Урок по математике 2 класс по программе Б.П.Гейдмана
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Тарасова Ирина Валентиновна

Урок разработан в системе деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skobki_urok.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс, часть 1, урок 11.

Тема урока: Скобки. Сочетательный закон сложения.

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

  1. Сформировать способность к использованию скобок для обозначения порядка действий в выражениях.
  2. Ввести сочетательное свойство сложения. Использовать его для рационализации вычислений.
  3. Повторить сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд.
  4. Закрепить умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия. 

Ход урока:

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. Включение учащихся в учебную деятельность, используя девиз.
  2. Определение содержательных рамок урока: действия с числами.

УУД:  

-- самоопределение (Л);

-- смыслообразование (Л);
-- целеполагание (Р);
-- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Форма работы – фронтальная.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске: На добрый путь всегда готовым будь!

- Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете?

- И мы сегодня отправимся в путешествие. Но прежде, давайте вспомним, с какими

   числами мы сейчас работаем?

- Что мы умеем делать? (складывать, вычитать, сравнивать).

- Сегодня мы продолжим тему сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел. А сопровождать нас в пути будет веселый Паровозик.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

  1. Актуализировать вычислительные навыки: сложение и вычитание.
  2. Актуализировать знания о составе чисел до 10.
  3. Зафиксировать индивидуальное затруднение: сложение и вычитание чисел в выражениях со скобками.

УУД:  

-- подведение под понятие (П);
-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Форма работы – фронтальная.

Организация учебного процесса на этапе 2:

      1.    Актуализация знаний состава чисел до 10.

- А что надо сделать, чтобы отправиться в путешествие? (Выбрать маршрут.)

Математический диктант (запись в тетрадь).

  1. Я задумала число, вычла из него 6 и получила 1. Какое число я задумала?
  2. Уменьшаемое 4, вычитаемое 1. Найдите разность.
  3. К какому числу надо прибавить число 1, чтобы получилось 5?
  4. На сколько 9 больше 8?
  5. Первое слагаемое 2, второе слагаемое 4. Чему равна сумма?

( Проверка с объяснением: 7, 3, 4, 1, 6.)

- Расположите ответы в порядке возрастания.

- Какую закономерность вы заметили? Какое число будет следующим? (9).

- Дополните данные числа до 10.

1,  3,  4,  6,  7,  9.

9,  7,  6,  4,  3,  1.

- Что получилось?

Игра «Цепочка».

- Запишите выражение в тетрадь и найдите ответ.

(1 + 4 – 3 + 5 – 1 = 6)

- У  кого другой вариант?    

- Как считали?

- Маршрут нашего путешествия – решение числовых выражений.

  2. – Маршрут мы определили. Что надо сделать дальше?

(Купить билет, сесть в поезд.)

- Возьмите карточку № 1.

- Какое задание нам надо выполнить?

( Найти значения числовых выражений.)

- Какие значения получились? Назовите значение первого выражения. (Аналогично, второго, третьего.)                              

( Учитель фиксирует все  ответы на доске.)

III. Постановка проблемы.

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение – сложение и вычитание чисел в выражениях со скобками.
  2. Согласовать цель и тему урока.

УУД:  

-- подведение под понятие (П);
-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Форма работы – фронтальная.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Значение какого выражения было найти наиболее затруднительно? ( Последнего.)

- Чем это выражение отличается от предыдущих? ( В нём есть скобки.)

- Умеем мы решать такие числовые выражения?

- Какая будет цель нашего урока?

(Научиться находить значения выражений со скобками.)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

IV. Проектирование и фиксация нового знания.

Цели:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для определения нового правила сложения и вычитания чисел в выражениях со скобками.
  2. Зафиксировать новое знание с помощью алгоритма.

УУД:  

-- самоопределение, смыслообразование (Л);
-- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
-- планирование и прогнозирование (П);

-- выдвижение  гипотез и их обоснование (П);
-- использование знаково-символических  средств (П);

-- познавательная инициатива (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Форма работы – фронтальная.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Как решить данную проблему? Ваши предложения.

Работа с учебником.

    - Мы с вами сделали интересные открытия. Как нам их проверить? (Обратиться к учебнику.)

    - Откройте учебник на с.19.

    - А теперь прочитаем вывод. ( Хором.)

    - Сравните с нашим открытием.

    - Совпали наши открытия с выводами в учебнике?

    - Достигли ли мы цели нашего урока?  

V. Первичное закрепление.

Цель:

Зафиксировать во внешней речи алгоритм сложения и вычитания чисел в выражениях со скобками.

УУД:  

-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
-- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).

Форма работы – в парах.

Организация учебного процесса на этапе 5:

 - Продолжаем наше путешествие на весёлом Паровозике.

        - Возьмите карточку № 2.

        – Какое задание надо выполнить?

         1 выражение – комментируют ученики.

         2 выражение – шепотом в паре по алгоритму.

       ( Работа с комментированием в парах, учитель вывешивает эталоны.)

Физ. минутка.

VI. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для определения нового свойства сложения – сочетательный закон сложения.
  2. Зафиксировать новое знание с помощью эталона.
  3. Дополнить цель и тему урока.

УУД:  

-- самоопределение, смыслообразование (Л);
-- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
-- планирование и прогнозирование (П);

-- выдвижение  гипотез и их обоснование (П);
-- использование знаково-символических  средств (П);

-- познавательная инициатива (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Форма работы – фронтальная.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Сравните наши выражения – чем они похожи? (Они из одинаковых чисел, знаков действий, одинаковые значения выражений).

- А чем они отличаются? (Разный порядок действий).

- Можем ли мы утверждать, что первое выражение равно второму? Почему?

- Запишем вывод.

- Полученное свойство сложения называется сочетательным свойством сложения. 

- Давайте дополним тему урока. 

VII. Первичное закрепление.

Цель:

  1. Зафиксировать во внешней речи сочетательное свойство сложения.

УУД:  

-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
-- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).

Форма работы – фронтальная.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Откройте учебник на с.19.

      - Прочитаем правило. ( Хором.)

      - Посмотрите ещё раз на выражения в карточке. Значение какого выражения было удобнее всего найти? Почему?

       - Пользуясь сочетательным свойством сложения, можно быстро и легко найти сумму.

- Продолжаем наше путешествие на весёлом Паровозике.

        - Возьмите карточку № 3.

        – Какое задание надо выполнить?

         - Какой новый математический знак есть во всех этих выражениях?

         - Как решаем?

        1 выражение – комментирует ученик (запись на доске).

        2 выражение – самостоятельно по образцу.

VIII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. Тренировать способности к самоконтролю и самооценке.
  2. Проверить умение выполнять вычислительные операции по алгоритму.

УУД:    

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);      
-- контроль, коррекция и оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Форма работы – индивидуальная.

Организация учебного процесса на этапе 8:

      - Наш Паровозик делает остановку на станции «Считай-ка».  

      - На карточке остались ещё два выражения. Выберите любое из них и решите.

      - Проверьте по образцу.

       - У кого есть расхождения?

       - Найдите  в чем ошибка? Исправьте её.

       - Кто выполнил правильно? Поставьте «+».    

       - Все готовы к дальнейшему путешествию?

       - Молодцы!

IX. Включение в систему знаний, повторение.

Цели:

  1. Тренировать вычислительные навыки.
  2. Закрепить решение текстовых  задач.

УУД:

-- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- построение логической цепи рассуждений (П);
-- контроль, коррекция, оценка (Р) ;
-- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
-- постановка вопросов (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Форма работы – фронтальная.

Организация учебного процесса на этапе 9:

      1.Пальчиковая гимнастика «Мы едем, едем…»

      2.     – Внимание! Весёлый Паровозик прибывает на станцию «Решай-ка».

           - Найдите № 5  на с.19.

           - Что будем делать? ( Решать задачу.)

           - Как удобно сосчитать? Каким законом воспользуемся?

            7 + 4 + 6 = 7 + (4 + 6) = 7 + 10 = 17 (игр.)

X. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

  1. Зафиксировать новое содержание.
  2. Оценить собственную деятельность на уроке.
  3. Зафиксировать неразрешенные затруднения как – направление будущей деятельности.
  4. Обсудить домашнее задание.

УУД:  

-- рефлексия способов и условий действия (П);
-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

Организация учебной деятельности на этапе 10:

– Назовите тему урока.

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– У кого были затруднения?

– Смогли вы справиться?

– Давайте оценим свою работу.

- Наше путешествие подходит к концу.

- Наш весёлый Паровозик славно потрудился. Давайте поделимся с ним своим настроением, своими впечатлениями.

  ( Раздать листы настроения.)

- Отметьте, с каким настроением  вы завершаете работу. Молодцы!

- Домашнее задание: с. 19 № 4 (учебник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 3 класс по программе Б.П.Гейдмана

Урок разработан в системе деятельностного метода....

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока по математике "сантиметр" по программе "Школа России"

В конспекте дается знакомство учащихся с единицей измерения "сантиметр" с использованием элементов ФГОС...