«Способы сложения натуральных чисел (присчитывание и пересчитывание).
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок математики в 1а классе по теме: «Способы сложения натуральных чисел (присчитывание и пересчитывание). Чтение и запись сумм». Система Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012g-urok_matematiki_v_1_klasse.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №11»
с. Красногвардейского
Ставропольского края
Урок
математики в 1а классе
по теме: «Способы сложения натуральных
чисел (присчитывание и пересчитывание).
Чтение и запись сумм»
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Горяйнова Лидия Петровна
2011-2012 учебный год
Тема урока:
« Способы сложения натуральных чисел (присчитывание и пересчитывание). Чтение и запись сумм»
Цели и предметные задачи:
- закреплять знания учащихся о математических понятиях: сумма, слагаемое, значение суммы; закреплять знания о натуральном ряде чисел, последовательности чисел в порядке их увеличения;
- повторить состав числа 9;
- учить различать геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, овалы;
- развивать образно-логическое мышление; развивать у учащихся гибкость и подвижность
мыслительных процессов.
Метапредметные задачи:
развивать универсальные учебные действия:
- интерес к учебному материалу ( личностные),
- умение принимать и сохранять учебную задачу ( регулятивные),
- умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем (регулятивные),
- ориентацию на разнообразие способов решения заданий (познавательные),
- умение строить рассуждения об объекте ( познавательные),
- умение формулировать собственное мнение и позицию ( коммуникативные),
- принимать участие в работе парами и группами ( коммуникативные).
Оборудование:
-учебник «Математика», 1 класс, 1 часть (авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина), 2011г
- рабочая тетрадь №2 ( авторы Е.П.Бененсон, Л.С.Итина), 2011г
- компьютер, диск «Уроки Кирилла и Мефодия» (Математика, часть 1), 2009г
- набор магнитных цифр и знаков;
- индивидуальные наборы цифр ( «веер»);
- набор плоских геометрических фигур;
- демонстрационный материал «Солнышко» для рефлексии;
- монеты ( 1рубль, 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль, 5 рублей);
- простой карандаш, цветные карандаши.
Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся:
- беседа по иллюстрациям учебника ( вопросы учителя – индивидуальные развёрнутые ответы, хоровые ответы, краткие ответы с места);
- оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы;
- оказание индивидуальной помощи обучающимся при парной и групповой работе.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Хором дети произносят слова:
- Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели, и
И на доску поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс-
Всё получится у нас.
2. Актуализация знаний.
Р а з м и н к а:
/ На доске ряды чисел, составленные при помощи магнитных цифр)
а)Учитель: -Найдите записи натурального ряда чисел. Докажите свою точку зрения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
Дети:- Натуральный ряд чисел – посередине, т.к. есть продолжение (бесконечность) и начинается с единицы. У первого ряда нет продолжения, третий ряд начинается с нуля, а нуль не является натуральным числом.
Учитель: - Как изменить оставшиеся записи, чтобы получить натуральный ряд чисел?
Дети:-- В 1 ряду поставить в конце точки, в 3 – убрать нуль.
б) Работа с компьютером.
Диск – Уроки Кирилла и Мефодия ( Математика. Часть 1. Порядок в пространстве и во времени.)
Учитель: - Как расположить матрёшек по порядку?
Дети: порядок увеличения - начинаем с самой маленькой матрёшки, порядок уменьшения- начинаем с самой большой матрёшки.
в) На доске набор магнитных плоских геометрических фигур, расположенных хаотично:
треугольники - красный, синий, зелёный
круги – жёлтый, красный
квадраты – синий, зелёный
овал - жёлтый
Учитель: - Ребята, предложите свои варианты, на какие группы можно распределить данные геометрические фигуры.
Дети: -1вариант: По цвету:
1гр.: жёлтые ( круг и овал)
2гр.: -зелёные (треугольник и квадрат)
3гр.: - красные ( круг и треугольник)
4гр.: - синие (квадрат и треугольник)
2 вариант: По форме:
1гр.: - Квадраты ( синий и зелёный)
2гр.:- треугольники (синий, зелёный, красный)
3гр.:- круги ( красный и жёлтый)
4гр.: -овал (жёлтый)
3 вариант:
1гр.: - фигуры с углами ( квадраты и треугольники)
2гр.: - фигуры без углов (круги и овал)
4 вариант:
1гр.:- фигуры с тремя углами( треугольники)
2гр: - фигуры с четырьмя углами(квадраты)
3гр: - фигуры без углов ( круги и овал)
Учитель:- Ребята, посчитайте, сколько всего фигур с углами? Покажите своими цифрами.
Дети: - Фигур с углами -5.
Учитель: - Сколько фигур без углов? Покажите цифрами.
Дети: - Фигур без углов – 3.
Учитель: - Объедините все фигуры и запишите в тетради выражение с этими числами.
- Какое действие вы записали?
Дети:- Мы записали действие сложения: 5+3 / Выкладывают на доске магнитными цифрами/
Учитель: - Как называются числа при сложении?
Дети: - Слагаемые и значение суммы.
Учитель: - Назовите первое слагаемое и подчеркните его одной чертой.
Дети: - Первое слагаемое - 5.
Учитель: - Назовите второе слагаемое и подчеркните его двумя чертами.
Дети: - Второе слагаемое - 3
Учитель: - Найдите значение суммы. Прочитайте получившуюся запись.
Дети: - Сумма чисел 5 и 3 равна 8. / На доске 5+3=8 из магнитных цифр/
Учитель: - Дети, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока?
Дети: -Сложение натуральных чисел. Чтение и запись сумм.
3. Работа по учебнику.
а) №231, стр.100. – повторение состава числа 9.
Учитель:- Рассмотрите рисунки. Для каждой ветки напишите сумму
Дети:- 8 зелёных листьев и 1 жёлтый лист: 8+1
- 7 зелёных листьев и 2 жёлтых: 7+2,
- 5 зелёных листьев и 4 жёлтых: 5+4.
Учитель:- Найдите закономерность.
Дети:- Всего получится на каждой ветке по 9 листьев.
Учитель:- Нарисуйте пропущенную ветку. Запишите сумму для третьей ветки, не нарушая закономерности.
Дети: - Должно быть 6 зелёных листьев и 3 жёлтых: сумма 6+3
Учитель:- Что вы заметили? Можно ли продолжить?
Дети: - Нельзя. Число 9 состоит из чисел 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4. Мы их можем только поменять местами/
Учитель: - Запишите получившиеся суммы в тетради и на доске, запишите их значения.
Дети: - 8 + 1 = 9 6 + 3 = 9
7 + 2 = 9 5 + 4 =9/
/ Дети все суммы выкладывают на доске при помощи набора магнитных цифр и знаков/
Ф и з м и н у т к а
б) Работа в паре
№ 232, стр.100 – образно-логическое мышление
Учитель: - Посмотрите на рисунок и отметьте «лишнюю чашку»
/ Дети обсуждают варианты решения в парах/
Дети: -1) чашка №1 - с голубыми точками, у других красные точки, а также отличается от остальных по форме похожа на квадрат, а остальные имеют форму полукруга
2) чашка №2 - её ручка повёрнута влево, а у остальных чашек вправо
3) чашка №3 – у неё отличительное от всех количество точек 7, у остальных чашек по 9.
4) чашку №4 – у неё в орнаменте две полоски, у остальных чашек по одной.
Учитель: - Дети, на какую форму работы указывает нам знак в этом задании?
Дети: - Мы будем работать в паре.
Учитель: - Выясните, какое количество точек каждой чашки, над линией и под ней.
Составьте суммы, используя в качестве слагаемых количество точек в узорах на чашках и найдите их значения. Подчеркните их слагаемые.
/ Коллективное обсуждение составленных сумм:
Учитель: - Прочитайте получившиеся суммы.
Дети: - 5 + 4 = 9 6 + 3 = 9 5 + 2 = 7 8 + 1 = 9/
/Все суммы дети составляют на доске при помощи магнитных цифр и знаков./
Учитель: - Как называются получившиеся у вас записи?
Дети: - Получившиеся записи называются равенствами.
Учитель: - Какое равенство является «лишним»?
Дети: - 5 + 2 = 7, потому что остальные суммы имеют значение 9
Учитель: - Измените одно слагаемое в « лишней» сумме так, чтобы она была похожа на все остальные суммы.
Дети: - Первое слагаемое нужно увеличить на 2, получится сумма: 7+2=9
Учитель: - Сколько равенств со значением 9 у вас получилось? Что вы можете сказать о них?
Дети: - Получилось 4 равенства, все слагаемые в суммах разные.
в) Самостоятельная работа
Рабочая тетрадь №2, стр.23, № 49
Учитель: - Запишите по рисунку суммы и их значения.
/ Оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы/
Дети: 1 + 1 = 2 3 + 2 = 5 1 + 3 = 4
5 + 3 = 8 4 + 4 = 8/
г) № 234, стр.101- учебник Работа в группе.
Учитель:- На какую форму работы указывает знак в этом задании.
Дети: - Мы будем работать в группах.
Учитель: - Посмотрите на предметы на рисунке.
- В каком магазине мы приобретаем эти товары?
Дети: - Мы всё это покупаем в магазине «Канцелярские товары»
Учитель:- Кому необходимы такие покупки?
Дети: - Они нужны ученикам.
Учитель:- Кто из вас покупал канцелярские товары? Какова их цена?
/ Ответы детей/
Учитель:- Какие монеты вы знаете? Сколько монет на рисунке? Сколько это всего рублей?
/ Ответы детей/
Учитель:- Обсудите в группах, какие монеты нужно взять, чтобы заплатить за каждую покупку?
(Оказание индивидуальной помощи обучающимся при групповой работе)
/ Демонстрация ответов детей настоящими монетами:
6 = 5 + 1, 7 = 5 + 1 + 1, 8 = 5 + 1 + 1 + 1, 9 = 5 + 1 + 1 + 1 + 1 /
Учитель: - Назовите самую маленькую цену предмета. По-другому говорят, что он самый дешёвый.
Дети: - Самая маленькая цена у блокнота – 5 рублей.
Учитель: - Назовите предмет, у которого самая большая цена.
Дети: - Самая большая цена у клея-9 рублей.
Учитель: -Что вы можете сказать о стоимости этого предмета?
Дети: - Клей самый дорогой.
Учитель :- Нам дано задание написать цены в порядке увеличения. С цены какого предмета мы начинаем запись?
Дети: - С 5.
Учитель:- Какой предмет немного дороже блокнота? На сколько рублей?
Дети: - Линейка, она стоит 6 рублей, на 1 рубль больше блокнота.
( После сравнения цены всех предметов в тетради появляется запись: 5, 6, 7, 8, 9.)
Учитель:- Прочитайте хором эту запись.
- Какие числа нужно добавить к записанным числам, чтобы получить начало натурального ряда?
Дети: - Нужно добавить числа 1, 2, 3 и 4.
Учитель:- Докажите, что вы составили натуральный ряд чисел.
( Ответы детей)
д) № 235, с.101 – знакомство с записью условия в виде диаграммы.
Учитель: - Прочитайте условие задания. Посмотрите на рисунок. Знакомы ли вы с такой записью? С какого числа начинается нумерация слева и справа? Каким числом заканчивается? В какую сторону происходит увеличение ряда чисел?
Дети: - Ряд чисел увеличивается снизу вверх.
Учитель: - Откуда начинается в домах счёт этажей? На каком этаже оказался каждый мальчик? Как вы это узнали?
-Кто из мальчиков поднялся выше всех? Кто оказался ниже остальных?
- Как попасть Диме и Пете на этаж Вани? Как Ване оказаться на этаже Пети?
- На сколько этажей нужно подняться Ване и Пете, чтобы попасть на этаж Димы?
4. Рефлексия.
Учитель: - У вас на парте есть круг и прямые.(жёлтый цвет). Во что бы они могли превратиться?
/Ответы детей/
Учитель:- Почему у многих солнышко?
(Ответы детей)
Учитель:- У меня тоже хорошее настроение, поэтому у меня тоже получилось солнышко (Вывешивается рисунок солнышка, составленного из геометрических фигур)
5.Итог. – Что на уроке больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шавалеева Г.Ш. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Класс: 2 Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 2. Тема урока: Сложение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд, вида 37+15 (426+257) Тип урока: изучение нового материала. Тип знания: ...
«Сложение и вычитание натуральных чисел. Внимание, координация движения через игру» (математика, физкультура). Бинарный интегрированный урок-эстафета
Предлагаемый урок очень интересен детям. Данный урок можно провести на "ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ"...
Урок по теме: "Деление натуральных чисел"
Обобщающий урок в 5 классе по учебнику Н.Я Виленкина...
Конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач разными способами. Сложение и вычитание чисел".
Конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач разными способами. Сложение и вычитание чисел". УМК "Начальная школа XXI века". Урок с использованием сингапурских структур....
Урок математики во 2 кл. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.
Урок математики во 2 кл. по программе Начальная школа 21 века." Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел."...
Конспект урока математики по теме «Способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд»
Разработка урока математики с использованием системно-деятельностного подхода...
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Последовательность натуральных чисел от 2 до 10. Таблица сложения и вычитания числа 3»
Цель урока: создание условий, позволяющих на основе знаний о связи между целым и частями целого, составить таблицы прибавления и вычитания числа 3; работать над их запоминанием, повторить послед...