Шавалеева Г.Ш. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Класс: 2
Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 2.
Тема урока: Сложение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд, вида 37+15 (426+257)
Тип урока: изучение нового материала.
Тип знания: правило (выведение алгоритма сложения)
Цель: 1) Сформировать представление о сложении двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд;
2) Закрепить способность сложения двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд;
3) Развивать способность к мыслительным операциям «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение».
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование:
Демонстрационные материалы:
- алгоритм решения примеров на сложение двузначных чисел;
- таблица разрядов.
Раздаточные материалы:
- карточки с примерами;
- карточки с образцами;
- карточки самооценки.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности. (1-2мин).
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
(На доске девиз урока).
Очень я хочу учиться
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И ребятам помогу.
- Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. Ну, а прежде чем приступать к изучению нового, давайте мы с вами вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. (Способ сложения столбиком, решали задачи).
- Все эти знания нам сегодня пригодятся. Вы готовы к работе?
II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности. (5-6 мин)
Цель:1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить алгоритм решения примеров на сложение двузначных чисел без перехода через разряд;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем, символов.
Организация учебного процесса на этапе 2.
1) Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания.
Е 94 + 2 = Л 8 + 5 =
И 80 + 6 = Ж 30 + 20 =
Н 62 + 8 = О 17 + 3 =
Е 26 + 30 = С 6 + 3 =
9
13
20
50
56
70
86
96
С
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
-Что общего в этих примерах? (Ответы детей: все они на сложение).
- Какое слово получилось в таблице? ( Ответы детей: сложение).
- Так чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
(Ответы детей: решать примеры на сложение).
- Вспомните, каким правилом мы должны пользоваться при сложении двузначных чисел? (Выставляем алгоритм на доске с предыдущего урока и проговариваем с детьми «хором»)
- Давайте зафиксируем это правило опорной схемой. (На доске опорная схема с предыдущего урока).
Д Е
2) Решите следующие примеры на листочках, записав их в столбик. (Дети выполняют индивидуальное задание на листочках).
45 + 12 = 57 27 + 42 = 69 37 + 15 = ?
III. Локализация затруднений. (2 мин)
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
3) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Какое задание вы выполняли? ( Ответы детей: решали примеры на сложение).
- Какие ответы вы получили? (Дети фиксируют ответы на доске).
- Где возникло затруднение? (Ответы детей: в последнем примере).
- Посмотрим, что общего в примерах? (Ответы детей: сложение двузначных чисел)
- Почему не смогли решить последний пример?
- Чем он отличается от предыдущих примеров? ( Ответы детей: при сложении единиц получается число больше десяти. Такие примеры мы ещё не решали).
IV. Построение плана проекта. (4-5 мин)
Цель:
1) сформулировать цель урока;
2) организовать коммуникативное взаимодействие (в парах, фронтально) для построения нового способа действия;
3) зафиксировать новый способ действия.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: будем учиться решать такие примеры).
- Что нам поможет? ( Ответы детей: таблица разрядов, правило, учебник).
Давайте составим план действий:
1. Выполним сложение чисел с помощью разрядной таблицы.
2. Решим в столбик.
3. Сформулируем правило.
4. Тренировка.
V. Реализация построенного проекта. (6-8 мин)
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Давайте выполним сложение чисел 37 и 15 с помощью разрядной таблицы.
Разряд десятков
Разряд единиц
Первое слагаемое 37
Второе слагаемое 15
Значение суммы ??
1.Для этого сначала выполни устно сложение в разряде единиц. Сколько единиц получилось? Это число однозначное или двузначное?
2. Представь устно это двузначное число в виде разрядных слагаемых. Сколько это десятков и ещё единиц?
3. Запиши число 2 в разряд единиц значения суммы, но запомни – 1 десяток перешел в разряд десятков.
4. Выполни сложение в разряде десятков и увеличь результат на 1 за счет перехода десятка из разряда единиц.
- Сделай рядом запись сложения этих же чисел столбиком и запиши результат.
- Какой получился ответ в этом примере? (37 + 15 = 52)
- У кого получился такой же ответ? (Ответы детей)
- Решим этот пример, записав в столбик. Какой получится ответ? (Ответы детей: 52).
- Как же решаются такие примеры? Построим эталон решения подобных примеров, и сформулируем правило сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти.
- Как же нужно складывать двузначные числа, когда в разряде единиц получается число больше 10?
- Проговорим по эталону. (Ответы детей: если при сложении двузначных чисел в разряде единиц получается число больше десяти, то единицы пишем под единицами, а 1 десяток отдаём в десятки).
- Проговорим это хором, затем в парах друг другу, затем скажите это шёпотом, и наконец, «внутренним голосом» (про себя).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи . (6-8 мин)
Цель:
1) зафиксировать приём сложения двузначных и трехзначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6.
- Проверим свой вывод по учебнику. Прочитайте правило. Записанное в демонстрационной таблице..
- Что позволяет нам это правило? (Ответы детей: позволяет решать примеры такого вида).
- Как вы думаете, чем дальше займёмся? ( Ответы детей: потренируемся в решении таких примеров)
- Попробуем решить такие примеры на стр.41 №8. Решаем с комментированием поочерёдно в громкой речи. (Дети решают примеры в тетрадях, проговаривая при этом правило, а два ученика у доски).
- Проверьте по образцу. (На доске появляется образец.)
VII. Самостоятельная работа. (5-6 мин)
Цель:1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на сложение двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти;
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.
- Желаю успеха! (Дети выполняют индивидуальное задание на листочках).
48 + 37 59 + 16 36 + 37
Коллективная проверка.
- Кто допустил ошибки при вычислении? Поставьте на полях знак «?»
- Кто поставил знак вопроса? Определите место ошибки и причину.
- В чём у вас ошибка? Исправьте ошибки.
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Ответы детей: запомнить правило).
- Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте знак «+».
- А кто поставил знак «+»? Молодцы!
- Что мы можем сказать по теме урока?
- Какая у нас была цель урока? (Ответы детей: научиться решать примеры такого вида).
- Достигли мы этой цели или нет?
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (5-7 мин)
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Форма работы: в парах.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём. (Задание выполняется на раздаточном материале).
18+90 59+28 60-17 57+24
59-7 52+13 47+35 92-7
- Проверьте своё решение по образцу, который есть у каждого на парте.
98 87 43 81
52 65 82 85
- Кто ошибся? В каком действии?
- Найдите и исправьте ошибки.
- Молодцы! Решили верно - поставьте «+»!
IX. Рефлексия учебной деятельности. (4 мин)
Цель:
1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;
2) оценить результаты собственной деятельности;
3) согласовать домашнее задание.
Форма работы: фронтальная.
- Чему мы научились? (Ответы детей: научились решать примеры на сложение двузначных и трехзначных чисел, когда в разряде единиц получается больше10).
- Научились ли мы этому? (Ответы детей).
- Какая была перед нами цель? (Ответы детей: научиться решать примеры нового вида).
- Достигли ли мы её?
- Что помогло нам в достижении нашей цели? (Правило и т.д.)
- Давайте ещё раз проговорим правило сложения двузначных чисел, с переходом через разряд. (Дети проговаривают хором).
- Вы довольны своей работой?
- Над чем нам ещё нужно поработать?
- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу на карточках, которые есть у каждого на столе):
«Я понял всё, но у меня остались вопросы.»
«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом.»
« Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому.»
- Домашнее задание.
1) Потренироваться дома в решении примеров нового вида №4, с.43
2) Придумать пример на сложение двузначных чисел с переходом через разряд для своего соседа по парте.
3) По желанию выполнить №3 с.42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 3 классе УМК "Школа России" Тема урока: «Письменный приём сложения трехзначных чисел с переходом через разряд".
Раздел: Числа от 1 до 1000. Письменный приём сложения и вычитания...

Урок математики по теме: "Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд"
Открытый урок математики в рамках предметной недели....

Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд»
Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд» 3 класс УМК - Занкова Л.В....
Презентация к уроку "Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единицах и десятках" (3 класс)
Устный счёт к уроку "Сложение трехзначных чисел"...
План-конспект к уроку "Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единицах и десятках"
Развёрнутый конспект урока "Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единицах и десятках" для 3 класса...

План-конспект урока по теме: Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд
План-конспект урока по математике. Образовательная система: ПерспективаТема: Сложение трехзначных чисел с переходом через разрядТип урока: открытие нового знанияЦель: учить складывать трехзначны...
Урок математики в 3 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Письменный приём сложения трехзначных чисел с переходом через разряд вида 356+272»
Раздел: Числа от 1 до 1000. Письменный приём сложения и вычитания Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: Формирование умения письменно складывать тре...