Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo-1.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________Андреева Ю.Н. Протокол № ______ от «_____»___________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Горох Н.Г. «_____»____________2013г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ села Ключи _________ Н.В.Богданова Приказ № _______ от «_____»___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Андреевой Юлии Николаевны
Вторая категория
Изобразительное искусство
1 класс
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Ключи»
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол №__ от «__» __________ 2013г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Программа по изобразительному искусству разработана на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- программы «Изобразительное искусство» (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова).
Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Программа разработана для обучающихся со средними учебными возможностями.
Цели обучения изобразительному искусству:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение основных знаний художественной грамотности;
- овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;
- освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.
Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю (33 учебные недели по 1 часу в неделю)
Учебно-тематический план.
№Блок /Раздел / Тема | Количество часов | ||||
Всего | Комб. | Повтор. | Контр. | ||
1 | Кто такой художник | 10 | 10 | - | - |
2 | Искусство видеть и творить | 6 | 6 | - | - |
3 | Какие бывают картины | 4 | 4 | - | - |
4 | Природа – великий художник | 8 | 8 | - | - |
5 | Музей в твоей книжке | 5 | 5 | ||
Итого | 33 | 33 | - |
Содержание курса.
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Универсальные учебные действия | Предметные знания | |||
1 | Что такое художник | 5 | Личностные: Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника. Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника. Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя. | Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу. Учить рисовать дерево осенью. Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками. Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей |
2 | Цвет | 8 | Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками. |
3 | Композиция | 10 | Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
| Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей. |
4 | Фантазия | 10 | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В конце 1 класса учащиеся должны знать:
три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.
названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;
синий + жёлтый = зелёный) и т. д.
простейшие приёмы лепки.
В конце 1 класса учащиеся должны уметь:
верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования кистью; применять простейшие приёмы лепки.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
План | Факт | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
1 | Вводный урок Рисование радуги | 1 | Изобразительное искусство, краски, бумага, картина, цвет, радуга | Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу. | Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | Воспитание в детях эстетических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | ||
2 | Кто такой художник? Рисование дерева | 1 | . | Художник, профессия, кисти, краски, картина, рама. | Учить рисовать дерево осенью. | Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. | Целостный, социально-ориентированный мир в единстве и разнообразии природы. | |
3 | Кто такой художник? Рисование бабочки. | 1 | Пейзаж, картина, рисунок, скульптура. | Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками. | Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
4 | Кто такой художник? Рисование Цыплёнка | 1 | . | Наблюдательность, природа живая и неживая. | Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей. | Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя. | Мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | |
5 | Чем работает художник Смешивание красок на палитре. | 1 | Карандаши, тушь, фломастеры, палитра, краски, перья, глина. | Учить работать на палитре и смешивать краски. | Развитие умения предвидеть уровень усвоения знаний и результат. | Воспитание навыка сотрудничества, умения не создавать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. | ||
6 | Времена года. Осень. Рисование осеннего пейзажа. | 1 | Времена года, сезоны, осенние явления в природе. | Учить рисовать осень в парке, используя подходящие цвета красок. | Развитие умения наблюдать за природой, меняющимся пейзажем за окном. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
7 | Времена года. Осень. Рисование своей улицы | 1 | . | Дорога, здание, постройка, городской пейзаж. | Учить рисовать городской пейзаж по памяти. | Развитие умения работать в парах, оценивать свою работу и работу своего товарища. | Воспитание внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. | |
8 | Идём в музей. Рассматривание картин и скульптур великих авторов. | 1 | Музей, галерея, фотография. | Учить рассматривать картины и скульптуры. | Развитие умения строить монологические высказывания. | Воспитание уважительного отношения к иному мнению. | ||
9 | Как появилось изобразительное искусство? Рисование своего настроения | 1 | Звуки, тишина, наскальный рисунок, охотники. | Учить передавать своё настроение с помощью красок. | Развитие умения вслушиваться в мир звуков, адекватно воспринимать предложения учителя. | Принятие образа «хорошего ученика», осознание своей этнической принадлежности. | ||
10 | Гуашь. Рисование котёнка | 1 | Гуашевые краски, палитра, «добрая» краска. | Учить пользоваться гуашевыми красками. | Развитие аккуратности и усидчивости. | Мотивация познавательной деятельности. | ||
11 | Кисть в руке художника. Рисование картины-фантазии. | 1 | Гуашь, фантазия, палитра, смешивание красок. | Учить смешивать краски и получать при этом новые необычные цвета. | Развитие умения вносить дополнения и изменения в план и способ действий. | Воспитание навыков сотрудничества в разных ситуациях. | ||
12 | Идём в музей. Придумываем, сочиняем, творим.
| 1 | Музыка, краски, превращение, картина, загадка. | Учить слушать музыку, видеть то, что хотел художник донести до зрителя. | Развитие умения предвосхищать результат. | Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
13 | Искусство видеть и творить.
| 1 | Живописец, живопись, графика, скульптура. | Учить различать виды изобразительного искусства. | Развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ||
14 | Художник-график Сравнение музыки и рисования | 1 | Фломастеры, светлый и тёмный фон, мелки, линия. | Учить рисовать музыку с помощью линий и мазков. | Развитие умения оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Воспитание экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | ||
15 | Фломастеры. Подарки своими руками.
| 1 | Линия, полоска, узор, деталь, овал, квадрат, прямоугольник, штрих. | Учить рисовать фломастерами, используя различное направление штрихов. | Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерам. | Воспитание уважительного отношения к миру природы. | ||
16 | Придумываем, сочиняем, творим. Художник – скульптор.
| 1 | Пластилин, стек, богатырь, герой, скульптор, скульптура. | Учить лепить из пластилина, фотографировать скульптуры. | Развитие умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | ||
17 | Времена года. Зима. Лепка из снега, рисование белой краской мороженного
| 1 | Снег, зимние явления в природе, белая гуашь. | Учить лепить из снега, рисовать белой гуашевой краской. | Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание уважительного отношения иному мнению. | ||
18 | Аппликация. Создание аппликации «Дерево».
| 1 | Бумага, картон, аппликация, ткань. | Учить работать с бумагой и картоном, создавать картины из бумаги. | Развитие аккуратности и умения последовательно выполнять работы. | Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы. | ||
19 | Идём в музей. Художник – архитектор.
| 1 | Выставка, экспозиция, архитектура, архитектор. | Учить создавать домик для игрушки и отбирать работы для выставки. | Развитие умения давать оценку работам своих одноклассников. | Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей. | ||
20 | Художник прикладник. Идём в музей.
| 1 | Прикладное искусство, народные мастера, музыкальные инструменты, композиция. | Учить создавать игрушки своими руками (из ниток). | Развитие умения сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. | Воспитание осознания своей этнической принадлежности. | ||
21 | Какие бывают картины? Знакомство с пейзажем.
| 1 | Пейзаж, горизонт, линия горизонта. | Учить изображать окружающую нас природу. | Развитие умения использовать речь для планирования своей деятельности. | Воспитание самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности. | ||
22 | Портрет.
| 1 |
| Портрет, гуашь, палитра, одежда. | Учить рисовать портрет близкого человека, используя акварель и гуашь. | Развитие умения составлять план и последовательность действий. | Воспитание гуманистического сознания. | |
23 | Сюжет.
| 1 | . | Сюжет, картинка, художник - график. | Учить рисовать сюжетные картины, например, как дети играют. | Развитие умения строить понятные для партнёра высказывания. | Воспитание ответственности человека за общее благополучие. | |
24 | Натюрморт. Идём в музей. Иллюстрация.
| 1 | . | Натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, иллюстратор. | Учить рисовать натюрморт и иллюстрацию к любимой книге. | Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества. | Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | |
25 | Природа великий художник. Времена года. Создание аппликации из природного материала.
| 1 | Художник, материал, природный материал, времена года. | Учить мастерить аппликации из природного материала. | Развитие умения формулировать свои затруднения. | Воспитание начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
26 | Акварель. Рисование подснежников
| 1 | . | Акварель, аква, работа по - сырому. | Учить работать с новой техникой: по –сырому. | Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
27 | Рассказываем сказку с помощью линии. Рисование дерева черной краской на цветной бумаге
| 1 | . | Линия, фон, цвет, толще, тоньше. | Учить с помощью линии рисовать дерево. | Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие. | Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
28 | Рисуем животных из кляксы.
| 1 |
| Сказка, части тела, музыка, картина. | Учить рисовать животное из кляксы, оставленной на бумаге. | Развитие умения считать способ действия и его результат с эталоном. | Воспитание экологической культуры. | |
29 | Лепим животных.
| 1 |
| Размер, соразмерность, больше, меньше. | Учить лепить из глины и пластилина фигурки животных с детёнышами. | Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. | Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы. | |
30 | Наблюдаем за птицами. Изготовляем птиц из бумаги.
| 1 | . | Бумага, конус, треугольник, части тела птицы. | Учить склеивать птицу из бумаги, сложенной в виде конуса. | Развитие умения адекватно воспринимать предложение учителя. | Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | |
31 | Изготовляем птиц из бумаги, сложенной пополам и из коробки
| 1 |
| Середина, сгиб, пополам, коробка, кубик, части тела птицы. | Учить использовать фантазию для изготовления птицы из подручных материалов. | Развитие умения моделировать, работать по схеме и готовому чертежу. | Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |
32 | Разноцветный мир природы.
| 1 |
| Семь цветов радуги, тёплые и холодные цвета. | Учить рисовать радугу самостоятельно чередуя необходимые цвета. | Развитие умения формулировать свои затруднения и предлагать помощь в сотрудничестве. | Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | |
33 | Идём в музей. Времена года. Скоро лето.
| 1 |
| Музыка, сезонные изменения в природе. | Учить рисовать по теме и по памяти. | Развитие аккуратности и усидчивости. | Воспитание принятия образа «хорошего ученика». |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.
2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
3. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...