Планирование курса "Развитие познавательных способностей"
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме
Пояснительная записка.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Основная цель полного четырёхлетнего курса развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» состоит в том, чтобы формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения; формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; развивать речь, мышление в ходе таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и возможностях своего интеллекта.
Программа.
Систематический курс развивающих занятий «Развитие познавательных способностей» включает в себя 4 темы:
- Развитие воображения;
- Развитие памяти;
- Развитие внимания;
- Развитие мышления.
Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в деятельности младших школьников.
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом. Развитие воображения способствует формированию общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата. Обеспечивается за счёт игр на перевоплощение, «Мозаика», «Зашифрованный рисунок», складывание узоров по образцу и по памяти.
Развитие визуальной, аудиальной, тактильной памяти (увеличение объёма, устойчивости, эффективности перевода из кратковременной в долговременную память) обеспечивается за счёт упражнений на запоминание различных предметов, игр: «Внимательный художник», «Найди отличия», и др.
Развитие внимания (устойчивости, повышения объёма, переключения, навыков самоконтроля, произвольности) формируется в ходе игр: «Внимательный художник», «Точки», «И мы …», «Запутанные дорожки» и др.
Развитие мышления способствует развитию умения анализировать, строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Переход от наглядно – действенного мышления к абстрактно – логическому осуществляется с помощью упражнений на сравнение, группировку, обобщение и при проведении игр: «Исключи лишнее», «Продолжи закономерность», «Продолжи числовой ряд» и др.
Программа курса «Развитие познавательных способностей» рассчитана на 33 занятия (в первом классе) и 34 занятия в остальных классах (одно занятие в неделю).
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps.zip | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
1 КЛАСС
№ занятия | Сроки проведения | Развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Построение предметов, штриховка (вводный урок). | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение предметов, виды штриховок. | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение аэродрома. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение маяка. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение реактивного самолёта. | |
6 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение Красной площади. | |
7 | Совершенствование воображения. Построение гусеницы. | |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение соловья. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение спец. машины «Скорая помощь». ЗАЧЕТ. | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение кареты. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение коляски. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение трамвая. | |
13 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение домика для зайчат. | |
14 | Совершенствование воображения. Построение лесной полосы и самолёта на ней. | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение космического летательного Аппарата. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение тематической картинки «Зимние забавы». ЗАЧЕТ. | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение трактора с прицепом. | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение паровоза с вагонами. | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение электрокара. | |
20 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение электромобиля. | |
21 | Совершенствование воображения. Построение метро. |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение микроавтобуса. | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение космического корабля. | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение подъёмного крана. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение бабочки. | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение тематической картинки «Царевна-лягушка». ЗАЧЕТ. | |
27 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение сюжетной картинки «Баба-Яга». | |
28 | Совершенствование воображения. Построение сюжетной картинки «Грибы». | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение букета цветов. | |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение жилого дома. | |
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение корабля. | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение робота. | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение вертолёта. ЗАЧЕТ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики.на уроках математики на уроках математики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».
Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...
Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»
Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...
Система работы с младшими школьниками по развитию познавательных способностей
Работа была представлена на Всероссийский конкурс "Педагогические инновации-2010". Награждена дипломом I степени....
Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс
Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс...
Календарно-тематическое планирование кружка "Развитие познавательных способностей" 2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Развитие познавательных способностей" 2 класс. УМК "Школа России"...