Математика 2 класс "Школа 2000..." "Таблица умножения и деления на 4".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rok_umn_i_del_na_4dokument_microsoft_office_word.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему
«Таблица умножения и деления на четыре»
Конспект составила
Учитель начальных классов МБОУ СОШ№4
г. Железнодорожный
Барабанова Марина Николаевна
Март 2009 года
Тема: «Таблица умножения и деления на четыре». («Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 5, стр.12-13) Тип урока: ОНЗ. Цели урока. 1. Изучить таблицу умножения и деления на четыре. 2.Тренировать способность к выявлению закономерностей и связей между умножением и делением при изучении таблицы умножения и деления на четыре. 3.Тренировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности. 4.Повторить решение задач на увеличение и на уменьшение на несколько единиц Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Оборудование: -алгоритм исправления ошибок -алгоритм связей умножения и деления - образец связи сложения и умножения а+а+а= а ٠ 3 а+а+а+а= а ٠4 -карточки для самостоятельной работы ( умножение и деление на 2 и на 3) и ответы для самопроверки -эталоны проверки примеров 4 ٠ 9 = 36 : 4 = 8 12 16 20 24 28 32 36 4 ٠ 9 =4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 =36 36 : 4=(используем связь умножения и деления, находим неизвестный множитель) 36 : 4 =9 -образец самопроверки к самостоятельной работе №2 -учебник -образец к выполнению задания в учебнике № 2, 3 стр. 12. Ход урока. 1этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на первом этапе.
(Дети: « …умножение и деление на два и три , решали задачи на увеличение и на уменьшение на несколько единиц..») -Что такое умножение? (Дети: «Сложение одинаковых слагаемых.») -Что такое деление ? ( Дети: «Операция обратная умножению.») -Ребята ,зачем нам нужно умножение , если мы умеем складывать числа ? ( Дети: « Увеличивается скорость при решении примеров, удобнее решать задачи, если умеешь умножать, то сможешь и делить…»)
-Ребята, мы уже знаем умножение и деление на два и три, может быть уже достаточно ? (Дети: « Чтобы делить большие числа, нужно знать больше, усвоить новые знания…») - Хорошо, а чтобы усвоить новые знания на данном уроке, что необходимо ? ( Дети: «Мы должны открыть для себя новое, увидеть проблему и её решить…») -Кто сегодня поможет нам решить эту проблему сегодня на уроке? («Дети: «Герои сказок…») -Вот сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и принёс нам пословицу: « Ученье всегда найдет применение.» - Что такое учение ? -Как нам эту пословицу можно отнести к нашему уроку? 2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения. . 1).актуализировать ЗУНы , мыслительные операции, познавательные процессы необходимые и достаточные для построения нового материала; 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов; 3) мотивировать к пробному действию ; 4) организовать самостоятельное осуществление пробного действия; 5) зафиксировать индивидуальное затруднение.
Организация учебного процесса. (Форма работы -фронтальная.) 1.Активизация знания правила связи умножения и деления. -Ребята, Незнайка получил такое же домашнее задание как у вас, но не смог с ним справиться. Давайте поможем ему решить это задание. (№ 2 (3-4 уравнения) стр. 9, №9 (е).) -Как вы выполняли данное задание ( Дети: «Чтобы решить первое уравнение, мы можем воспользоваться правилом нахождения делимого или соотнести данное уравнение с вычислением площади фигуры и её сторон.»
(На доску помещается чертёж и схемы )
а . в = S a = S : в в = S : а а
S в х : 7 = 7 х =7 . 7 х = 49 « Чтобы решить второе уравнение, воспользуемся правилом нахождения площади фигуры и её сторон.» х : 7 = 7 х =7 . 7 х = 49
« Чтобы решить второе уравнение, мы воспользуемся правилом нахождения неизвестного множителя или можем соотнести данное уравнение с вычислением площади фигуры и её сторон.») 6 . х =28 х = 28 : 6 х = 4
-Как работали с задачей? (Дети: « Сначала составим чертёж, потом воспользуемся правилом, как найти неизвестную часть. Мы из целого вычитаем известные первую и вторую части, или сначала объединяем первые две, потом из целого вычитаем сумму.»)
(На доске дети демонстрируют решение задачи двумя способами.) 2.Активизация знаний табличного умножения и деления на два и три. -Молодцы, эти правила нам понадобятся сегодня на уроке, а теперь Незнайка предлагает вам поработать в роли учителя.(К доске выходит один ученик, остальные учащиеся спрашивают у него таблицу умножения и деления, комментируя ответы.) - В это время два или три учащихся работают на карточках с последующей взаимопроверкой по образцу. -Если решение данных примеров вызовет затруднение, как вы поступите? (Дети: «Мы воспользуемся алгоритмом исправления ошибок.») (Алгоритм у каждого на столе) 3 . 2 = 8 . 2 = 6 . 3 = 8 . 2 = 4 . 3 = 7 . 2 = 8 . 3 = 5 . 2 = 18 : 3 = 16 : 8 = 12 : 6 = 18 : 2 = 15 : 3 = 8: 2 = 14 :2 = 12 : 6 =
Ответы: 6 16 18 16 12 14 24 10 6 2 2 9 5 4 7 2 3.Актуализация знаний по связи умножения и деления , сложения и вычитания. -Ребята, Незнайка принёс вам конверт с заданиями и просит помочь их выполнить, но к сожалению задания перепутались. Помогите мне определить задание и выполнить его.
.(Открываю первое задание.) 1 2)) а+а+а+а= с . 4= а+а+а+а+а= в . 6 = (Схема к первому заданию остаётся на доске.) -Эта схема сегодня нам поможет на уроке при открытии нового. (Дети: «В этом задании мы должны заменить операцию сложения операцией умножения и наоборот.»)
(Открываю второе задание.) а . в = с * . * = * * : * = * * : * = * (Дети: «В этом задании мы должны составить примеры на умножение и деление, опираясь на связь умножения и деления.)
(Схема остаётся на доске.) -Молодцы, Незнайка очень доволен. Эти знания нам сегодня помогут при открытии нового. 4.Создание затруднения в индивидуальной деятельности. -Ребята, давайте подведём итог. Какие же знания нам пригодятся сегодня на уроке? (Ответы детей) -Вот ваше последнее задание, которое приготовил вам Незнайка. Он уверен, что вы с ним не сможете справиться. Вы должны выполнить это задание за 30 секунд. Какие правила нам помогут при решении этих примеров? (Дети указывают на схемы на доске и на знания таблицы умножения и деления на 2 и 3) 6 . 2 = 27 : 9 = 9 . 2 = 18 : 3 = 3 . 6 = 4 . 9 = 3 . 4 = 18 : 2 = 36 : 4 = -Какими правилами воспользовались при решении данных примеров? (Проверка ответов с комментированием.) (Учащиеся не успеют решить 2 последних примера в третьем столбике, так как не знают умножение и деление на 4)
3этап. Выявление места и причины затруднения. Организация учебного процесса. (Форма работы –фронтальная.) Цель .Организовать выявление места (где?) и причины (почему ? ) затруднения. .1.Восстановить выполнение операций и зафиксировать (вербально и знаково) место –шаг, операцию где возникло затруднение. 2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения-те конкретные знания и умения которых недостаёт для решения конкретной задачи. -Ребята, почему вы не все смогли выполнить последние два примера? ( Дети: «Мы не знаем таких случаев умножения и деления на 4. Это таблица умножения и деления на четыре. А применить связь умножения и сложения у нас не хватило времени» ) 4этап. Построение проекта выхода из затруднения. Цель. Построить проект выхода из затруднения. 1)постановка цели деятельности ( в какой форме будет организована работа : групповая фронтальная ); 2) согласование темы урока; 3) выбор способа (дополнение или уточнение); 4)построение плана действий; 5)определение средства . Организация учебного процесса. Форма работы – фронтальная. -Какую же цель нам надо поставить? (Дети: «Постараться составить таблицу умножения и деления на четыре.Мы должны дополнить наши знания по работе с таблицей умножения и соответствующих случаев деления.») -Как можно сформулировать тему урока? (Дети: «Знакомство с таблицей умножения и деления на четыре.») ( Тема и цель урока появляются на доске.) -Давайте ещё раз посмотрим , какие правила мы повторили в начале урока? -Что нам поможет решить данные примеры на умножение и деление?
( Учащиеся проговаривают схемы , правила, алгоритмы.) План: -К первому примеру (4 . 9) какими правилами мы воспользуемся? (Дети: Мы воспользуемся либо уже знакомой нам таблицей умножения на 3, случай (9 . 3), либо воспользуемся схемой связи умножения и сложения) - Ко второму примеру (36:4) какими правилами вы воспользуетесь? (Дети: «Воспользуемся связью умножения и деления»)
5.Реализация построенного проекта. Цель. .Организовать реализацию построенного проекта выхода из затруднения и фиксацию нового способа действия . 1)реализация построенного проекта; 2)фиксирование построенного способа действия ( эталон); 3)уточнение общего характера знания. Организация учебного процесса. (Идет работа в группах.) (Учащиеся решают примеры (4 . 9), (36 : 4). Учащиеся, используя знания и схемы на доске, решают самостоятельно). а)Те группы, в которых наметилась ситуация успеха, учитель даёт возможность вывести правило самостоятельно. в)Там, где идей нет, проводится подводящий диалог: -Какой схемой и правилом мы воспользуемся для решения примера на умножение? ( Дети указывают на схему и проговаривают как связано сложение и вычитание.)
( Дети выполняют пример на умножение.) -Какими схемами и правилами воспользуемся при решении примера на деление? ( Дети могут указать на чертеж прямоугольника со схемами нахождения сторон и площади или воспользоваться схемой связи между компонентами умножения и деления.)
(Дети выполняют пример на деление.) ( В процессе выполнения задания, каждой группе детей, которая справилась с ним, выдаются эталоны для проверки и проговаривания в парах. Кто справился раньше, должны зафиксировать подробно решение этих примеров на доске для проверки и дальнейшей работы.. и решить следующие примеры: 4 .8 = 8 . 4 = 32 : 4 = 32 : 8 = Учащиеся выходят к доске и решают эти примеры с комментированием. -Какие правила и схемы нам помогли решить проблемную ситуацию? ( Ответы детей.) -Ребята, а где мы можем использовать таблицу умножения и деления на 4? Для чего она нам нужна? 6этап. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. Организация учебного процесса.
Учащиеся с опорой на схемы и правила комментируют решение примеров на странице учебника 12 задание №1. Идет решение всех примеров на : и . на 4.Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют с комментированием примеры(с опорой на схемы и правила).Остальные записывают их в учебник. (Успешность или ошибочность выполнения задания фиксируется на полях знаками «+» или «?» )
7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель. Организовать проверку нового способа действия, индивидуальную рефлексию достижения цели и осознание ситуации успеха. 1)выполнение самостоятельной работы; 2) самопроверка по эталону; 3)рефлексия усвоения нового способа. Организация учебного процесса. ( Форма работы – индивидуальная.) -А теперь вы самостоятельно проверите свои знания. ( Учащиеся выполняют работу.) На доске: 7 . 4 = 6 . 4 = 8 . 4 = 28 : 4 = 24 : 4 = 32 : 4 = 28 : 7 = 24 : 6 = 32 : 8 = -После выполнения задания, вы проверяете работу по образцу. Если вы допустили ошибку, воспользуйтесь алгоритмом исправления ошибок. ( После данной работы учитель выясняет , где были допущены ошибки и в чём их причина.)
8этап. Включение в систему знаний и повторение. Цель. Организовать работу по применению нового знания при решении известных типов заданий.
Организация учебного процесса. Форма работы – фронтальная. 1)Решение примеров № 2 (1 столбик) – с комментированием, (2-3)- самостоятельно. ( Свои ответы учащиеся сравнивают с образцом, который учитель даёт на доске.)
2 Решение задачи №4 (а). -Прочитайте задачу, разберитесь со схемой и решите её самостоятельно. ( Учащиеся выполняют задание и сравнивают решение с образцом, который учитель записывает на доске.) 9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель .Организовать фиксацию нового содержания, рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Организация учебного процесса.. Форма работы – фронтальная. -Какова была тема сегодняшнего урока? (…) -Какую мы поставили цель? (…) -Достигли мы поставленной цели ?(…) -Какие знании и формулы вам помогли ?(…) -Поднимите руки те, кто со всеми заданиями справился без ошибок? -Я и Незнайка рады за вас.( Выставляются в дневник отличные оценки) - Все, кто допустил ошибки в заданиях, проанализируйте дома допущенные ошибки и постарайтесь их больше не допускать. - Кого вы бы хотели поблагодарить за помощь во время урока? (Детям предлагается выполнить домашнее задание № 3, № 4б, стр. 12.
-Какие трудности могут возникнуть во время работы?(…) - Будьте внимательны, урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики по теме: " Таблица умножения и деления на 5"
Презентация по теме: Таблица умножения и деления на 5", 2 класс...
Математика. Зачет по таблице умножения и деления.
Оказывается выучить таблицу умножения и деления можно играя....
Математика 2класс. "Школа 2000..." "Таблица умножения и деления на 8 и 9"
Тема: «Таблица умножения и деления на восемь и девять».(«Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 18...
Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...
Урок математики "Закрепление знаний таблицы умножения и деления на 2 и 3"
Данную презентацию использую для закрепления знаний таблицы умножения и деления на 2 и 3...
Урок математики по теме "Таблица умножения и деления. Закрепление."
Урок - закрепление с использованием интерактивной доски....
Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.
Урок изучения нового материала проведён по теме "Таблица умножения и деления с числом 9" ФГОС на муниципальном уровне по программе "Школа России"....