Математика 2 класс "Школа 2000..." "Таблица умножения и деления на 4".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Барабанова Марина Николаевна

 

Тема: «Таблица умножения и деления на четыре».
(«Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 5, стр.12-13)
Тип урока: ОНЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rok_umn_i_del_na_4dokument_microsoft_office_word.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему

«Таблица умножения и деления на четыре»

Конспект составила

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№4

г. Железнодорожный

Барабанова Марина Николаевна

Март 2009 года

Тема: «Таблица умножения и деления на четыре».

(«Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 5, стр.12-13)

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока. 1. Изучить таблицу умножения и деления на четыре.

                     2.Тренировать способность к выявлению закономерностей и связей  между умножением и делением при

                        изучении  таблицы умножения и деления на четыре.

                     3.Тренировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

                     4.Повторить решение задач на увеличение и на уменьшение на несколько  единиц

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

                                                                                        Оборудование:

-алгоритм исправления ошибок

-алгоритм связей умножения и деления

- образец связи сложения и умножения а+а+а= а ٠  3

                                                                   а+а+а+а= а ٠4

-карточки для самостоятельной работы ( умножение и деление на 2 и на 3) и ответы для самопроверки

-эталоны проверки примеров  4 ٠ 9 =

                                                   36 : 4 =

             8     12    16  20  24  28  32   36

4 ٠ 9 =4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 =36

36 : 4=(используем связь умножения и деления, находим  неизвестный множитель)

36 : 4 =9

-образец самопроверки к самостоятельной работе №2

-учебник

-образец к выполнению задания в учебнике № 2, 3 стр. 12.

Ход урока.

                                                1этап.      Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

     Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

  1. актуализировать к учебной деятельности;
  2. установить тематические рамки урока  (с указанием этих рамок);
  3. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

                                             Организация учебного процесса на первом этапе.

  1. – Над какой темой мы работали на последних уроках ?

                                          (Дети: « …умножение и деление на два и три , решали

                                                     задачи на увеличение и на уменьшение на    

                                                     несколько единиц..»)

          -Что такое умножение?  (Дети: «Сложение одинаковых слагаемых.»)

    -Что такое деление ?        ( Дети: «Операция обратная умножению.»)

    -Ребята ,зачем нам нужно умножение , если мы умеем складывать числа ?

                                               ( Дети: « Увеличивается скорость при решении  примеров,    удобнее решать задачи, если умеешь умножать, то сможешь и делить…»)

 

  -Ребята, мы уже знаем умножение и деление на два и три, может

 быть уже достаточно ?    (Дети: « Чтобы делить большие числа, нужно знать  больше, усвоить новые знания…»)

  -  Хорошо, а чтобы усвоить новые знания на данном уроке, что необходимо ? ( Дети: «Мы должны открыть для себя новое, увидеть  проблему и её решить…»)

-Кто сегодня поможет нам решить эту проблему сегодня на уроке?    («Дети: «Герои сказок…»)

-Вот сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и принёс нам пословицу:

« Ученье всегда найдет применение.»

- Что такое учение ?

-Как нам эту пословицу можно отнести к нашему уроку?

2 этап.      Актуализация знаний и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии.

 Цель: подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения. .

1).актуализировать ЗУНы , мыслительные операции, познавательные процессы необходимые и   достаточные для построения нового материала;

 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;

 3) мотивировать к пробному действию ;

 4) организовать самостоятельное осуществление пробного действия;

 5) зафиксировать индивидуальное затруднение.

   

   

Организация учебного процесса.

(Форма работы -фронтальная.)

1.Активизация знания правила связи умножения и деления.

-Ребята, Незнайка получил  такое же домашнее задание как у вас, но не смог с ним справиться. Давайте поможем ему решить это задание.

(№ 2  (3-4 уравнения) стр. 9, №9 (е).)

 -Как вы выполняли данное задание ( Дети: «Чтобы решить первое уравнение, мы  можем воспользоваться правилом     нахождения делимого или соотнести   данное уравнение с вычислением площади фигуры и её сторон.»

         

(На доску помещается чертёж и схемы )              

                                         

                                                  а . в = S     a = S : в       в = S : а

                     а                                                                                                                                                                                

               

                  S

  в                                                                                  

       х : 7 = 7

       х =7 . 7

       х = 49

« Чтобы решить второе уравнение, воспользуемся правилом нахождения площади фигуры и её сторон.»

      х : 7 = 7

       х =7 . 7

       х = 49

                                                                     

    « Чтобы решить второе уравнение, мы   воспользуемся правилом нахождения   неизвестного множителя  или можем

     соотнести данное уравнение с  вычислением   площади фигуры и её  сторон.»)

      6 . х =28

      х = 28 : 6

      х = 4

     

   -Как работали с задачей?              (Дети: « Сначала составим чертёж, потом воспользуемся правилом, как найти   неизвестную часть. Мы  из  целого вычитаем известные первую   и вторую части, или сначала объединяем  первые две, потом из целого вычитаем сумму.»)

 

 (На доске дети демонстрируют решение задачи двумя способами.)             

2.Активизация знаний табличного умножения и деления на два и три.

-Молодцы, эти правила нам понадобятся сегодня на уроке, а теперь  Незнайка предлагает вам поработать в роли учителя.(К доске выходит один ученик, остальные учащиеся спрашивают у него таблицу умножения и деления, комментируя ответы.)

- В это время два или три учащихся работают на карточках с последующей взаимопроверкой по образцу.

-Если  решение данных примеров вызовет затруднение, как вы поступите?    (Дети: «Мы воспользуемся алгоритмом исправления ошибок.»)

(Алгоритм у каждого на столе)

3 . 2 =           8 . 2 =                                               6 . 3 =         8 . 2 =

4 . 3 =           7 . 2 =                                               8 . 3 =         5 . 2 =

18 : 3 =        16 : 8 =                                             12 : 6 =       18 : 2 =

15 : 3 =        8: 2 =                                                14 :2 =        12 : 6 =

                                             

    Ответы:

6                     16                                                       18                 16

12                  14                                                        24                 10

6                     2                                                         2                   9

5                     4                                                        7                    2

3.Актуализация знаний по связи умножения и деления , сложения и вычитания.

  -Ребята, Незнайка принёс вам конверт с заданиями и просит помочь их выполнить, но к сожалению задания перепутались. Помогите мне определить задание и выполнить его.                                  

                               

.(Открываю первое задание.)

1                                                                               2))

а+а+а+а=                                                               с . 4=

а+а+а+а+а=                                                          в . 6 =

(Схема к первому заданию остаётся на доске.)

-Эта схема сегодня нам поможет на уроке при открытии нового.   (Дети: «В этом задании мы должны заменить  операцию сложения операцией  умножения и наоборот.»)

 

(Открываю второе задание.)

           а . в = с

           * . * = *

           * : * = *

           * : * = *

    (Дети: «В этом задании мы должны составить    примеры на умножение и деление, опираясь на связь умножения и деления.)

                                           

(Схема остаётся на доске.)

-Молодцы, Незнайка очень доволен. Эти знания нам сегодня помогут при открытии нового.

4.Создание затруднения в индивидуальной деятельности.

-Ребята, давайте подведём итог. Какие же знания нам пригодятся сегодня на уроке?

                                                                     (Ответы детей)

-Вот ваше последнее задание, которое приготовил вам Незнайка. Он уверен, что вы с ним не сможете справиться. Вы должны выполнить это задание за 30 секунд.

Какие правила нам помогут при решении этих примеров?

(Дети указывают на схемы на доске и на знания таблицы умножения и деления на 2 и 3)

6 . 2 =              27 : 9 =       9 . 2 =

18 : 3 =           3 . 6 =          4 . 9 =

3 . 4 =             18 : 2 =        36 : 4 =

-Какими правилами воспользовались при решении данных примеров?

(Проверка ответов с комментированием.)

(Учащиеся не успеют решить 2 последних примера в третьем столбике, так как не знают умножение и деление на 4)

        

3этап. Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса.

(Форма работы –фронтальная.)

Цель .Организовать выявление места (где?) и причины (почему ? ) затруднения.

      .1.Восстановить выполнение операций и зафиксировать (вербально и знаково) место –шаг, операцию где возникло затруднение.

         2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения-те конкретные знания и умения которых недостаёт для решения конкретной задачи.

-Ребята, почему вы не все смогли выполнить последние два примера?   ( Дети: «Мы не знаем таких случаев умножения и деления на 4. Это таблица умножения и деления на  четыре. А применить связь умножения и сложения у нас не хватило времени» )         

4этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель. Построить проект выхода из затруднения.

1)постановка цели деятельности ( в какой форме будет организована работа : групповая фронтальная );

2) согласование темы урока;

3) выбор способа (дополнение или уточнение);

4)построение плана действий;

5)определение средства .

                                    Организация учебного процесса.

Форма работы – фронтальная.

-Какую же цель нам надо поставить? (Дети: «Постараться составить таблицу   умножения и деления на четыре.Мы должны дополнить наши знания по работе с таблицей умножения и   соответствующих случаев деления.»)

-Как можно сформулировать тему урока? (Дети: «Знакомство с таблицей умножения и деления на  четыре.»)

( Тема и цель урока появляются на доске.)

-Давайте ещё раз посмотрим , какие правила мы повторили в начале урока?

-Что нам поможет решить данные примеры на умножение и деление?

   

( Учащиеся проговаривают схемы , правила, алгоритмы.)

План:

-К первому примеру (4 . 9) какими правилами мы воспользуемся? (Дети: Мы воспользуемся либо уже знакомой нам таблицей

умножения на 3, случай (9 . 3), либо воспользуемся схемой связи умножения и сложения)

- Ко второму примеру (36:4) какими правилами вы воспользуетесь?   (Дети: «Воспользуемся связью  умножения и деления»)

                   

5.Реализация построенного проекта.

Цель. .Организовать реализацию построенного проекта выхода из затруднения и фиксацию нового способа действия .

1)реализация построенного проекта;

2)фиксирование построенного способа действия ( эталон);

3)уточнение общего характера знания.

                                                        Организация учебного процесса.

(Идет работа в группах.)

(Учащиеся решают примеры (4 . 9), (36 : 4). Учащиеся, используя знания и схемы на доске, решают самостоятельно).

а)Те группы, в которых наметилась ситуация успеха, учитель даёт возможность вывести правило самостоятельно.

в)Там, где идей нет, проводится подводящий диалог:

-Какой схемой и правилом мы воспользуемся для решения примера на умножение?

         ( Дети указывают на схему и проговаривают как  связано  сложение и вычитание.)

         

( Дети выполняют пример на умножение.)

     -Какими схемами и правилами воспользуемся при решении примера на деление?

    ( Дети могут указать на чертеж прямоугольника со схемами нахождения сторон и площади или воспользоваться схемой связи между компонентами умножения и деления.)          

                               

(Дети выполняют пример на деление.)

( В процессе выполнения задания, каждой группе детей, которая справилась с ним,

выдаются эталоны для проверки и проговаривания в парах.

Кто справился раньше, должны зафиксировать  подробно решение этих примеров на доске для проверки и дальнейшей работы.. и решить следующие примеры:

4 .8 =            8 . 4 =         32 : 4 =         32 : 8 =

Учащиеся выходят к доске и решают эти примеры с комментированием.

-Какие правила и схемы нам помогли решить проблемную ситуацию?

                                             ( Ответы детей.)

-Ребята, а где мы можем использовать таблицу умножения и деления на 4? Для чего она нам нужна?

6этап. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

                                                                 Организация учебного процесса.

 

  Учащиеся с опорой на схемы и правила комментируют решение примеров  на странице учебника  12  задание №1.

  Идет решение всех примеров на : и . на 4.Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют с комментированием примеры(с опорой на схемы и правила).Остальные записывают их в учебник.

(Успешность или ошибочность выполнения задания фиксируется на полях знаками  «+» или «?»  )          

                                                   

7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель. Организовать проверку нового способа действия, индивидуальную рефлексию достижения цели и осознание ситуации успеха.

1)выполнение самостоятельной  работы;

2) самопроверка по эталону;

3)рефлексия усвоения нового способа.

Организация учебного процесса.

( Форма работы – индивидуальная.)

-А теперь вы самостоятельно проверите свои знания.

  ( Учащиеся выполняют работу.)

                                                             На доске:

                 7 . 4  =                    6 . 4 =                  8 . 4 =

                 28 : 4 =                   24 : 4 =               32 : 4 =

                 28 : 7 =                   24 : 6 =               32 : 8 =

-После выполнения задания, вы проверяете работу по образцу. Если вы допустили  ошибку, воспользуйтесь алгоритмом исправления ошибок.

( После данной работы учитель выясняет , где были допущены ошибки и в чём их причина.)

 

8этап. Включение в систему знаний и повторение.

Цель. Организовать работу по применению нового знания при решении известных типов заданий.

  1. выявление границ применения нового знания ( указать темы);
  2. обеспечение содержательной непрерывности : повторение учебного содержания.

Организация учебного процесса.

Форма работы – фронтальная.

1)Решение примеров № 2 (1 столбик) – с комментированием, (2-3)- самостоятельно.

 ( Свои ответы учащиеся сравнивают с образцом, который учитель даёт на доске.)

     

    2 Решение задачи №4 (а).

   -Прочитайте задачу, разберитесь со схемой и решите её самостоятельно.

        ( Учащиеся выполняют задание и сравнивают решение с образцом, который учитель записывает на доске.)

                                           9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель .Организовать фиксацию нового содержания, рефлексию и самооценку

учениками собственной учебной деятельности.

  1. фиксация нового содержания;
  2.  рефлексивный анализ учебной деятельности;
  3.  оценивание собственной деятельности;
  4. фиксирование неразрешенных на уроке затруднений4
  5. обсуждение и запись домашнего задания

Организация учебного процесса..

Форма работы – фронтальная.

-Какова была тема сегодняшнего урока? (…)

   -Какую мы поставили цель? (…)

   -Достигли мы поставленной цели ?(…)

   -Какие знании и формулы вам помогли ?(…)

  -Поднимите руки те, кто со всеми заданиями справился без ошибок?

  -Я  и Незнайка рады за вас.( Выставляются в дневник отличные оценки)

  - Все, кто допустил ошибки в заданиях, проанализируйте дома допущенные ошибки и постарайтесь их больше не допускать.

  - Кого вы бы хотели поблагодарить за помощь во время урока?

(Детям предлагается выполнить домашнее задание № 3, № 4б, стр. 12.  

 

-Какие трудности могут возникнуть во время работы?(…)

- Будьте внимательны, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме: " Таблица умножения и деления на 5"

Презентация по теме: Таблица умножения и деления на 5", 2 класс...

Математика. Зачет по таблице умножения и деления.

Оказывается выучить таблицу умножения и деления можно играя....

Математика 2класс. "Школа 2000..." "Таблица умножения и деления на 8 и 9"

                         Тема: «Таблица умножения и деления на восемь и девять».(«Математика», 2 класс, 3 часть, урок № 18...

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...

Урок математики "Закрепление знаний таблицы умножения и деления на 2 и 3"

Данную презентацию использую для закрепления знаний таблицы умножения и деления на 2 и 3...

Урок математики по теме "Таблица умножения и деления. Закрепление."

Урок - закрепление с использованием интерактивной доски....

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....