Проект урока
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Управление образованием
Администрации Павловского района
ПРОЕКТ УРОКА
Предмет: математика
Класс: 3 класс
Тема: «Многозначные числа»
Программа: Л.Г .Петерсон. Математика,
М., «Просвещение», 2000г.
Учебник: Математика. Учебник для 3 класса, часть 1,
Л.Г.Петерсон, М., «Ювента», 2008 г.
Тип урока: Закрепление.
Аттестационная работа
учителя начальных классов
средней общеобразовательной
школы № 9 с углублённым
изучением отдельных предметов
Колосковой Надежды Львовны.
Образование – среднее-специальное.
Стаж работы по специальности -17 лет.
г.Павлово
2009г.
Тема: «Многозначные числа».
(учебник Л.Г.Петерсон. «Математика» 3 класс, 1 часть.)
Цели:
- Формирование познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий;
- Развитие логического мышления: мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) при выполнении заданий разминки, решение задачи, повторении изученных приёмов сложения, вычитания и умножения, самостоятельной работы.
- Развитие навыков самоконтроля на основе взаимоконтроля.
- Закрепление умения выполнять действия с многозначными числами, знания нумерации чисел, решать задачи.
- Развивать произвольное внимание при работе с планом урока.
- Формирование умения общаться и работать в группах (коммуникативные навыки).
План урока с хронометражем:
- Орг.момент 2 мин.
- Сообщение темы урока 1 мин.
- Планирование работы 1 мин.
- Разминка (актуализация знаний,умений,навыков):
- чистописание; 3 мин.
- дидактическая игра «Муха» 3 мин.
- фронтальная работа – решение примеров 7 мин.
5.Самостоятельная работа – задания по выбору. 6 мин.
6.Ф/к минутка с заданием. 4 мин.
7.Работа в группах. 10 мин.
8.Итоги, самооценивание. 2 мин.
9.Домашнее задание. 1 мин.
Описание исходного уровня знаний,
умений и навыков учащихся.
К моменту проведения данного урока:
- Учащиеся знают название компонентов и результатов арифметических действий и зависимости между ними.
- Знакомы с нумерацией многозначных чисел.
- Знают и умеют представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Знают и умеют использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
- Знают и умеют использовать приёмы умножения многозначных чисел на однозначное число, круглое число.
- Знают и умеют применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками, без скобок.
- Имеют определённые знания при решении простых и составных задач:
- навыки чтения;
- представления о смысле арифметических действий, их взаимосвязи;
- основные мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- умение описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов.
Оборудование:
1.Учебник Л.Г.Петерсон «Математика» 3 класс (учитель, учащиеся).
2.Рабочая тетрадь по математике (учащиеся).
3.ТСО для показа компьютерной презентации (учитель).
4.Карточки для выполнения самостоятельной работы во время разминки (учащиеся).
5.Карточки для работы в группах (учащиеся).
6.Условные обозначения этапов урока (учитель).
7.Карточки с цифрами (учащиеся).
Список литературы:
1.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Ярославль «Академия развития», 1997.
2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.,1995.
3.Педагогическаядиагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению трудностей//Начальная школа.1999. №8.С.5.
4.Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. – М., «Ювента», 2008г.
5.Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Методические рекомендации. –
М., «Ювента», 2004г.
6.Познавательные возможности использования числовых данных на уроках математики//начальная школа.2000. №5.С.69.
Место урока в разделе школьной программы
по математике.
№ урока | Тема урока |
17 | Как люди научились считать. |
18 | Контрольная работа. |
19 | Работа над ошибками. |
20 | Системы счисления. |
21-27 | Многозначные числа. |
28-30 | Повторение. |
31 | Контрольная работа. |
32 | Работа над ошибками. |
Конспект урока с обоснованием
Содержание урока | Психолого - педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемые результаты со стороны ученика |
1.Орг.момент. У. – Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Пусть наша совместная работа порадует нас всех. У. - Садитесь.Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Давайте сложим в кулачок все отрицательные эмоции (обиду,грусть,злость…), дунем на него,чтобы они исчезли.А себе оставим те положительные эмоции, которые хотите сами и желали бы подарить другим. У. – Проверим готовность к уроку математики.Хозяин на уроке – учебник, его помощники – тетрадь, пенал. 2.Сообщение темы урока. У. – Сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, которые получили на предыдущих уроках. 3.Планирование работы. У.- Познакомьтесь с планом урока.(На доске условные значки – названия этапов урока). Этапы урока называют учащиеся. План: 1.Чистописание (учимся писать красиво). 2.Разминка(играем и вспоминаем всё,что знаем). 3.Самостоятельная работа (применяем знания). 4.Ф/к минутка с заданием (отдыхаем с толком). 5.Работа в группах (придётся поломать голову). 6.Итог урока (внимание, это важно). Самооценка. 7.Домашнее задание. 4.Разминка. а)У. – Продолжаем наше путешествие в мир чисел. (на экране появляются числа).Дети называют каждое число, записывают в тетрадь. Числа:79.618 23.410 120.501 2 У. – Какое число лишнее? Почему? (2 – однозначное число; 23.410-круглое число; 120.501 – нечётное). б)дидактическая игра «Муха» (На экране появляются числа,на одном числе сидит «муха»,по мере продвижения «мухи» появляются числа). У. – Облокотитесь на спинку стула и расслабтесь.Поиграем в «Муху». Закройте глаза. У. – «Муха» движется вниз,а потом вправо – число…(Дети хором называют число). У. – Откройте глаза, прочитайте число.Что обозначает цифра … в записи этого числа? Какая цифра стоит в классе … в разряде …. (Эта работа проводится с каждым числом). в) фронтальная работа У. – Запишем в виде суммы разрядных слагаемых число, сумма цифр которого самая большая.Как найти это число не считая? (79.618=70.000+9.000+ +600+10+8) У. – Найти сумму 5-ти значных чисел. 79.618 23.410 103.028 У. – Прочитайте это выражение разными способами. 1способ: Сумма чисел 79.618 и 23.410 равна 103.028 2 способ: 1 слагаемое – 79.618 2 слагаемое – 23.410 Сумма – 103.028 3 способ: 79.618 увеличить на 23.410 получится 103.028 У. – Найти разность 6-ти значного числа и 5-ти значного числа, у которого в классе тысяч в разряде десятков стоит цифра 2. 120.501 23.410 97.091 У. – Прочитайте это выражение с названием компонентов. У. – Выполните умножение в столбик 5-ти значного круглого числа на однозначное. Какое правило нужно помнить, чтобы записать этот пример? (под нулём не пишем) 23.410 2 46.820 5.Самостоятельная работа. У. – Ребята, какая работа по плану следует дальше? Д.- Самостоятельная работа. У. – Верно,сейчас вы выполните самостоятельно тест. Задания будут трёх уровней по степени сложности. (наэкране появляются задания) У. – Познакомтесь с заданиями.Какие задания вы выбрали? Обоснуйте свой выбор. (У детей на партах лежат тесты, каждый выбирает свой уровень) - Приступайте к работе, выполненные вами задания мы потом проверим. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Задания: * 1.Обведи кружком 5-ти значное число: а) 45.105 б) 3.576 в) 498 2.Обведи кружком правильную запись числа одна тысяча сто: а) 100 б) 101 в) 1.100 3.Обведи кружком правильную запись числа 568 в виде суммы разрядных слагаемых: а)500+600+8 б) 500+60+8 в)560+8 4.Найди закономерность и продолжи ряд на одно число: 123,345,567, … ** 1. Обведи кружком 7-ти значное число: а) 5.105.600 б) 33.576 в) 415.134 2.Обведи кружком правильную запись числа двадцать одна тысяча сто: а) 21.010 б) 2.101 в) 21.100 3.Обведи кружком правильную запись числа 9.503 в виде суммы разрядных слагаемых: а)9.000+503 б) 9.000+500+3 в)900+500+3 4.Найди закономерность и продолжи ряд на одно число: 987,765,543,… *** 1. Обведи кружком число,в котором цифра 5 стоит в разряде десятков: а) 250 б) 905 в) 506 2.Обведи кружком правильную запись числа шесть тысяч девять: а) 6.909 б) 6.090 в) 6.009 3.Обведи кружком правильную запись числа 96.210 в виде суммы разрядных слагаемых: а)96.000+210 б) 90.000+600+200+10 в)9.000+500+3 4.Найди закономерность и продолжи ряд на одно число: 123,234,345,… У.- Проверим правильность выполненного задания. Взаимопроверка. (на экране появляются правильные ответы)
**321 ***456 У.- Поменяйтесь тетрадями. Встаньте у кого всё верно. Молодцы! 6.Ф/к минутка с заданием. У.- У вас у каждого на парте лежит карточка с цифрой. Давайте составим 3 числа. У каждого ряда своё. У какого ряда число будет наибольшим? Почему? (у 2 ряда,т.к. там больше учеников, чем на 1 и 3 рядах). У.- Выходят дети 1 ряда. Встаньте в порядке возрастания. Разбейтесь на классы. Прочитаем число. Я буду называть класс и разряд – этот ученик делает шаг вперёд. Остальные проверяют, если не согласны – исправляем. 12.345.678 - класс млн,разряд дес.; -класс тыс.,разр. сот.; -класс ед.,разр. ед. У. – Выходят дети 3 ряда. Встаньте в порядке убывания. Разбейтесь на классы. Прочитаем число. 87.654.321 (Проводится аналогичная работа) У.- У какого ряда число больше? Почему, ведь цифры одинаковые? У.- Выходят дети 2 ряда. Встаньте как хочется, но чтобы одинаковые цифры были рядом. Разбейтесь на классы. Прочитаем число. . повторяется? 1.223.456.789 У.- А теперь встаньте так, чтобы цифра 5 была в 1 классе, цифра 8 во 2 классе, а одинаковые цифры в 3 классе. Прочитаем число. У.- Молодцы. Вы были внимательны и справились с заданиями. 8.Работа в группах. У.- Давайте обратимся к нашему плану урока и определим следующий этап.Итак, мы будем работать в группах. У каждой группы есть карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание, после выполнения ответ вывешиваете на доску. ( У каждой группы одинаковая задача, но дополнительный вопрос у групп разный) Задача. В одной школе учатся 1390 учеников, во 2 школе на 82 ученика больше, чем в 1 школе, а в 3 школе на 472 ученика меньше, чем во 2 школе.Сколько всего учеников в трёх школах? 1 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает 2 класс разряд единиц. 3.862 2 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает 1класс разряд сотен. 3.862 3 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает 2 класс разряд десятков. 3.862-ловушка 4 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает 1класс разряд десятков. 3.862 5 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает 1 класс разряд единиц. 3.862 У.- Давайте проверим ваши работы и подведём итог. Что вы заметили? Послушаем каждую группу, проверяем.Если не согласны, исправляем ошибку.(На наборном полотне выставлены ответы каждой группы). 8.Итоги, самооценивание. У.- Ребята, посмотрим на план работы. Чем мы сегодня занимались на уроке? Что для вас было легко? Что было ещё трудно? А что показалось самым интересным? Закрасьте свой круг . Н - настроение А – активность С – сложность высокий средний низкий А Н С 9.Домашнее задание. У.- Домашнее задание будет творческим. Придумайте 3 числа: 5-ти значное, 6-ти значное, 7-ми значное. Каждое число представьте в виде суммы разрядных слагаемых. Затем запишите всевозможные выражения с этими числами на сложение и вычитание, найдите результат. У.- Урок окончен. Я довольна вашей работой. | Психологическая установка на работу, эмоциональный настрой, снятие напряжения. Ситуация успеха на работу. Акцентируем внимание, формирование самоконтроля. Идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности – формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке, формирование познавательной мотивации на основе эмоциональной мотивации при знакомстве с планом работы. Актуализация знаний, умений и навыков. Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно операций анализа,синтеза. Используется диалоговая форма работы. Мотивационный компонент учебной деятельности: эмоциональная мотивация, применение метода дидактической игры способствует повышению познавательной активности детей. Развитие пространственного мышления детей. Смена видов деятельности. Предупреждение близорукости. Задания подобраны таким образом, чтобы повторить все виды работы с многозначными числами. Развитие операционной части учебной деятельности, а именно произвольного внимания, мыслительных операций. Развиваю математическую речь детей.Этап громкой внешней речи (по теории П.Я.Гальперина). Выполнение заданий на отработку имеющихся знаний о многозначных числах. Развитие операционного компонента учебной деятельности – развитие плана действий с помощью планирования работы на уроке.Метод самостоятельной работы. Развитие мотивационного компонента учебной деятельности – познавательной мотивации на основе эмоциональной при выборе задания. Дифференциация по уровню сложности. Развитие регулирующей части учебной деятельности – итогового самоконтроля на основе взаимопроверки. Используется работа в парах. Осуществление обратной связи через экран. Мотивационный компонент учебной деятельности – эмоциональная мотивация.Смена вида деятельности, смена позы – релаксауия (мышечное расслабление ) формирование познавательной мотивации. Перенос знаний в новые условия. Дифференциации нет, т.к. материал должны повторить все. Работа в группах – развитие коммуникативных навыков.Дети самостоятельно анализируют учебный материал – исследовательский метод. Развитие регулирующей части учебной деятельности – итогового самоконтроля. Используется средство обратной связи – наборное полотно. Работа по развитию регулирующего компонента учебной деятельности, а именно развитие рефлексии при подведении итогов; операционного компонента, а именно логического мышления – операции обобщения с помощью зрительной и слуховой опоры. Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – формирование адекватной самооценки. Развитие творческих способностей детей. Мотивационный компонент учебной деятельности – познавательной мотивации на основе эмоциональной мотивации – выполнение задания творческого характера. Положительный настрой для дальнейшей работы. | Ученики приветствуют учителя, принимают настрой учителя. Проверяют готовность к уроку. Ученики настраиваются на работу на уроке. Учащиеся включаются в процесс работы, внимательно слушают одноклассника, вырабатывая привычку слушать говорящего. Ученики демонстрируют свои знания, внимательно слушая друг друга, исправляя ответы в случае ошибки. Смена позы – релаксация (мышечное расслабление). Дети развивают математическую речь. Развитие логического мышления, вычислительных навыков. Ученики слушают учителя, сосредотачивают своё внимание на заданиях. Знакомятся с заданиями по выбору, оценивают свои возможности и делают выбор. Выполняют самостоятельную работу. Демонстрируют результаты, проверяют рабаты друг друга. Снятие усталости. Дети демонстрируют свои знания в новых условиях. Ученики работают в группах, обсуждают решение, выполняют задание. Дети внимательно слушают ответы каждой группы, участвуют в дискуссии. Учащиеся анализируют полученные знания на уроке, высказывают своё мнение. Ученики оценивают урок, оценивают свою работу. Учащиеся внимательно слушают домашнее задание, уточняют, задают вопросы, открывают дневники, записывают задания. Ученики принимают похвалу. |
Самоанализ проекта урока.
Я работаю в 3 «А» классе по программе «Математика» Л.Г.Петерсон. Проект по теме «Многозначные числа».
В классе 26 человек: 17 девочек и 9 мальчиков. 34,6% (9человек) соответствует высокому уровню развития, 46,1% (12 человек) – среднему уровню и 19,2% (5 человек) – ниже среднего.
Наряду с эмоциональной мотивацией преобладающей становится учебно – познавательная мотивация, развита любознательность, высокий интерес к трудным заданиям. Ребята быстро включаются в работу, принимают учебную задачу и способны удержать её до конца. Все склонны к процессу сотрудничества, умеют работать в парах, группах.
Исходя из выше сказанного, я думаю, что используемые мною цели на уроке математики по теме «Многозначные числа» позволяют добиться:
- Формирования познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий–мотивационный компонент учебной деятельности-на этапах: планирования работы, разминки ( дидактическая игра»Муха»).
- Развития логического мышления: мыслительных операций ( анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения) при выполен6ии заданий на этапах разминки, ф/к минутки с заданием, самостоятельной работы.
- Развитие самоконтроля – регулирующего компонента учебной деятельности: итогового самоконтроля ( на этапах самостоятельной работы, работы в группах), пошагового самоконтроля ( на этапах чистописания, фронтальной работы), прогностической самооценки (на этапе самостоятельной работы – задания по выбору), адекватной самооценки ( подведение итогов урока).
- Обобщение знаний о многозначных числах, применять знания на практике (на этапах разминки, самостоятельной работы, работы в группах).
- Развитие математической речи происходит в течение всего урока.
- Формирование желания общаться, доброжелательного отношения друг к другу, умения принимать единое решение во время групповой формы работы (коммуникативные навыки).
- Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством здоровьесберегающих технологий, форм и методов обучения.
Урок развивающий, т.к. идёт работа по развитию всех трёх компонентов учебной деятельности, а именно:
- Развитие познавательной мотивации
- Развитие операционного компонента
- Развитие рефлексии
Высокая работоспособность детей в течение всего урока обеспечивалась сменой форм обучения: фронтальной, самостоятельной, групповой.
Для снятия эмоционального напряжения, утомления учащихся применялись: дидактическая игра, физкультминутки, групповая форма работы, эмоциональная передача учебного материала.
Созданию благоприятного психологического климата способствовало: включение учеников в учебную дискуссию, доступность информации, использование НИТ как средства наглядности, доброжелательное отношение к ученикам за счёт тактичного, демократичного стиля общения учителя, похвала, одобрение, уважения к личности ребёнка.
На уроке осуществлялась и дифференцированная работа с целью лучшего усвоения по уровню сложности – критерий: скорость мышления, уровень работоспособности ( работа в группах, задания по выбору)
Использовалась обратная связь (самоконтроль, самооценка).
Время на уроке распределялось рационально.
Применение на уроке технологий личностно-ориентированного, дифференцированного, ненасильственного, рефлексивного, диалогового обучения, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, чередование всех видов деятельности, создание благоприятного психологического фона на уроке способствует предупреждению гиподинамии, сохранению и укреплению здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"
Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...