Рабочая программа по математике для 4 класса
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему
Архив содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по математике для 4 класса УМК " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.zip | 86.87 КБ |
matematika.rar | 69.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13
с углубленным изучением предметов эстетического цикла»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического на заседании учебно- Директор МОУ СОШ №13
объединения учителей методического совета Цвиль И.О.
начальных классов Протокол № ______ ______________________
Протокол №___
от «__» ________ 2011года от «__» _________ 2011года от «__» _________2011года
Руководитель методического
Объединения: Клейдман Ю.А.
_________________________
Рабочая программа
по математике
для 4 класса
4 часа в неделю (всего 136 часов)
Составитель: учитель начальных классов
МОУ СОШ № 13
Морозова Ирина Евгениевна
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования и авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика».
( Школа России. Концепция и программы для начальных классов М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – Москва: Просвещение, 2008. – с.122-125)
Структура документа. Данная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету к концу 4 класса.
Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на 132 часа в год (4 часа в неделю).
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерений.
Одной из основных задач четвертого года обучения становится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношения между единицами каждой величины. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания значений величин, выраженных в одних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.), умножение и деление значений величины на однозначное число.
Предполагается формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
В 4 классе усложняется и структура решаемых уравнений (х-8 = 246-86 и т. п.). Это способствует формированию у детей понятий: равенство, левая и правая, части равенства, верное (неверное) равенство.
При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности операций, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого из алгоритмов; сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это поможет правильно организовать процесс формирования вычислительных умений. В этом процессе должен осуществляться своевременный переход от подробного объяснения каждого шага рассуждений к постепенному свертыванию объяснений, когда выделяются только основные операции алгоритма. Например: «Делю тысячи, получаю...», «Делю сотни, получаю...», «Делю десятки получаю...» и т. д.
Уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений является одной из основных задач начального обучения математике, так как это необходимо для продолжения обучения и позволяет решать любую вычислительную задачу без использования специальных средств.
Раздел I ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000
Повторение и обобщение пройденного в 3 классе: нумерация; четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление.
Задачи и планируемые результаты изучения темы.
1. Повторить нумерацию чисел в пределах 1000: учащиеся должны уметь читать и записывать числа, знать их десятичный состав, а также порядок их следования в натуральном ряду чисел.
2. Уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Знать, как получить при счете число, следующее за данным Шелом, и число, ему предшествующее; уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 1000.
- На основе знаний по нумерации выполнять вычисления в таких случаях, как: 900 + 60 + 3, 799 + 1, 900 - 1, 240 + 60 - 220.
- Повторить правила порядка выполнения арифметических действий при нахождении значений выражений без скобок и со скобками и уметь применять их в вычислениях.
- Повторить алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Вспомнить также прием письменного умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число для различных случаев.
- На уроках должны быть повторены все изученные виды задач в 2-3 действия.
Познакомить учащихся со свойствами диагоналей прямоугольника
Раздел II НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ БОЛЬШЕ 1000
Задачи и планируемые результаты изучения темы.
В результате изучения темы дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- Усвоить названия классов (первый класс - класс единиц, второй класс - класс тысяч, третий класс - класс миллионов, четвертый класс - класс миллиардов); знать, что каждый класс содержит единицы трех разрядов (единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч и т. д.).
- Уметь составлять многозначные числа из единиц разных классов и наоборот, заменять число суммой чисел разных классов, уметь на этой основе читать и записывать любые числа в пределах миллиарда.
- Уметь выделять в числе единицы каждого разряда, заменять число суммой разрядных слагаемых, называть общее количество единиц любого разряда, содержащегося в числе, заменять мелкие единицы крупными и, наоборот, крупные - мелкими как при счете, так и при измерении.
- Знать, как получить при счете число, следующее за заданным числом, и число, ему предшествующее; уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах миллиарда.
5. На основе знании по нумерации выполнять вычисления в таких случаях, как: 2000 + 300+ 8, 75900 - 5000, 9909 + 1 10000-1.
Раздел Ш ВЕЛИЧИНЫ
Задачи и планируемые результаты изучения темы.
В результате изучения темы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Познакомиться с новыми единицами длины, массы и времени, закрепить наглядные представления о каждой единице, а также усвоить соотношение между всеми изученными единицами каждой из величин, то есть знать таблицы единиц и уметь их применять при решении практических и учебных задач.
- Знать, с помощью каких инструментов и приборов измеряют каждую величину, иметь четкое представление о процессе измерения длины, массы, времени; закрепить умения измерять и строить отрезки с помощью линейки.
- Иметь реальное представление о квадратном метре, километре, миллиметре, аре и гектаре как единицах площади.
- Уметь находить площадь фигуры, используя палетку.
5. Знать правило нахождения площади прямоугольника и уметь, пользуясь им, решать задачи на вычисление площади пря моугольных фигур.
6. Научиться вычислять площадь прямоугольника в квадратных метрах, километрах; знать таблицу единиц площади и уметь устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром; находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны.
Раздел IV СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Задачи и планируемые результаты изучении темы.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- Знать конкретный смысл сложения и вычитания, уметь применять полученные знания при решении задач, владеть соответствующей терминологией (знать названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания).
Знать переместительное и сочетательное свойства сложения, а также свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа
- Знать связи между результатами и компонентами сложения и вычитания, уметь применять эти знания при проверке вычислений и при решении уравнений.
- Усвоить приемы письменных вычислений, овладеть навыками выполнения сложения и вычитания многозначных чисел в пределах миллиона, познакомиться с приемом письменного сложения и вычитания значений величин, научиться применять его при вычислении.
Раздел V
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ. УМНОЖЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
Задачи и планируемые результаты изучения темы.
- Учащиеся должны знать связь умножения и сложения одинаковых слагаемых, уметь применять эти знания при нахождении произведения, при решении простых и составных задач.
- Знать переместительное свойство умножения суммы на число, уметь применять это свойство при выполнении вычислений.
- Знать связь между компонентами и результатом действия умножения и уметь использовать это знание при решении уравнений, при выполнении различных упражнений.
- Усвоить приемы устного и письменного умножения многозначных чисел на однозначное для различных случаев и овладеть навыками выполнения этих действий.
Раздел VI ДЕЛЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
Задачи и планируемые результаты изучения темы.
- Ученики должны знать связь деления с умножением, применять эти знания при вычислении частного, при решении задач.
- Знать связь между компонентами и результатом действия деления и уметь использовать эти знания при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений.
- Усвоить приемы устного и письменного деления многозначных чисел на однозначное число для различных случаев и овладеть навыками выполнения этого действия.
- Одновременно с изучением темы: «Деление на однозначное число» учащиеся должны научиться решать новый вид задач на нахождение четвертого пропорционального.
Раздел VII
СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
В итоге изучения названной темы учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:
- Получить представление о скорости равномерно движущегося тела.
- Знать связь между скоростью движущегося тела, временем и расстоянием, уметь найти расстояние по данным скорости и времени движения; время - по данным расстояния и скорости, скорость -по данным расстояния и времени движения.
- Уметь решать простые и составные задачи, используя знание связи между величинами - скоростью, временем и расстоянием.
Раздел УШ
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НУЛЯМИ
В итоге изучения темы учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
- Знать свойство умножения числа на произведение: уметь его формулировать и применять в устных и письменных вычислениях.
- Знать приемы устного и письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями (60, 500), и объяснять эти приемы, опираясь на свойство умножения числа на произведение. Овладеть навыками умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
- Знать свойство деления числа на произведение, уметь его формулировать и применять в устных и письменных вычислениях.
- Знать приемы устного и письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, и уметь объяснять эти приемы, опираясь на свойство деления числа на произведение.
- Уметь решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях, выполняя при этом соответствующие чертежи.
- Закрепить знание приемов умножения на 10, 100 и 1 000, деления без остатка на 10, 100 и 1 000. Усвоить прием деления с остатком на 10, 100 и 1000.
Раздел IX УМНОЖЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
В результате изучения темы учащиеся должны:
1. Знать свойство умножения числа на сумму; уметь его формулировать и применять в вычислениях
- Знать приемы устного и письменного умножения на двузначные и трехзначные числа; уметь обосновать прием, опираясь на свойство умножения числа на сумму; уметь достаточно быстро умножать на двузначное число.
- Уметь решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям.
Раздел X ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
В итоге изучения темы учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:
- Ученики должны знать прием письменного деления многозначных чисел на двузначные и трехзначные числа; уметь объяснять каждую операцию, входящую в состав этого приема.
- Владеть твердым навыком письменного деления на двузначное число, ознакомиться с делением на трехзначное число.
Уметь выполнять проверку деления и умножения
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Программа обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования(объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения математике:
- формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях;
- сформировать и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать;
- способствовать процессу формирования своевременного перехода от подробного объяснения каждого шага рассуждений к постоянному свертыванию объяснений, когда выделяются только основные операции алгоритма;
- уверенное овладение навыками устных и письменных вычислений;
- формирование представлений о различных геометрических фигурах;
- алгебраическая пропедевтика;
Для реализации данного предмета авторским коллективом разработан учебно-методический комплект пособий. Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке (работа индивидуальная, в группах и др.) и вне урока (кружки, факультативы, конкурсы и тд.).
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также юля оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления Ванных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаки для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание программы (136 часов)
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз-* рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Устное сложение и вычитание в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация' знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и peзультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79, 729-х=217 + 163, х- 137 = 500- 140.
Устное сложение и вычитание в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (75 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 х = 429 + 120, х- 18 = 270-50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2—4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2—4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2—3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам, обучающихся
к концу 4 класса
Нумерация
Обучающиеся должны знать;
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единице (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки] > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел т соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них); I
- находить числовые значения буквенных выражения вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовые значениях входящих в них букв;
- выполнять, устные вычисления в пределах»'Д00 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х + 60 = 320, 125+х = 750, 2000-л:=1450, х- 12 = 2400, х:5 = 420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия.
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений. Обучающиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
— свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
— строить заданный отрезок; ,
— строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Учебно-методическая литература:
1. Моро М.И. Математика. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. – М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова – М.: Просвещение, 2009.
2. Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2007.
3. Волкова С.И. Проверочные работы к учебнику «Математика 4 класс» Пособие для учащихся 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
4. Школа России. Концепция и программы для начальных классов М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др. – М.: Просвещение, 2008.
Проверочные работы
Тема | Вид контроля | Форма контроля | Приложение |
Нахождение суммы нескольких слагаемых. | Текущий тематический | Проверочная работа №1 | Тетрадь для проверочных работ с.4-5 |
Письменные приемы вычитания для случаев с двумя переходами через разряд. | Текущий тематический | Проверочная работа №2 | Тетрадь для проверочных работ с 6-7 |
Закрепление письменного приема умножения. Умножение с 0 и 1. | Текущий тематический | Проверочная работа №3 | Тетрадь для проверочных работ с 8-9 |
Письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. | Текущий тематический | Проверочная работа №4 | Тетрадь для проверочных работ с 10-12 |
Письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. | Текущий тематический | Тест 1 | Тетрадь для проверочных работ с.12-13 |
Письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число | Текущий тематический | Тест 2 | Тетрадь для проверочных работ с.14-15 |
Контрольная работа №1 по теме: «Числа от 1 до 1000». | Итоговый | Тест 1 | Тесты по математике, стр.8-10 |
Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. | Текущий тематический | Проверочная работа №5 | Тетрадь для проверочных работ с.16-17 |
Класс миллионов и класс миллиардов. | Текущий тематический | Проверочная работа №6 | Тетрадь для проверочных работ с.18-19 |
Луч. Числовой луч. | Текущий тематический | Тест 3 | Тетрадь для проверочных работ с. 20-21 |
Угол. Виды углов. Построение прямых углов. | Текущий тематический | Тест 4 | Тетрадь для проверочных работ с.22-23 |
Контрольная работа №2 по тем: «Числа, которые больше 1000 | Итоговый | Тест 2 | Тесты по математике, стр.14-15 |
Таблица единиц длины. | Текущий тематический | Проверочная работа №7 | Тетрадь для проверочных работ стр. 24-25 |
Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | Текущий тематический | Тест 3 | Тесты по математике, стр.18-21 |
Таблица единиц площади. | Текущий тематический | Проверочная работа №8 | Тетрадь для проверочных работ с.26-27 |
Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки. | Текущий тематический | Тест 4 | Тесты по математике, стр.22-25 |
Единицы массы. Тонна. Центнер | Текущий тематический | Проверочная работа №9 | Тетрадь для проверочных работ с.28-29 |
Таблица единиц массы. | Текущий тематический | Тест 5 | Тесты по математике, стр 28-29 |
Решение задач на время. | Текущий тематический | Проверочная работа №10 | Тетрадь для проверочных работ с.30-31 |
Единицы времени. Секунда. | Текущий тематический | Тест 6 | Тесты по математике, стр 30-33 |
Единицы времени. Век. Таблица единиц времени. | Текущий тематический | Тест 5 | Тетрадь для проверочных работ с.32-33 |
Контрольная работа №3 по теме: « Величины». | Итоговый | Тест 6 | Тетрадь для проверочных работ с.34-35 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого. | Текущий тематический | Проверочная работа №11 | Тетрадь для проверочных работ с.36-37 |
Нахождение суммы нескольких слагаемых. Решение задач. | Текущий тематический | Тест 7 | Тесты по математике, стр.34-37 |
Сложение и вычитание величин. | Текущий тематический | Тест 8 | Тесты по математике, стр.38-41, |
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме. | Текущий тематический | Проверочная работа №12 | Тетрадь для проверочных работ стр.38-39 |
Закрепление письменных приемов сложения и вычитания. | Текущий тематический | Тест 7 | Тетрадь для проверочных работ стр.40-41 |
Контрольная работа №4 по теме: «Сложение и вычитание» | Итоговый | Тест 8 | Тетрадь для проверочных работ с.42-43 |
Приемы письменного умножения для случаев вида 4019х7; 50801х4. | Текущий тематический | Проверочная работа №13 | Тетрадь для проверочных работ с.44-45 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя. | Текущий тематический | Тест 9 | Тесты по математике, стр.42-45 |
Деление многозначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нули. | Текущий тематический | Проверочная работа №14 | Тетрадь для проверочных работ стр.46-47 |
Деление многозначных чисел на однозначное число. | Текущий тематический | Тест 10 | Тесты по математике, стр.46-51 |
Закрепление письменных приемов умножения и деления | Текущий тематический | Проверочная работа №15 | Тетрадь для проверочных работ стр.48-49 |
Контрольная работа №5 по теме: «Письменные приемы умножения и деления на однозначное число | Итоговый | Тест 9 | Тетрадь для проверочных работ с.50-51 |
Нахождение среднего значения. Решение задач. | Текущий тематический | Тест 10 | Тетрадь для проверочных работ с.52-53 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | Текущий тематический | Проверочная работа №16, тест 11 | Тетрадь для проверочных работ стр.54-55 |
Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости. | Текущий тематический | Тест 11 | Тесты по математике, стр.52-55 |
Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием. | Итоговый | Итоговый тест за 1 полугодие Тест 12 | Тесты по математике, стр.56-63 |
Перестановка и группировка множителей. | Текущий тематический | Проверочная работа №17 | Тетрадь для проверочных работ с.56-57 |
Закрепление письменных приемов умножения. | Текущий тематический | Проверочная работа №18 | Тетрадь для проверочных работ с.58-59 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Скорость. Время. Расстояние» | Итоговый | Тест 13 | Тесты по математике, стр.64-67 |
Деление с остатком на 10,100 и 1000 | Текущий тематический | Проверочная работа №19 | Тетрадь для проверочных работ с.60-61 |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями | Текущий тематический | Проверочная работа №20 | Тетрадь для проверочных работ стр.62-63 |
Решение задач и примеров. | Текущий тематический | Проверочная работа №21 | Тетрадь для проверочных работ стр.64-65 |
Закрепление письменных приемов умножения и деления | Текущий тематический | Тест 12 | Тетрадь для проверочных работ стр.66-67 |
Контрольная работа №7 по теме: «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями | Итоговый | Тест 14 | Тесты по математике, стр.68-71 |
Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. | Текущий тематический | Проверочная работа №22 | Тетрадь для проверочных работ стр.68-69 |
Письменный прием умножения на двузначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули. | Текущий тематический | Проверочная работа №23 | Тетрадь для проверочных работ стр.70-71 |
Умножение на двузначные числа. Решение задач. | Текущий тематический | Тест 15 | Тесты по математике, стр.72-75 |
Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули. | Текущий тематический | Тест 16 | Тесты по математике, стр.76-79 |
Контрольная работа №8 по теме: «Умножение на двузначные и трехзначные числа» | Итоговый | Проверочная работа №24 | Тетрадь для проверочных работ стр.72-73 |
Решение задач. | Текущий тематический | Проверочная работа №25 | Тетрадь для проверочных работ стр.74-75 |
Деление на двузначное число | Текущий тематический | Тест 13 | Тетрадь для проверочных работ стр.76-77 |
Контрольная работа №9 по теме: «Деление на двузначные числа». | Итоговый | Тест 17 | Тесты по математике, стр.80-83 |
Деление на трехзначное число | Текущий тематический | Проверочная работа №26 | Тетрадь для проверочных работ стр.78-79 |
Контрольная работа № 10 по теме: «Деление на трехзначные числа» | Текущий тематический | Тест 18 | Тесты по математике, стр.84-87 |
Повторение. Арифметические действия. | Текущий тематический | Тест 14 | Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.80-81 |
Повторение. Сложение и вычитание. | Текущий тематический | Тест 15 | Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.82-83 |
Повторение. Умножение и деление. | Текущий тематический | Тест 16 | Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.84-85 |
Итоговая контрольная работа. | Итоговый | Тест 19 | Тесты по математике, стр.88-95 |
Повторение. Решение задач изученных видов. | Текущий тематический | Тест 17 | Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.86-87 |
Работа над ошибками. Повторение. Решение задач изученных видов. | Текущий тематический | Тест 18 | Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.88-91 |
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Практическая работа | Контрольная работа |
1 | Числа от 1 до 1000 (продолжение). | 12 ч | Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений. | №1 по теме: «Числа от 1 до 1000». |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 9 ч | Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Устное сложение и вычитание в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. | №2 по теме: «Числа, которые больше 1000» |
3 | Величины. | 15 ч | Познакомиться с новыми единицами длины, массы и времени, закрепить наглядные представления о каждой единице, а также усвоить соотношение между всеми изученными единицами каждой из величин, то есть знать таблицы единиц и уметь их применять при решении практических и учебных задач. Знать, с помощью каких инструментов и приборов измеряют каждую величину, иметь четкое представление о процессе измерения длины, массы, времени; закрепить умения измерять и строить отрезки с помощью линейки. Иметь реальное представление о квадратном метре, километре, миллиметре, аре и гектаре как единицах площади. Уметь находить площадь фигуры, используя палетку. Знать правило нахождения площади прямоугольника и уметь, пользуясь им, решать задачи на вычисление площади прямоугольных фигур. Научиться вычислять площадь прямоугольника в квадратных метрах, километрах; знать таблицу единиц площади и уметь устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром; находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны. | №3 по теме: « Величины». |
4 | Сложение и вычитание. | 9 ч | Знать конкретный смысл сложения и вычитания, уметь применять полученные знания при решении задач, владеть соответствующей терминологией (знать названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания).Знать переместительное и сочетательное свойства сложения, а также свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа Знать связи между результатами и компонентами сложения и вычитания, уметь применять эти знания при проверке вычислений и при решении уравнений. Усвоить приемы письменных вычислений, овладеть навыками выполнения сложения и вычитания многозначных чисел в пределах миллиона, познакомиться с приемом письменного сложения и вычитания значений величин, научиться применять его при вычислении. | №4 по теме: ««Сложение и вычитание» |
5 | Умножение и деление. | 75 ч | Учащиеся должны знать связь умножения и сложения одинаковых слагаемых, уметь применять эти знания при нахождении произведения, при решении простых и составных задач. Знать переместительное свойство умножения суммы на число, уметь применять это свойство при выполнении вычислений. Знать связь между компонентами и результатом действия умножения и уметь использовать это знание при решении уравнений, при выполнении различных упражнений. Усвоить приемы устного и письменного умножения многозначных чисел на однозначное для различных случаев и овладеть навыками выполнения этих действий. Ученики должны знать связь деления с умножением, применять эти знания при вычислении частного, при решении задач. Знать связь между компонентами и результатом действия деления и уметь использовать эти знания при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений. Усвоить приемы устного и письменного деления многозначных чисел на однозначное число для различных случаев и овладеть навыками выполнения этого действия. Одновременно с изучением темы: «Деление на однозначное число» учащиеся должны научиться решать новый вид задач на нахождение четвертого пропорционального. | №5 по теме: «Письменные приемы умножения и деления на однозначное число Итоговый тест за 1 полугодие №6 «Скорость. Время. Расстояние .№ 7 «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями» № 8«Умножение на двузначные и трехзначные числа» № 9«Деление на двузначные числа». № 10«Деление на трехзначные числа» |
6 | Систематизация и обобщение всего изученного. | 16 ч | Умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания; осуществлять контроль и оценку их правильности, осуществлять поиск путей преодоления ошибок. | Итоговая контрольная работа Переводная контрольная работа. |
136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...