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками; готовность к взаимодействию и взаимопониманию; понимать причины успеха в учебной деятельности; | |||
| уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действия; | |||
| уметь анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; | |||
| уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию | |||
Планируемые предметные результаты. |
| |||
Оборудование. |
| |||
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы. | Обучающиеся умеют:
|
Этапы урока и хронометраж
№ | Название этапа урока | Время |
1 | Организационный этап | 2 мин. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | 6 мин. |
3 | Выявление места и причины затруднения | 3 мин |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | 1 мин |
5 | Реализация построенного проекта | 12 мин. |
6 | Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи. | 10 мин. |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | 10 |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | 5-6 |
9 | Этап информации и домашнего задания | 2 мин. |
10 | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | 3 мин. |
Содержание урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование: формируемые УУД |
1 | Организационный этап. | Дополните предложение. На экране: - Вы пришли сюда… - Не лениться, а … - Только тот, кто много… - В жизни что-то … Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Дети отвечают: учиться, трудиться, знает, достигает. Демонстрируют готовность к уроку. На столах лежат листы самооценки, на которых волшебные линейки: А П С (А – аккуратность; П – правильность; С – самостоятельность) После каждого задания детям предлагается оценить себя. | Личностные: уметь включаться в учебную деятельность |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | На экране: 15 – 9 =… 13-6 = … 14-8 =… 11-5 =… - Что общего во всех этих выражениях? - Найдите значение выражений: А теперь, посмотрим, кто лучше справиться вот с этими выражениями. Найдите значение выражений. 53 -6 = … 35-7 =… 45-20= … 45-19 =…
| - Эти выражения на вычитание с переходом через разряд в пределах 20. Дети работают в карточках. Ученики вставляют пропущенные цифры, после решения проверяют ответы на экране.
При решении последнего примера испытывают затруднение.(Сильные дети решают, но объяснить не могут).
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результат Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: умение анализировать, обобщать , делать выводы. Личностные УУД: действие смыслообразования, включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | - Почему последнее выражение вызвало затруднение? | - Не знаем приёма решения такого выражения (примера). | Познавательные: умение анализировать, обобщать , делать выводы. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | - Кто догадался, чем будем заниматься на уроке? Какую цель поставим перед собой? - Определимся со средствами. Какой инструмент нам понадобиться, чтобы наглядно представить, как происходить переход через разряд? Но сначала оцените себя, как вы выполнили это задание. | - Будем искать приём вычитания, который поможет нам решить этот пример и подобные ему примеры. - Модели Дети работают в оценочных листах. | Регулятивные УУД: - целеполагание; - планирование; - самооценка |
5 | Реализация построенного проекта. | - Учитель распределяет детей на группы и предлагает самим выложить модель выражения и попытаться открыть способы его решения. 45-19= - Учитель вызывает представителей групп, рассказать о способах. - На какие слагаемые разложили число 19? - Какими уже известными приёмами вычитания воспользовались? - А в этом приёме на какие слагаемые разложили вычитаемое 19 ? - Каким знакомым приёмам вычитания пользовались в этом случае? - Какая особенность есть в уменьшаемом? - Где спрятались единицы? Покажите это на моделях.
- Что надо помнить? - Сколько получилось? - Какое число ещё остается вычесть из 36? - Что за приём используете? - Какие знакомые нам приёмы вычитания лежат в основе данного приёма? - Посмотрите сколько вариантов решения одного и того же выражения. Давайте сравним эти два способа. Чем они отличаются? - Чем похожи эти способы? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вышла Нюша погулять (шагают на месте) И цветы пособирать. (наклоны) Тут Совунья подлетела (машут руками) И на травку присела. (приседают) Стали вместе играть, (хлопки в ладоши) Прыгать, бегать и скакать. | Дети работают в группах, выкладывают модель выражения, стараются найти способы решения данного выражения. Потом выходят к доске и рассказывают о своих действиях. На доске рассматривается первый способ: 45-19= 45-5 = 40 40-14= 26 - Разложили число 19 на сумму удобных слагаемых (14 и 5). Из 45 вычли 5, получили 40.Из 40 вычли 14, получили 26.
- Вычитание из двузначного числа однозначного без перехода через разряд. Вычитание двузначного числа из круглого. Выслушивается другой способ. 45-19= 45-9= 36 36-10= 26 - Разложили на разрядные слагаемые. - Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. - В уменьшаемом не хватает единиц? Дети, используя демонстрационный материал (в уменьшаемом заменяют полоску -десяток, на 10 кругов-единиц) . Из 15 кругов вычитают 9, получают 6 кругов и 3 целых полоски. (36) - Только всегда надо помнить о том, что число десятков при этом уменьшается на 1. 45-9 = 36 36 - Остаётся вычесть 10 из 36. На моделях из 3 целых полосок и 6 кругов убирают 1 полоску. Получают 2 целые полоски и 6 кругов. - Вычитание двузначного круглого числа из двузначного. - Вычитание однозначного числа из двузначного и вычитание двузначного круглого числа из двузначного. - В первом случае мы раскладываем вычитаемое на сумму удобных слагаемых, а во втором на сумму разрядных слагаемых. Оба способа основаны на разных приёмах вычисления. -В обоих способах есть приемы вычислений с переходом через разряд. 40-14 и 45-9 - Приходиться дробить целый десяток на отдельные единицы, занимать.
Выполняют движения. | Познавательные: Общеучебные. - использование знаково – символических действий (моделирование); –построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; Логические. - анализ объекта - обобщение; - сравнение 2 способов; - построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: - постановка вопросов; - использование речи для регуляции своего действия. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | С. 110 №. 3 Работа в парах в тетради по учебнику . Исходно в учебнике даётся 3 модели, но учитель сокращает до двух и усложняет задание тем, что просит решить 2-я способами, выкладывая модели выражений. - Запишите разности числами. Вычислите с помощью моделей, используя разные способы вычислений. (показать на одном выражении 2 способа вычисления). - Посмотрите на экран и сравните свою работу с эталоном. Далее учитель подводит детей к выводу о том, что на выполнение записи и решения данных выражений затрачивается много времени, требуется рациональная форма записи. - Попробуем сделать запись одного из выражений (43-25) в столбик. Вспомните алгоритм вычитания двузначных чисел без перехода через разряд. -Давайте на основе этого алгоритма, восстановим алгоритм вычитания с переходом через разряд. Работать будем по группам. Учитель дает карточки, в которых надо восстановить алгоритм вычитания двузначных чисел, но с переходом через разряд. АЛГОРИТМ. 43-25 =
3 меньше, чем 5. Занимаю один десяток (отмечаю это точкой над десятками).
- Давайте проверим вашу работу! Учитель пытается действовать по алгоритму, которые предлагают дети. | Дети выполняют задания на новый прием вычитания, с помощью моделей, работают в парах, поочередно комментируя друг другу решение. 41-13 = 28 43-25= 18 41-3=38 43-5= 38 38-10=28 38-20 = 18 41- 13=28 43-25 = 18 41-1= 40 43-3=40 40-12= 28 40-22= 18 Сверяют свои решения с эталоном на экране. Оценивают себя. - Запись в столбик. Дети вспоминают алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного без перехода через разряд. Произносят его. На основе знакомого алгоритма дети работают на карточках в группах, пробуют восстановить алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного с переходом через разряд. 1.Пишу единицы под единицами десятки под десятками. 2. Вычитаю единицы. 3 меньше, чем 5. Занимаю один десяток (отмечаю это точкой над десятками). 3. 13 минус 5 будет 8 4. Пишу результат под единицами. 5. Уменьшаю количество десятков на 1. В разряде десятков осталось 3 десятка. 6. Вычитаю десятки. 7. 3 десятка минус 2 десятка будет 1 десяток. 8. Ответ: 18 Дети комментируют свой алгоритм , учитель выполняет действия согласно их плану. Рассматриваются все варианты групп. Выбирается верный вариант, корректируются неверные варианты. | Коммуникативные УУД : - планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, с целью обнаружения отличий от эталона. - коррекция - самооценка Познавательные УУД: 1 . Общеучебные: - Выбор наиболее эффективного (рационального) способа решения учебной задачи. Логические : - синтез как составление целого из частей. - установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений. |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Самостоятельная работа с проверкой в классе. Спишите с доски и решите выражения на новый вычислительный приём в столбик: | 1 в. 74-56 = … 61-35 = 37-18= 2 в. 98-19 = 86-49 = 57- 19 = Взаимопроверка по эталону на экране, за каждый правильный пример, учащиеся ставят 1 балл. Самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и проводят самопроверку. Оценивают свою деятельность. | Предметные УУД: -выполнение письменно действия с двузначными числами (вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Задача на повторение Педагог предлагает подобрать схему к задаче и решить задачу в группах. Выбрать правильное выражение. - Педагог выслушивает варианты и вместе с детьми корректирует работу каждой группы. | 1) 18
? 72 2) 18 ? 72 ? 3) 18 72 А) 18+72 = Б) 72-18 = Учащиеся работают в группах. Каждая группа предлагает свой вариант схемы и решения. Корректирует свою работу. | Коммуникативные: -- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: 1. Общеучебные. - построение логической цепи рассуждения; - выбор способов решения задачи, выбор схем. 2. Логические: - анализ, сравнение объекта. |
9 | Этап информации и домашнего задания | Р.Т. с. 54 № 1, 2. | Открывают рабочие тетради на печатной основе, знакомятся с заданием. | |
10. | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | - С каким приемом познакомились? - Какому приему вычитания научились? - Какие выражения научились решать? - Можете ли теперь решать выражения, которые вызвали трудности в начале урока? Посмотрите в свои оценочные листы. Выведите общую оценку себе. Оцените свою работу на уроке в целом. Поместите магнитик со своим именем на классную волшебную линейку. | Научились решать выражения с применением нового алгоритма вычитания Самостоятельное оценивание собственной деятельности на уроке | Регулятивные: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; Личностные: - соотносить результат действия с поставленной целью; - способность к организации самостоятельной учебной деятельности. |
Оценка проекта урока математике во 2 классе. УМК «Планета знаний»
Выполнила: Тараканова О.С., учитель начальных классов МБОУ средняя школа № 34 г. Дзержинск
Бланк №1
№ п\п | Порядковый № в схеме, данной в ч. 3 | Параметр оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | |||
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 3 | |
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | 3 | |
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | 3 | |
5 | 6 | Логика построения урока | 3 | |
6 | 7. | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 2 | |
7 | 8 | Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора | 2 | |
8 | 9 | Характер используемой наглядности | 2 | |
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 3 | |
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 0 | |
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 2 | |
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 2 | |
13 | 15 | Формирование познавательных УУД | 3 | |
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД | 3 | |
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД | 3 | |
Всего баллов | 36 |
Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).
Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2
№ п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | ||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы | 3 | |
2 | Качество диагностического блока проекта | 1 | |
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | 3 | |
4 | Соблюдение требований к плану урока | 3 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 2 | |
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) | 3 |
Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует. Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.
Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.
Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:
- менее 31 балла – не зачтено
- 32 – 45 – зачтено с замечаниями
- 46 - 63 - зачтено
Оценка урока и структурных частей проекта в сумме составила 51 балл.
Литература
- Башмаков М. И. , Нефёдова М.Г. Математика 2 класс 1 часть. М.: Астрель, 2012
- Башмаков М. И. , Нефёдова М.Г. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику М.И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой «Математика». М: Астрель, 2015
- Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014. – 29 с.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой-. М.:АРКТИ, 2014
- Как построить урок в соответствии с ФГОС/А.В.Миронов.-Волгоград:Учитель,2015
- Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
- Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
- Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике по теме: " Сложение чисел с переходом через разряд"( с использованием ИКТ)
В содержании конспекта урока используются информацинные технологии, здоровьесберегающие технологии,отражён дифференцированный подход, прослеживается экологическое воспитание,чётко выражена рефлексия у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/24/picture-58693-1432439209.jpg)
Проект фрагмента урока во 2 классе "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд"
Цель: введение алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-73974-1667369548.jpg)
Урок математики во 2 классе, построенный на основе системно-деятельностного подхода по системе Занкова Л.В. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик.
В связи с введением ФГОСов у многих учителей возник вопрос: "Как же строить урок по-новому?" На курсах дают в основном одну теорию и в лучшем случаи фрагменты уроков. Выношу на ваш суд, коллеги, свой ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-235451-1588259078.jpg)
Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» Учебный предмет - математика
Проект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд" (УМК "Гармония") - это зачетная работа по прохождении курсов НИРО "Теория и методика преподавания в начальной ш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/19/picture-840082-1500478854.png)
Математика, 2 класс, урок открытия новых знаний по ФГОС "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"
Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд" разработан для 2 класса. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. У...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1028773-1522977321.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд"
Технологическая карта урока по теме "Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1303623-1610390516.jpg)
Конспект урока математики "Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд."
Задачи:Образовательная:познакомить учащихся с письменным способом сложения двузначных чисел (столбиком) с переходом через разряд;Коррекционная:коррекция внимания, памяти, устного счета;развитие целена...