Тема урока: «Вычитание. Знак «-». Ознакомление с понятием «разность».1 класс
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок математики 1 класс , по программе «Учусь учиться» автора Л.Г. Петерсон. Урок разработан в в ТДМ. Основные цели:
1) составить алгоритм действия вычитания , сформировать представление о вычитании как удалении из совокупности предметов её части; познакомить с записью вычитания, знаком «–»; ввести термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные и творческие способности.
2) формировать знание о норме учебной деятельности и умение фиксировать шаги учебной деятельности;
3) тренировать умение анализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass_v_tdm.doc | 78.5 КБ |
urok_matematiki_1_klass_v_tdm.pptx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Автор учебника: Петерсон Л.Г
Класс:1
Тип урока: ОНЗ Урок разработан в технологии деятельностного метода(ТДМ)
Учитель: Новикова С.В., учитель начальных классов МОБУ «Лицей № 4», высшая квалификационная категория
Тема урока: «Вычитание. Знак «-». Ознакомление с понятием «разность».
Основные цели:
1) составить алгоритм действия вычитания , сформировать представление о вычитании как удалении из совокупности предметов её части; познакомить с записью вычитания, знаком «–»; ввести термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные и творческие способности.
2) формировать знание о норме учебной деятельности и умение фиксировать шаги учебной деятельности;
3) тренировать умение анализировать.
Ход урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | 1 Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. . 2.. Слайд 2. Смешарики очень дружные ребята, а что значит быть дружными? 3. Слайд 3. Сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Дружба в делах помощница» Слайд 4.- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? (понять «Что я не знаю?», «Сам найду способ»)Смайлик очень доволен. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Проговаривают, что повторили. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Организует актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Организует обобщение актуализированных знаний. . Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | 1. – А чтобы открыть что-то новое - Что мы будем делать сначала? (Повторять). 2. Слайд Нюша очень любит учиться, а кто из вас любит учиться? Давайте, вместе с Нюшей повторим, что мы знаем. Слайд 8 Даны мешочки, нужно положить фигуры в пустой мешочек. - Какое действие мы будем выполнять? (сложение) - Что значит сложить? -. Значит, что мы будем делать? -Получили РАВЕНСТВО - как в сложении называется 1 мешочек?,2 мешочек, 3 мешочек? - Вспомним правило. НА ДОСКЕ СЛАГАЕМЫЕ – ЭТО ЧАСТИ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ СУММА СУММА – ЭТО ЦЕЛОЕ, СОСТОИТ ИЗ ЧАСТЕЙ – СЛАГАЕМЫХ - Как найти целое? НА ДОСКЕ 3. – Что мы повторили?( действие сложение) 5. Слайд 9 .- А теперь мы переходим к следующему этапу. Получаем задание для пробного действия от вот этой дружной компании. Слайд 10 Возьмите полоски с заданием Внимание, задание! -Положи фигуры в пустой мешочек, выделить части, целое. 6. Выполнение пробного действия 7. Фиксация индивидуального затруднения. . Выявление места и причины затруднения. - У кого нет результата? - В чём затруднение? - Давайте проверим, что получилось . ( На доску вывешиваются примеры) - Молодцы! Но схемы заполнены не до конца, или не могут объяснить, найти части целое. -У нас получились разные варианты .ВЫВЕШИВАЮ на доску - Теперь надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение. - Какое задание вы должны были выполнить? (Положить фигуры в пустой мешочек, выделить части целое. -- Почему вы не смогли выполнить задание? (мы не знаем, что писать в мешочках). | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Слайд - Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем) Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затрудн.3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока. | 1. Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ) 2. - Какую цель ставим? (Узнать, как решаются примеры с минусом). | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Дети берут шариковую ручку, повторяют за учителем действия. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. | Слайд 12 Я предлагаю вам план выхода из затруднения. На слайде: 1. Открыть учебник на стр 18, №1 2. Пользуясь данными мешочками выяснить смысл действия вычитание 3. Сделать вывод 1 Устранение затруднение. Стр. 18, № 1 ДОКУМЕНТ КАМЕРА+ интерактивная доска Обратите внимание на размер мешочков. ДОКУМЕНТ КАМЕРА -Если мы возьмём из большого мешка треугольник и переложим его в во второй мешок, то какое действие мы выполняем? (Вычитание) -Какие фигуры остались в большом мешке?( 3 круга) - Перенесём их в третий мешочек. -Оставшиеся после вычитания фигуры называют разностью – это результат вычитания Слайд 13 -Какая тема нашего урока. (Вычитание) Какая цель нашего урока? – Как вы поняли, что значит «вычесть»? (Взять, убрать, найти оставшиеся фигуры и т. д.) Слайд 14 - Что обозначает первый мешочек? ( Какие фигуры были вначале) -Мы из него брали, мы его уменьшали…… - Как вы думаете как называется этот мешочек….. уменьшаемое -Что показывает второй мешочек?(что мы взяли) -Что мы вычитаем…, значит как мы назовём этот мешочек?... вычитаемое - И результат?- разность - Найдите схему опору в классе. -Где в этом равенстве целое? -Где части? А теперь давайте попробуем сформулировать правило. - Возьмите ручку – это …. Целое, Раскручиваем и убираем одну часть, что остаётся?(другая часть) - Как же найти часть?(нужно из целого убрать одну часть, получим другую) Слайд - Какой можно сделать вывод? (Если из целого вычесть одну часть, то останется другая часть.) - Молодцы! Подумайте, где вам могут пригодиться полученные знания, где в жизни мы встречаемся с вычитанием? Физкультминутка от Смешариков «Минутка шалости» Учитель. Давайте немного отдохнем. Как только зазвучит музыка, вы можете делать все, что хотите: встать и потянуться, походить по классу, попрыгать, посмотреть в окно и т. д. Но есть два условия: во-первых, нельзя мешать другим ученикам, а. во-вторых, как только музыка стихнет, вы все сразу должны сесть на свои места. (Учитель включает музыкальный фрагмент, и в течение нескольких минут учащиеся отдыхают.) | Умение планировать свою деятельность. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | - Совунья предлагает вам попробовать проверить себя как вы разобрались с темой. Самостоятельная работа с проверкой по эталону) Стр. 18. № 2,3 Эталон для самопроверки на доске. Проверка по ДОКУМЕНТ КАМЕРЕ - Поменялись тетрадями, Ставим +, если правильно. -Как нужно работать в чужой тетради? 1. Быть внимательным. 2. Быть аккуратным. 3. Быть справедливым. - У кого всё правильно и три + - У кого есть ошибки? - В чём причина? Самооценка по шкале достижений Если вы: -не допустили ошибку и довольны своей работой выставите точку наверху .-если допустили ошибку до черты. -если всё решили неправильно под чертой. Молодцы! | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Учитель раздаёт героев урока. | -Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске. - Оцените свою деятельность на уроке, используя магниты : зелёный- я молодец, жёлтый – мне надо постараться.. -Вы очень хорошо поработали и у меня для вас сюрприз в вашу копилку успеха | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДРУЖИТЬ… А что это значит?
Дружба в делах помощница.
Делаю САМ!
ПОВТОРЯТЬ
+ = 1 СЛАГАЕМОЕ ЧАСТЬ СУММА (результат) СУММА (выражение) СУММА ЦЕЛОЕ ЧАСТЬ 2 СЛАГАЕМОЕ
Задание для пробного действия
- =
Делаю САМ!
ПЛАН 1. Открыть учебник на стр 18, № 1 2. Пользуясь данными мешочками, выяснить смысл действия вычитание. 3. Сделать вывод.
ВЫЧИТАНИЕ Тема урока:
- = ЦЕЛОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ ЧАСТЬ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОЕ РАЗНОСТЬ (результат) РАЗНОСТЬ (выражение)
Если из целого вычесть одну часть, то останется другая часть.
«Минутка шалости»
Закрепление.
правила работы в парах 1 . Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает . 3. Если не понял, переспроси. 4. Свое несогласие высказывай вежливо.
- =
- = ЦЕЛОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ ЧАСТЬ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОЕ РАЗНОСТЬ (результат) РАЗНОСТЬ (выражение)
Самостоятельная работа. Стр 18, № 2,3.
Как нужно работать в чужой тетради ? 1. Быть внимательным. 2. Быть аккуратным. 3. Быть справедливым.
- = - = - = № 2,стр 18 № 3,стр 18
Я МОЛОДЕЦ! МНЕ НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Задачи урока: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...
Тема урока: Решение задач «по сумме и разности».
В результате сотрудничества учащихся и учителя стало возможным открытие нового способа решения задач на кратное сравнение. Учащиеся убеждаются, что открытый способ работает успешно. Создаётся ситуация...
Конспект урока. Вычитание. Знак " - "
Проект урока по математике...
Урок русского языка во 2 классе Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»
Урок русского языка по ФГОС. Образовательная система "Школа 2100". Безотметочное обучение. Использование технологии оценивания образовательных достижений...
урок по предмету "Ознакомление с окружающим миром" 1 класс 1 вид. тема "Деревья. Листья на деревьях"
Технологическая карта урока ознакомление с окружающим миром 1 класс школы глухих.тема урока "Деревья. Листья на деревьях"...
Технологическая карта урока математики. Тема урока : Вычитание числа . Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки
Цель урока: создание условий для усвоения приёма вычитания 3 в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд Результаты урока:Личностные:–.Метапредметные:Регулятивные УУД: :– принима...