Конспект урока по математике с мультимедийным приложением в 3 классе на тему:"Площадь прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Хрипченко Марина Александровна

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по программе "Школа России"  М.И.Моро

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.docv_portfolio.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект отрытого урока по математике в 3 классе.

Выполнил: учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Васильевка Хрипченко М.А.

Тема:  Площадь прямоугольника

Цель урока: научить вычислять площадь прямоугольника, зная длину его сторон.  

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные:

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

- умение различать геометрические фигуры;

- умение  устанавливать взаимосвязи между длиной, шириной, площадью прямоугольника;

 - умение находить площадь прямоугольника.

 -  умение работать с информацией.

Коммуникативные:

- высказывать собственные суждения и давать им обоснования;

- готовность слушать собеседника, вести диалог

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задачи урока:

обучающие: 

  • вывести правило вычисления площади прямоугольника;  
  • знать термины «длина», «ширина», «площадь»;
  • уметь вычислять площадь прямоугольника;
  • закрепить навыки умения решать задачи разными способами.

развивающие:

  • развивать логическое мышление, воображение;
  • развивать устную речь, учить анализировать, сравнивать;
  • развивать коммуникативные качества, речь.

воспитывающие:

  • развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
  • воспитывать умение общаться;
  •  воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой;
  • воспитывать трудолюбие, усердие, сообразительность, честность, аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания и первичного закрепления.

Методы: словесные (беседа, учебный диалог)

  • наглядные (раздаточный материал, слайды, учебник)
  • ИКТ (презентация)
  • практические (моделирование)
  • исследовательский (проблемность, выбор, поиск)

               Структура урока:

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой на работу)
  2. Мотивационный этап
  3. Операционно-познавательный этап
  4. Усвоение новых знаний
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление знаний
  7.  Практическая работа в группах
  8. Итог. Рефлексия
  9. Домашнее задание

Ход урока:


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на работу)

Учитель. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому. Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

Дети повторяют за учителем

2. Мотивационный этап

Театрализация отрывка из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера». Используется модель забора (прямоугольника 15 см x30 см).

 

Учитель. Определите тему урока, исходя из сюжета .

         Том появился на перекрёстке с ведром извёстки и длинной кистью в руках. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску.

Том. Вот это да! Тридцать метров деревянного забора в полтора метра вышины! Какую же площадь мне надо побелить?

         Вдыхая, он окунул кисть в ведро и провёл ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал её снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком некрашеного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии.

Учитель. Назовите тему урока.

Учитель: Правильно! Мы сегодня будем находить площадь прямоугольников.

Дети отвечают на вопрос учителя. Нахождение площади прямоугольника.

3. Операционно-познавательный этап

А) Актуализация знаний игра «Математическое домино»

Учитель: Но для начала вспомним таблицу умножения. Поиграем в игру, которая  состоит из 35 карточек и включает в себя всю таблицу умножения. По цепочке выходите к доске и магнитом крепите карточки к доске. На работу даётся 3 минуты.

Учащиеся выходят к доске и крепят карточки с ответами.

      Математическое домино

Карточки размером 10 см x 10 см раздаются детям перед уроком (по1-2 каждому)

6*

8*2

7*6

3*4

7*7

4*5

5*7

6*3

7*4

9*5

0*5

8*6

2*0

7*8

8*3

9*9

4*6

5*8

7*9

6*2

5*6

2*4

6*9

2*7

8*4

5*5

4*4

9*4

3*5

8*8

3*3

7*3

9*2

9*3

8*9

Б)Повторение геометрических понятий. Учитель. У кого находится карточка с ответом, крепит её к доске и ответ зачитывается хором.

Вопросы:

- Назовите элементы многоугольника.

- Что называют периметром многоугольника?

- Какие свойства прямоугольника вы знаете?

- Какая геометрическая фигура называется квадратом?

- Какие единицы длины вы знаете? Как они соотносятся?

- Какие единицы площади вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя и крепят карточки к доске.

Карточки с ответами раздаются заранее.

     Игра «Математическое лото».

Элементы многоугольника: вершины, углы, стороны

Прямоугольником называется такой четырёхугольник, у которого все углы прямые

Сумму длин всех сторон многоугольника называют периметром

Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны имеют одну и ту же длину

Свойства прямоугольника:

1.     В прямоугольнике длины противоположных сторон равны.

2.     Длины диагоналей прямоугольника равны

Квадратным метром называют площадь квадрата с длиной стороны 1м

1 м = 10 дм

1 дм = 10 см

1 м = 100 см

Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см        

Квадратным дециметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 дм

4.   Усвоение новых знаний

А) Проблемная ситуация. Работа в парах. Раздаются модели прямоугольников:

1 вариант – 4 см  x8 см

2 вариант – 5см x 6см

Учитель. Визуально сравните площади прямоугольников. Площадь, какого прямоугольника больше, какого - меньше?

Учитель. Как предлагаете найти площадь?

Учитель. Для выполнения задания потребовалось много времени. Предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее.

Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника и  сосчитайте количество таких рядов.

Учитель: Для нахождения площади прямоугольника надо длину умножить на ширину.

Б) Работа с учебником стр. 54

Правило : «Чтобы вычислить площадь прямоугольника, измеряют его  длину и ширину и находят произведение полученных чисел».

Учитель. Обозначим площадь буквой S, длину буквой a, ширину – буквой b и записать правило в виде формулы.

       

      S = a * b

Раздаточный материал на каждую пару

Сравнивают, анализируют, приводят примеры.

·        Из-за различия в форме прямоугольников, их невозможно сравнить способом наложения.

·        Из-за незначительной разницы в площади – невозможно сравнить на глаз.

·        Из-за большой площади – трудно быстро разделить на квадратные сантиметры и подсчитать их количество.

Выдвигают гипотезу о вычислении площади прямоугольника.

- Разбить прямоугольник на квадратные сантиметры, подсчитать их количество и сравнить площади.

Находят площадь прямоугольников

Знакомство с правилом.

Запись в тетради формулы площади прямоугольника.

5. Физкультминутка

Учитель:

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет

Выполняют движения

(скачут)

(потягивание и умывание лица)

(топают ногами и хлопают руками над головой)

(наклоны вправо, влево)

(поднимают руки вверх)

6.Закрепление знаний

Работа с учебником

1. С.55 №1 в парах

2. С.55 №4 самостоятельно

Учитель:

 Скажите, а где в реальной жизни  может возникнуть необходимость вычислить площадь прямоугольника?

Обсуждают в парах, выполняют и проводят взаимопроверку работы.

Высказывают свое мнение.

7. Практическая работа в группах.

1. Вычислите площадь любого прямоугольного предмета, находящегося в классе (учебника, дневника, парты).

2. Поиграем в «Русское лото». Перед вами таблица с числами, у каждой группы свои вопросы, вы отвечаете на них и  зачеркиваете полученное число.

Задания:

1. Вычисли периметр квадрата, каждая сторона которого равна 8 см (32 см).

2. Ширина прямоугольника 5 см, а длина 9 см. Вычисли площадь (45 см2).

3. Длина прямоугольника 6 см, а  ширина 4 см. Вычисли площадь (24 см2).

4. Площадь прямоугольника 27 см2, его длина 9 см. Чему равна ширина прямоугольника (3 см)?

5. Площадь прямоугольника 48 см2, его ширина 6 см. Чему равна длина прямоугольника (8 см)?

6. Площадь прямоугольника 42 см2,  а длина   7 см. Вычисли  чему равна ширина прямоугольника.( 6 см)

7. Вычисли  площадь прямоугольника, длина которого 10 см, а ширина 5 см. (50см 2).

8. Длина прямоугольника 9см, а  ширина 8 см. Вычисли площадь.(72см2).

9. Вычисли периметр квадрата каждая сторона которого равна  3 см (12 см).

Учитель:  Какие числа зачеркнули?

Самостоятельная работа.

Работа по группам.

Считают, сверяют ответы в парах.

Называют полученные числа.

 Игра «Русское лото».

8. Итог. Рефлексия

Учитель: 

- Какое открытие вы сделали на уроке?

- Назовите цель нашего урока.

- Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?

- Оцените свои знания и умения по нахождению площади прямоугольник

Площадь прямоугольника.

Дети формулируют цели урока.

( дети поднимают сигнальные карточки)

9.  Домашнее задание

.

Учитель: Произвести необходимые измерения и вычислить площадь любого прямоугольного предмета домашней обстановки

(комментарии, инструкции)

Запись в дневниках домашнего задания


Используемая литература.

  1. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. 3 класс, М.:Просвещение, 2010.
  2. М.И. Моро, М.А.Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика 3 класс: поурочные планы/ав. Сост. Н.А.Цыкина.-волгоград:Учитель. 2008
  3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3 класс /Т.П.Быкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  4. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с обучающимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс /под. ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Конспект урока математики 2 класс, Важдаева Елена Геннадьевна, http://www.openclass.ru/wiki-lessons/79402
  7. Конспект урока, автор Безгодова М.П., учитель начальных классов МБОУ СОШ№14 г Березники, Пермский край. http://www.zankov.ru/exp/article=3177


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме " Площадь прямоугольника"

Урок дан  по УМК "Школа России" ТЕМА  УРОКА:  Площадь  прямоугольника. Цель:знакомство с алгоритмом  нахождения  площади     прямоугольника. З...

Урок математики в 3 классе ПО ТЕМЕ "ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА"

Как найти площадь прямоугольника и с помощью этой формулы вывести формулу нахождения площади квадрата....

Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме "Площадь прямоугольника".

В структуру данного урока включены традиционные педагогические технологии с элементами развивающей технологии, активно используются игровые приемы с элементами ИКТ. В легкой и доступной форме у учащих...

Конспект урока по математике в 3 классе по теме "Площадь прямоугольника".

На уроке впервые учащихся знакомят с формулой вычисления площади прямоугольника....

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника» УМК «Школа России»

Целевые установки:предметные: познакомить со способом вычисления площади прямоугольника; продолжить формирование навыков табличного умножения и деления для изученных случаев;метапредметные:регуля...

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...