Конспект урока математики по теме «Способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Соломина Галина Сергеевна

Разработка урока математики с использованием системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx357.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77»

Разработка урока

«Способ  сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд»

(УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

                                                  Выполнила:

                                                                                   Соломина Галина Сергеевна

                                                                            учитель начальных классов

                                                                 МБОУ «СОШ №77»

Новокузнецк, 2017

Основное содержание

Тема: «Способ  сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд»

Цели:  

Обучающая: Формирование понятия о способе сложения столбиком с переходом через разряд.

Развивающая: Развитие навыка самоконтроля, умения оценивать деятельность одноклассников и самого себя.

Воспитательная: Воспитание умения работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок математики. Прочитайте девиз нашего урока.

   Тот, кто хочет много знать,

   Должен сам всё  постигать!

– Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)

– А можно ли заставить кого-то учиться?  (Нет, он должен сам этого захотеть.)

– Я уверена, что вы хотите учиться.  Желаю вам на этом уроке многому научиться.

  1. Актуализация  знаний, умений, навыков и способов действий.
  1. – Прочитайте числа с доски:

541   342   145  567

– Запишите их.  Подчеркните синим цветом все цифры в разряде единиц, красным - все цифры в разряде десятков, желтым - в разряде сотен.

– Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Проверка задания (фронтально).

  1. Найдите значения сумм, используя запись столбиком.

452+246        133+33    321+178     145+54

– Каким способом воспользуетесь при решении данного задания?      

(Будем использовать алгоритм сложения трёхзначных чисел)

– Давайте повторим этот алгоритм. (После проговаривания детьми известного алгоритма, на доску вывешивается плакат)

Алгоритм сложения трехзначных чисел.

  • Пишу единицы под единицами, десятки под десятками
  • Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.
  •  Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.
  • Складываю сотни: число сотен пишу под сотнями.
  •  Ответ…

– Приступайте к работе.

Проверка задания (фронтально).

– Что помогло вам успешно справиться с заданием? (Знание способа сложения трёхзначных чисел столбиком: умение правильно записывать разряд под разрядом и начинать вычисление с разряда единиц)

  1. Постановка учебной задачи.

– Добавлю к вашим примерам еще один. Прочитайте его.

356+272

Вопрос - «ловушка»

– Выполните запись в столбик и найдите значение суммы, пользуясь известным вам алгоритмом.

Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

– Что обнаружилось в ходе выполнения задания? (Мы раньше не решали примеры, когда при сложении десятков получается больше 10)

Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.

Создание мотивации на личностно значимом уровне

– В чём у вас возникло затруднение? (Не знаем способ, с помощью которого можно выполнить вычисления)

– Кто хочет получить ответ на этот вопрос?

– Какую учебную задачу мы перед собой поставим? (Узнать способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд)

– Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали учебную задачу. (Открывают учебник. Читают тему: «Способ  сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд»)

  1. Открытие нового знания. Работа в группах. Взаимоконтроль.

Сможете ли вы решить этот пример, опираясь на уже известный вам алгоритм сложения с переходом через разряд? Назовите его? (Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд)

– Давайте вспомним этот алгоритм сложения при решении следующего примера:

   1

+37              Пишу: единицы под единицами

 25                          десятки под десятками

 62               Складываю единицы 7+5=12

                             2 единицы пишу под единицами

                             1 десяток запоминаю

                     Чтобы не забыть, пишу над десятками 1

                     Складываю десятки 3+2+1=6

                     Пишу под десятками 6

                     Ответ: 62

– Какой вывод можем сделать? (Если при сложении двузначных чисел сумма единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить его к десяткам)

– Дальше будем работать в группах.

– Повторим правила работы в группе.

  • Говорить  вежливо, называть собеседника по имени.
  • Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
  • Слушать друг друга.
  • Если непонятно, переспроси собеседника.
  • Уважай мнение собеседника.

– Запишите решение примера 356+272.

– Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в имеющийся алгоритм сложения с переходом через разряд. (У каждой группы карточки с алгоритмом, в который нужно внести дополнения)

Алгоритм

сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд.

1. Пишу…    (единицы под единицами, десятки под десятками)

2.Складываю единицы. 

3.Складываю десятки. (Число десятков суммы - пишу под десятками, а 1сот. запоминаю)

4. Складываю сотни: … и увеличиваю (количество сотен  на 1)

Результат пишу под (сотнями)

5. Ответ: …

– Проговорите полученный алгоритм сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд. Своё решение приготовьтесь защищать перед классом. (Далее проверяются решения групп, и дети сравнивают алгоритм, который они вывели самостоятельно с образцом на доске)

– Какое открытие вы сделали? (Если при сложении десятков получается больше 10, то 1 сотню мы прибавляем к сотням).

– Молодцы!

– Далее потренируемся в решении примеров с помощью нового алгоритма. (Дети продолжают работу в тех же группах. Для проверки правильности выполнения задания к доске вызывается по одному ученику от группы, которые защищают своё решение)

Задание для  групп (на карточках)

1 группа

План (алгоритм) работы:

1. Прочитайте сумму  678+148

2.Запишите ее столбиком так, чтобы одинаковые разряды слагаемых находились друг под другом; проведите черту.

3. Выполните устно сложение в разряде единиц. Сколько единиц получилось? Это число однозначное или двузначное?      

4. Представьте устно это двузначное число в виде разрядных слагаемых. Сколько это десятков и еще единиц?

5.Запишите число единиц в разряд единиц значения суммы. А количество десятков запомните. Они перейдут в разряд десятков.

6.Выполните сложение в разряде десятков. Увеличьте результат на количество десятков из разряда единиц. Сколько десятков получилось? Это число однозначное или двузначное? Запишите число десятков в разряд десятков значения суммы, а  одну сотню запоминаю. Она перейдёт в разряд сотен.

7. Выполните сложение в разряде сотен. Увеличьте количество сотен на 1.

Результат пишу под сотнями.

8.Читаю ответ.

9. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.

2 группа

План (алгоритм) работы:

1. Прочитайте сумму  638+190

2.Запишите ее столбиком так, чтобы одинаковые разряды слагаемых находились друг под другом; проведите черту.

3. Выполните устно сложение в разряде единиц. Сколько единиц получилось? Это число однозначное или двузначное?      

4. Представьте устно это двузначное число в виде разрядных слагаемых. Сколько это десятков и еще единиц?

5.Запишите число единиц в разряд единиц значения суммы. А количество десятков запомните. Они перейдут в разряд десятков.

6.Выполните сложение в разряде десятков. Увеличьте результат на количество десятков из разряда единиц. Сколько десятков получилось? Это число однозначное или двузначное? Запишите число десятков в разряд десятков значения суммы, а  одну сотню запоминаю. Она перейдёт в разряд сотен.

7. Выполните сложение в разряде сотен. Увеличьте количество сотен на 1.

Результат пишу под сотнями.

8.Читаю ответ.

9. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.

3 группа

План (алгоритм) работы:

1. Прочитайте сумму  245+177

2.Запишите ее столбиком так, чтобы одинаковые разряды слагаемых находились друг под другом; проведите черту.

3. Выполните устно сложение в разряде единиц. Сколько единиц получилось? Это число однозначное или двузначное?      

4. Представьте устно это двузначное число в виде разрядных слагаемых. Сколько это десятков и еще единиц?

5.Запишите число единиц в разряд единиц значения суммы. А количество десятков запомните. Они перейдут в разряд десятков.

6.Выполните сложение в разряде десятков. Увеличьте результат на количество десятков из разряда единиц. Сколько десятков получилось? Это число однозначное или двузначное? Запишите число десятков в разряд десятков значения суммы, а  одну сотню запоминаю. Она перейдёт в разряд сотен.

7. Выполните сложение в разряде сотен. Увеличьте количество сотен на 1.

Результат пишу под сотнями.

8.Читаю ответ.

9. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.

– Молодцы! Вы все справились с этим заданием!

Физминутка

  1. Первичное закрепление
  1. Пользуясь алгоритмом, найдите сумму чисел.

+456       +528      +690  

  252        193       171

(Учащиеся выходят к доске и выполняют задание с комментированием)

  1. Работа в парах. (Проверка по эталону)

287+639     338+172

– Кто допустил ошибку? В чём она? (Забыли добавить десяток или сотню)

– Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину своей ошибки.

– Поднимите руки все, кто выполнил правильно. Сделайте вывод? (Мы поняли, как складывать трёхзначные числа с переходом через разряд)

  1. Контроль.
  1. Даны примеры: 469+348, 518+167.

Дети самостоятельно решают в тетрадях, а двое учащихся на индивидуальных досках. Проверка решения по их результату.

  1. Откройте учебник с.42, задание 3. Проверьте, правильно ли выполнено сложение столбиком.

Если не нашли ошибок, поднимите сигнальную карточку «+». Если нашли ошибки, то поднимите сигнальную карточку «–».

– Каким способом вы пользовались для проверки? (Повторяют алгоритм)

  1. Рефлексия

Смогли бы вы в начале урока выполнить это задание? Почему? Чего вы не знали?

– Какую учебную задачу ставили на уроке? Что нового вы узнали на уроке?

– Каким способом действовали?

– Какие еще затруднения остались?

– Над чем нам еще предстоит поработать?

– Оцените себя по вопросам (на карточках)

  • Мне было легко/трудно
  • Я работал самостоятельно/нуждался в помощи
  • Я знаю, как решить эти примеры, но еще сомневаюсь
  • Я так и не понял новый способ вычисления

  1. Домашнее задание (по выбору)
  1. Тетрадь на печатной основе страница 37, задание 12.
  2. Учебник страница 43, задание 4

  – Спасибо за урок!

Список  литературы

1. Математика [Текст]: 2 кл.:Учебник:   В 2 ч. / А.Л Чекин; под ред. Р.Г, Чураковой.  – 3-е изд. , испр.– М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 112 с.

2. Математика в вопросах и заданиях [Текст]: 2 кл.:Тетрадь для самостоятельной работы №1/О.А.Захарова, Е.П.Юдина;под ред. Р.Г, Чураковой.  – 3-е изд. , испр.– М.: Академкнига/Учебник, 2013.  – Ч.1:96 с.

3. Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики: пособие для учителей /под рад. Т.О. Автайкиной – Новокузнецк: МАО ДПО ИПК, 2013. – 45 с. – (Мастер-класс)

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Приложение

C:\Users\123\Documents\матем. уч..jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд" (2 класс)

Конспект урока математики  (УМК "Перспектива", по учебнику Л. Г. Петерсон) составлен с учётом требований ФГОС НОО второго поколения и содержит прописанные по этапам урока предметные и метапредмет...

Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд»

Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд» 3 класс УМК - Занкова Л.В....

Конспект урока математики 2 класс. " Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд". УМК "Перспективная Начальная Школа"

Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд; совершенствование вычислительных навыков; создание условий для формирования умений решат...

Технологическая карта урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд по частям: 41-24" - 2 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: Формирование у обучающихся умения вычитать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи урокаДидактические:Сформировать умение...