Программа по математике, 7 вид, 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Программа по математике, 7 вид, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4_klass.doc_p.doc | 128 КБ |
matematika._-_poyasnitelnaya_zapiska.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 4 класс
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы (раздела) | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения занятия | |
Многозначные числа. Нумерация. Сложение и вычитание. | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 1 | |||
Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | ||||
Порядок действий в выражениях, содержащих в скобках два действия. | 1 | ||||
Сложение и вычитание | 1 | ||||
Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | ||||
Вычитание трехзначных чисел. | 1 | ||||
Вычитание вида 903 – 574. | 1 | ||||
Класс единиц и класс тысяч. | 1 | ||||
Чтение многозначных чисел. | 1 | ||||
Запись многозначных чисел. Значение цифры в записи числа. | 1 | ||||
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | ||||
Сравнение многозначных чисел. | 1 | ||||
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | ||||
Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | 1 | ||||
Класс миллионов, класс миллиардов. | 1 | ||||
Закрепление пройденного по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел». | 1 | ||||
Единицы времени. | 1 | ||||
Решение задач на нахождение начала, продолжительности и конца события. | 1 | ||||
Секунда. | 1 | ||||
Единица времени – век. | |||||
Приемы письменного сложения и вычитания. | 1 | ||||
Прием письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032. | 1 | ||||
Вычитание с занимание единиц через несколько разрядов. Закрепление. | 1 | ||||
Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений. | 1 | ||||
Нахождение неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого. | 1 | ||||
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | ||||
Итоговая контрольная работа за І четверть. | 1 | ||||
Умножение и деление | Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0. | 1 | |||
Письменные приемы умножения. | 1 | ||||
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | ||||
Нахождение неизвестного множителя. Решение уравнений. | 1 | ||||
Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | ||||
Деление как арифметическое действие (повторение изученного). | 1 | ||||
Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число. | 1 | ||||
Упражнения в делении многозначных чисел на однозначные. | 1 | ||||
Решение задач на увеличение (уменьшение) в несколько раз выраженных в косвенной форме.. | 1 | ||||
Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | ||||
Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | ||||
Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. | 1 | ||||
Деление многозначных чисел на однозначное. | 1 | ||||
Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | ||||
Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначное». | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел на однозначное» | 1 | ||||
Величины. Единица длины – километр. | 1 | ||||
Единицы длины. Закрепление. | 1 | ||||
Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | ||||
Деление фигур на части. | 1 | ||||
Таблица единиц площади. | 1 | ||||
Измерение площади фигуры с помощью палетки. | 1 | ||||
Нахождение нескольких долей целого. | 1 | ||||
Нахождение целого по его части. | 1 | ||||
Единицы массы. Тонна. Центнер. | 1 | ||||
Таблица единиц массы. | 1 | ||||
Закрепление по теме «Величины» | 1 | ||||
Итоговая контрольная работа за I полугодие. | 1 | ||||
Скорость. Единицы скорости. | 1 | ||||
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | ||||
Закрепление по теме «Задачи на движение». | 1 | ||||
Решение задач изученных видов. | 1 | ||||
Умножение числа на произведение. | 1 | ||||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||||
Умножение вида 7600 · 40 | 1 | ||||
Решение задач на встречное движение. | 1 | ||||
Перестановка и группировка множителей. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Письменные приемы умножения многозначных чисел» | 1 | ||||
Деление числа на произведение. | 1 | ||||
Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||||
Деление с остатком на 10, 100, 1000.. | 1 | ||||
Решение задач. | 1 | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||||
Умножение числа на сумму. | 1 | ||||
Устные приемы умножения вида 12 · 15, 40 · 32. | 1 | ||||
Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||||
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 | ||||
Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||||
Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Письменное умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | ||||
Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||||
Деление на двузначное число. | 1 | ||||
Деление на двузначное число. | 1 | ||||
Деление на двузначное число. | 1 | ||||
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. | 1 | ||||
Закрепление по теме «Деление на двузначное число» | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 | ||||
Письменное деление на трехзначное число. | 1 | ||||
Письменное деление на трехзначное число. | 1 | ||||
Деление на трехзначное число. | 1 | ||||
Деление на трехзначное число. | 1 | ||||
Нахождение длины ломаной. | 1 | ||||
Деление на трехзначное число. | 1 | ||||
Деление с остатком. | 1 | ||||
Проверка умножения делением. | 1 | ||||
Деление с остатком. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число». | 1 | ||||
Итоговое повторение | Нумерация. | 1 | |||
Арифметические действия. Сложение и вычитание. | 1 | ||||
Арифметические действия. Умножение и деление. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Повторение». | 1 | ||||
Величины. | 1 |
Предварительный просмотр:
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся специальных (коррекционных) классов 7 вида разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Коррекционно-развивающее обучение» для начальной школы (Под редакцией С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004). Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Программа по математике в начальной школе относится к образовательной области «Математика».
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану - 3
Учебных недель - 34
Общее количество часов -102
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Планета знаний» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике. Содержание программы составляют:
• изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
• ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;
• формирование практических умений — измерительных, графических;
• формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
• восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
• специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
• обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
• формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
• развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
• активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
• активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
• воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
• развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Первоначальной задачей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность лучше усвоить основные математические понятия и отношения. В программу I класса введен пропедевтический период, все обучение в котором носит наглядно-действенный характер. Это означает, что все математические понятия ученик усваивает в процессе наблюдений за действиями учителя, а также посредством собственных самостоятельных упражнений с различными реальными предметами, геометрическими фигурами и другим дидактическим счетным материалом.
Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное усвоение ими соответствующей математической терминологии. Аналогичная практическая подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделов программы курса начальной математики.
Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а обеспечить уровень общего и математического развития учащихся. Все задания должны развивать познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставление, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод», «Найди закономерность», «Отгадай правило» и т. п.
Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел: десяток — сотня — тысяча — многозначные числа. Наряду с расширением числового диапазона углубляются, систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних этапах обучения. Важно уяснение учениками взаимосвязи и взаимообратности арифметических действий — сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение.
При изучении нумерации, начиная с чисел первого десятка, важно добиться, чтобы все учащиеся научились уверенно вести счет не только в прямом, но и в обратном порядке, а также начиная с любого числа числового ряда и заканчивая заданным числом. Для этого они должны понять общий принцип построения числового ряда, т. е. что каждое число можно получить путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из числа, следующего при счете заданным. В помощь детям, которые плохо запоминают последовательность числительных, дается зрительная и тактильная опора. При этом развернутые внешние действия постепенно заменяются сокращенными, свернутыми, а затем становятся автоматизированными.
При решении арифметических задач дети учатся прежде всего анализировать условие задачи, выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними связь, иллюстрировать рисунком или чертежом, записывать задачу кратко. Важно, чтобы учащиеся умели объяснить, что обозначают каждое число и знаки отношений. При формулировке ответа следует учить детей опираться на вопрос задачи, а также обосновывать выбор того или иного арифметического действия. Таким образом они постепенно овладевают общими приемами работы над задачей, что помогает коррекции их мышления и речи.
Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим — дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно применение графических опор, схем, памяток-инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.
В зависимости от задач каждого конкретного урока математики учитель может подбирать самые разные методы преподнесения материала. Но в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, предпочтение следует отдавать коррекционным методам, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся, их мышления и речи.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
1. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса начачальной школы В 2 ч. /Авторы:М. И. Моро, М. А. Бантова , Г. В. Бельтюкова и др./ М.: Просвещение, 2007 год
Содержание программы
IV класс
Многозначные числа. Нумерация. Сложение и вычитание
Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах миллиона. Разряды и классы. Запись и сравнение чисел.
Единицы времени: век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда. Их соотношение. Простые задачи на вычисление времени.
Сложение и вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы выполнения действий.
Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Решение задач с помощью составления уравнения.
Решение составных задач. Вычисление значения выражений в 2—3 действия (со скобками и без них)
Умножение и деление
Повторение и систематизация знаний учащихся: перестановка множителей, взаимосвязь между компонентами действий, умножение и деление с числами 1 и 0, умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число, умножение и деление числа на произведение.
Способы проверки умножения и деления. Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, умножение и деление на 10, 100, 1000.
Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Отработка письменных приемов вычислений.
Знакомство с ЭВМ.
Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Решение задач.
Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.
Площадь фигуры. Практические упражнения в измерении площади. Единицы измерения площади. Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).
Решение задач изученных видов на все арифметические действия.
Повторение и обобщение знаний.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
• таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
• названия и обозначения единиц важнейших величин — длины, массы, площади, времени;
• взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.) и применять эти знания при решении текстовых задач.
Учащиеся должны уметь:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
• выполнять устные вычисления в пределах 100, а с большими числами — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
• выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание, умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число;
- проверять правильность вычислений;
• называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);
• находить значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
• решать простые и составные задачи в 2—3 действия с помощью действий сложения, вычитания, умножения и деления;
• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины;
• уметь распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат;
• вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Материально-техническое обеспечение программы по математике
Для учителя:
1 Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1 – 4). Подготовительный класс/ Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – с. 88 - 90.
2. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова , Г. В. Бельтюкова и др./– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007г.
3. Дмитриева О. И.
Поупрочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 4 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 397 с.- (В помощь школьному учителю).
5. Беденко М. В.
Самостоятельные и контрольные работы по математике: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Мастерская учителя)
Для учащихся:
1. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса начачальной школы В 2 ч. /Авторы:М. И. Моро, М. А. Бантова , Г. В. Бельтюкова и др./ М.: Просвещение, 2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...