рабочие программы для 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме
Данные программы разработаны в соответствии с требованиями методических писем, содержат контрольные работы, а такжже требования к ведущему виду деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_3_klass_na_sayt.rar | 312.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель м/о учителей начальных классов Р.А.Сафонова Протокол № 6 от «29»июня 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР МОУ «Майская гимназия» Шукшина Л.С. «29»июня 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Майская гимназия» Манохин А.Н. Приказ № 153 от «31» августа 2011 г. |
Рабочая программа
Дубровиной Натальи Валерьевны
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
3 «б» класс
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;
-инструктивно-методического письма « Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011-2012 учебном году»;
- авторской программы создана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской (Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 1998)
Цель:
- создание условий для личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной компетенции учащихся
Задачи:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Учебно - методический комплект:
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская: 3 класс: рабочая тетрадь / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–4) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.
Количество учебных часов
В соответствии с Учебным планом на освоение программного материала выделяется 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник).
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной по форме: устной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов.. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, викторины, фестивали и др.
В 3 классе при обучении по данной программе формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся должны знать:
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коли-чество часов | Характеристика основной деятельности ученика | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок) | 1 | Определять роль цвета в пейзаже, изображать пейзаж по представлению | 3.09 | ||
2 | Красота букетов из Жостово. | 1 | Наблюдать над работой мастера по изготовлению посуды: конструкция – форма – украшение, роспись. | 10.09 | ||
3 | Мамин платок | 1 | Получить представление о разнообразии художественных росписей платков, назначение платков. | 17.09 | ||
4 | Обои и шторы в твоём доме | 1 | Упражняться в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. | 24.09 | ||
5 | Твои игрушки (озорной товар) | 1 | Дифференцировать игрушки народных промыслов | 1.10 | ||
6 | Иллюстрация твоей книжки | 1 | Оформлять обложку, используя придуманный шрифт | 8.10 | ||
7 | Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки | 1 | Иллюстрировать самодельную книгу | 15.10 | ||
8 | Поздравительная открытка. Декоративная закладка | 1 | Получить представление об отличии литографии от линогравюры. | 22.10 | ||
9 | Букет цветов | 1 | Выполнять простую графическую работу | 29.10 | ||
10 | Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества | 1 | Наблюдать над памятниками Великой Отечественной войны, гражданской войны | 12.11 | ||
11 | Парки, скверы, бульвары города | 1 | Получить представление о работе художника-архитектора | 19.11 | ||
12 | Транспорт в городе | 1 | Рассмотреть многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью. | 26.11 | ||
13 | Витрины магазинов | 1 | Составлять проект оформления витрины | 03.12 | ||
14 | Образ театрального героя. Эскиз куклы | 1 | Получить представление о понятии «спектакль» как цепи взаимосвязанных действий | 10.12 | ||
15 | Образ театрального героя. Силуэт-загадка | 1 | 17.12 | |||
16 | Театр кукол (голова и костюм куклы) | 1 | Изготовить голову перчаточной куклы | 24.12 | ||
17, 18 | Карнавальные маски | 2 | Конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписать, подчеркивая ее характер | |||
19 | Пальчиковый театр. Театральный занавес | 1 | Получить представление об эволюции театрального помещения от древнего амфитеатра до современного. | |||
20 | Конструирование сувенирной куклы | 1 | Создавать в паре голову кукольного персонажа | |||
21 | Афиша, плакат к спектаклю | 1 | Создать эскиз афиши группой без помощи учителя | |||
22 | Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк | 1 | Изобразить цирковой персонаж в движении | |||
23 | Школьный праздник - карнавал | 1 | Создать карнавальный костюм | |||
24 | Музей искусств (интерьер музея) | 1 | Расширить познания об интерьере музея, крупнейших музеях страны. | |||
25 | Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты | 1 | Учиться передавать настроение пейзажа | |||
26 | Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты | 1 | Создавать натюрморты с разным настроением (веселый, грустный) | |||
27 | Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи | 1 | Изображать пейзаж по представлению | |||
28 | Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты | 1 | Создавать самостоятельно живописный портрет близкого человека | |||
29 | Картины исторические и бытовые. | 1 | Дифференцировать исторические и бытовые картины | |||
30 | Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров | 1 | Лепить фигуру человека и животного в движении | |||
31 | Музеи архитектуры | 1 | Познакомиться с основными памятниками города | |||
32 | Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства | 1 | Выполнить простую графическую работу | |||
33 | По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация. | 1 | Расписывать самодельные игрушки | |||
34 | Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок-обобщение) | 1 | Подготовить к выставке лучшие работы |
Содержание программы
3 класс (34 ч)
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:
- с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, кон траст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, ко лорит и т. п.);
- основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
- начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости ос вещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматиче ские цвета;
- начальными сведениями о видах современною декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальными сведениями о художественном паромной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- понятием о видах изобразительного искусства;
- ролью фантазии и преобразования форм в творче стве художника;
-деятельностью художника;
- с особенностями работы акварельными и гуашевыми краска ми, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.
Перечень учебно – методических средств обучения:
Основная литература:
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская: 3 класс: рабочая тетрадь / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–4) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–8) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.
Дополнительная литература:
- Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М.: Высшая школа, 1992.
- Пономарева, А. Н. Школа изобразительного искусства / А. Н. Пономарева. – М.: Агаров, 1998.
- Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1995.
- Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.
- Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Волгоград: Учитель, 2003.
Наглядный материал:
Таблица: «Основные и промежуточные цвета», репродукции картин
Оборудование и приборы:
Классная доска; экспозиционный экран; персональный компьютер; мультимедийный проектор; лазерный принтер; фотокамера цифровая
Электронные носители:
- Начальная школа. Мастер – класс учителя начальных классов (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2009
- Волшебный мир картин (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2010
- Уроки изобразительного искусства. 1 – 8 классы (Компакт – диск) – издательство «Глобус», 2010
Презентации:
- Сказки Васнецова
- Ветка из салфетки
- Все росписи
- Если видишь на картине…
- Народные промыслы
- Пейзаж
- Раз Матрёшка, два Матрёшка…
- Клоуны
- Создание открытки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" ИЗО
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Математика
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Музыка
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Окружающий мир
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Технология
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Физическая культура
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...