«Способы сложения натуральных чисел (присчитывание и пересчитывание).
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок   математики  в 1а классе  по теме: «Способы сложения натуральных   чисел (присчитывание и пересчитывание).   Чтение и запись сумм». Система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2012g-urok_matematiki_v_1_klasse.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                     « Средняя общеобразовательная школа №11»

                                        с. Красногвардейского

                                     Ставропольского края

                                    Урок

              математики  в 1а классе

 по теме: «Способы сложения натуральных

  чисел (присчитывание и пересчитывание).

   Чтение и запись сумм»

                                                   Подготовила и провела

                                                  учитель начальных классов:

                                                     Горяйнова Лидия Петровна

                                  2011-2012 учебный год

Тема урока:

« Способы сложения натуральных чисел (присчитывание и пересчитывание). Чтение и запись сумм»

Цели и предметные задачи:

- закреплять знания учащихся о математических понятиях: сумма, слагаемое, значение суммы; закреплять знания о натуральном ряде чисел, последовательности чисел в порядке их увеличения;

- повторить состав числа 9;

- учить различать геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, овалы;

- развивать образно-логическое мышление; развивать у учащихся гибкость и подвижность

мыслительных процессов.

Метапредметные задачи:

развивать универсальные учебные действия:

- интерес  к учебному материалу ( личностные),

-  умение принимать и сохранять учебную задачу ( регулятивные),

-  умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем (регулятивные),

 - ориентацию на разнообразие способов решения заданий (познавательные),

- умение строить рассуждения об объекте ( познавательные),

- умение формулировать собственное мнение и позицию ( коммуникативные),

- принимать участие в работе парами и группами ( коммуникативные).

Оборудование:

-учебник «Математика», 1 класс, 1 часть (авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина), 2011г

- рабочая тетрадь №2 ( авторы Е.П.Бененсон, Л.С.Итина), 2011г

- компьютер, диск «Уроки Кирилла и Мефодия» (Математика, часть 1), 2009г

- набор магнитных цифр и знаков;

- индивидуальные наборы цифр ( «веер»);

 - набор плоских геометрических фигур;

- демонстрационный материал «Солнышко» для рефлексии;

- монеты ( 1рубль, 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль, 5 рублей);

- простой карандаш, цветные карандаши.

Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся:

- беседа по иллюстрациям учебника ( вопросы учителя – индивидуальные развёрнутые ответы, хоровые ответы, краткие ответы с места);

- оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы;

- оказание индивидуальной помощи  обучающимся  при парной и групповой работе.

                                                  Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Хором дети произносят слова:

- Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели, и

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс-

Всё получится у нас.

2. Актуализация знаний.

Р а з м и н к а:

/ На доске ряды чисел, составленные при помощи магнитных цифр)

а)Учитель: -Найдите записи натурального ряда чисел. Докажите свою точку зрения.

1  2  3  4  5  6  7  8  9

1  2  3  4  5  6  7  8  9…  

0  1  2  3  4  5  6  7  8  9…

Дети:- Натуральный ряд чисел – посередине, т.к. есть продолжение (бесконечность) и начинается с единицы. У первого ряда нет продолжения,  третий ряд начинается с нуля, а нуль не является натуральным числом.

Учитель: - Как изменить оставшиеся записи, чтобы получить натуральный ряд чисел?

Дети:-- В 1 ряду поставить в конце точки, в 3 – убрать нуль.

б) Работа с компьютером.

Диск – Уроки Кирилла и Мефодия ( Математика. Часть 1. Порядок в пространстве и во времени.)

Учитель: - Как расположить матрёшек по порядку?

Дети: порядок увеличения - начинаем с самой маленькой матрёшки, порядок уменьшения- начинаем с самой большой матрёшки.

в)  На доске набор магнитных плоских геометрических фигур, расположенных хаотично:

треугольники - красный, синий, зелёный

круги – жёлтый, красный

квадраты – синий, зелёный

овал - жёлтый

Учитель: - Ребята, предложите свои варианты, на какие группы можно распределить данные геометрические фигуры.

Дети: -1вариант: По цвету:

 1гр.: жёлтые ( круг и овал)

р.: -зелёные (треугольник и квадрат)

3гр.: - красные ( круг и треугольник)

4гр.: - синие  (квадрат и треугольник)

2 вариант: По форме:

1гр.: - Квадраты ( синий и зелёный)

2гр.:- треугольники (синий, зелёный, красный)

 3гр.:- круги ( красный и жёлтый)

4гр.: -овал (жёлтый)

3 вариант:

1гр.: - фигуры с углами ( квадраты и треугольники)

2гр.: - фигуры без углов (круги и овал)

4 вариант:

1гр.:- фигуры с тремя углами( треугольники)

2гр: - фигуры с четырьмя углами(квадраты)

3гр: - фигуры без углов ( круги и овал)

Учитель:- Ребята, посчитайте, сколько всего фигур с углами? Покажите своими цифрами.

Дети: - Фигур с углами -5.

 Учитель: - Сколько фигур без углов? Покажите цифрами.

Дети:       - Фигур без углов – 3.

Учитель: - Объедините все фигуры и запишите в тетради выражение с этими числами.                

      - Какое действие вы записали?

 Дети:- Мы записали действие сложения:  5+3 / Выкладывают на доске магнитными    цифрами/

Учитель:  -  Как называются числа при сложении?

Дети: -  Слагаемые и значение суммы.

Учитель: - Назовите первое слагаемое и подчеркните его одной чертой.

Дети: - Первое слагаемое - 5.

Учитель: - Назовите второе слагаемое и подчеркните его двумя чертами.

Дети: - Второе слагаемое - 3

Учитель: - Найдите  значение суммы. Прочитайте получившуюся запись.

Дети: - Сумма чисел 5 и 3 равна 8. / На доске 5+3=8   из магнитных цифр/

Учитель: - Дети, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока?

Дети: -Сложение натуральных чисел. Чтение и запись сумм.

3. Работа по учебнику.

а) №231, стр.100. – повторение состава числа 9.

Учитель:- Рассмотрите рисунки. Для каждой ветки напишите сумму

Дети:- 8 зелёных листьев и 1 жёлтый лист:  8+1    

           - 7 зелёных листьев и 2 жёлтых:  7+2,

           - 5 зелёных листьев и 4 жёлтых:  5+4.

Учитель:- Найдите закономерность.

Дети:- Всего получится на каждой ветке по 9 листьев.

Учитель:- Нарисуйте пропущенную ветку. Запишите сумму для третьей ветки, не нарушая закономерности.

Дети: - Должно быть 6 зелёных листьев и 3 жёлтых:  сумма 6+3

Учитель:- Что вы заметили? Можно ли продолжить?

Дети: - Нельзя. Число 9 состоит из чисел 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4. Мы их можем только поменять местами/

Учитель: - Запишите получившиеся суммы в тетради и на доске, запишите их значения.  

Дети: -     8 + 1 = 9                       6 + 3 = 9

                 7 + 2 = 9                        5 + 4 =9/

/ Дети все суммы выкладывают на доске при помощи набора магнитных цифр и знаков/

Ф и з м и н у т к а

б) Работа в паре

№ 232, стр.100 – образно-логическое мышление

Учитель: - Посмотрите на рисунок и отметьте «лишнюю чашку»

            / Дети обсуждают варианты решения в парах/

 Дети: -1)  чашка №1 - с голубыми точками, у других красные точки, а также отличается от остальных по форме похожа на квадрат, а остальные имеют форму полукруга

2) чашка №2 - её ручка повёрнута влево, а у остальных чашек вправо

3) чашка №3 – у неё отличительное от всех количество точек 7, у остальных чашек по 9.

4) чашку №4 – у неё в орнаменте две полоски, у остальных чашек по одной.

Учитель: - Дети, на какую форму работы указывает нам знак в этом задании?

Дети: - Мы будем работать в паре.

Учитель: - Выясните, какое количество точек каждой чашки, над линией и под ней.

 Составьте суммы, используя в качестве слагаемых количество точек в узорах на чашках и найдите их значения. Подчеркните их слагаемые.

    / Коллективное обсуждение составленных сумм:

Учитель: - Прочитайте получившиеся суммы.

Дети:  - 5 + 4 = 9                          6 + 3 = 9                  5 + 2 = 7                        8 + 1 = 9/

/Все суммы дети составляют на доске при помощи магнитных цифр и знаков./

Учитель: - Как называются получившиеся у вас  записи?

Дети: - Получившиеся записи называются равенствами.

Учитель: - Какое равенство является «лишним»?

Дети: - 5 + 2 = 7, потому что остальные суммы имеют значение 9

Учитель: - Измените одно слагаемое в « лишней» сумме так, чтобы она была похожа на    все остальные суммы.

Дети: - Первое слагаемое нужно увеличить на 2, получится сумма:  7+2=9

Учитель: - Сколько равенств со значением 9 у вас получилось? Что вы можете сказать о них?

Дети: - Получилось 4 равенства, все слагаемые в суммах разные.

в) Самостоятельная работа

  Рабочая тетрадь №2, стр.23, № 49

Учитель: - Запишите по рисунку суммы и их значения.

/ Оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы/

Дети:           1 + 1 = 2                3 + 2 = 5                   1 + 3 = 4

                    5 + 3 = 8                        4 + 4 = 8/

г) № 234, стр.101- учебник Работа в группе.

Учитель:- На какую форму работы указывает знак в этом задании.

Дети:      - Мы будем работать в группах.

Учитель: - Посмотрите на предметы на рисунке.

                 - В каком магазине мы приобретаем эти товары?

Дети: - Мы всё это покупаем в магазине «Канцелярские товары»

Учитель:- Кому необходимы такие покупки?

Дети: - Они нужны ученикам.

Учитель:- Кто из вас покупал канцелярские товары? Какова их цена?

          / Ответы детей/

Учитель:- Какие монеты вы знаете? Сколько монет на рисунке? Сколько это всего   рублей?

/ Ответы детей/

Учитель:- Обсудите в группах, какие монеты нужно взять, чтобы заплатить за каждую покупку?

(Оказание индивидуальной помощи обучающимся при групповой работе)

 / Демонстрация ответов детей настоящими монетами:

6 = 5 + 1,             7 = 5 + 1 + 1,             8 = 5 + 1 + 1 + 1,              9 = 5 + 1 + 1 + 1 + 1 /

Учитель: - Назовите самую маленькую цену предмета. По-другому говорят, что он самый   дешёвый.

Дети: - Самая маленькая цена у блокнота – 5 рублей.

Учитель: - Назовите предмет, у которого самая большая цена.

Дети: - Самая большая цена у клея-9 рублей.

Учитель: -Что вы можете сказать о стоимости этого предмета?

Дети: - Клей самый дорогой.

Учитель :- Нам дано задание написать цены в порядке увеличения. С цены какого предмета мы начинаем запись?

Дети: - С 5.

Учитель:- Какой предмет немного дороже блокнота? На сколько рублей?

Дети: - Линейка, она стоит 6 рублей, на 1 рубль больше блокнота.

( После сравнения цены всех предметов в тетради появляется запись: 5, 6, 7, 8, 9.)

Учитель:- Прочитайте хором эту запись.

- Какие числа нужно добавить к записанным числам, чтобы получить начало натурального ряда?

Дети: - Нужно добавить числа 1, 2, 3 и 4.

Учитель:- Докажите, что вы составили натуральный ряд чисел.

( Ответы детей)

д) № 235, с.101 – знакомство с записью условия в виде диаграммы.

Учитель: - Прочитайте условие задания. Посмотрите на рисунок. Знакомы ли вы с такой записью? С какого числа начинается нумерация  слева и справа? Каким числом заканчивается? В какую сторону происходит увеличение ряда чисел?

Дети: - Ряд чисел увеличивается снизу вверх.

Учитель: - Откуда начинается в домах счёт этажей? На каком этаже оказался каждый мальчик? Как вы это узнали?

-Кто из мальчиков поднялся выше всех? Кто оказался ниже остальных?

- Как попасть Диме и Пете на этаж Вани? Как Ване оказаться на этаже Пети?

 - На сколько этажей нужно подняться Ване и Пете, чтобы попасть на этаж Димы?

4. Рефлексия.

Учитель: - У вас на парте есть круг и прямые.(жёлтый цвет). Во что бы они могли превратиться?

/Ответы детей/

Учитель:- Почему у многих солнышко?

(Ответы детей)

Учитель:- У меня тоже хорошее настроение, поэтому у меня тоже получилось солнышко  (Вывешивается рисунок солнышка, составленного из геометрических фигур)

5.Итог. – Что на уроке больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шавалеева Г.Ш. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

Класс: 2 Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 2. Тема урока: Сложение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд, вида 37+15 (426+257) Тип урока: изучение нового материала. Тип знания: ...

Урок по теме: "Деление натуральных чисел"

Обобщающий урок в 5 классе по учебнику Н.Я Виленкина...

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач разными способами. Сложение и вычитание чисел".

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач разными способами. Сложение и вычитание чисел". УМК "Начальная школа XXI века". Урок с использованием сингапурских структур....

Урок математики во 2 кл. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.

Урок математики во 2 кл. по программе Начальная школа 21 века." Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел."...

Конспект урока математики по теме «Способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд»

Разработка урока математики с использованием системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Последовательность натуральных чисел от 2 до 10. Таблица сложения и вычитания числа 3»

Цель урока: создание условий, позволяющих  на основе знаний о связи между целым и частями целого, составить таблицы прибавления и вычитания числа 3; работать над их запоминанием, повторить послед...