Занятие на тему: «Развитие познавательных способностей. Поиск закономерностей»
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Супрун Людмила Васильевна

 

Материал содержит внеурочное занятие, которе решает следующие задачи: 

-развивать умение находить закономерности в цепочках и таблицах, обобщать и делать выводы;

-рассмотреть примеры составления закономерностей аналогичных заданной и отработать навыки их составления;

-уметь применять теоретические знания для решения практических задач: самостоятельное придумывание закономерностей, и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx20.3 КБ
Office presentation icon zanyatie_20.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА.

Занятие на тему: «Развитие познавательных способностей.

Поиск закономерностей»

Цель занятия: отработать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы.

Задачи занятия:

-развивать умение находить закономерности в цепочках и таблицах, обобщать и делать выводы;

-рассмотреть примеры составления закономерностей аналогичных заданной и отработать навыки их составления;

-уметь применять теоретические знания для решения практических задач: самостоятельное придумывание закономерностей,

- способствовать развитию логического мышления и навыков решения нетиповых задач;

- развивать у учащихся исследовательские умения на основе изученного материала, тренируя мышление по аналогии;

- воспитывать умение общаться, делать выводы и аргументировано отстаивать свои взгляды;

- формировать интерес к занятиям математикой, информатикой..

Оборудование: интерактивная доска, презентация по ходу занятия, дидактический материал, рабочие тетради О. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» 2 класс”, часть 2.

Ход занятия

Организационный момент. 

1. «Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслитель ные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уро ните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует струк туры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизон тальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой ру кой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, яс ность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

 «Вижу палец!»: указательный палец правой руки дер жать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

2. Разминка (презентация, слайды 2-11 )

-  Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? Может ли это быть? (Страусы не ле тают.)

-  Что находится между городом и селом? (Союз «и».)

- Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской.)

- Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указы вает на 33 буквы? (Азбука.)

-  Рыба с усами. (Сом.)

-  Птица - лесной доктор. (Дятел.)

-  Всем, кто придёт и уйдёт, руку подаёт. (Дверь.)

-  Лесная плутовка. (Лиса.)

-  Металлическая денежка. (Монетка.)

-  Птичка с красной грудкой, прилетающая в город зимой. (Снегирь.)

3. Задание № 1. Игра «Внимание» (презентация, слайд 12 ).

 Объявление темы и постановка целей занятия.

1. Актуализация опорных знаний (презентация, слайд 13 )

– А сейчас покажите, как вы справляетесь с трудными заданиями на поиск закономерностей в тесте “Умеешь ли ты составлять закономерности?” (презентация, слайды 7-16)        

Дети отвечают на задания теста.

– Какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель – иногда осознанно, а иногда и нет. Ведь бывает и так – вы напряжённо ищете выход из трудной ситуации, пытаясь нащупать, за что можно ухватиться. И вдруг приходит озарение… Что же произошло? Это сработало замечательное свойство нашего разума – умение безотчетно, словно по какому-то волшебству, уловить самое важное, найти выход из этой ситуации.

2. Поиск закономерностей (Рабочая тетрадь)

Задание № 2. Слово в скобках каким-то образом образовано из букв рядом стоящих слов. Поняв эту закономерность, узнайте, какое слово получится из двух букв нижних слов. Ответ: вена, колос, мастер, караван.

Задание № 3. Числовая закономерность. Ответ: 61 -от числа на одной ноге нужно отнять число на другой.

Задание № 4. Смысловая закономерность. Общий при знак - профессия каждого из известных людей. Ответ: космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин; учёный - Иван Петрович Павлов; поэт - Федор Иванович Тютчев; пи сатель - Лев Николаевич Толстой; композитор - Петр Ильич Чайковский; баснописец - Иван Андреевич Крылов. (презентация, слайды 25-26)

Задание № 5. Числовая закономерность. Ответ: 3 -от суммы чисел на задних ногах нужно отнять сумму чисел на передних ногах.

Весёлая переменка

Руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарай тесь сделать то же обеими руками и ногами.

Работа по теме занятия. Поиск закономерностей

(презентация, слайды 27-28)

1. Найти закономерность расположения букв в цепочке и заполни пустые карточки: А, Я, Б, Ю, В, …, …, Ь, Д, Ы.         

– Буквы образуют последовательность типа “начало – конец”, т.е. 1-я буква алфавита – последняя буква; 2-я буква алфавите – предпоследняя; и т.д. Нужно вставить буквы “Э” и “Г”.

По такому же правилу составь ряд чисел, начиная с числа 15, т.е. составь аналогичную закономерность для чисел: 15, 90, …        

– Последовательность чисел, составленная по такому правилу будет иметь вид: 15, 90, 16, 89, 17, 88, 18, 87, 19, 86.

Дом. задание №22: (презентация, слайд 18)

Найти закономерность расположения чисел в цепочке и заполни пустые карточки: 6, 8, 7, 9, 8, 10, 9, …, …, 12.        

– Последовательность чисел составлена по следующему правилу: каждое следующее число то увеличивается на 2, то уменьшается на 1 (+2, -1). Значит, пропущены числа: 11, 10.

Придумай похожее правило для последовательности чисел, начинающейся с числа 2.        

– Можно составить последовательности (дети читают свои последовательности, составленные по правилу: увеличить на …, уменьшить на …):

1) 2, 7, 5, 10, 8, 13, 11, 16, 14, 19 > (+5; -2)

2) 2, 12, 8, 18, 14, 24, 20, 30, 26, 36 > (+1-, – 4)

2. Заполни пустые клетки таблицы с числами, которые не должны повторяться. Раскрась по такому же правилу цветными карандашами все окна в доме.         

– В какую из пустых клеток нужно вписать число первым?        

– В ту клетку, которая одна пустая в строке или в столбце. Например, можно заполнить пустую клетку в первом столбце и вставить туда 4, т.к. числа не должны повторяться, затем во втором столбце – 3. Теперь выберем первую строчку и вставим туда недостающее число 3. Затем в третьем столбце – недостающее число 1, И, наконец, в четвертом столбце – число 2.

– Какую закономерность в расположении чисел в таблице вы заметили? Где находятся повторяющиеся числа?        

– По диагонали: из левого верхнего угла в правый нижний угол – число 1. Над диагональю – число 2. Над ним – число 3. В правом верхнем углу – число 4. Под диагональю с числом 1 – число 4, под ним число – 2 и в левом нижнем углу – число 2.

– Какого цвета окна в домах, если смотреть на них вечером, когда на улице темно?        

– Разноцветные, потому что в квартирах разного цвета лампы, абажуры, плафоны, шторы, …

– В нашем доме на каждом этаже и в каждом подъезде окошки разного цвета: какое количество карандашей вам понадобилось, чтобы раскрасить окошки?        – Четыре.

– Здесь есть закономерность и нам нужно раскрасить окна в доме по правилу аналогичному тому, как расположены числа в таблице.        

– Пусть каждое число соответствует цвету окна в доме. Например: 1– желтый, 2 – синий , 3 – розовый , 4 – зеленый.

Практическая работа по составлению закономерностей

(презентация, слайд 29)

А сейчас покажите, как вы умеете сами составлять закономерности.

После обсуждения дети переходят к выполнению заданий: рисуют предложенную  закономерность, вставив пропущенный элемент.

Слабым ученикам даются более простые задания, а тем, кто справился быстрее других – предложить самому придумать закономерность для своих одноклассников.

5. Итог урока (презентация, слайд 30)

Сегодня вы учились находить аналогичные правила и составлять по ним новые, свои цепочки и таблицы закономерностей с предметами, словами, работая с заданиями в рабочей тетради. Показали свои знания, отвечая на задания теста. А также закрепили этот материал, составляя закономерности. По вашим работам видно, что со всеми заданиями урока все успешно справились. Молодцы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».

Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...

Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

Конспект занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» по учебнику О. Холодовой «Юным умникам и умницам» для 1 класса с презентацией к занятию.

Конспект занятия в 1 классе по курсу «Юные умники и умницы» , которое способствует совершенствованию мыслительных операций: развитию различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности».

План работы по самообразованию "Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности"...

Выступление на тему: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС....

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...