Разработка урока по математике в 1 классе "Взаимосвязь компонентов вычитания"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок по теме:"Взаимосвязь компонентов вычитания"разработан таким образом,чтобы развивать творческую самостоятельность учащихся,умение наблюдать и сравнивать,сопоставлять,анализироватьи проводить обобщения,воспитывает интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_matematike.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

                  Разработка урока по математике

                   на тему:

«Взаимосвязь компонентов вычитания»

                     1 класс 

Тема:Взаимосвязь компонентов вычитания.

Цели:

Образовательные:формировать способности к сравнению выражений

                                    на основе закономерностей между компонентами

                                     действий сложения и вычитания;

                                     

                                     закреплять знания состава чисел от 1-10;

                                      закреплять счет в пределах 10.

Развивающие:     развивать навык устного счета,творчес-

                            кую  самостоятельность учащихся;

                              развивать умения наблюдать и сравнивать,сопостав-

                             лять,анализировать,проводить обобщения;

Воспитательные: привитие интереса к предмету,воспитание у учащихся

                                 чувства товарищества,культуры общения,чувства вза-

                                имовыручки;

 

Здоровьесберегающих: создание благоприятных условий,эмоциональ-

                                              ного и психологического климата для восприя-

                                              тия учебного материала,приобщение  к здоро-

                                             вому образу жизни;

Оборудование: учебник   «Математика» 1 класс ч.2 (автор Моро М .И.)

                              рисунок Знайки-Математика,числовые домики,

                              карточки с числами и выражениями,опорные сигналы.

 

                                                                                                                                                                         

                                            Ход урока

1.Мотивация(самоопределение к учебной деятельности)

Цели.Включить учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию;

определить содержательные рамки урока-работу с компонентами действий сложения и вычитания.

Учитель.Ребята,вспомните,кто вместе с нами вчера учился на уроке математики?

Дети:Знайка-Математик.

(Прикрепить на доску рисунок Знайки-Математика)          

Учитель:Чему мы учились на уроке?

Дети:Мы разгадывали загадки Знайки-Математика.

          Узнали,как связаны компоненты сложения между собой.

Учитель:Все ли загадки мы разгадали?.

Дети:Да!

Учитель:А как вы думаете,какую загадку он нам сегодня задаст?.

Дети:Наверное, про вычитание.

Учитель:Вы готовы отгадать эту загадку.?

Дети:Да!

Учитель:Что нам нужно знать для этого?

Дети:Знание компонентов вычитания и умение хорошо считать.

Учитель:С чего мы начнем нашу работу?

Дети:С повторения.

2.Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений.

Цели.Повторить порядковый счет в пределах 10,состав чисел 6-9 и названия компонентов сложения и вычитания;зафиксировать индивидуальные затруднения при выполнении заданий.

1).Повторение порядкового счета в пределах 10.

*посчитаем до 10 и обратно

*назовите число,предшествующее числам 6,8.

*какое число следует за числом 5?   7?

*назовите соседей числа  4.

2).Повторение состава чисел в пределах 10.

Каждый ученик на доске заполняет числовой домик,представляет свое решение и согласует его  с классом.(4 ученика-4 домика,состав чисел 6,7,8,9.)

3).Повторение компонентов сложения и взаимосвязи между ними.

Учитель:Ой,ребята,посмотрите,что здесь натворил Знайка-Математик!Давай-

те поможем навести порядок.

На доске вперемешку карточки,на которых записаны суммы и разности чисел: 2+4      3+4     8-4    5+4     3+5

            7-4        5+3     6-4    9-4      8-7

Учитель:Разделите выражения на две группы.

(Все 4 ученика выходят к доске и распределяют выражения в 2 столбика.Столбик,в котором записаны разности,я отодвигаю в сторону)

  Учитель:Чем похожи эти выражения?

Дети:Это суммы.

Учитель:Вспомните компоненты сложения и прочитайте выражения разными способами.

(Читают разными способами)

                Расположите суммы в порядке возрастания,не вычисляя.

(Один ученик выполняет на доске ,а остальные следят ,правильно ли он выполняет эту работу.)

Учитель:Какие знания помогли нам выполнить это задание?

Дети:Если слагаемое увеличивается,то и сумма увеличивается.

Учитель:На каких карточках суммы одинаковые ? Почему?

Дети:3+5    и    5+3

          От перестановки слагаемых сумма не меняется.

Учитель:Что мы с вами повторяли?

Дети: Счет до 10 и обратно.

           Состав чисел 6-9.

           Название чисел при сложении.

Учитель:Что теперь приготовил нам Знайка-математик?(показываю на отодвинутые карточки)

Дети:Задание,которое мы раньше не делали

Учитель:А зачем его нужно выполнять?

Дети:Чтобы понять,чего мы не знаем,и самим найти новое знание.

Учитель:Готовы попробовать свои силы?

Дети:Да!

Учитель:Посмотрите на вторую группу карточек.Чем похожи эти выражения?

Дети:Здесь записаны разности.

Учитель:Прочитайте их по-разному,называя компоненты вычитания

(Читают разными способами)

              Попробуйте расположить разности в порядке возрастания,не вычисляя.

(На задание отводится 30 секунд.Дети называют полученные варианты.

Фиксируются затруднения: «Много вариантов»

                                                     «Не можем доказать,какой правильный»

3.Постановка проблемы.

Цели.Восстановить выполненные операции и зафиксировать место,где возникло затруднение,выявить причину затруднения-не хватает знания свойств вычитания.

Учитель:Какое задание вы выполняли?

Дети:Распределяли разности по возрастанию,не вычисляя.

Учитель:Чем это задание отличалось от предыдущего?

Дети:Там мы расставляли по возрастанию суммы

          Как изменяется сумма,если изменится одно из слагаемых,мы уже знаем.

Учитель:Где возникло затруднение?

Дети:Мы не смогли выполнить это задание.

          Мы не знаем ,кто из нас прав.

Учитель:Почему?

Дети:Мы не знаем,как связаны между собой компоненты вычитания.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель.Построить проект выхода из затруднения.(цель,тема,план,)

Учитель:Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

Дети:Установить связь между компонентами вычитания

Учитель:Какой будет тема нашего урока?.

Дети: «Взаимосвязь компонентов вычитания»

Учитель:Что нам нужно сделать?

Дети:Найти способ,который поможет сравнивать разности без вычислений,и записать его с помощью знаков.

5.Реализация построенного проекта.

Цели.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта,направленного на приобретение недостающих знаний;зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;организовать решение последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;уточнить общий характер нового знания.

Учитель:Чем интересны разности,которые записаны на доске в 1 столбике.?

Дети:Уменьшаемое 7,вычитаемое увеличивается сверху вниз на 1.

7-1                 2-1

7-2                 3-2

7-3                 4-3

7-4                 5-4

7-5                 6-5

7-6                  7-6

Учитель:Найдем  значение разности.

      Дети  вычисляют и  вдруг замечают,что разности уменьшаются на 1. Даль-ше столбик заполняется без вычислений.

Учитель:Как изменяется разность при увеличении вычитаемого.?

Дети:Она уменьшается.

                               ОПОРНЫЙ СИНАЛ

                         У-В=Р             

Аналогично заполняется второй столбик.

Дети делают вывод:при увеличении уменьшаемого разность тоже увеличивается.

                        ОПОРНЫЙ СИГНАЛ

                              У-В=Р 

Учитель:Итак,что мы свами замечаем?

Дети:Если уменьшается уменьшаемое или вычитаемое,то разность тоже изменяется.

Учитель:Давайте ,вернемся к заданию,в котором у нас возникло затруднение.Попробуйте расположить разности по возрастанию с помощью схем-помощников.

Работа с отодвинутыми карточками.

Дети работают у доски,комментируя свои действия с опорой на схемы.Фиксируется,что затруднение удалось преодолеть.

4.Физминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель.Организовать усввоение детьми нового способа действий при сравнении выражений без вычислений с комментированием во внешней речи.

Учитель:Что нужно сделать нам теперь?

Дети:Потренироваться.

Учитель:Знайка-Математик согласен с вами и приготовил такое задание.

Сравнить выражения,используя свойство вычитания,которое мы сегодня открыли.

На доске запись:  

6-2*6-1         5-4*5-3

8-3*8-4         7-2*7-1

Каждый ученик комментирует одно выражение таким образом:

6-2<6-1              ,потому что из числа 6 в первой разности вычитается большее число,чем во второй разности;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель.Проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий-сравнение разностей без вычислений;организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Учитель:Молодцы!Вы очень хорошо потрудились все вместе.Но можем ли мы сказать,что новый способ усвоен?

Дети:Нет,надо попробовать выполнить задание самостоятельно.

Учитель раздает карточки для самостоятельной работы.

7-3*  7-5                  8-2*8-6

6-5*6-2                    9-4*9-1

Учитель:Что нужно сделать?

Дети:Сравнить и поставить нужные знаки.

(На работу отводится 3 минуты)

(работа проверяется )

Учитель:У кого ошибки,не расстраивайтесь-мы еще будем тренироваться.И у вас обязательно получиться!

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель.Повторить учебное содержание,необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель:Вы очень хорошо сегодня поработали,проявив и смекалку,и внимание.Знайка-Математик приготовил для вас новое задание.

Работа по учебнику.(стр37)№5

Записать в каждом столбике еще по одному примеру и выполнить вычисление.

9-4              10-7               2+5

9-5              10-8                2+6

9-6               10-9                2+7

…                  …                      …

По каждому столбику сделать вывод.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Цели.Зафиксировать новое содержание,изученное на уроке;

            провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований,известных учащимся;

             зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности;

             

Учитель: Вспомните,какой была тема нашего урока?

Дети: «Взаимосвязь компонентов вычитания»

Учитель:Чему мы хотели научиться?

Дети:Узнать,как изменяется результат вычитания,если изменяются компоненты.

Дети проговаривают,как изменяется уменьшаемое(вычитаемое) с опорой на схему .

Учитель:Удалось ли нам открыть способ сравнения разностей без вычислений?

Дети:Да.

Учитель:Обоснуйте свой ответ.

Дети:Мы выполнили самостоятельную работу без ошибок.

Учитель:Оцените свою работу.

Если у вас  все получилось поднимите красный кружок.

Если у ваc не все получалось,то поднимите синий кружок.

Если вам не удалось выполнить задание,поднимите зеленый кружок. 

Учитель:Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...

Методическая разработка урока по математике по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» для 4 класса

Конспект урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией....

Разработка урока по математике "Письменный прием вычитания вида 52–24"

Разработка урока по математике "Письменный прием вычитания вида 52–24" Класс: 2 класс.Цель: Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Образовательная: Отработать...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе - Приёмы сложения и вычитания ± 1, ±2, ± 3

Методическая разработка урока по математике в 1 классе - Приёмы сложения и вычитания ± 1, ±2, ± 3...

Разработка урока по математике на тему"Вычитание чисел"

Познакомить с приемами вычитания чисел.                                              ...

Методическая разработка урока по математике "Компоненты сложения" 1 класс

Тип урока: ОНЗ.Цели урока:- сформировать способность к использованию названий компонентов действия сложения при чтении и записи выражений;- систематизировать ранее полученные знания (навыки счета в пр...