Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Андреева Юлия Николаевна

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo-1.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Андреева Ю.Н.


Протокол № ______ от

«_____»___________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________  Горох Н.Г.


«_____»____________2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ села Ключи

_________   Н.В.Богданова

Приказ № _______ от

«_____»___________2013г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Андреевой Юлии Николаевны

Вторая  категория

Изобразительное искусство

1  класс

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа села Ключи»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №__ от «__» __________ 2013г.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной

программы начального общего образования;

  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • программы «Изобразительное искусство» (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова).

        Учебно – методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному компоненту  государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования. Программа разработана для обучающихся со средними учебными возможностями.

Цели   обучения   изобразительному искусству:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение основных знаний художественной грамотности;
  • овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;
  • освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.

Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.                                                                                                                                                                                         Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.                                                                                                                                                    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.                                                                                            

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю (33  учебные  недели  по  1  часу  в  неделю)

Учебно-тематический план.

№Блок /Раздел / Тема

Количество часов

Всего

Комб.

Повтор.

Контр.

1

Кто такой художник

10

10

-

-

2

Искусство видеть и творить

6

6

-

-

3

Какие бывают картины

4

4

-

-

4

Природа – великий художник

8

8

-

-

5

Музей в твоей книжке

5

5

                                                           Итого

33

33

-

Содержание курса.

Тема раздела

Кол-во часов

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные знания

1

Что  такое художник

     5

Личностные: Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника.

Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника.

Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя.

Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу.

Учить рисовать дерево осенью.

Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками.

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей

2

Цвет

8

Личностные:

внутренняя позиция школьника;  

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                  

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;                                          

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                  

использовать речь для регуляции своего действия.

Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками.

3

Композиция

10

Личностные:

внутренняя позиция школьника;  

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                  

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;                                          

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                  

использовать речь для регуляции своего действия.

   

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей.

4

Фантазия

10

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                   

планировать свои действия;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                          

использовать речь для регуляции своего действия.

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В конце 1 класса учащиеся должны знать:

три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.

названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

простейшие приёмы лепки.

В конце 1 класса учащиеся должны уметь:

верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования кистью;  применять простейшие приёмы лепки.  

Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

План

Факт

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

Вводный урок

Рисование радуги

1

Изобразительное искусство, краски, бумага, картина, цвет, радуга

Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу.

Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Воспитание в детях эстетических чувств, доброжелательности и отзывчивости.

2

Кто такой художник?

Рисование дерева

1

.

Художник, профессия, кисти, краски, картина, рама.

Учить рисовать дерево осенью.

Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

Целостный, социально-ориентированный мир в единстве и разнообразии природы.

3

Кто такой художник? Рисование бабочки.

1

Пейзаж, картина, рисунок, скульптура.

Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками.

Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4

Кто такой художник?

 Рисование Цыплёнка  

1

.

Наблюдательность, природа живая и неживая.

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей.

Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя.

Мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная).

5

Чем работает художник

 Смешивание красок на палитре.

1

Карандаши, тушь, фломастеры, палитра, краски, перья, глина.

Учить работать на палитре и смешивать краски.

Развитие умения предвидеть уровень усвоения знаний и результат.

Воспитание навыка сотрудничества, умения не создавать конфликты и находить выход из сложных ситуаций.

6

Времена года.

Осень.

 Рисование осеннего пейзажа.

1

Времена года, сезоны, осенние явления в природе.

Учить рисовать осень в парке, используя подходящие цвета красок.

Развитие умения наблюдать за природой, меняющимся пейзажем за окном.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7

Времена года.

Осень.

 Рисование своей улицы

1

.

Дорога, здание, постройка, городской пейзаж.

Учить рисовать городской пейзаж по памяти.

Развитие умения работать в парах, оценивать свою работу и работу своего товарища.

Воспитание внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

8

Идём в музей.

Рассматривание картин и скульптур великих авторов.

1

Музей, галерея, фотография.

Учить рассматривать картины и скульптуры.

Развитие умения строить монологические высказывания.

Воспитание уважительного отношения к иному мнению.

9

Как появилось изобразительное искусство?

 Рисование своего настроения

1

Звуки, тишина, наскальный рисунок, охотники.

Учить передавать своё настроение с помощью красок.

Развитие умения вслушиваться в мир звуков, адекватно воспринимать предложения учителя.

Принятие образа «хорошего ученика», осознание своей этнической принадлежности.

10

Гуашь.

Рисование котёнка  

1

Гуашевые краски, палитра, «добрая» краска.

Учить пользоваться гуашевыми красками.

Развитие аккуратности и усидчивости.

Мотивация познавательной деятельности.

11

Кисть в руке художника.

 Рисование картины-фантазии.

1

Гуашь, фантазия, палитра, смешивание красок.

Учить смешивать краски и получать при этом новые необычные цвета.

Развитие умения вносить дополнения и изменения в план и способ действий.

Воспитание навыков сотрудничества в разных ситуациях.

12

Идём в музей.

Придумываем, сочиняем, творим.

 

1

Музыка, краски, превращение, картина, загадка.

Учить слушать музыку, видеть то, что хотел художник донести до зрителя.

Развитие умения предвосхищать результат.

Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

13

Искусство видеть и творить.

 

1

Живописец, живопись,  графика, скульптура.

Учить различать виды изобразительного искусства.

Развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

14

Художник-график

Сравнение музыки и рисования  

1

Фломастеры, светлый и тёмный фон, мелки, линия.

Учить рисовать музыку с помощью линий и мазков.

Развитие умения оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Воспитание экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

15

Фломастеры. Подарки своими руками.

 

1

Линия, полоска, узор, деталь, овал, квадрат, прямоугольник, штрих.

Учить рисовать фломастерами, используя различное направление штрихов.

Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерам.

Воспитание уважительного отношения к миру природы.

16

Придумываем, сочиняем, творим. Художник – скульптор.

 

1

Пластилин, стек, богатырь, герой, скульптор, скульптура.

Учить лепить из пластилина, фотографировать скульптуры.

Развитие умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

17

Времена года. Зима.  Лепка из снега, рисование белой краской мороженного

 

1

Снег, зимние явления в природе, белая гуашь.

Учить лепить из снега, рисовать белой гуашевой краской.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитание уважительного отношения иному мнению.

18

Аппликация. Создание аппликации «Дерево».

 

1

Бумага, картон, аппликация, ткань.

Учить работать с бумагой и картоном, создавать картины из бумаги.

Развитие аккуратности и умения последовательно выполнять работы.

Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

19

Идём в музей. Художник – архитектор.

 

1

Выставка, экспозиция, архитектура, архитектор.

Учить создавать домик для игрушки и отбирать работы для выставки.

Развитие умения давать оценку работам своих одноклассников.

Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей.

20

Художник прикладник.

 

Идём в музей.

 

1

Прикладное искусство, народные мастера, музыкальные инструменты, композиция.

Учить создавать игрушки своими руками (из ниток).

Развитие умения сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

Воспитание осознания своей этнической принадлежности.

21

Какие бывают картины? Знакомство с пейзажем.

 

1

Пейзаж, горизонт, линия горизонта.

Учить изображать окружающую нас природу.

Развитие умения использовать речь для планирования своей деятельности.

Воспитание самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности.

22

Портрет.

 

1

 

Портрет, гуашь, палитра, одежда.

Учить рисовать портрет близкого человека, используя акварель и гуашь.

Развитие умения составлять план и последовательность действий.

Воспитание гуманистического сознания.

23

Сюжет.

 

1

 .

Сюжет, картинка, художник - график.

Учить рисовать сюжетные картины, например, как дети играют.

Развитие умения строить понятные для партнёра высказывания.

Воспитание ответственности человека за общее благополучие.

24

Натюрморт.

Идём в музей.

Иллюстрация.

 

1

 .

Натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, иллюстратор.

Учить рисовать натюрморт и иллюстрацию к любимой книге.

Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

25

Природа великий художник.

 

Времена года. Создание аппликации из природного материала.

 

1

Художник, материал, природный материал, времена года.

Учить мастерить аппликации из природного материала.

Развитие умения формулировать свои затруднения.

Воспитание начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.

26

Акварель. Рисование подснежников

 

1

.

Акварель, аква, работа по - сырому.

Учить работать с новой техникой: по –сырому.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

27

Рассказываем сказку с помощью линии. Рисование дерева черной краской на цветной бумаге

 

1

.

Линия, фон, цвет, толще, тоньше.

Учить с помощью линии рисовать дерево.

Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие.

Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

28

Рисуем животных из кляксы.

 

1

 

Сказка, части тела, музыка, картина.

Учить рисовать животное из кляксы, оставленной на бумаге.

Развитие умения считать способ действия и его результат с эталоном.

Воспитание экологической культуры.

29

Лепим животных.

 

1

 

Размер, соразмерность, больше, меньше.

Учить лепить из глины и пластилина фигурки животных с детёнышами.

Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

30

Наблюдаем за птицами. Изготовляем птиц из бумаги.

 

1

 .

Бумага, конус, треугольник, части тела птицы.

Учить склеивать птицу из бумаги, сложенной в виде конуса.

Развитие умения адекватно воспринимать предложение учителя.

Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

31

Изготовляем птиц из бумаги, сложенной пополам и из коробки

 

1

 

Середина, сгиб, пополам, коробка, кубик, части тела птицы.

Учить использовать фантазию для изготовления птицы из подручных материалов.

Развитие умения моделировать, работать по схеме и готовому чертежу.

Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

32

Разноцветный мир природы.

 

1

 

Семь цветов радуги, тёплые и холодные цвета.

Учить рисовать радугу самостоятельно чередуя необходимые цвета.

Развитие умения формулировать свои затруднения и предлагать помощь в сотрудничестве.

Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

33

Идём в музей.

Времена года.

Скоро лето.

 

1

 

Музыка, сезонные изменения в природе.

Учить рисовать по теме и по памяти.

Развитие аккуратности и усидчивости.

Воспитание принятия образа «хорошего ученика».

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.

2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.

3. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое  пособие для учителя. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...