Планирование курса "Развитие познавательных способностей"
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Бобовская Юлия Юрьевна

                      Пояснительная записка.  

  Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.    

     Основная цель полного четырёхлетнего курса развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» состоит в том, чтобы формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения; формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; развивать речь, мышление в ходе таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

      Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные условия для развития у детей   познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и возможностях своего интеллекта.

 

   Программа.

 

     Систематический курс развивающих занятий «Развитие познавательных способностей» включает в себя 4 темы:

  • Развитие воображения;
  • Развитие памяти;
  • Развитие внимания;
  • Развитие мышления.

     Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в деятельности младших школьников.

     Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, не только значительно углубляет  и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом. Развитие воображения способствует формированию общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата. Обеспечивается за счёт игр на перевоплощение, «Мозаика», «Зашифрованный рисунок», складывание узоров по образцу и по памяти.

     Развитие визуальной, аудиальной, тактильной памяти (увеличение объёма, устойчивости, эффективности перевода из кратковременной в долговременную память) обеспечивается за счёт упражнений на запоминание различных предметов, игр: «Внимательный художник», «Найди отличия», и др.

     Развитие внимания (устойчивости, повышения объёма, переключения, навыков самоконтроля, произвольности) формируется в ходе игр: «Внимательный художник», «Точки», «И мы …», «Запутанные дорожки» и др.

     Развитие мышления способствует развитию умения анализировать, строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Переход от наглядно – действенного мышления к абстрактно – логическому осуществляется с помощью упражнений на сравнение, группировку, обобщение и при проведении игр: «Исключи лишнее», «Продолжи закономерность», «Продолжи числовой ряд» и др.

 

     Программа курса «Развитие познавательных способностей» рассчитана на 33 занятия (в первом классе) и 34 занятия в остальных классах  (одно  занятие в неделю).

     В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.

     Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rps.zip23.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

1 КЛАСС

№ занятия

Сроки

проведения

Развиваемые способности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Построение предметов, штриховка (вводный урок).

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение предметов, виды штриховок.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение  аэродрома.

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение  маяка.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Построение реактивного самолёта.

6

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение Красной площади.

7

Совершенствование  воображения. Построение гусеницы.

8

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение соловья.

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение  спец. машины «Скорая помощь».

ЗАЧЕТ.

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение   кареты.

11

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   коляски.

12

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  трамвая.

13

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение  домика для  зайчат.

14

Совершенствование  воображения. Построение  лесной полосы и самолёта на ней.

15

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение  космического летательного

Аппарата.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение   тематической картинки «Зимние забавы».

ЗАЧЕТ.

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение   трактора с   прицепом.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   паровоза с вагонами.

19

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  электрокара.

20

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение  электромобиля.

21

Совершенствование  воображения. Построение  метро.

22

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение  микроавтобуса.

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение   космического корабля.

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение   подъёмного крана.

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   бабочки.

26

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  тематической  картинки «Царевна-лягушка».

ЗАЧЕТ.

27

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение  сюжетной картинки «Баба-Яга».

28

Совершенствование  воображения. Построение  сюжетной  картинки «Грибы».

29

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение  букета цветов.

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение   жилого дома.

31

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение  корабля.

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   робота.

33

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  вертолёта.

ЗАЧЕТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».

Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Система работы с младшими школьниками по развитию познавательных способностей

Работа была представлена на Всероссийский конкурс "Педагогические инновации-2010". Награждена дипломом I степени....

Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс

Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс...

Календарно-тематическое планирование кружка "Развитие познавательных способностей" 2 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Развитие познавательных способностей" 2 класс. УМК "Школа России"...