Урок по математике 2 класс по программе Б.П.Гейдмана
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
2 класс, часть 1, урок 11.
Тема урока: Скобки. Сочетательный закон сложения.
Тип урока: ОНЗ.
Цели урока:
- Сформировать способность к использованию скобок для обозначения порядка действий в выражениях.
- Ввести сочетательное свойство сложения. Использовать его для рационализации вычислений.
- Повторить сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд.
- Закрепить умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.
Ход урока:
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- Включение учащихся в учебную деятельность, используя девиз.
- Определение содержательных рамок урока: действия с числами.
УУД:
-- самоопределение (Л);
-- смыслообразование (Л);
-- целеполагание (Р);
-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Форма работы – фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске: На добрый путь всегда готовым будь!
- Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете?
- И мы сегодня отправимся в путешествие. Но прежде, давайте вспомним, с какими
числами мы сейчас работаем?
- Что мы умеем делать? (складывать, вычитать, сравнивать).
- Сегодня мы продолжим тему сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел. А сопровождать нас в пути будет веселый Паровозик.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
- Актуализировать вычислительные навыки: сложение и вычитание.
- Актуализировать знания о составе чисел до 10.
- Зафиксировать индивидуальное затруднение: сложение и вычитание чисел в выражениях со скобками.
УУД:
-- подведение под понятие (П);
-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Форма работы – фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Актуализация знаний состава чисел до 10.
- А что надо сделать, чтобы отправиться в путешествие? (Выбрать маршрут.)
Математический диктант (запись в тетрадь).
- Я задумала число, вычла из него 6 и получила 1. Какое число я задумала?
- Уменьшаемое 4, вычитаемое 1. Найдите разность.
- К какому числу надо прибавить число 1, чтобы получилось 5?
- На сколько 9 больше 8?
- Первое слагаемое 2, второе слагаемое 4. Чему равна сумма?
( Проверка с объяснением: 7, 3, 4, 1, 6.)
- Расположите ответы в порядке возрастания.
- Какую закономерность вы заметили? Какое число будет следующим? (9).
- Дополните данные числа до 10.
1, 3, 4, 6, 7, 9.
9, 7, 6, 4, 3, 1.
- Что получилось?
Игра «Цепочка».
- Запишите выражение в тетрадь и найдите ответ.
(1 + 4 – 3 + 5 – 1 = 6)
- У кого другой вариант?
- Как считали?
- Маршрут нашего путешествия – решение числовых выражений.
2. – Маршрут мы определили. Что надо сделать дальше?
(Купить билет, сесть в поезд.)
- Возьмите карточку № 1.
- Какое задание нам надо выполнить?
( Найти значения числовых выражений.)
- Какие значения получились? Назовите значение первого выражения. (Аналогично, второго, третьего.)
( Учитель фиксирует все ответы на доске.)
III. Постановка проблемы.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение – сложение и вычитание чисел в выражениях со скобками.
- Согласовать цель и тему урока.
УУД:
-- подведение под понятие (П);
-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Форма работы – фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Значение какого выражения было найти наиболее затруднительно? ( Последнего.)
- Чем это выражение отличается от предыдущих? ( В нём есть скобки.)
- Умеем мы решать такие числовые выражения?
- Какая будет цель нашего урока?
(Научиться находить значения выражений со скобками.)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
IV. Проектирование и фиксация нового знания.
Цели:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для определения нового правила сложения и вычитания чисел в выражениях со скобками.
- Зафиксировать новое знание с помощью алгоритма.
УУД:
-- самоопределение, смыслообразование (Л);
-- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
-- планирование и прогнозирование (П);
-- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
-- использование знаково-символических средств (П);
-- познавательная инициатива (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Форма работы – фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Как решить данную проблему? Ваши предложения.
Работа с учебником.
- Мы с вами сделали интересные открытия. Как нам их проверить? (Обратиться к учебнику.)
- Откройте учебник на с.19.
- А теперь прочитаем вывод. ( Хором.)
- Сравните с нашим открытием.
- Совпали наши открытия с выводами в учебнике?
- Достигли ли мы цели нашего урока?
V. Первичное закрепление.
Цель:
Зафиксировать во внешней речи алгоритм сложения и вычитания чисел в выражениях со скобками.
УУД:
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
-- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Форма работы – в парах.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Продолжаем наше путешествие на весёлом Паровозике.
- Возьмите карточку № 2.
– Какое задание надо выполнить?
1 выражение – комментируют ученики.
2 выражение – шепотом в паре по алгоритму.
( Работа с комментированием в парах, учитель вывешивает эталоны.)
Физ. минутка.
VI. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для определения нового свойства сложения – сочетательный закон сложения.
- Зафиксировать новое знание с помощью эталона.
- Дополнить цель и тему урока.
УУД:
-- самоопределение, смыслообразование (Л);
-- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
-- планирование и прогнозирование (П);
-- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
-- использование знаково-символических средств (П);
-- познавательная инициатива (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Форма работы – фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Сравните наши выражения – чем они похожи? (Они из одинаковых чисел, знаков действий, одинаковые значения выражений).
- А чем они отличаются? (Разный порядок действий).
- Можем ли мы утверждать, что первое выражение равно второму? Почему?
- Запишем вывод.
- Полученное свойство сложения называется сочетательным свойством сложения.
- Давайте дополним тему урока.
VII. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать во внешней речи сочетательное свойство сложения.
УУД:
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
-- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Форма работы – фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Откройте учебник на с.19.
- Прочитаем правило. ( Хором.)
- Посмотрите ещё раз на выражения в карточке. Значение какого выражения было удобнее всего найти? Почему?
- Пользуясь сочетательным свойством сложения, можно быстро и легко найти сумму.
- Продолжаем наше путешествие на весёлом Паровозике.
- Возьмите карточку № 3.
– Какое задание надо выполнить?
- Какой новый математический знак есть во всех этих выражениях?
- Как решаем?
1 выражение – комментирует ученик (запись на доске).
2 выражение – самостоятельно по образцу.
VIII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
- Тренировать способности к самоконтролю и самооценке.
- Проверить умение выполнять вычислительные операции по алгоритму.
УУД:
-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- контроль, коррекция и оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Форма работы – индивидуальная.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Наш Паровозик делает остановку на станции «Считай-ка».
- На карточке остались ещё два выражения. Выберите любое из них и решите.
- Проверьте по образцу.
- У кого есть расхождения?
- Найдите в чем ошибка? Исправьте её.
- Кто выполнил правильно? Поставьте «+».
- Все готовы к дальнейшему путешествию?
- Молодцы!
IX. Включение в систему знаний, повторение.
Цели:
- Тренировать вычислительные навыки.
- Закрепить решение текстовых задач.
УУД:
-- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- построение логической цепи рассуждений (П);
-- контроль, коррекция, оценка (Р) ;
-- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
-- постановка вопросов (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).
Форма работы – фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 9:
1.Пальчиковая гимнастика «Мы едем, едем…»
2. – Внимание! Весёлый Паровозик прибывает на станцию «Решай-ка».
- Найдите № 5 на с.19.
- Что будем делать? ( Решать задачу.)
- Как удобно сосчитать? Каким законом воспользуемся?
7 + 4 + 6 = 7 + (4 + 6) = 7 + 10 = 17 (игр.)
X. Рефлексия учебной деятельности.
Цели:
- Зафиксировать новое содержание.
- Оценить собственную деятельность на уроке.
- Зафиксировать неразрешенные затруднения как – направление будущей деятельности.
- Обсудить домашнее задание.
УУД:
-- рефлексия способов и условий действия (П);
-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).
Организация учебной деятельности на этапе 10:
– Назовите тему урока.
– Какую цель мы ставили перед собой?
– Достигли этой цели?
– У кого были затруднения?
– Смогли вы справиться?
– Давайте оценим свою работу.
- Наше путешествие подходит к концу.
- Наш весёлый Паровозик славно потрудился. Давайте поделимся с ним своим настроением, своими впечатлениями.
( Раздать листы настроения.)
- Отметьте, с каким настроением вы завершаете работу. Молодцы!
- Домашнее задание: с. 19 № 4 (учебник).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике 3 класс по программе Б.П.Гейдмана
Урок разработан в системе деятельностного метода....
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе по программе Б.П.Гейдмана
В настоящее время в начальной школе существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника подготавливают учащихся ...
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе Б.П.Гейдмана
В настоящее время в начальной школе существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника подготавливают учащихся ...
Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого числа на однозначное»РУССКИ...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
Конспект урока по математике "сантиметр" по программе "Школа России"
В конспекте дается знакомство учащихся с единицей измерения "сантиметр" с использованием элементов ФГОС...