Программа по математике, 7 вид, 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Вожжова Виктория Александровна

Программа по математике, 7 вид, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_4_klass.doc_p.doc128 КБ
Microsoft Office document icon matematika._-_poyasnitelnaya_zapiska.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 4 класс

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название темы (раздела)

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Многозначные числа. Нумерация.

Сложение и вычитание.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

1

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

1

Порядок действий в выражениях, содержащих в скобках два действия.

1

Сложение и вычитание

1

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

Вычитание трехзначных чисел.

1

Вычитание вида 903 – 574.

1

Класс единиц и класс тысяч.

1

Чтение многозначных чисел.

1

Запись многозначных чисел. Значение цифры в записи числа.

1

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1

Сравнение многозначных  чисел.

1

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

1

Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе.

1

Класс миллионов, класс миллиардов.

1

Закрепление пройденного по теме «Нумерация многозначных чисел»

1

Контрольная работа по теме «Нумерация  многозначных чисел».

1

Единицы времени.

1

Решение задач на нахождение начала, продолжительности и конца события.

1

Секунда.

1

Единица времени – век.

Приемы письменного сложения и вычитания.

1

Прием письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032.

1

Вычитание с занимание единиц через несколько разрядов. Закрепление.

1

Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений.

1

Нахождение неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.

1

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

1

Итоговая контрольная работа за І четверть.

1

Умножение и деление

Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0.

1

Письменные приемы умножения.

1

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

1

Нахождение неизвестного множителя. Решение уравнений.

1

Свойства диагоналей прямоугольника.

1

Деление как арифметическое действие (повторение изученного).

1

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число.

1

Упражнения в делении многозначных чисел на однозначные.

1

Решение задач на увеличение (уменьшение) в несколько раз выраженных в косвенной форме..

1

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя.

1

Решение задач на пропорциональное деление.

1

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули.

1

Деление многозначных чисел на однозначное.

1

Решение задач на пропорциональное деление.

1

Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначное».

1

Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел на однозначное»

1

Величины. Единица длины – километр.

1

Единицы длины. Закрепление.

1

Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр.

1

Деление фигур на части.

1

Таблица единиц площади.

1

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

1

Нахождение нескольких долей целого.

1

Нахождение целого по его части.

1

Единицы массы. Тонна. Центнер.

1

Таблица единиц массы.

1

Закрепление по теме «Величины»

1

Итоговая контрольная работа за I полугодие.

1

Скорость. Единицы скорости.

1

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1

Закрепление по теме «Задачи на движение».

1

Решение задач изученных видов.

1

Умножение числа на произведение.

1

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Умножение вида 7600 · 40

1

Решение задач на встречное движение.

1

Перестановка и группировка множителей.

1

Контрольная работа по теме «Письменные приемы умножения многозначных чисел»

1

Деление числа на произведение.

1

Деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Деление с остатком на 10, 100, 1000..

1

Решение задач.

1

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Умножение числа на сумму.

1

Устные приемы умножения вида 12 · 15, 40 · 32.

1

Письменное умножение на двузначное число.

1

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

1

Письменное умножение на двузначное число.

1

Письменное умножение на трехзначное число.

1

Контрольная работа по теме «Письменное умножение на двузначное и трехзначное число»

1

Письменное деление на двузначное число.

1

 Деление на двузначное число.

1

 Деление на двузначное число.

1

 Деление на двузначное число.

1

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.

1

Закрепление по теме «Деление на двузначное число»

1

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число».

1

Письменное деление на трехзначное число.

1

Письменное деление на трехзначное число.

1

Деление на трехзначное число.

1

Деление на трехзначное число.

1

Нахождение длины ломаной.

1

Деление на трехзначное число.

1

Деление с остатком.

1

Проверка умножения делением.

1

Деление с остатком.

1

Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число».

1

Итоговое повторение

Нумерация.

1

Арифметические действия. Сложение и вычитание.

1

Арифметические действия. Умножение и деление.

1

Контрольная работа по теме «Повторение».

1

Величины.

1



Предварительный просмотр:

Математика

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для обучающихся  специальных (коррекционных) классов 7 вида  разработана на основе  программы для общеобразовательных учреждений «Коррекционно-развивающее обучение» для начальной школы (Под редакцией С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004). Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Программа по математике в начальной школе относится к образовательной области «Математика».

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю по учебному плану  - 3

 Учебных недель                                                           - 34

Общее количество часов                                            -102                                                                            

Ценностные ориентиры

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Планета знаний» ), так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике. Содержание программы составляют:

•        изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;

•        ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;

•        формирование практических умений — измерительных, графических;

•        формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.

Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.

Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:

•        восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

•        специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;

•        обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

•        формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

•        развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

•        активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

• активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;

•        воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;

•        развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

Первоначальной задачей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность лучше усвоить основные математические понятия и отношения. В программу I класса введен пропедевтический период, все обучение в котором носит наглядно-действенный характер. Это означает, что все математические понятия ученик усваивает в процессе наблюдений за действиями учителя, а также посредством собственных самостоятельных упражнений с различными реальными предметами, геометрическими фигурами и другим дидактическим счетным материалом.

Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное усвоение ими соответствующей математической терминологии. Аналогичная практическая подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделов программы курса начальной математики.

Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а  обеспечить уровень общего и математического развития учащихся. Все задания должны развивать познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставление, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод», «Найди закономерность», «Отгадай правило» и т. п.

Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел: десяток — сотня — тысяча — многозначные числа. Наряду с расширением числового диапазона углубляются, систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних этапах обучения. Важно уяснение учениками взаимосвязи и взаимообратности арифметических действий — сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение.

При изучении нумерации, начиная с чисел первого десятка, важно добиться, чтобы все учащиеся научились уверенно вести счет не только в прямом, но и в обратном порядке, а также начиная с любого числа числового ряда и заканчивая заданным числом. Для этого они должны понять общий принцип построения числового ряда, т. е. что каждое число можно получить путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из числа, следующего при счете заданным. В помощь детям, которые плохо запоминают последовательность числительных, дается зрительная и тактильная опора. При этом развернутые внешние действия постепенно заменяются сокращенными, свернутыми, а затем становятся автоматизированными.

При решении арифметических задач дети учатся прежде всего анализировать условие задачи, выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними связь, иллюстрировать рисунком или чертежом, записывать задачу кратко. Важно, чтобы учащиеся умели объяснить, что обозначают каждое число и знаки отношений. При формулировке ответа следует учить детей опираться на вопрос задачи, а также обосновывать выбор того или иного арифметического действия. Таким образом они постепенно овладевают общими приемами работы над задачей, что помогает коррекции их мышления и речи.

Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим — дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно применение графических опор, схем, памяток-инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.

В зависимости от задач каждого конкретного урока математики учитель может подбирать самые разные методы преподнесения материала. Но в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, предпочтение следует отдавать коррекционным методам, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся, их мышления и речи.

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

1.  «МАТЕМАТИКА»  Учебник для 4 класса начачальной  школы В 2 ч. /Авторы:М. И. Моро,  М. А. Бантова ,  Г. В. Бельтюкова и др./  М.: Просвещение,  2007 год

Содержание программы

IV класс

Многозначные числа. Нумерация. Сложение и вычитание

Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах миллиона. Разряды и классы. Запись и сравнение чисел.

Единицы времени: век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда. Их соотношение. Простые задачи на вычисление времени.

Сложение и вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы выполнения действий.

Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Решение задач с помощью составления уравнения.

Решение составных задач. Вычисление значения выражений в 2—3 действия (со скобками и без них)

Умножение и деление

Повторение и систематизация знаний учащихся: перестановка множителей, взаимосвязь между компонентами действий, умножение и деление с числами 1 и 0, умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число, умножение и деление числа на произведение.

Способы проверки умножения и деления. Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, умножение и деление на 10, 100, 1000.

Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Отработка письменных приемов вычислений.

Знакомство с ЭВМ.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Решение задач.

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

Площадь фигуры. Практические упражнения в измерении площади. Единицы измерения площади. Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

Решение задач изученных видов на все арифметические действия.

Повторение и обобщение знаний.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

•        таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

•        названия и обозначения единиц важнейших величин — длины, массы, площади, времени;

•        взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.) и применять эти знания при решении текстовых задач.

Учащиеся должны уметь:

•        читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

•        выполнять устные вычисления в пределах 100, а с большими числами — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

•        выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание,  умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число;

  1. проверять  правильность вычислений;

•        называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);

•        находить значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

•        решать простые и составные задачи в 2—3 действия с помощью действий сложения, вычитания, умножения и деления;

•        измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины;

•        уметь распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат;

•        вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Материально-техническое обеспечение программы по математике

        Для  учителя:    

     

 1 Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1 – 4). Подготовительный класс/ Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – с. 88 - 90.

2.  «МАТЕМАТИКА»  Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /Авторы:  М. И. Моро,   М. А. Бантова ,  Г. В. Бельтюкова и др./– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007г.

3. Дмитриева О. И.

Поупрочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 4 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 397 с.- (В помощь школьному учителю).

5. Беденко М. В.

Самостоятельные и контрольные работы по математике: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Мастерская учителя)

      Для учащихся:  

1.  «МАТЕМАТИКА»  Учебник для 4 класса начачальной  школы В 2 ч. /Авторы:М. И. Моро,  М. А. Бантова ,  Г. В. Бельтюкова и др./  М.: Просвещение,  2007 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...