Математика 2класс. "Школа 2000..." "Таблица умножения и деления на 8 и 9"
план-конспект урока математики (2 класс) на тему

Барабанова Марина Николаевна

 

                           Тема: «Таблица умножения и деления на восемь и девять».
(«Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 18 стр.46-47.)  
 
Тип урока: ОНЗ. (Конспект урока)
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablica_umn._i_del_na_8_i_9_kopiya_konspek_uroka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

     

       

Конспект урока на тему

«Таблица умножения и деления на восемь и девять».

Конспект составила

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№4

г. Железнодорожный

Барабанова Марина Николаевна

                                                                     Апрель 20010 года

                           Тема: «Таблица умножения и деления на восемь и девять».

(«Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 18 стр.46-47.)  

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока. 1. Сформировать умение самостоятельно вывести закономерность умножения и деления на восемь и девять.

                     2. Сформировать способность к применению табличного умножения и деления на восемь и девять при различных видах работ на уроке.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

                                                                    Оборудование:

-алгоритм исправления ошибок

-алгоритм связей умножения и деления

- образец связи сложения и умножения а+а+а= а ٠  3

                                                                   а+а+а+а= а ٠4

-эталоны проверки примеров  8 . 8 =

                                                   8 . 9  =

                                                   9 . 9 =

            16   24   32   40   48   56  64  

8 .8 =8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 =64  или  8 . 7=56   8 . 8 =56 + 8 =64

( то  же   8 . 9  и  9 . 9 )

-образец самопроверки к самостоятельной работе №2

-учебник

-образец к выполнению задания в учебнике №  3 стр. 46.

                                                                             

                                                                                    Ход урока.

                        1этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

  1. актуализировать к учебной деятельности;
  2. установить тематические рамки урока  (с указанием этих рамок);
  3. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на первом этапе.

  1. – Какую большую тему мы изучали на последних уроках ?  (Дети: « …умножение и деление на 6 и 7, решали

 задачи на умножение и деление ».)

         

          -Что такое умножение?  (Дети: «Сложение одинаковых слагаемых.»)

    -Что такое деление ?        ( Дети: «Операция обратная умножению.»)

 -Ребята ,зачем нам нужно умножение , если мы умеем складывать числа ?  ( Дети: « Увеличивается скорость при решении  примеров,    удобнее решать задачи, если умеешь умножать, то сможешь и делить…»)

 

  -Ребята, мы уже знаем умножение и деление на два и три, может быть уже достаточно ?   (Дети: « Чтобы делить большие числа, нужно знать   больше, усвоить новые знания…»)

  -А вы хотите усвоить новые знания ? (Да …)

  -  Хорошо, а чтобы усвоить новые знания на данном уроке, что   необходимо ?  ( Дети: «Мы должны открыть для себя новое, найти   проблему и её решить…»)

 -А кто будет решать эту проблему ?  ( Дети : «Мы будем решать её самостоятельно.»)

-А я тогда вам зачем нужна ?   ( Дети : « Вы нам подберёте задания .» )

-Ребята , сегодня весь наш урок будет связан с темой « школа».

-Хорошо , вот вам первое задание : на доске пословица , все слова перепутаны. Попробуйте её прочитать.

« Ученье всегда найдет применение.»

-Как нам эту пословицу можно отнести к нашему уроку?

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии.

 Цель: подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения. .

1).актуализировать ЗУНы , мыслительные операции, познавательные процессы необходимые и   достаточные для построения нового материала;

 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;

 3) мотивировать к пробному действию ;

 4) организовать самостоятельное осуществление пробного действия;

 5) зафиксировать индивидуальное затруднение.

   

     

Организация учебного процесса.

                                                                 (Форма работы -фронтальная.)

1.Активизация знаний табличного умножения и деления на 6 и 7.

-Ребята, я предлагаю вам  первое  задание , что это за схема ?   ( Дети : « Нам предлагают поработать в роли    учителя .»)  

           

.(К доске выходит один ученик, остальные учащиеся спрашивают у него таблицу умножения и деления, комментируя ответы.)

- В это время два или три учащихся работают на карточках с последующей взаимопроверкой по образцу.

-Если  решение данных примеров вызовет затруднение, как вы поступите?

                                                        (Дети: «Мы воспользуемся алгоритмом

                                                                     исправления ошибок.»)

                                               

(Алгоритм у каждого на столе)

3 . 2 =           8 . 2 =                                               6 . 3 =         8 . 2 =

4 . 3 =           7 . 2 =                                               8 . 3 =         5 . 2 =

18 : 3 =        16 : 8 =                                             12 : 6 =       18 : 2 =

15 : 3 =        8: 2 =                                                14 :2 =        12 : 6 =

                                             

    Ответы:

6                     16                                                       18                 16

12                  14                                                        24                 10

6                     2                                                         2                   9

5                     4                                                        7                    2

                                                          

2.Актуализация знаний по связи умножения и деления , сложения и вычитания.

-Ребята, что вы должны сделать в первом задании ?    ( Дети : « Заменить операцию сложения операцией умножения и наоборот ».)                                    

                               

                                                                  .(Открываю первое задание.)

1 )                                                                              2)

а+а+а+а=                                                               с . 4=

а+а+а+а+а=                                                          в . 6 =

                               

 (Схема к первому заданию остаётся на доске.)

-Эта схема сегодня нам поможет на уроке при открытии нового.                                            

                                                         

                       

(Открываю второе задание.)

           а . в = с

           * . * = *

           * : * = *

           * : * = *

          (Дети: «В этом задании мы должны составить    примеры на умножение и деление,  опираясь на связь умножения и деления.)

                                           

(Схема остаётся на доске.)

-Молодцы. Эти знания нам сегодня помогут при открытии нового.

3.Создание затруднения в индивидуальной деятельности.

   -Мы продолжаем работать с   темой  «школа» .                                                              

-В третьем задании от вас требуется решение задачи , но сначала оформим чертёж схему ?

     (  Дети посадили цветы на пришкольном участке . Ирисов посадили 8 рядов по 8 штук в каждом, тюльпанов 8 рядов по 9 штук  , а флоксов 9 рядов по9 штук . Сколько всего цветов посадили? )

- Ребята скажите мне сначала , а зачем украшать пришкольный участок .Ведь в школу мы приходим учиться ?     (  … ответы..)

-Что вы узнали из задачи ?  (…  )

                                              ирисы         тюльпаны   флоксы

Дети получают схему.     !---------------!-------------!--------------!

                                               8 . 8               8 . 9            9 . 9

     

- Какой вопрос задачи?

-Можем ли мы сразу ответить на него?

-Что же нужно узнать сначала ?

-Обязательно ли  начинать с подсчёта ирисов ?

    ( В результате разбора на доске появляется запись :

  1. 8 . 8 =
  2. 9 . 8 =
  3.  9 . 9 =

- Начинаем решать задачу, даю вам на решение одну минуту.-

                                       

        

3этап. Постановка проблемы.

Организация учебного процесса.

(Форма работы –фронтальная.)

Цель .Организовать выявление места (где?) и причины (почему ? ) затруднения.

.1.восстановить выполнение операций и зафиксировать (вербально и знаково)

место –шаг, операцию где возникло затруднение.

         2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения-те конкретные знания и умения которых недостаёт для решения конкретной задачи.

-Почему вы не все  решили примеры?   ( Дети: « Не хватило времени, мы не   знаем таких случаев умножения и деления. Это таблица   умножения и деления на  8 и 9»)         

-Скажите мы сможем  решить задачу, не зная умножения и деления на 8 и 9 ?   Дети : « Это новые знания ,это проблема , которую мы должны решить.»)      

                                4этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель. Построить проект выхода из затруднения.

1)постановка цели деятельности ( в какой форме будет организована работа : групповая фронтальная );

2) согласование темы урока;

3) выбор способа (дополнение или уточнение);

4)построение плана действий;

5)определение средства .

Организация учебного процесса.

Форма работы – фронтальная.

-Какую же цель нам надо поставить?  ( Дети : « Мы должны дополнить наши знания по  работе с таблицей умножения на 8 и 9 и   соответствующих случаев деления.»)

-Как можно сформулировать тему урока? (Дети: «Знакомство с таблицей умножения и деления на   8 и 9 .»)

( Тема и цель урока появляются на доске.)

-Давайте ещё раз посмотрим , какие правила мы повторили в начале урока?

-Что нам поможет решить данные примеры на умножение и деление?

   

( Учащиеся проговаривают схемы , правила, алгоритмы.)

                                             5.Реализация построенного проекта.

Цель. .Организовать реализацию построенного проекта выхода из затруднения и фиксацию нового способа действия .

1)реализация построенного проекта;

2)фиксирование построенного способа действия ( эталон);

3)уточнение общего характера знания.

                                                                        Организация учебного процесса.

(Идет работа в группах.)

а)Те группы, в которых наметилась ситуация успеха, учитель даёт возможность вывести правило самостоятельно.

в)Там, где идей нет, проводится подводящий диалог:

-Какой схемой и правилом мы воспользуемся для решения примера на умножение?

         ( Дети указывают на схему и проговаривают как  связано  сложение и вычитание.)

         

                                                              ( Дети выполняют примеры  на умножение.)

 ( В процессе выполнения задания, каждой группе детей, которая справилась с ним, выдаются эталоны для проверки и проговаривания в парах.

Решение выносится на доску.

              16  24   32   40  48  56  64

8 . 8 = 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8  + 8 + 8 = 64        или  8 . 7 = 56  значит  8 . 8 = 64  

   (То же с остальными примерами.)

-Сколько получилось ирисов , флоксов и тюльпанов ?  (64 , 72 , 81.)

-Скажите , теперь можно ответить на вопрос задачи?  Как?

(Решение на доске.)

Кто справился раньше, должны зафиксировать  решение четвёртого действия на доске для проверки и дальнейшей работы..

                        6этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса.

-Ребята , откройте учебник и ещё раз прочитайте тему нашего урока ?  ( . . . )  

 - А сейчас мы выполняем задание №1  , но сначала мне скажите , почему примеров на умножение на восемь и девять так мало ?  ( . . .)

  Учащиеся с опорой на схемы и правила комментируют решение примеров  на странице учебника  46  задание №1.

 

. Идет решение всех примеров на : и . на 8 и 9

Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют с комментированием примеры (с опорой на схемы и правила).

Остальные записывают их в учебник.

(Успешность или ошибочность выполнения задания фиксируется на полях знаками  «+» или «?»            

                                                   

   

                       7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель. Организовать проверку нового способа действия, индивидуальную рефлексию достижения цели и осознание ситуации успеха.

1)выполнение самостоятельной  работы;

2) самопроверка по эталону;

3)рефлексия усвоения нового способа.

 

                                                                            Организация учебного процесса.

( Форма работы – индивидуальная.)

-А теперь вы самостоятельно проверите свои знания.

( Учащиеся выполняют работу.)

                                                             На доске:

                8 . 8 =                       8 . 9 =               9 . 9 =               72 : 9 =

                64 : 8 =                     72 : 8 =             81 : 9 =               9 . 8 =          

             

                 

-После выполнения задания, вы проверяете работу по образцу. Если вы допустили

 ошибку, воспользуйтесь алгоритмом исправления ошибок.

  ( После данной работы учитель выясняет , где были допущены ошибки и в чём их причина.)

 

                                            8этап. Включение в систему знаний и повторение.

Цель. Организовать работу по применению нового знания при решении известных типов заданий.

  1. выявление границ применения нового знания ( указать темы);
  2. обеспечение содержательной непрерывности : повторение учебного содержания.

Организация учебного процесса.

Форма работы – фронтальная.

           

1)Решение примеров № 3 стр. 36– ( 1- с комментированием, (2-3)- самостоятельно.

      ( Свои ответы учащиеся сравнивают с образцом, который учитель даёт на доске.)

     

    2 Решение задачи .

   -Прочитайте задачу, разберитесь со схемой и решите её самостоятельно.

        ( Учащиеся выполняют задание и сравнивают решение с решением на доске .)        

   

9этап.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель .Организовать фиксацию нового содержания, рефлексию и самооценку

учениками собственной учебной деятельности.

  1. фиксация нового содержания;
  2.  рефлексивный анализ учебной деятельности;
  3.  оценивание собственной деятельности;
  4. фиксирование неразрешенных на уроке затруднений4
  5. обсуждение и запись домашнего задания

Организация учебного процесса..

Форма работы – фронтальная.

   -Какова была тема сегодняшнего урока? (…)

   -Какую мы поставили цель? (…)

   -Достигли мы поставленной цели ?(…)

   -Какие знании и формулы вам помогли ?(…)

   -Докажите, что сегодня на уроке вы учились, а не просто присутствовали? (…)

  -Поднимите руки те, кто со всеми заданиями справился без ошибок?

 

  - Скажите , а вы довольны собой ? А как вы думаете , я довольна вами ? Почему?

  - Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математика Петерсон 2 класс Таблица умножения и деления с презентацией

1.Закреплять знание таблицы умножения и деления на 2,3, 4.            2. Закреплять навыки решения уравнений изученных видов. ...

Математика 2 класс "Школа 2000..." "Таблица умножения и деления на 4".

Тема: «Таблица умножения и деления на четыре».(«Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 5, стр.12-13)Тип урока: ОНЗ....

Урок математики по теме "Составление таблицы умножения и деления на 7"

УМК  "Начальная школа XX| века". Разработка содержит сценарий урока, программу notebook для интерактивной доски, иллюстративные материалы. Проблемный урок....

Урок математики в 3 классе "Таблица умножение и деление на 6"

Разработка урока  по изучению таблицы умножения на 6 и соответствующих случаев деления....

Урок математики в 3 классе «Таблица умножения и деления на 5»

Цель урока: учить выполнять умножение и деление на 5...