Проект урока по математике по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» 2 класс УМК " Планета знаний".
план-конспект занятия по математике (2 класс) по теме
Проект урока по теме:
« Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»
Учебный предмет - математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachyotnaya_rabota_niro_2016.docx | 58.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы
"Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Сроки проведения: 01.02.2016 – 12.02.2016
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме:
« Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»
Учебный предмет - математика
Выполнил учитель начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 34» г. Дзержинска
Тараканова Ольга Сергеевна
Квалификационная категория:
Стаж работы учителем начальных классов: 2 года
Контакты: сот. +79049177887
Н.Новгород
2016
Проект урока по математике (УМК «Планета знаний»)
Учебный предмет | Математика | |||
Класс | 2 класс | |||
УМК | «Планета знаний» | |||
Тема урока | «Вычитаем и переходим через разряд». ( Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд). | |||
Тип урока | Объяснение нового материала | |||
Планируемые цели для учителя | Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся; познакомить со способом вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; формировать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы | |||
Планируемые метапредметные результаты | ||||
| понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками; готовность к взаимодействию и взаимопониманию; понимать причины успеха в учебной деятельности; | |||
| уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действия; | |||
| уметь анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; | |||
| уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию | |||
Планируемые предметные результаты. |
| |||
Оборудование. |
| |||
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы. | Обучающиеся умеют:
|
Этапы урока и хронометраж
№ | Название этапа урока | Время |
1 | Организационный этап | 2 мин. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | 6 мин. |
3 | Выявление места и причины затруднения | 3 мин |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | 1 мин |
5 | Реализация построенного проекта | 12 мин. |
6 | Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи. | 10 мин. |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | 10 |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | 5-6 |
9 | Этап информации и домашнего задания | 2 мин. |
10 | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | 3 мин. |
Содержание урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование: формируемые УУД |
1 | Организационный этап. | Дополните предложение. На экране: - Вы пришли сюда… - Не лениться, а … - Только тот, кто много… - В жизни что-то … Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Дети отвечают: учиться, трудиться, знает, достигает. Демонстрируют готовность к уроку. На столах лежат листы самооценки, на которых волшебные линейки: А П С (А – аккуратность; П – правильность; С – самостоятельность) После каждого задания детям предлагается оценить себя. | Личностные: уметь включаться в учебную деятельность |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | На экране: 15 – 9 =… 13-6 = … 14-8 =… 11-5 =… - Что общего во всех этих выражениях? - Найдите значение выражений: А теперь, посмотрим, кто лучше справиться вот с этими выражениями. Найдите значение выражений. 53 -6 = … 35-7 =… 45-20= … 45-19 =…
| - Эти выражения на вычитание с переходом через разряд в пределах 20. Дети работают в карточках. Ученики вставляют пропущенные цифры, после решения проверяют ответы на экране.
При решении последнего примера испытывают затруднение.(Сильные дети решают, но объяснить не могут).
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результат Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: умение анализировать, обобщать , делать выводы. Личностные УУД: действие смыслообразования, включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | - Почему последнее выражение вызвало затруднение? | - Не знаем приёма решения такого выражения (примера). | Познавательные: умение анализировать, обобщать , делать выводы. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | - Кто догадался, чем будем заниматься на уроке? Какую цель поставим перед собой? - Определимся со средствами. Какой инструмент нам понадобиться, чтобы наглядно представить, как происходить переход через разряд? Но сначала оцените себя, как вы выполнили это задание. | - Будем искать приём вычитания, который поможет нам решить этот пример и подобные ему примеры. - Модели Дети работают в оценочных листах. | Регулятивные УУД: - целеполагание; - планирование; - самооценка |
5 | Реализация построенного проекта. | - Учитель распределяет детей на группы и предлагает самим выложить модель выражения и попытаться открыть способы его решения. 45-19= - Учитель вызывает представителей групп, рассказать о способах. - На какие слагаемые разложили число 19? - Какими уже известными приёмами вычитания воспользовались? - А в этом приёме на какие слагаемые разложили вычитаемое 19 ? - Каким знакомым приёмам вычитания пользовались в этом случае? - Какая особенность есть в уменьшаемом? - Где спрятались единицы? Покажите это на моделях.
- Что надо помнить? - Сколько получилось? - Какое число ещё остается вычесть из 36? - Что за приём используете? - Какие знакомые нам приёмы вычитания лежат в основе данного приёма? - Посмотрите сколько вариантов решения одного и того же выражения. Давайте сравним эти два способа. Чем они отличаются? - Чем похожи эти способы? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вышла Нюша погулять (шагают на месте) И цветы пособирать. (наклоны) Тут Совунья подлетела (машут руками) И на травку присела. (приседают) Стали вместе играть, (хлопки в ладоши) Прыгать, бегать и скакать. | Дети работают в группах, выкладывают модель выражения, стараются найти способы решения данного выражения. Потом выходят к доске и рассказывают о своих действиях. На доске рассматривается первый способ: 45-19= 45-5 = 40 40-14= 26 - Разложили число 19 на сумму удобных слагаемых (14 и 5). Из 45 вычли 5, получили 40.Из 40 вычли 14, получили 26.
- Вычитание из двузначного числа однозначного без перехода через разряд. Вычитание двузначного числа из круглого. Выслушивается другой способ. 45-19= 45-9= 36 36-10= 26 - Разложили на разрядные слагаемые. - Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. - В уменьшаемом не хватает единиц? Дети, используя демонстрационный материал (в уменьшаемом заменяют полоску -десяток, на 10 кругов-единиц) . Из 15 кругов вычитают 9, получают 6 кругов и 3 целых полоски. (36) - Только всегда надо помнить о том, что число десятков при этом уменьшается на 1. 45-9 = 36 36 - Остаётся вычесть 10 из 36. На моделях из 3 целых полосок и 6 кругов убирают 1 полоску. Получают 2 целые полоски и 6 кругов. - Вычитание двузначного круглого числа из двузначного. - Вычитание однозначного числа из двузначного и вычитание двузначного круглого числа из двузначного. - В первом случае мы раскладываем вычитаемое на сумму удобных слагаемых, а во втором на сумму разрядных слагаемых. Оба способа основаны на разных приёмах вычисления. -В обоих способах есть приемы вычислений с переходом через разряд. 40-14 и 45-9 - Приходиться дробить целый десяток на отдельные единицы, занимать.
Выполняют движения. | Познавательные: Общеучебные. - использование знаково – символических действий (моделирование); –построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; Логические. - анализ объекта - обобщение; - сравнение 2 способов; - построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: - постановка вопросов; - использование речи для регуляции своего действия. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | С. 110 №. 3 Работа в парах в тетради по учебнику . Исходно в учебнике даётся 3 модели, но учитель сокращает до двух и усложняет задание тем, что просит решить 2-я способами, выкладывая модели выражений. - Запишите разности числами. Вычислите с помощью моделей, используя разные способы вычислений. (показать на одном выражении 2 способа вычисления). - Посмотрите на экран и сравните свою работу с эталоном. Далее учитель подводит детей к выводу о том, что на выполнение записи и решения данных выражений затрачивается много времени, требуется рациональная форма записи. - Попробуем сделать запись одного из выражений (43-25) в столбик. Вспомните алгоритм вычитания двузначных чисел без перехода через разряд. -Давайте на основе этого алгоритма, восстановим алгоритм вычитания с переходом через разряд. Работать будем по группам. Учитель дает карточки, в которых надо восстановить алгоритм вычитания двузначных чисел, но с переходом через разряд. АЛГОРИТМ. 43-25 =
3 меньше, чем 5. Занимаю один десяток (отмечаю это точкой над десятками).
- Давайте проверим вашу работу! Учитель пытается действовать по алгоритму, которые предлагают дети. | Дети выполняют задания на новый прием вычитания, с помощью моделей, работают в парах, поочередно комментируя друг другу решение. 41-13 = 28 43-25= 18 41-3=38 43-5= 38 38-10=28 38-20 = 18 41- 13=28 43-25 = 18 41-1= 40 43-3=40 40-12= 28 40-22= 18 Сверяют свои решения с эталоном на экране. Оценивают себя. - Запись в столбик. Дети вспоминают алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного без перехода через разряд. Произносят его. На основе знакомого алгоритма дети работают на карточках в группах, пробуют восстановить алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного с переходом через разряд. 1.Пишу единицы под единицами десятки под десятками. 2. Вычитаю единицы. 3 меньше, чем 5. Занимаю один десяток (отмечаю это точкой над десятками). 3. 13 минус 5 будет 8 4. Пишу результат под единицами. 5. Уменьшаю количество десятков на 1. В разряде десятков осталось 3 десятка. 6. Вычитаю десятки. 7. 3 десятка минус 2 десятка будет 1 десяток. 8. Ответ: 18 Дети комментируют свой алгоритм , учитель выполняет действия согласно их плану. Рассматриваются все варианты групп. Выбирается верный вариант, корректируются неверные варианты. | Коммуникативные УУД : - планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, с целью обнаружения отличий от эталона. - коррекция - самооценка Познавательные УУД: 1 . Общеучебные: - Выбор наиболее эффективного (рационального) способа решения учебной задачи. Логические : - синтез как составление целого из частей. - установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений. |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Самостоятельная работа с проверкой в классе. Спишите с доски и решите выражения на новый вычислительный приём в столбик: | 1 в. 74-56 = … 61-35 = 37-18= 2 в. 98-19 = 86-49 = 57- 19 = Взаимопроверка по эталону на экране, за каждый правильный пример, учащиеся ставят 1 балл. Самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и проводят самопроверку. Оценивают свою деятельность. | Предметные УУД: -выполнение письменно действия с двузначными числами (вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Задача на повторение Педагог предлагает подобрать схему к задаче и решить задачу в группах. Выбрать правильное выражение. - Педагог выслушивает варианты и вместе с детьми корректирует работу каждой группы. | 1) 18
? 72 2) 18 ? 72 ? 3) 18 72 А) 18+72 = Б) 72-18 = Учащиеся работают в группах. Каждая группа предлагает свой вариант схемы и решения. Корректирует свою работу. | Коммуникативные: -- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: 1. Общеучебные. - построение логической цепи рассуждения; - выбор способов решения задачи, выбор схем. 2. Логические: - анализ, сравнение объекта. |
9 | Этап информации и домашнего задания | Р.Т. с. 54 № 1, 2. | Открывают рабочие тетради на печатной основе, знакомятся с заданием. | |
10. | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | - С каким приемом познакомились? - Какому приему вычитания научились? - Какие выражения научились решать? - Можете ли теперь решать выражения, которые вызвали трудности в начале урока? Посмотрите в свои оценочные листы. Выведите общую оценку себе. Оцените свою работу на уроке в целом. Поместите магнитик со своим именем на классную волшебную линейку. | Научились решать выражения с применением нового алгоритма вычитания Самостоятельное оценивание собственной деятельности на уроке | Регулятивные: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; Личностные: - соотносить результат действия с поставленной целью; - способность к организации самостоятельной учебной деятельности. |
Оценка проекта урока математике во 2 классе. УМК «Планета знаний»
Выполнила: Тараканова О.С., учитель начальных классов МБОУ средняя школа № 34 г. Дзержинск
Бланк №1
№ п\п | Порядковый № в схеме, данной в ч. 3 | Параметр оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | |||
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 3 | |
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | 3 | |
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | 3 | |
5 | 6 | Логика построения урока | 3 | |
6 | 7. | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 2 | |
7 | 8 | Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора | 2 | |
8 | 9 | Характер используемой наглядности | 2 | |
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 3 | |
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 0 | |
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 2 | |
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 2 | |
13 | 15 | Формирование познавательных УУД | 3 | |
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД | 3 | |
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД | 3 | |
Всего баллов | 36 |
Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).
Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2
№ п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | ||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы | 3 | |
2 | Качество диагностического блока проекта | 1 | |
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | 3 | |
4 | Соблюдение требований к плану урока | 3 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 2 | |
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) | 3 |
Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует. Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.
Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.
Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:
- менее 31 балла – не зачтено
- 32 – 45 – зачтено с замечаниями
- 46 - 63 - зачтено
Оценка урока и структурных частей проекта в сумме составила 51 балл.
Литература
- Башмаков М. И. , Нефёдова М.Г. Математика 2 класс 1 часть. М.: Астрель, 2012
- Башмаков М. И. , Нефёдова М.Г. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику М.И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой «Математика». М: Астрель, 2015
- Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014. – 29 с.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой-. М.:АРКТИ, 2014
- Как построить урок в соответствии с ФГОС/А.В.Миронов.-Волгоград:Учитель,2015
- Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
- Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
- Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике по теме: " Сложение чисел с переходом через разряд"( с использованием ИКТ)
В содержании конспекта урока используются информацинные технологии, здоровьесберегающие технологии,отражён дифференцированный подход, прослеживается экологическое воспитание,чётко выражена рефлексия у...
Проект фрагмента урока во 2 классе "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд"
Цель: введение алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд. ...
Урок математики во 2 классе, построенный на основе системно-деятельностного подхода по системе Занкова Л.В. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик.
В связи с введением ФГОСов у многих учителей возник вопрос: "Как же строить урок по-новому?" На курсах дают в основном одну теорию и в лучшем случаи фрагменты уроков. Выношу на ваш суд, коллеги, свой ...
Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» Учебный предмет - математика
Проект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд" (УМК "Гармония") - это зачетная работа по прохождении курсов НИРО "Теория и методика преподавания в начальной ш...
Математика, 2 класс, урок открытия новых знаний по ФГОС "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"
Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд" разработан для 2 класса. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. У...
Технологическая карта урока по теме "Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд"
Технологическая карта урока по теме "Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд"...
Конспект урока математики "Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд."
Задачи:Образовательная:познакомить учащихся с письменным способом сложения двузначных чисел (столбиком) с переходом через разряд;Коррекционная:коррекция внимания, памяти, устного счета;развитие целена...